Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских советов и от губернских съездов Советов

Устанавливалось единое союзное гражданство.

О гербе, флаге и столице СССР.

О Союзных Республиках

Об ОГПУ

О народных комиссариатах СССР

О Верховном суде СССР

О СНК СССР

О Президиуме ЦИК СССР

О ЦИК СССР

О съезде Советов СССР

О суверенных правах Союзных Республик и о Союзном гражданстве

По своему содержанию первая Конституция СССР была весьма своеобразна. В ней отсутствовали характеристики общественного устройства, главы о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями.

Утверждение и изменение основных начал Конституции находилось в исключительной компетенции Съезда Советов СССР.

Суверенитет союзных республик ограничивался лишь в пределах, указанных в Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. За союзной республикой было сохранено право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с её согласия.

В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР. ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоящего из представителей союзных и автономных республик, автономных областей. ЦИК работал в сессионном режиме.

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

Высшим исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР, возглавлявшим всю систему органов государственного управления, был Совет Народных комиссаров СССР. В него входили: Председатель Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик; Заместители Председателя, Народный комиссар по иностранным делам, Народный комиссар по военным и морским делам, Народный комиссар внешней торговли, Народный комиссар путей сообщения, Народный комиссар почт и телеграфов, Народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции, Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства, Народный комиссар труда, Народный комиссар продовольствия, Народный комиссар финансов.

В пределах своих полномочий СНК СССР издавал декреты, постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории СССР. СНК был подотчётен съезду Советов и ЦИК СССР.

Органы власти союзных республик строились примерно так же, как и органы СССР.Конституция предусматривала создание Верховного Суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного надзора.

22.3. Деформация политической системы и государственного аппарата в 1930-е гг. Формирование партийно-государственной диктатуры. Культ личности.

На рубеже 20—30-х гг. в стране сформировалась тоталитарная система власти. Предпосылкой ее возникновения стала монополия РКП(б)—ВКП(б) на власть, возникшая еще летом 1918 г., когда в стране осталась единственная правящая партия. После ликвидации оппозиции ее власть стала бесконтрольной (даже специально созданный государственный контрольный орган — РКИ, позже объединенный с партийным контрольным органом — не был в состоянии контролировать деятельность ЦК этой партии).

Внутри самой партии после 1921 г. запрещалась всякая фракционнаядеятельность. В 1924 г. Н. Бухарин заявил: ≪Нам для того, чтобы поддержать пролетарскую диктатуру, необходимо поддержать диктатуру партии, которая немыслима без диктатуры старой гвардии, которая в свою очередь немыслима без руководящей роли ЦК как властного уч- реждения. Такая иерархия власти неизбежно предполагала появление единоличной диктатуры вождя.

Партийная власть быстро срасталась с властью государственного аппарата, и в 1939 г. Сталин отметил: ≪Кадры партии — это командный состав партии, а так как наша партия стоит у власти — они являются также командным составом руководящих государственных органов. Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности. Партия милитаризировалась в соответствии со сталинской идеей ≪партия — орден меченосцев.. В сложившейся административно-командной системе государственные и хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов и в рамках централизованного управления ведомст-венного аппарата. Сформировался привилегированный слой бюрократии, занимавшей места в партийных, советских, военных, хозяйственных, репрессивных и иных органах.

Борьба в руководстве партии вела к укреплению единоличной власти. В 1923 г. для уничтожения троцкистской ≪левой≫ оппозиции былсоздан политический блок: Сталин, Зиновьев, Каменев. В 1925 г. Сталин поддержал ≪правую≫ позицию Бухарина против Зиновьева, которыйвозглавил ≪новую оппозицию≫. В апреле 1926 г. тройственный блок распался, а Зиновьев и Каменев присоединились к Троцкому.Новое политическое объединение было пестрым по составу (≪демократические централисты≫, ≪рабочая оппозиция≫ и др.), его лозунгибыли нечеткими (призывы к борьбе с аппаратом, предупреждение о≪термидоре≫, предательстве бюрократией революции). Оппозиционерысоздавали сеть своих подпольных организаций. В октябре 1926 г. Лидерыоппозиции, напуганные нарастанием ≪левого≫ радикализма, обратилиськ руководству партии с покаянным заявлением. Пленум ЦК и состоявшаяся осенью 1926 г. партконференция сурово осудили их действия.Осенью 1927 г. оппозиция решилась на новую атаку: она опубликовала свою программу реформ и организовала в ноябре контрдемонстрации в Москве и Ленинграде. За проведение этих акций большая частьоппозиционеров была исключена из партии, а отдельные ее члены (воглаве с Троцким) отправлены в ссылку.

В ноябре 1928 г. пленум ЦК осудил ≪правый≫ уклон в партии, и лидеры ≪правой≫ оппозиции (Бухарин, Рыков, Томский) отмежевались от течения. В 1929 г. ЦКК и органы ГПУ провели большую чистку в рядах партии. В ноябре 1929 г. на пленуме ЦК оппозиция подвергла себя самокритике, и после длительного перерыва (в 1934 г.) ее лидеры вместе с представителями предыдущей оппозиции (Зиновьев, Каменев) вернулись в русло ≪партийной линии≫.

Троцкий, обратившийся к коммунистам всех стран с призывом бороться с планами Сталина (октябрь 1928 г.), был обвинен в создании ≪антисоветской партии≫ и выслан за пределы СССР. В апреле 1929 г. пленум ЦК партии завершил разгром оппозиции, последняя уже не выступала против пятилетнего плана (ускоренная индустриализация и коллективизация), подготовленного ВСНХ и являвшегося более радикальным, чем план, подготовленный Госпланом (предусматривал сохранение частного сектора хозяйства, умеренных темпов кооперирования).

Вариант Госплана подвергся корректировке в сторону интенсификации. На ноябрьском (1929 г.) пленуме ЦК политика великого перелома получила полную поддержку.

С февраля 1928 г. деятели левой оппозиции стали присоединяться к генеральной линии партии. На XVI партийном съезде были осуждены правые оппозиционеры (как в 1929 г.), проведена чистка профсоюзного руководства. Летом 1932 г. начались судебные процессы против правых. Вместе с тем пассивное сопротивление профессиональных хозяйственников ускоренным темпам реформ повело к определенной умеренности при составлении плановых показателей нового пятилетнего плана. На политическую арену вернулась часть оппозиционеров (Каменев, Зиновьев, Бухарин).

22.4. Централизация правоохранительной системы. Внесудебные репрессии. Судебные процессы 1936-1938 гг. ГУЛАГ.

В конце 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, образованной виюне того же года. Регламентировались функции Прокуратуры СССР иВерховного суда СССР. На первую возлагались обязанности: по надзору за соответствием всех постановлений, принимаемых центральными иместными органами власти и управления, положениям Конституции; заправильным и единообразным применением законов судебными учреждениями; за законностью действий органов милиции, ОГПУ; по поддержанию обвинения в суде. С 1936 г. все прокурорские органы стали подчиняться Прокуратуре СССР, выйдя из подчинения Наркомюстов республик.

В августе 1938 г. принят Закон ≪О судо устройстве СССР, союзных и автономных республик≫, в котором закреплялась унифицированная судебная система. В состав судов всех инстанций стали входить судья и два народных заседателя. Первой инстанцией являлся народный суд, второй инстанцией (в составе коллегий по уголовным и гражданским делам) выступали краевой, областной, окружной суды и суд автономной области.

Высшими судебными инстанциями были Верховный суд автономной республики, Верховный суд союзной республики и Верховный суд СССР.

Наряду с общими судебными инстанциями сохранялись специальные суды: военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта.

В 1930 г. были упразднены республиканские наркоматы внутренних дел. При республиканских правительствах созданы Главные управления коммунального хозяйства, милиции и уголовного розыска. Остальные функции, которые прежде выполняли республиканские НКВД, были рассредоточены между другими республиканскими наркоматами.

В мае 1931 г. правительство утвердило Положение о рабоче-крес-тьянской милиции.

В 1932 г. создано Главное управление милиции при ОГПУ; тем самым органы охраны общественного порядка включались в систему органов государственной безопасности. При этом ОГПУ продолжало действовать в качестве управления при СНК. Одновременно с этим в составе ОГПУ была образована судебная коллегия, в связи с чем исполнительские функции управления дополнялись судебными (похожая ситуация складывалась в годы Гражданской войны, когда при ВЧК был создан особый трибунал).

Централизация системы органов безопасности завершилась в 1934 г. созданием объединенного НКВД СССР, в состав которого вошло ОГПУ. Судебная коллегия ликвидировалась, и создавалось Особое совещание — орган, который в административном (внесудебном) порядке в качестве меры наказания мог применять ссылку, высылку и заключение в исправительно-трудовые лагеря. В состав Особого совещания входил

Прокурор СССР, имевший право опротестовывать его решения в Президиуме ЦИК СССР.

На НКВД СССР возлагались функции охраны общественного порядка, государственной безопасности, государственных границ. НКВД возглавил систему исправительно-трудовых учреждений, в его структуру входило Главное управление лагерей (ГУЛАГ), созданное еще в 1930 г.

В августе 1936 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление, на основе которого в стране было восстановлено тюремное заключение в качестве одного из видов лишения свободы.

Политические судебные процессы проходили уже в начале 20-х гг. (≪процесс эсеров≫), однако массовыми они стали в середине 30-х гг. После убийства С. Кирова было принято постановление ≪О порядке ведения дел о подготовке и совершении террористических актов≫, вводившее особый порядок производства по этим делам: короткие сроки расследования и невозможность обжалования. Ответственность по этим делам возлагалась, кроме самого обвиняемого, на его родственников и близких, обвинявшихся в недоносительстве.

Первым делом, рассмотренным в соответствии с новым законом, стало ≪Дело Ленинградского террористического зиновьевского центра≫.

Летом 1935 г. прошел судебный процесс по ≪кремлевскому делу≫, по которому обвинялись сотрудники аппарата ЦИК СССР. Через год началась подготовка к новому судебному процессу, главными фигурами на котором стали Зиновьев и Каменев. В мае 1937 г. начался процесс по делу высшего командования армии (Тухачевский, Якир, Уборевич и др.).

В марте 1938 г. состоялся процесс, на котором в числе подсудимых присутствовали Бухарин, Рыков и др.

Политические судебные процессы носили показательный характер, большую роль в определении приговора играли материалы следственных органов, полученные с нарушением процессуальных норм, и внесудебные кампании давления (митинги, пресса, решения партийных органов).Часто оппозиционная политическая деятельность подсудимых представлялась как террористическая и заговорщическая.

Обвинителем на процессе выступал бывший меньшевик Генеральный прокурор СССР Вышинский. Начало заговора против Сталина и Кирова связывалось с 1932 г., когда против Сталина стали созревать оппозиционные настроения внутри партии. На этом процессе подготавливалась база для проведения следующих политических процессов.

Уже в июле 1935 г. в партийные комитеты было разослано закрытое письмо, в котором говорилось о том, что в ряде крупных центров были раскрыты ≪террористические группы троцкистов и зиновьевцев≫, скрывавшихся под ≪личиной коммунистов≫. Многие из них ≪продолжают орудовать в ряде научно-исследовательских институтов Академии наук≫ и других учреждениях Москвы, Ленинграда, Киева и Минска. В письме выражалось требование ко всем коммунистам ≪распознавать врагов партии и народа≫, где бы они ни прятались.

Первый показательный процесс закончился в августе 1935 г. Второй московский процесс начался в январе 1937 г., на нем рассматривалось дело антисоветского троцкистско-зиновьевского центра. Затем прошла волна репрессий против партийно-государственных руководителейсоюзных республик и руководителей Коминтерна (руководящего центрамеждународного коммунистического движения). Еще ранее (в начале30-х гг.) прошли чистки и судебные процессы над ведущими специалистами Госплана, угольной промышленности, технической интеллигенции,специалистами - аграрниками.

Третий показательный судебный процесс проходил в марте 1938 г.

Его цели, как и двух предыдущих, — окончательно ликвидировать политическую оппозицию, создать ощущение высокого драматизма переживаемого политического момента, перенести вину за экономические трудности и ошибки на оппозицию и ≪старую ленинскую гвардию≫. Еще в июле 1934 г. был принят закон, устанавливавший ответственность за измену Родине (шпионаж, выдача тайны, бегство за границу), в том числе и для членов семьи обвиняемого. Эта норма широко использовалась в показательных судебных процессах 30-х гг.

На первом процессе устанавливалось наличие оппозиционного блока и разветвленного террористического заговора. На втором — констатировался факт масштабного саботажа в народном хозяйстве страны (репрессии были направлены против хозяйственных и партийных кадров).

Процессу предшествовало осуждение ≪группы вредителей≫, обвиненных в подрыве сибирской промышленности. В столице основными подсудимыми были Пятаков, Радек, Сокольников, прежде занимавшие высокие государственные посты. Их обвиняли в государственной измене (в пользу Германии и Японии) и экономической контрреволюции. На процессе были собраны ≪серьезные≫ обвинения в адрес Бухарина и

Рыкова, пока еще находившихся на свободе. По мнению некоторых исследователей (Д. Боффа), сталинские репрессии были направлены против двух категорий коммунистов: периферийных партийных работников, включая секретарей обкомов, и большевиков первых поколений. Второй московский процесс был направлен против последних.

В стране нагнетался психоз, повсюду искали шпионов и вредителей.

В самой партии проходили массовые ≪чистки≫. Следом пакатилась волна арестов. Почти повсеместно во всех районах, областях и республиках органы НКВД разоблачали ≪организации и центры≫ троцкистов и правых. Руководителями таких ≪центров≫ часто оказывались партийные руководители, арестам нередко подвергались целые обкомы партии и исполкомы Советов.

Аресты коснулись всех потенциальных центров оппозиции режиму: арестовывались иностраннные коммунисты, находившиеся в СССР, участники гражданской войны в Испании, деятели науки и культуры, священнослужители и т.д.

В июне 1937 г. прошел закрытый судебный процесс над крупными военными деятелями (Тухачевский, Якир, Уборевич, Корк, Эйдеман), за два последующих года была арестована большая часть офицерского корпуса.

Репрессии прошли по всем советским республикам.

На третьем московском процессе были предъявлены самые разнообразные обвинения: заговор против Сталина, убийство Кирова, Куйбышева и Горького, шпионаж в пользу Германии, Японии, Великобритании и Польши, планы расчленения СССР, саботаж. Этот процес в отличие от двух предыдущих не повлек за собой волны репрессий: режим нуждался в стабилизации, необходимой для решения экономических задач, и поэтому демонстировал свое лояльное отношение к новым управленческим кадрам, ≪выдвиженцам≫, не связанным со старыми кадрами ≪вредителей≫ и ≪врагов народа≫. Подверглись осуждению массовые партийные ≪чистки≫, перегибы при исключении из рядов партии, был принят новый, более демократичный устав партии. Сформировались новое ≪единство≫, новая ≪рабоче-крестьянская интеллигенция≫, новый ≪тип труда≫, новая экономика.

22.5. Обновление конституционного законодательства. Конституция СССР 1936 г.

Новая Конституция состояла из 13 глав и 146 статей. Политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся, которым принадлежала вся власть в стране. Экономическую основу СССР составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность выступала в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. Наряду с социалистической системой хозяйства законом допускалось мелкое индивидуальное, основанное на личном труде хозяйство. Хозяйственная жизнь страны определялась государственным народнохозяйственным планом. Труд рассматривался как обязанность.

Число союзных республик, входивших в состав СССР, с 1922 г. (образования СССР) возросло с четырех до одиннадцати. Закавказская советская федеративная социалистическая республика была ликвидирована в 1936 г, и каждая из входивших в нее республик самостоятельно вошла в состав СССР.

Государственное устройство страны определялось как федеративное (союзное) объединение республик. Давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов, неперечисленные полномочия остались за союзными республиками. Последним предоставлялось право выхода из состава СССР; конституции союзных республик должны были соответствовать Конституции СССР; в случае расхождения союзного и республиканского законов действовал союзный закон. Конституция провозглашала единое гражданство.

Высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет СССР, наделенный законодательной властью и состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по территориальным округам, Совет Национальностей — по союзным, автономным республикам, автономным областям и национальным округам.

Обе палаты признавались равноправными, обе работали в сессионном порядке. В случае непримиримых разногласий при принятии решения Президиум Верховного Совета распускал Верховный Совет и назначал новые выборы. Вместе с тем Президиум был подотчетен Верховному Совету. Президиум издавал указы, проводил референдумы, в период между сессиями Верховного Совета осуществлял высшую власть в государстве, назначал новые выборы. По сравнению с предыдущей Конституцией 1924 г. значительно расширилась компетенция союзного правительства (возросло число объединенных наркоматов в центре), особенно в сфере экономических задач.

Правительство (Совет народных комиссаров СССР) формировалось на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. СНК издавал постановления и распоряжения на основе действующих законов, принятых Верховным Советом. В Конституции давался перечень союзных (обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой промышленности, оборонной промышленности) и союзно-республиканских (пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел, юстиции, здравоохранения) народных комиссариатов. По аналогии с союзными органами центральной власти и управления строилась система органов союзной республики.

Конституция провозгласила, что социализм в СССР победил и в основном построен. Это означало, что уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы (и следовательно пролетариат больше не существует, т.е. диктатура пролетариата - пройденный этап), победили социалистические производственные отношения. Экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства, опирающаяся на социалистическую собственность в двух ее формах — государственную и колхозно-кооперативную.

Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права:

· всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;

· право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни;

· свобода совести, слова, печати, собраний и митингов.

Провозглашались неприкосновенность личности и тайна переписки.

Земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи объявлялись всенародным достоянием; земля, занимаемая колхозами, передавалась им в вечное пользование.

Коммунистическая партия провозглашалась «руководящим ядром» государственных и общественных организаций (в Конституции 1924 г. партия не упоминалась).

Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР, а в перерывах между его сессиями — Президиум Верховного Совета СССР. В конституции было положение о невозможности учреждения единоличной президентской власти и создание «коллективного президента» в лице Президиума Верховного Совета, предусматривалось равенство палат Верховного Совета и его право создавать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу, ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать тех, кто не оправдывает оказанное им доверие.

Правительство страны сохраняло своё название — Совет народных комиссаров СССР. СНК являлся высшим исполнительным органом, подотчетным Верховному Совету и его Президиуму.

Тема 23.

Изменения в государственной системе и советском праве в годы Великой Отечественной войны.

23.1.Чрезвычайные органы власти и управления.

23.2. Военное строительство. Военная юстиция.

23.3. Основные изменения в праве. Чрезвычайное законодательство военного времени.

23.1. Чрезвычайные органы власти и управления.

В стране сложилась чрезвычайная обстановка, когда встал вопрос о самом существовании Советского государства.

Все изменения в системе управления не могли решить задач военного времени. Поэтому наряду с традиционными формами власти и управления с началом войны были созданы специальные чрезвычайные органы с особыми полномочиями. Чрезвычайными эти органы были потому, во-первых, что их создание не было предусмотрено Конституцией СССР; во-вторых, их полномочия были выше, чем у конституционных органов власти и управления. Уже в первые дни войны стала видна недостаточность предпринятых для отражения агрессии мер.

Очевидной становилась необходимость сосредоточения всей полноты власти в одних руках, где бы не было разделения на партийные, государственные и военные органы, где быстро и авторитетно решались бы любые вопросы управления. Таким органом и стал Государственный Комитет Обороны (ГКО), созданный совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР 30 июня 1941 г. Первоначально в состав ГКО вошли 5 человек, а затем был расширен до 9 человек, а к окончанию войны сократился до 8. Возглавил ГКО Сталин.

17 сентября 1941 г. ГКО издал постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», по которому с 1 октября 1941 г. вводилось обязательное военное обучение всех граждан СССР мужского пола от 16 до 50 лет. Организация этого обучения была возложена на Наркомат обороны и его органы на местах. В составе Наркомата обороны было образовано Управление всеобщего военного обучения (Всеобуч).

Через наркоматы ГКО руководил работой государственных учреждений и ведомств, а через Ставку Верховного Главнокомандования осуществлял руководство вооруженной борьбой с захватчиками. Упразднен был ГКО Указом Президиума Верховного Совета СССР 4 сентября 1945 г. ГКО обладал неограниченными полномочиями. Его состав свидетельствовал, что в нем собраны наиболее дееспособные и авторитетные люди из высших партийных и государственных органов, наделенных легитимными властными полномочиями. Несмотря на малочисленность ГКО, условия военного времени не позволяли ему собираться регулярно и в полном составе. Решения принимались председателем или заместителем по согласованию с другими членами ГКО.

Постановления Государственного Комитета Обороны имели силу законов военного времени. Все организации - партийные, советские, хозяйственные, общественные - обязаны были неукоснительно выполнять любые постановления и распоряжения ГКО. Комитет обходился небольшим собственным аппаратом управления. Руководство он осуществлял через партийные и советские структуры власти. В республиках, краях и областях, а также в военных, промышленных наркоматах были учреждены должности уполномоченных ГКО.

В прифронтовых местностях решением ГКО создавались областные и городские комитеты обороны, которые объединяли партийную, советскую и военную власть в регионе. Их деятельность была подчинена интересам обороны. Они руководили созданием народного ополчения, строительством оборонительных сооружений, ремонтом боевой техники, вели общественно-воспитательную работу, налаживали мирную жизнь в освобожденных от оккупантов районах.

Государственный Комитет Обороны создавал вспомогательные органы для усиления контроля за отдельными отраслями промышленности оборонного комплекса. В июле 1942 года на совместном заседании Политбюро и ГКО был образован Транспортный комитет. Этот комитет стал единым органом управления всеми видами транспорта. Он мобилизовал ресурсы железнодорожников, водников, авиаторов страны, обеспечивал взаимодействие всех звеньев транспортной системы. В состав Транспортного комитета входили наркомы путей сообщения, морского и речного флота, представители Наркомата обороны. В декабре 1942 года было создано Оперативное бюро ГКО. Этот орган наблюдал за работой промышленных и транспортных наркоматов, составлял месячные и квартальные планы производства важнейших отраслей промышленности, следил за своевременным снабжением их металлами, углем, нефтью, электроэнергией. Оперативное бюро взяло на себя и функции упраздненного Транспортного комитета.

Претерпели изменения в годы Великой Отечественной войны и Вооруженные Силы СССР. Для руководства военными действиями на следующий день после начала Великой Отечественной войны Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) была создана Ставка Главного Командования. 10 июля 1941 г. она была преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования. Ставка должна была осуществлять стратегическое руководство вооруженными силами страны. Возглавил этот орган и был назначен Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР Сталин. См: История государственного управления в России: Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп./Под общ. ред. Р.Г.Пихои. - М.: Изд-во РАГС, 2004. С.289.

24 июня 1941 г. Постановлением СНК СССР ЦК ВКП(б) был образован Совет по эвакуации. Совет работал в тесном контакте с наркоматами, при которых были созданы отделы по эвакуации. В июне 1941 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР определили порядок вывоза и размещения людских контингентов и наиболее ценного имущества. В сентябре при Совете по эвакуации было создано Управление по эвакуации населения. Наряду с Советом по эвакуации в октябре - декабре 1941 г. действовал также Комитет по эвакуации. Комитет руководил эвакуацией оборудования, запасов сырья и продовольствия. Размещение эвакуированных предприятий и организаций проводилось совместно с органами власти и управления на местах. Наряду с Советом и Комитетом по эвакуации 22 июня 1942 г. Постановлением ГКО была создана Комиссия по эвакуации. Комиссия действовала по осень 1942 года. Также были созданы и действовали такие чрезвычайные органы управления как Комитет по продовольственному и вещевому снабжению и Комитет по разгрузке транспортных грузов.

На первом этапе войны в силу недостаточной подготовленности страны к активной обороне многие районы СССР оказались оккупированными фашистскими войсками. Несмотря на жесточайшие репрессии, фашистам не удалось полностью парализовать и ликвидировать советскую систему управления на захваченной территории. В зоне немецкой оккупации продолжали действовать или создавались вновь партийные и советские органы. Они опирались на подпольное движение и партизанские формирования.

Партизанское движение зародилось вскоре после оккупации части советской территории. Однако широкий и организованный размах оно получило после того, как было организовано надлежащее управление партизанскими отрядами и формированиями. 30 мая 1942 г. ГКО принял Постановление «О создании при Ставке Верховного Главного Командования Центрального штаба партизанского движения». В республиках, краях и областях были созданы соответствующие штабы, руководившие партизанским движением. При Военных советах фронтов также создавались партизанские штабы. В тылу немецко-фашистских войск создавались партизанские края, зоны, где восстанавливались органы советской власти, колхозы, предприятия местной промышленности, медицинские, культурно-бытовые и другие учреждения.

Чрезвычайные органы власти и управления создавались и для решения конкретных, возникших в связи с войной задач. Условия военного времени продиктовали создание новых органов управления.

2 ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР образовал Чрезвычайную государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками, и определению нанесенного ими ущерба гражданам, колхозам, государственным учреждениям СССР. На эту комиссию был возложен сбор документальных данных о злодеяниях, их проверка, подготовка материалов об ущербе, причиненном советским гражданам в период оккупации. Аналогичные комиссии были созданы в республиках, краях, областях, городах.

Создание чрезвычайных органов управления не снимало ответственности с традиционных звеньев руководства. От них требовались не только исполнительность, но и инициативность и полная отдача сил. Органы государственного управления, как и вся страна, работали в режиме чрезвычайного положения.

23.2. Военное строительство. Военная юстиция.

Два десятилетия прошло с тех пор, как советский народ, несмотря на огромные жертвы и трудности, завершил разгром фашизма. Величие этой победы, освободившей мир от страшной угрозы фашистского по­рабощения, признано всем передовым человечеством.

Великая Отечественная война явилась проверкой всех форм дея­тельности Советского государства и его способности к быстрой пере­стройке для защиты Родины от агрессоров. Советская власть выдержа­ла тяжелый экзамен. Трудящиеся всего мира убедились в прогрессив­ном характере советского политического строя, его государственно-пра­вовой формы — власти Советов. Во всем этом проявилась выдающаяся руководящая и направляющая роль Коммунистической партии, реше­ния которой находили конкретное выражение и в правовых актах государственной власти.

Органы Советской власти действовали на основе и во исполнение законов непрерывно и повсеместно, включая и местности, объявленные на военном положении. Тем самым была подтверждена стабильность основ советского государственного права.

В годы Великой Отечественной войны были проведены три сессии Верховного Совета СССР (в июне 1942 г., январе — феврале 1944 г. и апреле 1945 г.), на которых был принят ряд законодательных актов, сыгравших большую роль в дальнейшем укреплении советского право­порядка, в деле обеспечения победы над врагом.

Наряду с этим, чрезвычайная обстановка военного времени потре­бовала создания особого органа по руководству обороной страны. 30 июня 1941 г. совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР был образован Государственный Комитет Обороны. Деятельность Государственного Комитета Обо­роны носила, прежде всего, организаторский характер, обеспечивала осуществление поистине огромной и труднейшей работы по перестройке всего народного хозяйства и Вооруженных Сил, по выполнению зада­чи защиты Отечества и полного разгрома врага.

В этот период Советское государство использовало законодатель­ство для проведения большой организаторской работы. Оно всемерно содействовало перестройке народного хозяйства в полном соответствии с потребностями и нуждами фронта, обеспечивало всемерное укрепле­ние фронта и тыла Советской Армии, по-новому регулировало много­образные правоотношения, возникавшие и изменявшиеся в условиях военного времени.

Во время войны был принят ряд правовых актов, которыми восста­навливалась в новых условиях сложная система хозяйственных связей между предприятиями, усиливалось плановое руководство всем народ­ным хозяйством, координировалась деятельность всех отраслей народ­ного хозяйства в интересах одной цели — обеспечения прочного тыл и победы над врагом. Правовые нормы того периода по-новому регулировали возникновение и прекращение трудовых правоотношений, а также перевод в другое предприятие или в другую местность. Нуждами военного времени были продиктованы проведение мобилизации тру­доспособного городского населения для работы на производстве и строи­тельстве, в сельском хозяйстве, установление обязательных сверхуроч­ных работ и обязательного минимума трудодней для колхозников, вре­менная отмена очередных и дополнительных отпусков и замена их денежной компенсацией и т. д. Все эти меры позволили обеспечить в трудное время промышленность и сельское хозяйство необходимой рабочей силой и тем самым успешно решить стоящие перед ними задачи.

Хозяйственно-организаторские и правовые меры по улучшению ру­ководства народным хозяйством и по поддержке всенародного трудо­вого энтузиазма сыграли свою роль. Промышленность быстро наращи­вала темпы по выпуску оборонной продукции, по снабжению армии и населения страны всем необходимым. Усилено было государственно-правовое руководство колхозами.

Успешно решалась не менее сложная и трудная задача восстанов­ления республик, краев и областей, городов и сел, разоренных и разрушенных немецко-фашистскими разбойниками. 21 августа 1943 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации, в котором были намечены мероприятия по ликвидации по­следствий хозяйничанья немецких фашистов. В последующих постанов­лениях Государственного Комитета Обороны и Совета Народных Ко­миссаров ССОР устанавливались конкретные задания по восстанов­лению промышленности, транспорта, сельского и коммунального хозяй­ства разрушенных районов. Были приняты нормы, обеспечивавшие быстрое налаживание деятельности всех учреждений и организаций в этих районах, возвращение эвакуированного населения в родные края, на прежнее место работы, и получение различных денежных и матери­альных льгот для бытового устройства и т. д.

Осуществлен был ряд мер по государственному обеспечению семей военнослужащих и инвалидов войны, по улучшению их материально-бытового положения. Важным шагом было создание при СНК автоном­ных республик и краевых, областных, окружных, городских и район­ных исполкомов Советов специальных отделов, осуществлявших конт­роль за точным исполнением принятых законов. Установленное государ­ством обеспечение заключалось не только в выплате пенсий, но и в трудовом устройстве, в предоставлении различных льгот в области тру­да, социального страхования, воспитания и обучения детей, в оказа­нии специальной помощи эвакуированным семьям военнослужащих и т. д.

Значительное развитие в период Великой Отечественной войны по­лучило советское военное законодательство. Уже в первый день войны, 22 июня 1941 г., были изданы Указы о военном положении, о мобилиза­ции военнообязанных по 14 военным округам. На основе этих и после­дующих Указов Президиума Верховного Совета СССР в ряды армии и флота были призваны по мобилизации миллионы советских людей. Война требовала непрерывного пополнения армии и флота многочис­ленными, хорошо обученными резервами. В целях подготовки таких резервов постановлением Государственного Комитета Обороны от 17 сентября 1941 г. было введено всеобщее обучение населения военно­му делу (всеобуч). Согласно этому постановлению, каждый советский

гражданин, способный носить оружие, должен был обучаться военно­му делу, чтобы быть подготовленным к защите социалистической Роди­ны с оружием в раках. С самого начала войны была введена всеобщая обязательная подготовка населения к противовоздушной обороне. Все граждане — мужчины и женщины — привлекались в обязательном по­рядке к участию в группах самозащиты местной противовоздушной обороны на предприятиях, в учреждениях, жилых домах и т. д.

В местах, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности были переданы Военным со­ветам фронтов, армий, военных округов, а там, где не было Военных советов,— высшему командованию войсковых соединений.

Нормами советского права, воинскими уставами и наставлениями периода войны определялись и регулировались также система управ­ления и командования войсками в условиях боевой обстановки, новые способы боевой подготовки войск и ведения военных действий, полити­ческого и воинского воспитания, обучения и просвещения личного со­става армии и флота. Этими правовыми нормами закреплялись наибо­лее целесообразные условия и максимально прочная гарантия надле­жащего материально-технического обеспечения военных операций, эффективного использования и надежного хранения военной техники и военного имущества в тылу и на фронте и т. д.

Важное значение для лучшего управления войсками в условиях войны имело установление в армии, а затем и на Военно-Морском Фло­те полного единоначалия. Повышение ответственности командных кад­ров и укрепление дисциплины в армии обусловило необходимость изме­нения порядка деления военнослужащих и присвоения им воинских званий. Для награждения особо отличившихся в борьбе с врагом совет­ских воинов был учрежден ряд военных орденов и медалей, введены специальные нагрудные знаки. Законодательные акты по-новому ре­гулировали также вопросы материально-бытового обеспечения воен­нослужащих — им предоставлялись дополнительные льготы и преиму­щества.

Советское военное законодательство всячески способствовало дости­жению справедливых целей войны советского народа; оно применялось на основе социалистических начал правовой жизни, имело важное зна­чение в обеспечении боевых действий войск и совершенствовании Воору­женных Сил по мере накопления ими боевого практического опыта, в соответствии с действиями объективных законов войны на ее различ­ных этапах.

Советское государство с первого же дня войны объявило беспощад­ную борьбу со всем тем, что мешало успешному разгрому врага, на­ведению порядка на фронте и в тылу. Война предъявила повышенные требования ко всем гражданам СССР в исполнении своего граждан­ского, трудового или воинского долга. Уже в первые дни и часы после вероломного и предательского нападения фашистского хищника на нашу Родину было продемонстрировано исключительное морально-по­литическое единство всех народов СССР, высокий патриотизм, моно­литное идейно-политическое единство бойцов на фронте и трудящихся в тылу. Подавляющее большинство советских людей ревностно выпол­няло свой долг перед социалистическим Отечеством. Но, к сожалению, были и люди малосознательные, не понявшие всей опасности фашист­ского порабощения, малодушные, эгоистичные. Условия военного вре­мени потребовали еще большего укрепления государственной и военной дисциплины, усиления борьбы с дезертирами и летунами, прогульщиками, с лицами, уклоняющимися от мобилизации в армию или для работы на производстве, от выполнения специальных повинностей и т. д. В. И. Ленин говорил: «Раз война оказалась неизбежной — все.для войны, и малейшая распущенность и недостаток энергии должны быть караемы по законам военного времени. Война есть война, и никто в тылу или на каких угодно мирных занятиях не смеет уклониться от этой обязанности» [1].

В этих условиях приобрела исключительную актуальность борьба с различной агентурой врага — шпионами, диверсантами, вредителя­ми, распространителями ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения, и т. д. Эти преступления в условиях военного времени, а тем более в местностях, объявленных на военном положении, были исключительно опасны. В соответствии с нормами советского уголов­ного законодательства наиболее опасные преступники несли более по­вышенную ответственность, вплоть до применения к отдельным из них исключительной меры уголовного наказания — расстрела.

Характерно, что в области уголовной репрессии во время войны не возникало нужды хотя бы в частичном отказе от положений Общей и Особенной части Уголовных кодексов и в замене их специальными военными законами. Потребовалось издание только немногочисленных Указов Президиума Верховного Совета СССР, установивших ответ­ственность за новые составы преступлений. Так, Указ «О военном по­ложении» от 22 июня 1941 г., предоставил право военным властям устанавливать в местностях, объявленных на военном положении, во­енно-квартирную, трудовую, автогужевую и транспортную повинности; за невыполнение этих повинностей предусматривалось наказание в.административном порядке.

Указом от 26 декабря 1941 г. было установлено, что рабочие и слу­жащие предприятий военной промышленности, в том числе эвакуиро­ванных, а также предприятий других отраслей, обслуживающих воен­ную промышленность по принципу кооперации, являются на период войны мобилизованными и закрепленными для постоянной работы за теми предприятиями, на которых они работают. Указ квалифицировал самовольный уход рабочих и служащих с этих предприятий как дезер­тирство и предусматривал строгие меры наказания. Дела об этих пре­ступлениях были подсудны военным трибуналам. Указом от 15 апреля 1943 г. все рабочие и служащие железнодорожного транспорта объ­являлись на период войны мобилизованными на железнодорожном транспорте. По ответственности за служебные преступления работники железнодорожного транспорта были приравнены к военнослужащим. Дела о совершенных ими преступлениях рассматривались в военных трибуналах железных дорог по законам военного времени. С 9 мая 1943 г. действие этого Указа было распространено на весь морской и речной транспорт.

Была также установлена уголовная ответственность: за уклонение от мобилизации на работы в производстве, на строительстве и в сель­ском хозяйстве; за распространение ложных слухов, вызывающих тре­вогу среди населения; за невыполнение колхозниками повышенного обязательного минимума трудодней.

Военные трибуналы провели ряд судебных процессов над немецко-фашистскими оккупантами и их пособниками, виновными в зверских насилиях над советскими людьми. Такие судебные процессы состоялись в Киеве, Минске, Риге, Ленинграде, Смоленске, Брянске, Великих Луках, Николаеве и других населенных пунктах. Военные преступни­ки — немецко-фашистские захватчики, чинившие злодеяния, получили заслуженное возмездие за свои тягчайшие преступления.

Но не все еще военные преступники действительно понесли нака­зание. В Западной Германии безнаказанно разгуливают на свободе многие из тех гитлеровцев, кто ответствен за массовые убийства. На­цистские военные преступники, где бы они и как бы долго ни укрыва­лись, должны быть разысканы и наказаны. Этого требуют международ­ные обязательства, принятые союзными державами и соответствующие принципам международного права. Этого требуют свободолюбивые на­роды во имя обеспечения мира во всем мире и предотвращения новой войны.

Органы советской юстиции, в том числе и военной, в период Вели­кой Отечественной войны выполнили большую работу по обеспечению твердого социалистического правопорядка и по строжайшему соблю­дению социалистической законности.

Как и все другие органы Советского государства, органы правосу­дия перестроились на военный лад. Была расширена подсудность воен­ных трибуналов и их сеть. В 1943 г. все линейные суды железнодорож­ного и водного транспорта были преобразованы в военные трибуналы. Деятельность гражданской юстиции также была подчинена задачам военного времени. Однако основные принципы организации руковод­ства и всей деятельности органов советской юстиции оставались не­зыблемыми.

Судебная практика всех судов, в том числе и военных трибуналов, направлялась Верховным судом СССР. В. годы войны был издан ряд руководящих постановлений Пленума Верховного суда СССР по обес­печению законности и обоснованности приговоров и решений. Органы прокуратуры осуществляли надзор за строжайшим соблюдением со­циалистической законности.

Деятельность органов юстиции по укреплению советского правопо­рядка была высоко оценена партией и правительством. Указом Пре­зидиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1945 г. более 700 ра­ботников юстиции были награждены орденами и медалями.

Являясь составной частью советской юстиции, военные прокурату­ры и военные трибуналы действовали на основании общих законода­тельных принципов, определенных Конституцией СССР. Осуществляя возложенные на них задачи, они не только беспощадно карали пре­ступников, но и всей своей деятельностью воспитывали граждан в духе преданности Родине, обеспечения победы над врагом. И в годы войны строжайшее соблюдение процессуальных правил судопроизводства, все­стороннее выяснение объективной истины по делу, соблюдение всех прав и интересов граждан, гарантированных Конституцией СССР, являлись руководящими началами в их деятельности.

Порядок уголовного судопроизводства в военное время определял­ся общими принципами советского уголовного процесса — принципами социалистического демократизма. Установление для районов военных действий и местностей, объявленных на военном положении, лишь от­дельных изъятий из общего порядка диктовалось необходимостью обеспечить быструю и решительную борьбу со всеми преступлениями, посягающими на оборонную мощь фронта и тыла. Согласно ст. 7 Указа Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» от 22 июня 1941 г. в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передавались на рассмотре­ние военных трибуналов. Дела рассматривались по истечении 24 часов после вручения обвиняемому обвинительного заключения. В состав во­енных трибуналов входили только постоянные судьи. Приговоры обжа­лованию не подлежали и могли быть изменены лишь в порядке над­зора. Вынужденное, но вполне оправдавшее себя изменение порядка обжалования и опротестования приговоров нельзя рассматривать как ослабление, а тем более как устранение гарантий законности выноси­мых приговоров и всей судебной деятельности военных трибуналов.

Отсутствие кассационного обжалования приговоров в значительной мере компенсировалось усилением судебного надзора по двум линиям: по линии расширения круга судебных инстанций, имеющих право пере­смотра вступивших в законную силу приговоров, и по линии расшире­ния круга должностных лиц, которым было представлено право опро­тестования таких приговоров. Это способствовало более гибкому и быстрому исправлению допущенных ошибок.

Характерной особенностью деятельности военных трибуналов во время войны была меткость и гибкость судебной репрессии. Сурово карая шпионов, предателей, паникеров и злостных дезертиров, военные трибуналы в то же время применяли к лицам, совершившим преступ­ления, не представлявшие особой опасности, или случайно провинив­шимся, отсрочку приведения приговоров в исполнение до окончания военных действий, с направлением осужденных в штрафные части, где им предоставлялась возможность искупить свою вину перед советским народом. Немало осужденных военными трибуналами в дальнейшем смыли с себя позорное пятно совершенного преступления в боях, за­служили освобождение от наказания и снятие судимости. Многие из них за совершенные подвиги были удостоены правительственных наград.

В деятельности органов военной юстиции в начальный период вой­ны не обошлось и без ошибок при определении мер уголовного наказа­ния. В ряде военных трибуналов в тот момент имели место случаи не­обоснованного усиления репрессий и применения чрезмерно жестких мер наказания. Однако это были именно отклонения, ошибки. Военные трибуналы в период Великой Отечественной войны были органами подлинного социалистического правосудия.

Во время войны был усилен надзор за строгим соблюдением зако­нов, направленных на укрепление обороны СССР. Особенно разносто­ронний характер носила надзорная деятельность военных прокуроров. Им приходилось вникать буквально во все стороны жизни армии. В поле зрения прокурорского надзора находились такие важные воп­росы, как подвоз продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых и организация питания солдат на передовой линии и на отдыхе, об­мундирование солдат и воинская дисциплина; работа госпиталей и обеспечение льгот семьям военнослужащих; охрана военного имущест­ва и возврат промышленности пустой тары, использование боевой тех­ники и воинского транспорта и т. д. Можно без преувеличения сказать, что не было ни одного участка жизни и деятельности армии на фронте и в тылу, куда бы не проникал зоркий глаз военного прокурора.

В результате общенадзорной работы военной прокуратуры в годы войны предупреждались или исправлялись нарушения закона, дисцип­лины и порядка. Военные юристы были на фронте не только стражами социалистической законности в армии, но и политическими работни­ками, проводившими под руководством армейских политорганов боль­шую идейно-политическую и правовую работу в войсках.

23.3. Основные изменения в праве. Чрезвычайное законодательство военного времени.

Советское гражданское право не претерпело существенных изменений.

Управление имуществом осуществлялось в соответствии с требованием хозяйственного расчета. Много было сделано для защиты прав и законных интересов советских граждан. Законодательство военного времени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и их семей. За военнослужащими, призванными в действующую армию, сохранялась жилая площадь, квартирная плата за пользование жилым помещением не взималась. Для членов семей военнослужащих был установлен льготный размер квартирной платы.

Особый жилищно-правовой статус имели лица эвакуированные на Восток. По прибытию на новое место они получали жилую площадь, а их прежняя жилая площадь поступала в распоряжение местных органов власти.

При возвращении они могли требовать восстановления своих прав при соблюдении следующих условий:

· эвакуация должна быть документально оформлена;

· квартирная плата должна своевременно вносится;

· лица, проживающие ранее, должна быть выселены.

Массовая гибель людей потребовала расширения круга наследников по закону. Указ от 14 марта 1945 года потребовал расширения, установил очередь наследования по закону, имел название "О наследниках по закону и по завещанию". Ввел новые категории наследников по закону: нетрудоспособных родителей, а также братьев и сестер наследодателя.

Были установлены следующие очереди:

· дети, супруг, лица, нетрудоспособные, находящиеся на иждивении наследовали в первую очередь,

· трудоспособные родители,

· братья и сестры.

Наследство должно делиться между наследниками соответствующей очереди на равные доли. Каждый гражданин мог завещать свое имущество 1 или нескольким лицам, а также государственным и общественным органам.

При отсутствии наследников по закону имущество могло быть завещано другому лицу.

Семейное право

В годы Великой Отечественной войны всемирно заботились о здоровье женщин и детей. Так Указ от 8 июня 1944 года увеличил государственную помощь беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям. Были установлены почетное звание "Мать-героиня" и установлена медаль "За материнство".

Принципиальные изменения касались бракоразводного процесса. Только зарегистрированный в установленном порядке брак порождал права и обязанности супругов.

Фактические брачные отношения перестали иметь значение юридического факта. Был установлен судебный порядок развода. При подаче заявления о расторжении брака, дела о расторжении брака обязательно публиковались в газете. Дело рассматривалось публично с привлечением свидетелей. Были приняты меры по повышению рождаемости. Пособие одиноким матерям устанавливалось в следующих размерах: 100 рублей на одного ребенка, 150 рублей на двух детей, 200 и более рублей на 3 и более детей.

Трудовое право

Указ от 22.06.1941 г. допускал применение трудовой повинности на срок до 2 месяцев для выполнения различных оборонных работ. К трудовой повинности привлекались лица в возрасте от 16 до 55 лет - мужчины, женщины - в возрасте от 16 до 50 лет. Были разрешены сверхурочные работы от 1 до 3 часов в день. Дополнительные отпуска предоставлялись только подросткам в возрасте до 16 лет. Семьям погибших военнослужащих выдавались пособия и назначались пении.

Уголовное право

Война повысила общественную опасность многих преступлений, потребовала усиления ответственности за их совершение. Появились новые составы преступлений. Особую опасность представляли государственные преступления, такие как измена, шпионаж, диверсия.

В уголовном праве широко применялся закон от 7 августа 1937 года при квалификации хищений как государственного, так и личного имущества. Осуществлялась борьба со спекуляцией, со злоупотреблениями в торговле. В уголовном порядке наказывалось нарушение правил Противовоздушной обороны.

Лица, которые уклонялись от обязательного обучения военному делу, привлекались к уголовной ответственности.

Уголовный процесс. Положение о военных трибуналах установило новый порядок рассмотрения уголовных дел (в течение 24 часов после получения копии обвинительного заключения). Приговор о высшей мере наказания вступал в законную силу, если в течение 72 часов не поступало никаких сообщений от лиц, которые обладали данной компетенцией. Были сокращены сроки следствия по отдельным категориям уголовных дел.

Тема 24.

Советское государство и право в период послевоенного восстановления хозяйства в конце 40-х-нач. 50-х гг. ХХ в.

24.1. Реорганизация государственного аппарата в послевоенное время.

24.2. Восстановление и развитие народного хозяйства.

24.3. Развитие советского права.

24.4. Репрессивная политика в период апогея сталинизма.

24.1. Реорганизация государственного аппарата в послевоенное время.

«Изменения в государственном аппарате в эти годы определялись следующими объективными факторами: окончание войны, необходимость восстановления разрушенного немецко-фашистскими захватчиками народного хозяйства, дальнейшим развитием Советского общества, внешнеполитической обстановкой, а также следующими субъективными факторами: смертью Сталина, приходом к власти нового руководства, реформаторскими идеями Хрущева и т. д».

Прежде всего в данный период либо ликвидировались, либо перестраивались чрезвычайные органы, а также органы, специально созданные для успешного ведения войны против фашисткой Германии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от4 сентября 1945 г. был упразднен ГКО и все его дела были переданы СНК СССР. Прекратила свое существование Ставка Верховного Главнокомандования. Военное командование утратило право награждения военнослужащих орденами и медалями. В связи с переходом на мирные условия упразднялся Народный комиссариат боеприпасов, а на его основе был создан Народный комиссариат сельскохозяйственного машиностроения.

Наркомат минометного вооружения был преобразован в Наркомат машиностроения и приборостроения. Народный комиссариат танковой промышленности был ликвидирован и на его базе был создан Народный комиссариат транспортного машиностроения.

Центральные органы власти также претерпели изменения. В 1946 г. был сокращен почти в 2 раза численный состав Президиума Верховного Совета СССР с целью превращения его в более оперативный орган, расширена его компетенция. В период с 1948 по 1952 гг. Президиумы Верховных Советов13 союзных республик утвердили Положения о постоянных комиссиях местных Советов.

В 1946 г. произошли изменения в наименовании высших органов управления СССР, союзных и автономных республик. 15 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон “О преобразовании Совета Народных комиссаров СССР в Совет министров СССР”. Прежние народные комиссары стали именоваться министрами.

С интенсивным развитием экономики страны увеличивается количество министерств, В январе 1948 г. была реорганизована Государственная плановая комиссия в Государственный плановый комитет Совмина СССР.

Были реорганизованы судебные органы. В местностях, где было отменено военное положение, в военных трибуналах восстанавливалась их обычная процессуальная деятельность. С отменой военного положения на транспорте военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта были преобразованы в линейные и окружные суды железнодорожного и линейные суды водного транспорта.

Впервые в истории Советского государства непосредственно населением в 1948-1949 гг. были избраны народные судьи и заседатели. 19 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон о присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР.

Изменения в Вооруженных силах. «Красная Армия была переименована в Советскую Армию. В феврале 1946 г. Народный комиссариат обороны СССР был преобразован в Народный комиссариат Вооруженных сил СССР. Опыт прошедшей войны, новые вооружение и боевая техника оказали существенное влияние на организационные формы Вооруженных сил СССР. Они состояли из следующих видов: Сухопутные Войска, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской Флот (с 1946г.) во главе со своими главнокомандующими. К 1954 году кавалерия как род войск прекратила свое существование. Основными типами соединений являлись стрелковая, механизированная и танковая дивизии. В целях укрепления военной дисциплины в 1946 г. были утверждены Дисциплинарный устав и Устав внутренней службы вооруженных сил СССР, а также уставы строевой, гарнизонной и караульной службы».[9,с.176]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: