Лекция 8. Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности

Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса и представляет собой систему обобщающих показателей, отражающих итоги хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, основывается на данных синтетического и аналитического учета.

Одной из главных задач отчетности выступает информационное обеспечение принятия инвестиционных и управленческих решений. Для повышения информативности отчетности необходимо четко представлять: кому она предназначена, для каких целей она раскрывается, надлежащую степень ее раскрытия, форму и периодичность ее представления.

Различают внутреннюю и внешнюю отчетность. Внутренняя отчетность представляет информацию для целей текущего оперативного управления и пользователем ее в первую очередь является администрация организации. Внешняя отчетность предназначена для лиц, имеющих право доступа к публикуемой финансовой отчетности. Такими пользователями могут быть: акционеры, инвесторы, кредиторы, администрация, служащие, финансисты-аналитики, чиновники, общественность, налоговые службы.

Основные формы бухгалтерской отчетности:

· Бухгалтерский баланс

· Отчет о прибылях и убытках

· Отчет о движении денежных средств

Баланс в бухгалтерском учете имеет двоякое значение:

1) баланс – это элемент метода бухгалтерского учета, то есть равенство дебета и кредита; равенство аналитических счетов соответствующему синтетическоту счету; равенство актива и пасива;

2) баланс предприятия – форма №1, это основная форма бухгалтерской отчетности, которая содержит информацию о составе имущества и источников его образования на 1 число месяца, квартала, года.

Одной из функций бухгалтерского учета является предоставление пользователям информации о финансовом положении предприятия.

Важнейшим источником информации о финансовом положении предприятия является бухгалтерский баланс.

Термин «баланс» французского происхождения: буквально “balanc” переводится как весы, то есть равновесие. В бухгалтерском учете способ балансового обобщения используется для группировки информации об объектах учета в стоимостном выражении. Внешне бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая состоит из двух частей: одна называется активом, другая пассивом.

С помощью бухгалтерского баланса хозяйственные средства предприятия группируются, с одной стороны (в активе), по видам и размещению, с другой стороны (в пассиве), по источникам формирования и целевому назначению.

Актив и пассив баланса состоят из отдельных статей.

Статья баланса представляет собой отдельное наименование объектов имущества (хозяйственных средств) или его источников (обязательств и капитала). Статьи, размещенные в активе, называются активными, а в пассиве – пассивными. Конечные итоги актива и пассива баланса называются валютой баланса.

Система отражения экономической информации в бухгалтерском учете изначально строится на предпосылке: для того чтобы действовать, предприятию нужны средства (экономические ресурсы). Эти средства должны быть представлены их собственником. Вкладываемая собственность становится экономическими ресурсами предприятия. Таким образом, получается равенство:

Средства = Средства

(экономические ресурсы) (собственность)

Экономические ресурсы – это все то, чем располагает предприятие, и то, что необходимо для его функционирования.

Собственность предстает в двух видах:

1) капитал (уставный фонд), который вносится собственниками предприятия – это собственность учредителей организации;

2) обязательства и задолженность – собственность кредитор предприятия.

По принятой в бухгалтерском учете терминологии:

· экономические ресурсы – это активы,

· задолженности и капитал – пассивы.

Итак, в бухгалтерском учете средства предприятия рассматриваются с двух точек зрения:

Чем являются средства = Кто вложил средства

(активы) (пассивы)

активы = пассивы

пассивы = задолженность + капитал

активы = задолженность + капитал

Это равенство называется основным равенством бухгалтерского учета (ОРБ). Активы и пассивы всегда будут равны друг другу независимо от количества проведенных операций. Могут меняться размеры активов, капитала и задолженности, но равенство активов и пассивов будет сохраняться всегда.

Активы – экономические ресурсы, которыми предприятие владеет и от которых ожидает получить выгоду в будущем, используя их в своей деятельности.

Активы предприятия включают: здания, оборудование, запасы товаров, транспортные средства, причитающиеся фирме выплаты (задолженность клиентов или счета дебиторов), счета в банке, наличные
деньги.

Активы должны отвечать двум требованиям:

1) находиться во владении предприятия;

2) иметь денежное выражение.

Видов активов на предприятии очень много. Как же бухгалтер учитывает в ежедневной практике все их? Однотипные виды активов группируются по принятым в учете категориям. Например, монеты, банкноты, находящиеся в наличии у предприятия, группируются в активе «Касса».

Задолженность (или обязательства) предприятия складывается из:

· денег, которые предприятие должно за поставленные ему товары;

· затрат, произведенных в интересах предприятия;

· заемных средств, предоставленных предприятию в пользование.

Задолженность, как и долги, – это требование, признаваемое законодательно. То есть закон дает предприятию-кредитору право требовать возмещения долгов, и в соответствии с законом предприятие-кредитор может принудить предприятие-должника продать свои активы для погашения долга. В этом случае кредиторы имеют преимущественное право вернуть свои деньги полностью, прежде чем что-то получит владелец предприятия-должника, даже если тому придется продать все свои активы.

Капитал –это собственность, вкладываемая в дело. Этот вклад может быть в виде денег, оборудования и т.д. Предприниматель (или акционер предприятия) является владельцем своего предприятия, поэтому все активы представляют его собственность.

Собственный капитал представляет собой остаточный интерес инвесторов (собственников) в активах предприятия после вычитания пассивов. Инвесторы (собственники) в отличие от кредиторов обладают лишь правом остаточного иска, то есть объектом их исков могут быть все средства, остающиеся после платежей по обязательствам предприятия.

Из вышеизложенного следует, что все активы предприятия могут быть востребованы либо кредиторами, либо его владельцами. А поскольку общая сумма претензий собственников и кредиторов не может превышать сумму имеющихся активов, то из этого вытекает равенство актива и пассива.

Это уравнение может быть представлено в следующем виде:

Активы = Пассивы + Капитал

или

Средства = Обязательства + Капитал

Статьи актива баланса сгруппированы в два раздела: «Внеоборотные активы», «Оборотные активы». Характерной особенностью действующей структуры актива баланса является расположение его разделов и статей в каждом разделе в строго определенной последовательности – в зависимости от степени их ликвидности. Вначале идут наименее ликвидные статьи баланса, объединенные в раздел "Внеоборотные активы": основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения и др., а затем следуют более ликвидные. Раздел II "Оборотные активы" включает статьи: производственные запасы, готовая продукция, товары, денежные средства в кассе, на расчетном и валютном счетах, краткосрочные финансовые вложения и прочие денежные средства.

Статьи пассива баланса сгруппированы в три раздела: «Капитал и резервы», «Долгосрочные пассивы», «Краткосрочные пассивы».

Статьи третьего раздела характеризуют собственный капитал (уставный, добавочный, резервный, нераспределенную прибыль и др.). Статьи четвертого раздела пассива характеризуют заемный капитал, долгосрочные обязательства предприятия (долгосрочные кредиты и займы), пятый раздел – это краткосрочные обязательства (краткосрочные кредиты, займы, кредиторская задолженность).

В балансе предприятий США статьи актива и пассива расположены в противоположной последовательности, то есть в активе сначала приводятся более ликвидные статьи (текущие активы), затем менее ликвидные (недвижимость, здания), а в пассиве сначала показываются краткосрочные обязательства (текущие пассивы), а затем долгосрочные обязательства и собственный капитал.

Форма «Отчет о прибылях и убытках» предназначена для отражения формирования финансового результата деятельности организации за отчетный период с выделением валовой прибыли, прибыли (убытка) от продаж, прибыли (убытка) от обычной деятельности и чистой прибыли (убытка) отчетного периода.

Особенностью формирования информации в отчете «О прибылях и убытках» является использования метода начисления, а не кассового метода. Это означает, что полученные доходы или понесенные затраты могут не соответствовать реальному «притоку» или «оттоку» денежных средств у организации.

В отчете может быть показана достаточная величина прибыли и тогда оценка рентабельности будет высокой, хотя в то же время организация может испытывать острый недостаток денежных средств для своего функционирования. И наоборот, прибыль может быть незначительной, а финансовое состояния организации - вполне удовлетворительным.

Таким образом, показанные в отчетности организации данные о формировании и использовании прибыли не дают полного представления о реальном процессе движения денежных средств.

В форме «Отчет о движении денежных средств» приводятся сведения о движении денежных средств организации за отчетный год.

Отчет о движении денежных средств состоит из трех основных разделов: денежный поток от операционной деятельности (денежные средства, получаемые и используемые в ходе основной хозяйственной деятельности организации), денежный поток от инвестиционной деятельности (денежные средства, получаемые и используемые в результате покупки и продажи внеоборотных активов) и денежный поток от финансовой деятельности (денежный средства, получаемые и используемые в ходе деятельности, затрагивающей кредиторов и собственников организации). Эту информацию нельзя получить ни из баланса, ни из отчета о прибылях и убытках.

Задание для самостоятельной работы студентов.

Изучение различных форм бухгалтерского учета. Обоснование выбора формы бухгалтерского учета предприятием.

Сопоставление данных баланса на начало и конец периода. Определение прибыли или убытка по балансу (4 часа).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: