Финансовый и управленческий анализ

Лекция 2 Содержание финансового и управленческого анализа

В основе классификации видов анализа лежит классификация функций управления

Рис. 1Содержание экономического анализа

Наиболее часто встречающиеся и глубоко проработанные в литературе способы классификации видов анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация видов АХД

Классификационный признак Виды анализа
По отраслевому признаку отраслевой межотраслевой
Широта и доступность привлекаемого информационного обеспечения внешний внутренний
Анализируемая подсистема предприятия производственный финансовый
Периодичность проведения систематический эпизодический
Временной аспект деятельности ретроспективный перспективный
По пространственному признаку внутрифирменный межфирменный
Содержание программы и полнота изучаемых вопросов комплексный тематический
Горизонт анализа оперативный тактический, стратегический
По охвату изучаемых объектов сплошной выборочный
Объекты анализа инвестиционный, проектный, маркетинговый, логистический, анализ рисков, анализ безубыточности и т.д.

По методике изучения объектов различают качественный и количественный анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, маржинальный анализ, экономико-математический анализ.

По степени широты и доступности привлекаемого информационного обеспечения в научной и учебно-методической литературе принято выделять два вида анализа: внутренний и внешний. С определенной долей условности можно сформулировать основные различия между ними (табл. 2), хотя на практике эти два вида аналитической работы нередко пересекаются.

Таблица 2 -Основные особенности внутреннего и внешнего анализа

Классификационный признак Виды анализа
внешний внутренний
Назначение Общая оценка имущественного и финансового состояния Поиск резервов увеличения прибыли и эффективности деятельности
Исполнители и пользователи Собственники, участники рынка ценных бумаг, налоговые службы, кредиторы, инвесторы и др. Управленческий персонал предприятия (руководители и специалисты)
Базовое информационное обеспечение Бухгалтерская отчетность Регламентированные и нерегламентированные источники информации
Характер предоставляемой информации Общедоступная аналити­ческая информация Детализированная аналитическая информация конфиденциального характера
Степень унификации методики анализа Достаточно высокая возможность унификации процедур и алгоритмов Индивидуализированные разработки
Доминирующий временной аспект анализа Ретроспективный и перспективный Оперативный

Организация, объекты и методы решения задач финансового и управленческого анализа имеют свою специфику.

В процессе финансового (внешнего) анализа выполняются рас­четы по определению:

• абсолютных показателей прибыли, выручки, издержек;

• относительных показателей рентабельности;

• рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности организации;

• эффективности использования собственного капитала;

• эффективности использования заемных средств;

• эффективности авансирования капитала (инвестиционный анализ);

• экономической диагностики финансового состояния орга­низации и рейтинговой оценки организации-эмитента.

Предметом управленческого или внутрихозяйственного произ­водственного анализа, являются:

• обоснование бизнес-плана;

• система маркетинга;

• комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности;

• технико-организационный уровень и другие условия производства;

• эффективность использования производственных ресурсов;

• производство и реализация продукции;

• взаимосвязь себестоимости, объема продукции и прибыли
Финансовый анализ, основывающийся на данных бухгалтерской отчетности, является внешним анализом и обладает таким особенностями, как:

• множественность субъектов анализа (пользователей информации);

• разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

• наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;

• ориентация анализа только на публичную отчетность организации;

• максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности организации.

К особенностям управленческого анализа относятся:

• ориентация результатов анализа на руководство организации;

• отсутствие регламентации анализа со стороны;

• комплексность анализа, изучение деятельности предприятия с экономической, финансовой и технической сторон;

• интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;

• закрытость результатов анализа с целью сохранения коммерческой тайны.

Базируется информация финансового и управленческого анализа на данных производственного учета (учета производст­венных затрат).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: