База – семейный кодекс 1918 года (КЗАГС).
Споры: должно ли государство отказываться от вмешательства в брачно-семейные обстоятельства. Вмешательство сохранено с целью отмены церковного брака. Часто вмешательство государства номинально, это выражалось в условиях вступления в брак: отсутствие препятствий к вступлению в брак (не проверяются сведения), признание брака недействительным не всегда производится в случае недостижения брачного возраста.
Супружеские права и обязанности.
Личные: отсутствие личных обязанностей (следовать за мужем, любить жену): фамилия и место жительство выбирается.
Имущественные: право алиментирования, причем взаимного, определяется в случае нуждаемости одного из супругов, но и эта обязанность была чисто номинальной (т.к. «если в состоянии»). Право получать содержание из наследства супруга. == Содержание граждан возлагалось на алиментирование – аналог, замена государственного социально обеспечения.
Общности имущества брак не создает.
Основание семьи не брак, а семья == семья может возникнуть вне брака, не обязательно с мужем. Установление отцовства. Процессуальные преимущества матери: ничего не доказывает, ничего в суд не пишет, заявление пишет мужчина, которого женщина назвала отцом в органах ЗАГС. Цель установления отцовства – обеспечение содержания ребенка. Если по подозрению в отцовстве названы несколько мужчин, то все они совместно содержат ребенка.
Власть родителей ограничивается совершеннолетием детей.
Раздельность имущества, алиментирование.
Проблемы опеки и попечительства
Опека приближена к родительским отношениям. Объект опеки: несовершеннолетние, умалишенные – им нужен личный уход, а попечители обеспечивают только имущественные интересы. Обязательна отчетность. Если попечитель растратит имущество подопечного, то должен возместить. Но возможно и вознаграждение.
Опека – обязанность всех советских граждан, но при наличии некоторых обстоятельств можно отказаться.
Усыновление запрещено, т.к. некоторые предприниматели обозначали некоторых работников как детей, чтобы назвать предприятие семейным. Запрещается усыновление своих детей – до революции: если брака между родителями нет, то ребенок никто, но впоследствии, если родители в брак вступают, они могут усыновить ребенка, чтобы он получил статус, НО теперь сословий нет, усыновление бессмысленно.
Государство и право в период НЭПа (1921 -1921)
План:
1. Развитие государственного единства
2. Государственный механизм
3. Развитие права
Государственное единство.
Создание и развитие СССР. Гражданская война – договорные отношения между государством и республиками. 1922 год – процесс выработки новых отношений. Это вызвано жалобой компартии Украины – российские чиновники вмешиваются во внутренние дела. Вырабатывается новый тип отношений, создается проект автономизации: все республики (закавказская федерация, Украина, Белоруссия) входили в РСФСР как автономии – потеря суверенитета, государственного статуса == возврат к дореволюционным отношениям (особый статус, но в составе страны.) Ленин против. Новый вариант: федеративное устройство, союзное государство. 30 декабря 1922 года утвержден договор об образовании СССР и Декларация об образовании СССР первым съездом СССР. СССР образовался 30 декабря 1922 года.
В состав Советского союза входили 4 субъекта: ЗСФСР, Украина, Белоруссия, Россия. Конец 24 г. – национально-территориальное размежевание: разделение Туркестанской республики в составе Советского Союза == она прекратила существование. Вместо нее – Туркменская и Узбекская союзные республики + таджикская в составе Узбекской. Образование Киргизской республики в составе РСФСР (Казакская республика). 1929 – таджикская автономия получает статус республики. 7 союзных республик.
Статус республик.
· Сохранение суверенитета. НО это спорный момент, т.к. суверенитет – это полная независимость, а республики часть своих полномочий отдали Союзу. Республики сохранили суверенитет в свернутом виде – ничто не мешает им его развернуть (свободное право выхода) == свернутый суверенитет
· Территориальная неприкосновенность. Без согласия республики никакие территориальные переделы невозможны (зафиксировано в К 24г)
· Принцип определения компетенции: 3 уровня
o Союзного ведения – пути сообщения (ПС), торговля (внешняя), почта и телеграф, внешние сношения, военные и морские дела
o Совместного ведения – вопросы народного хозяйства и труда, продовольствие, финансы, РКИ (рабоче-крестьянская инспекция)
o Республиканская компетенция – получили все то, что не было отчуждено союзным и совместным ведением (народное образование, вопросы юстиции, здравоохранение) – остаточный принцип
Создаются 3 типа наркоматов: союзные, объединенные, республиканские
Таким образом, республики по сути ничего не потеряли из того, что уже было объединено в годы Гражданской войны.
В годы НЭПа наблюдается тенденции централизации – перераспределение полномочий в сторону расширения полномочий союзных и совместных (торговля внешняя à торговля (т.е. + внутренняя))
· Наличие собственных конституций, которые могут кардинально отличаться от российского и союзного законодательства (в РСФСР после КЗАГС можно было в церковь не ходить, в Украине можно было жениться с согласия одного из супругов). За соответствием законодательства республик союзному законодательству следил Верховный суд
· Собственная система управления у республик – система похожая. Имеют свое представительство в органах СССР.