double arrow

Текущие и оперативные финансовые планы

Финансовый план как раздел бизнес-плана. Финансовые расчеты в составе бизнес-плана

Бизнес-план – программа деятельности предприятия, обоснование его стратегий и тактических мер по их осуществлению.

В отечественной практике бизнес-планы разрабатываются предприятиями для обоснования: текущего и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности; возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств; предложений по созданию совместных и иностранных предприятий; целесообразности оказания мер государственной поддержки.

В зависимости от цели составления бизнес-план может включать различное количество разделов (от четырех до двенадцати).

Мировая практика выработала составление следующих стандартных финансовых расчетов в составе бизнес-плана:

§ прогноз объемов реализации (выручки);

§ таблица доходов и затрат;

§ баланс денежных расходов и поступлений;

§ прогнозный баланс активов и пассивов;

§ график достижения безубыточности (точка безубыточности).

Прогноз объемов реализации (выручки) имеет первостепенное значение. От точности этого прогноза зависит вложение средств в производство, инвестиционные и другие расходы, поскольку выручка от реализации является главным источником средств предприятия. Он выполняется на основе предыдущих разделов бизнес-плана. Этот расчет призван реально обосновать прогнозируемые суммы выручки от продукции, работ, услуг исходя из потенциальной емкости рынка, конкурентоспособности продукции, цен, условий продаж.

Прогноз объема реализации рекомендуется разрабатывать на три года. Для первого года задания предусматриваются на каждый месяц, для второго – на квартал, для третьего – в целом на год.

Баланс денежных расходов и поступлений разрабатывается с целью обеспечения синхронности поступления денежных средств с расходами предприятия. В нем указывается все предполагаемые затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), как текущие, так и инвестиционные. в источниках денежных поступлений предусматривается как собственные, так и заемные и привлеченные средства. Наличие переходящего остатка денежных средств на конец периода свидетельствует о сбалансированности расходов и источников их покрытия, то есть о платежеспособности субъекта хозяйствования в данном бизнесе или инвестиционном проекте. Данный расчет представляет интерес, как для самого предприятия, так и для внешних пользователей информации.

Прогнозный баланс активов и пассивов может составляться для первого года реализации проекта. Этот плановый документ имеет форму бухгалтерского баланса предприятия. В нем на начало и конец отражаются прогнозируемые размеры статей внеоборотных и текущих активов, собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных финансовых обязательств. Баланс активов и пассивов разрабатывается с целью подтвердить ликвидность предприятия.

График движения безубыточности (точка безубыточности) представляет интерес и для предприятия и для внешних пользователей информации.

Расчет позволяет увидеть пороговый (критический) объем производства, начиная с которого предприятие будет получать прибыль. Допустим пороговый объем производства изделия А - 1000 единиц, а предприятие планирует выпустить изделий А – 900 единиц. В таком случае, как бы ни старалось предприятие снизить издержки, оно все равно получит убыток от производства изделия А. Прибыль по данному изделию возможно получить начиная с 1001 единицы.

В условиях рыночной неопределенности, большой зависимости от внешних факторов, частого изменения законодательства, инфляционных ожиданий многие отечественные предприятия сталкиваются с проблемами прогнозирования и планирования будущего. Поэтому основное внимание сегодня они уделяют текущему (краткосрочному) планированию.

Текущее финансовое планирование включает разработку: финансового плана основной деятельности, процедура составления которого предусматривает обоснование прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и ее распределение; финансового плана не основной деятельности, процедура составления которого предполагает расчет доходов и расходов, а также прибыли или убытка от этой деятельности; текущего финансового плана (расчетного баланса доходов и расходов); расчетов показателей текущего финансового плана (налогов, прибыли, амортизационных отчислений и др.); кредитного, валютного планов, плана (бюджета) по налогам; плана движения денежных средств, в основе которого лежит определение резерва ликвидных средств; оперативных финансовых планов (платежного календаря, кассового плана). Ведущим финансовым планом в современных условиях является текущий. Он составляется на год с поквартальной разбивкой. Разработка финансового плана включает пять этапов: анализ финансовых показателей за отчетный период; разработка учетной политики на плановый год; составление расчетов и таблиц, обосновывающих плановые размеры доходов и расходов; доведение плановых заданий до подразделений и служб предприятия и конкретных исполнителей; разработка отчетов об исполнении финансовых планов. План поступления и расходования (движения) денежных средств на год с разбивкой по кварталам и месяцам дает общую основу управления денежными потоками предприятия. Однако высокий динамизм этих потоков, их зависимость от многих факторов краткосрочного действия определяют потребность в разработке финансового документа, обеспечивающего ежедневное управление движением денежных средств предприятия. Таким документом является платежный календарь.

Платежный календарь - основной оперативный финансовый план. Он является самым эффективным и надежным инструментом оперативного управления денежными потоками предприятия. Основной целью разработки платежного календаря является установление конкретных сроков поступления денежных средств и платежей предприятия и их доведение до исполнителей в форме плановых заданий.

Период планирования определяется предприятием самостоятельно с учетом специфики деятельности и экономической целесообразности. Он может быть равен месяцу, пятнадцати дням, декаде или одному дню. Официально установленной формы платежного календаря нет. Наиболее распространенной формой является построение в разрезе двух разделов: предстоящие расходы и платежи; предстоящие поступления денежных средств. В первом разделе указываются все расходы и платежи, проходящие через расчетный, спецссудный счета в банке. Во втором разделе указываются: переходящие остатки на расчетном счете, кредитовое сальдо на спецссудном или контокоррентном счете, выручка от реализации продукции (работ, услуг) и иных ценностей, доходы от операций с ценными бумагами, поступление дебиторской задолженности покупателей и др. В платежном календаре денежные расходы и поступления средств должны быть сбалансированы.

Помимо платежного календаря на предприятиях может составляться кассовый план. Кассовый план – это план оборота наличных денежных средств, определяющий поступления и выплаты наличных денег через кассу предприятия. Кассовый план составляется на квартал. Он состоит из четырех разделов. В первом разделе указывается поступление наличных денег в кассу предприятия, кроме средств, получаемых в банке. Во втором разделе указываются все расходы наличными деньгами (на заработную плату и др. виды оплаты труда). В третьем разделе кассового платежа приводится расчет суммы наличных денег, планируемых к получению в банке для выплаты зарплаты и на другие цели. В четвертом разделе – сроки суммы выплат наличными деньгами, согласованные с банком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: