Тема. Роль финансов в экономике, социальной сфере

Управление гос. долгом – это совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых гос. ценных бумаг.

Существуют различные формы управления гос. долгом:

- изменение доходности займов, примером может служить изменение доходности ГКО;

- увеличение срока действия и изменение других условий выпуска займа (например, ОФЗ вначале выпускали на год с выплатой купона один раз в квартал, затем стали выпускать на два года с выплатой купона один раз в год);

- объединение нескольких займов в один;

- отсрочка погашения займа;

- обмен облигаций по регрессивному соотношению – несколько облигаций старого займа приравниваются одной новой облигации;

- аннулирование гос. долга – государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам;

- реструктуризация задолженности – изменение структуры долга.

Эти формы управления относятся и к внутреннему, и к внешнему долгу. Однако управление внешним долгом имеет свою специфику: чрезмерный рост внешнего долга угрожает национальной безопасности страны, означает фактически ее банкротство.

Управление использованием внешнего долга может осуществляться в трех формах:

-финансовое размещение – финансирование инвестиционных проектов и развития экономики; это самый эффективный способ размещения внешнего долга;

-бюджетное использование – финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в том числе обслуживание внешнего долга;

-смешанное бюджетно-финансовое размещение.

Управление погашением внешнего долга предусматривает использование различных источников его погашения: бюджетных средств, золотовалютных резервов, новых заимствований, конвертации (обмен) задолженности в акции предприятия.

В России используется второй способ размещения – это самый неэффективный способ использования внешнего долга. В нашей стране в качестве источника погашения внешнего долга используются новые заимствования. Россия начинает работать на обслуживание гос. долга. В области управления внешним долгом первоочередными задачами являются:

- оптимизация структуры долга (по срочности – необходимо привлекать средне- и долгосрочные кредиты; по видам – расширять круг используемых финансовых инструментов; по доходности – расширять эмиссию ценных бумаг и т. д.);

- использование проектов, финансируемых за счет связанных кредитов;

- конверсия внешнего долга – обмен долга на национальную валюту, выкуп долга с дисконтом, обмен долга на экспорт, обмен долга на собственность, в инвестиции;

- управление внешними финансовыми активами – инвентаризация российского имущества за рубежом, попытки возвратить долги России и российское золото, находящееся за рубежом.

В качестве примера эффективного управления внешним долгом можно привести договоренность о погашении монгольского и вьетнамского долгов (около 11,5 млрд. долл.) перед Россией. В марте 2002 года было списано 70 % долга, а оставшиеся 30 реструктурированы, т.е. погашаются товарными поставками и пакетами акций монгольских предприятий. Это может обеспечить России владение контрольным пакетом акций одной из крупных компаний по производству никеля, а также контроль почти над половиной мирового рынка никеля.

В современных условиях в России отсутствует отлаженная система учета внешних долгов, не говоря уже о системе управления ими.

ТЕМА 6. НАЛОГИ. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ.

1. Сущность и функции налогов.

2. Классификация и элементы налогов.

3. Сущность налоговой системы.

4. Принципы построения налоговой системы.

5. Налоговая политика. Налоговая реформа в России.

1.Юридическое определение налога дано в Налоговом кодексе РФ: «обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».

Основные черты налога: односторонний характер его установления; безвозмездность; принудительный характер платежей.

Налоги являются важнейшим элементом налоговой политики государства и выполняют следующие функции:

Регулирующая функция. Государство может регулировать частную собственность только косвенно – через налоги; с помощью налогов государство регулирует темпы развития экономики: уменьшение налогового бремени дает импульс к развитию отраслей, регионов и т.д., рост же налогов замедляет темпы роста экономики.

Перераспределительная функция. С помощью налогов государство перераспределяет финансовые ресурсы между сферами экономики, отраслями, регионами и т.д.

Фискальная функция – налоги являются важнейшим источником доходов бюджета, на их долю приходится более 90% доходов.

Контрольная функция. С помощью налогов государство осуществляет контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов.

Стимулирующая функция. Через налоги государство стимулирует эффективное использование всех экономических ресурсов.

2.Классификация налогов следующая:

1. По объекту обложения – прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с дохода или имущества. Косвенные налоги включаются в цену товара и оплачиваются потребителем. Прямые налоги делятся на личные (уплачиваются с действительно получаемого дохода) и реальные (взимаются с предполагаемого дохода, например, налог на недвижимость). Косвенные налоги подразделяются на индивидуальные акцизы, универсальные акцизы (НДС) и таможенные пошлины.

2. По субъектам обложения – раскладочные и количественные. Раскладочные налоги распределяются между налогоплательщиками. Количественные налоги учитывают имущественное состояние налогоплательщика.

3. По месту поступления – закрепленные и регулирующие.

4. По уровню управления – федеральные, региональные и местные.

5. По цели использования – общие и целевые.

6. По срокам оплаты – регулярные и разовые (налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения).

Основные элементы налога:

- категории налогоплательщиков;

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- срок и порядок уплаты налога;

- налоговые льготы.

Налогоплательщики – это организации и физические лица, индивидуальные предприниматели, на которых возложена обязанность уплаты налогов.

Объект налогообложения – это то, что облагается налогом. Могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, работ, услуг и т.д.

Налоговая база – стоимостная или физическая характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период – календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.

Ставка налога – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки бывают твердые (в руб.) и в %.

Порядок исчисления налога показывает, кто исчисляет сумму налога. Это может быть налогоплательщик (налог на прибыль), налоговая организация (налог на имущество физических лиц), работодатель (налог на доходы физических лиц).

Порядок уплаты налога – это технические приемы внесения налога в соответствующий бюджет. Это могут быть авансовые платежи в течение налогового периода или разовая уплата всей суммы.

Сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу. Они могут быть определены календарной датой или периодом.

Налоговая льгота – предоставляемая отдельным категориям налогоплательщиков при наличии соответствующих оснований. Налоговые льготы предоставляются в виде дополнительных скидок и вычетов.

3.Налоговая система – совокупность существующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. К ним относятся:

-принципы, формы и методы установления, изменения, отмены, уплаты налогов;

-виды налогов;

-права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений;

-формы и методы налогового контроля;

-ответственность участников налоговых отношений;

-способы защиты прав и интересов налогоплательщиков.

Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и зачисляются в федеральный бюджет или федеральные внебюджетные фонды. Норматив распределения федеральных налогов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами определяется в соответствии с законом о федеральном бюджете. Введение в действие региональных и местных налогов, внесение в них изменений осуществляется соответственно органами законодательной власти субъектов Федерации представительными органами местного самоуправления.

Виды налогов в РФ: федеральные, региональные и местные.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов. Для проведения контроля используется налоговая отчетность, одной из форм которой является налоговая декларация.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога.

Основными формами налогового контроля являются:

-налоговые проверки;

-получение объяснений налогоплательщиков и др. лиц;

-проверка данных учета и отчетности;

-осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;

-экспертиза и др.

Для обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов применяют:

-залог имущества;

-поручительство;

-приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке;

-арест имущества (с санкции прокурора).

Налоговым правонарушением является противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и их представителей.

4.Классические принципы построение налоговой системы были сформулированы еще А. Смитом.

Первый принцип. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу. Иначе возникает неравенство обложения.

Второй принцип. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

Третий принцип. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

Четвертый принцип. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Эти принципы А. Смита стали основой налоговой политики. В нашей стране эти принципы сформулированы в Налоговом кодексе РФ часть 1:

-обязательность уплаты налогов;

-налоги не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных критериев;

-не допускается устанавливать налоги, нарушающие единое экономическое пространство;

-налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными;

не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов или налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физического лица, или места происхождения капитала.

5. Налоговая политика – совокупность конкретных мероприятий государства в области налогообложения. Эта политика является составной частью финансовой политики. Основными задачами налоговой политики являются:

-обеспечение государства финансовыми ресурсами;

-регулирование экономики;

-решение социальных задач.

Существуют различные типы налоговой политики: политика максимальных налогов, политика разумных налогов и т.д. в России используется политика максимальных налогов. Она характеризуется тем, что вначале поступления в бюджет возрастают, а потом начинают снижаться. Такая политика осуществляется через налоговый механизм, который включает:

-планирование налогов;

-организацию взимания налогов;

-стимулирование взимания налогов;

-налоговый контроль.

Налоговая реформа в России началась в 1998г., был принят Налоговый кодекс (часть1). По существу формируется новое налоговое законодательство, создается новая отрасль права – налоговое право.

Основные направления налоговой реформы сводятся к следующему:

-построение единой стабильной налоговой системы;

-сокращение числа налогов;

-консолидация в федеральный бюджет внебюджетных фондов с сохранением их целевого характера;

-новый понятийный аппарат;

-придание налоговой системе большой простоты и понятности и большей справедливости;

-облегчение налогового бремени;

-увеличение собираемости налогов;

-сокращение числа льгот и т.д.

ТЕМА 7. СТРАХОВАНИЕ.

1. Экономическая сущность и функции страхования.

2. Основные понятия в страховом деле.

3. Классификация страхования. Системы страхования.

4. Страховой рынок в России.

1. Страхование – это совокупность экономических отношений между его участниками по поводу формирования страхового фонда и его использования для возмещения ущерба.

Страхование – составная часть финансов, но отношения страхования имеют целый ряд особенностей:

-денежные отношения в страховании связаны с возможностью наступления страховых случаев, наносящих ущерб;

-при страховании осуществляется распределение нанесенного ущерба между участниками страхования;

-при страховании ущерб перераспределяется между территориями и во времени;

страхование характеризуется возвратностью средств, внесенных в страховой фонд.

В РФ существуют три основные формы страхового фонда:

- централизованный страховой фонд – образуется за счет общегосударственных ресурсов в натуральной и денежной форме, распоряжается им Правительство;

- фонды самострахования – создаются самими предприятиями и организациями в виде резервных, страховых, фондов риска, существуют и в денежной, и в натуральной форме;

- фонды страховщика – создаются специализированными страховыми компаниями за счет уплаты взносов, существуют только в денежной форме.

Сущность страхования проявляется в его функциях. Страхование выполняет следующие функции:

- рисковая функция –перераспределение риска между участниками страхования;

- предупредительная функция – использование части средств с целью уменьшения вероятности наступления страхового случая;

- сберегательная функция – накопление денежных средств (страхование на дожитие);

- контрольная функция – контроль за формированием и использованием страховых фондов.

2.В страховании используется много специфических терминов.

Страховщик – специализированная организация, производящая страхование.

Перестраховщик – страховая организация, которая перестрахует объекты.

Страхователь – физическое или юридическое лицо, которое уплачивает страховые взносы.

Объекты страхования – имущество, жизнь, здоровье, трудоспособность граждан и т.д.

Страховой полис – документ, удостоверяющий факт страхования.

Страховой акт – документ, подтверждающий факт, обстоятельства и практику страхового случая.

Страховой случай – фактически происшедшее событие, последствием которого является выплата страхового возмещения.

Страховой ущерб – ущерб, нанесенный объектам страхования в результате наступления страхового случая.

Страховое возмещение – сумма ущерба, причитающаяся к выплате страхователю.

Страховая ответственность (страховое покрытие) – обязанность страховщика выплатить страховое возмещение или страховую сумму.

Страховой тариф (взнос) – плата за страхование.

Страховой риск – вероятность наступления страхового случая.

Страховая сумма – размер денежных средств, на которую фактически застрахован объект страхования.

Страховая оценка – действительная или заявленная стоимость имущества. она ограничивает размер страховой суммы.

Страховая премия – источник формирования страховых фондов.

Выгодоприобретатель – юридическое или физическое лицо, назначенное для получения страховой суммы.

Застрахованный – физическое лицо, жизнь, здоровье и трудоспособность которого выступают объектом страховой защиты.

Срок страхования – временной период, на который застрахованы объекты страхования, длится от нескольких дней до 10-15 лет, иногда до расторжения договора страхования.

Сострахование – совместное страхование несколькими страховщиками одного объекта страхования.

Все эти основные понятия содержатся в договоре страхования. Договор страхования заключается на основе Закона РФ «О страховании» от 27 ноября 1992г. и в новой редакции Закона «Об организации страхового дела в РФ» от 31 декабря 1997г.

Договор страхования – соглашение между страхователем и страховщиком, по которому страховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные сроки.

Для заключения договора страхователь подает письменное заявление страховщику, договор страхования вступает в силу с момента уплаты страхователем первого страхового взноса. В договоре страхования указываются обязанности страховщика и страхователя.

3.Классифиация страхования осуществляется по различным критериям:

1. По целям страховой деятельности различают две сферы – коммерческое и некоммерческое страхование; некоммерческое страхование включает социальное страхование, обязательное медицинское страхование и т.д. Коммерческое страхование включает в себя первичное или прямое страхование, сострахование, перестрахование.

2. По уровням защиты трудящихся различают страхование от отраслевого риска, от риска предприятия и индивидуального риска (за счет собственных средств граждан).

3. По отраслям страхования различают страхование личное (страхование жизни и страхование от несчастных случаев), имущественное и страхование гражданской ответственности, последнее включает в себя страхование ответственности за причинение вреда и страхование ответственности по договору. К страхованию ответственности за причинение вреда относятся важнейшие виды страхования: гражданской ответственности владельцев автотранспорта, предприятий – источников повышенной опасности, ответственности работодателя перед нанимаемыми рабочими и служащими, профессиональной ответственности лиц – врачей, строителей и т.д. страхование ответственности по договору охватывает ответственность за любые договорные отношения сторон.

4. По объему страховой ответственности различают обязательное и добровольное страхование. К обязательному страхованию относится страхование пассажиров, сотрудников милиции, внешней разведки, космонавтов и т.д.

5 .По классу страхования различают транспортное, инженерное и т.д.

6. По форме организации страхового дела страхование делится на групповое и индивидуальное.

7. По ориентации страховых интересов различают страхование, ориентированное на запросы семьи, и страхование предпринимательских структур.

На российском рынке страховых услуг преобладает добровольное страхование, а в его составе – страхование жизни.

Различают пять систем страхования:

1.Страхование по действительной стоимости имущества.

2.Страхование по системе пропорциональной ответственности. Это неполное, частичное страхование объекта.

3.Страхование по системе первого риска. В этом случае страховое возмещение выплачивается в размере ущерба, но в пределах страховой суммы.

4.Система дробной части. В договоре страхования устанавливаются две страховые суммы: показанная стоимость и действительная стоимость.

5.Страхование по восстановительной стоимости. В этом случае страховое возмещение равно цене нового имущества соответствующего вида.

4. Страховой рынок – это рынок, где объектом купли-продажи выступает страховая услуга. На страховом рынке есть продавцы, покупатели и посредники.

Покупатели страховой услуги – это любые юридические и физические лица, если это не противоречит условиям страхования. В качестве продавцов страховой услуги могут выступать:

-прямые страховщики – это страховые компании, которые заключают со страхователями договора страхования;

-перестраховщики – организации, которые перестрахуют уже застрахованные объекты, в России развито слабо;

-объединения страховщиков – это союзы и ассоциации, например «Ингосстрах», которая включает в себя 27 российских и зарубежных компаний из 17 стран и имеет сеть из 131 филиала.

Для того, чтобы заняться страховой деятельностью, страховая компания должна получить лицензию от Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ. Для получения лицензии страховая компания должна иметь минимальный страховой капитал в размере 25000 МРОТ. Если же она собирается заняться страхованием жизни, то не менее 35000 МРОТ.

Посредники на страховом рынке – страховые агенты и страховые брокеры. Страховой брокер – это предприниматель, он должен зарегистрироваться в уполномоченном гос. органе страхового надзора. В отличие от страховщиков брокеру не нужно получать лицензию, но он должен быть внесен в реестр страховых брокеров. Страховой агент – это представитель страховщика.

Страховой рынок в России регулируется. Государственный надзор над деятельностью рынка осуществляет Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ. Он выполняет следующие функции:

-выдает лицензии;

-ведет единый Гос. реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также страховых брокеров;

-контролирует обоснованность страховых тарифов;

-устанавливает правила формирования страховых резервов и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: