Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса и представляет собой систему обобщающих показателей, отражающих итоги хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, основывается на данных синтетического и аналитического учета.
Одной из главных задач отчетности выступает информационное обеспечение принятия инвестиционных и управленческих решений. Для повышения информативности отчетности необходимо четко представлять: кому она предназначена, для каких целей она раскрывается, надлежащую степень ее раскрытия, форму и периодичность ее представления.
Различают внутреннюю и внешнюю отчетность. Внутренняя отчетность представляет информацию для целей текущего оперативного управления и пользователем ее в первую очередь является администрация организации. Внешняя отчетность предназначена для лиц, имеющих право доступа к публикуемой финансовой отчетности. Такими пользователями могут быть: акционеры, инвесторы, кредиторы, администрация, служащие, финансисты-аналитики, чиновники, общественность, налоговые службы.
|
|
Основные формы бухгалтерской отчетности:
· Бухгалтерский баланс
· Отчет о прибылях и убытках
· Отчет о движении денежных средств
Баланс в бухгалтерском учете имеет двоякое значение:
1) баланс – это элемент метода бухгалтерского учета, то есть равенство дебета и кредита; равенство аналитических счетов соответствующему синтетическоту счету; равенство актива и пасива;
2) баланс предприятия – форма №1, это основная форма бухгалтерской отчетности, которая содержит информацию о составе имущества и источников его образования на 1 число месяца, квартала, года.
Одной из функций бухгалтерского учета является предоставление пользователям информации о финансовом положении предприятия.
Важнейшим источником информации о финансовом положении предприятия является бухгалтерский баланс.
Термин «баланс» французского происхождения: буквально “balanc” переводится как весы, то есть равновесие. В бухгалтерском учете способ балансового обобщения используется для группировки информации об объектах учета в стоимостном выражении. Внешне бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая состоит из двух частей: одна называется активом, другая пассивом.
С помощью бухгалтерского баланса хозяйственные средства предприятия группируются, с одной стороны (в активе), по видам и размещению, с другой стороны (в пассиве), по источникам формирования и целевому назначению.
Актив и пассив баланса состоят из отдельных статей.
|
|
Статья баланса представляет собой отдельное наименование объектов имущества (хозяйственных средств) или его источников (обязательств и капитала). Статьи, размещенные в активе, называются активными, а в пассиве – пассивными. Конечные итоги актива и пассива баланса называются валютой баланса.
Система отражения экономической информации в бухгалтерском учете изначально строится на предпосылке: для того чтобы действовать, предприятию нужны средства (экономические ресурсы). Эти средства должны быть представлены их собственником. Вкладываемая собственность становится экономическими ресурсами предприятия. Таким образом, получается равенство:
Средства = Средства
(экономические ресурсы) (собственность)
Экономические ресурсы – это все то, чем располагает предприятие, и то, что необходимо для его функционирования.
Собственность предстает в двух видах:
1) капитал (уставный фонд), который вносится собственниками предприятия – это собственность учредителей организации;
2) обязательства и задолженность – собственность кредитор предприятия.
По принятой в бухгалтерском учете терминологии:
· экономические ресурсы – это активы,
· задолженности и капитал – пассивы.
Итак, в бухгалтерском учете средства предприятия рассматриваются с двух точек зрения:
Чем являются средства = Кто вложил средства
(активы) (пассивы)
активы = пассивы
пассивы = задолженность + капитал
активы = задолженность + капитал
Это равенство называется основным равенством бухгалтерского учета (ОРБ). Активы и пассивы всегда будут равны друг другу независимо от количества проведенных операций. Могут меняться размеры активов, капитала и задолженности, но равенство активов и пассивов будет сохраняться всегда.
Активы – экономические ресурсы, которыми предприятие владеет и от которых ожидает получить выгоду в будущем, используя их в своей деятельности.
Активы предприятия включают: здания, оборудование, запасы товаров, транспортные средства, причитающиеся фирме выплаты (задолженность клиентов или счета дебиторов), счета в банке, наличные
деньги.
Активы должны отвечать двум требованиям:
1) находиться во владении предприятия;
2) иметь денежное выражение.
Видов активов на предприятии очень много. Как же бухгалтер учитывает в ежедневной практике все их? Однотипные виды активов группируются по принятым в учете категориям. Например, монеты, банкноты, находящиеся в наличии у предприятия, группируются в активе «Касса».
Задолженность (или обязательства) предприятия складывается из:
· денег, которые предприятие должно за поставленные ему товары;
· затрат, произведенных в интересах предприятия;
· заемных средств, предоставленных предприятию в пользование.
Задолженность, как и долги, – это требование, признаваемое законодательно. То есть закон дает предприятию-кредитору право требовать возмещения долгов, и в соответствии с законом предприятие-кредитор может принудить предприятие-должника продать свои активы для погашения долга. В этом случае кредиторы имеют преимущественное право вернуть свои деньги полностью, прежде чем что-то получит владелец предприятия-должника, даже если тому придется продать все свои активы.
Капитал –это собственность, вкладываемая в дело. Этот вклад может быть в виде денег, оборудования и т.д. Предприниматель (или акционер предприятия) является владельцем своего предприятия, поэтому все активы представляют его собственность.
Собственный капитал представляет собой остаточный интерес инвесторов (собственников) в активах предприятия после вычитания пассивов. Инвесторы (собственники) в отличие от кредиторов обладают лишь правом остаточного иска, то есть объектом их исков могут быть все средства, остающиеся после платежей по обязательствам предприятия.
|
|
Из вышеизложенного следует, что все активы предприятия могут быть востребованы либо кредиторами, либо его владельцами. А поскольку общая сумма претензий собственников и кредиторов не может превышать сумму имеющихся активов, то из этого вытекает равенство актива и пассива.
Это уравнение может быть представлено в следующем виде:
Активы = Пассивы + Капитал
или
Средства = Обязательства + Капитал
Статьи актива баланса сгруппированы в два раздела: «Внеоборотные активы», «Оборотные активы». Характерной особенностью действующей структуры актива баланса является расположение его разделов и статей в каждом разделе в строго определенной последовательности – в зависимости от степени их ликвидности. Вначале идут наименее ликвидные статьи баланса, объединенные в раздел "Внеоборотные активы": основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения и др., а затем следуют более ликвидные. Раздел II "Оборотные активы" включает статьи: производственные запасы, готовая продукция, товары, денежные средства в кассе, на расчетном и валютном счетах, краткосрочные финансовые вложения и прочие денежные средства.
Статьи пассива баланса сгруппированы в три раздела: «Капитал и резервы», «Долгосрочные пассивы», «Краткосрочные пассивы».
Статьи третьего раздела характеризуют собственный капитал (уставный, добавочный, резервный, нераспределенную прибыль и др.). Статьи четвертого раздела пассива характеризуют заемный капитал, долгосрочные обязательства предприятия (долгосрочные кредиты и займы), пятый раздел – это краткосрочные обязательства (краткосрочные кредиты, займы, кредиторская задолженность).
В балансе предприятий США статьи актива и пассива расположены в противоположной последовательности, то есть в активе сначала приводятся более ликвидные статьи (текущие активы), затем менее ликвидные (недвижимость, здания), а в пассиве сначала показываются краткосрочные обязательства (текущие пассивы), а затем долгосрочные обязательства и собственный капитал.
|
|
Форма «Отчет о прибылях и убытках» предназначена для отражения формирования финансового результата деятельности организации за отчетный период с выделением валовой прибыли, прибыли (убытка) от продаж, прибыли (убытка) от обычной деятельности и чистой прибыли (убытка) отчетного периода.
Особенностью формирования информации в отчете «О прибылях и убытках» является использования метода начисления, а не кассового метода. Это означает, что полученные доходы или понесенные затраты могут не соответствовать реальному «притоку» или «оттоку» денежных средств у организации.
В отчете может быть показана достаточная величина прибыли и тогда оценка рентабельности будет высокой, хотя в то же время организация может испытывать острый недостаток денежных средств для своего функционирования. И наоборот, прибыль может быть незначительной, а финансовое состояния организации - вполне удовлетворительным.
Таким образом, показанные в отчетности организации данные о формировании и использовании прибыли не дают полного представления о реальном процессе движения денежных средств.
В форме «Отчет о движении денежных средств» приводятся сведения о движении денежных средств организации за отчетный год.
Отчет о движении денежных средств состоит из трех основных разделов: денежный поток от операционной деятельности (денежные средства, получаемые и используемые в ходе основной хозяйственной деятельности организации), денежный поток от инвестиционной деятельности (денежные средства, получаемые и используемые в результате покупки и продажи внеоборотных активов) и денежный поток от финансовой деятельности (денежный средства, получаемые и используемые в ходе деятельности, затрагивающей кредиторов и собственников организации). Эту информацию нельзя получить ни из баланса, ни из отчета о прибылях и убытках.
Задание для самостоятельной работы студентов.
Изучение различных форм бухгалтерского учета. Обоснование выбора формы бухгалтерского учета предприятием.
Сопоставление данных баланса на начало и конец периода. Определение прибыли или убытка по балансу (4 часа).