Цель анализа
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ КОМПАНИИ
Определение ключевых факторов конкурентного успеха
Ключевые факторы успеха (КФУ) - главные определители финансового и конкурентного успеха в данной отрасли.
Ниже перечислены типы КФУ и их составляющие.
1. Факторы, связанные с технологией:
- компетентность в научных исследованиях (особенно в наукоемких отраслях);
- способность к инновациям в производственных процессах;
- способность к инновациям в продукции;
- роль экспертов в данной технологии.
2. Факторы, связанные с производством:
- эффективность низкозатратного производства (экономия на масштабе производства, эффект накопления опыта);
- качество производства;
- высокая фондоотдача;
- размещение производства, гарантирующее низкие издержки;
- обеспечение адекватной квалифицированной рабсилой;
- высокая производительность труда (особенно в трудоемких производствах);
- дешевое проектирование и техническое обеспечение;
- гибкость производства при изменении моделей и размеров.
3. Факторы, связанные с распределением:
- мощная сеть дистрибьюторов /дилеров;
- возможность доходов в розничной торговле;
- собственная торговая сеть компании;
- быстрая доставка.
4. Факторы, связанные с маркетингом:
- хорошо испытанный, проверенный способ продаж;
- удобный, доступный сервис и техобслуживание;
- точное удовлетворение покупательских запросов;
- широта диапазона товаров;
- коммерческое искусство;
- притягательные дизайн и упаковка;
- гарантии покупателям.
5. Факторы, связанные с квалификацией:
- выдающиеся таланты;
- "ноу-хау" в контроле качества;
- эксперты в области проектирования;
- эксперты в области технологии;
- способность к точной ясной рекламе;
- способность получить в результате разработки новые продукты в фазе НИОКР и быстро вывести их на рынок.
6. Факторы, связанные с возможностями организации:
- первоклассные информационные системы;
- способность быстро реагировать на изменяющиеся рыночные условия;
- компетентность в управлении и наличие управляющих "ноу-хау".
7. Другие типы КФУ:
- благоприятный имидж и репутация;
- осознание себя, как лидера;
- удобное расположение;
- приятное, вежливое обслуживание;
- доступ к финансовому капиталу;
- патентная защита;
- общие низкие издержки.
Цель ситуационного анализа - оценить стратегическую ситуацию для конкретной компании в таком окружении.
Стратегический стоимостной анализ- один из наиболее четких индикаторов с\ц компании- ее ценовая позиция по отношению к конкурентам.
Различия в издержках соперников могут вызваться:
· Разница цен на сырье, материалы, комплектующие, энергию
· Разница в базовых технологиях, возрасте оборудования
· Разница во внутр себестоимостях, уровне организации производства, налоговые условия.
· Разница к чувствител инфляции и изменениям курсов валют
· Разница в транспортных расходах
· Разница затрат в каналах распределения
Стратегический стоимостный анализ фокусируется на относительной стоимостной позиции фирмы по отношению к ее соперникам.
Имеется три главных области в цепи действия/издержки, где возможны наибольшие различия для конкурирующих фирм:
-область снабжения,
-передовые части каналов распределения,
-собственно внутренняя деятельность компании.
Если фирма теряет конкурентоспособность в задней или передней частях цепи, она может изменять свои внутренние действия с целью востановления конкурентоспособности.
Когда стоимостные пробелы лежат в основном в задней части цепи, фирма может использовать шесть стратегических действий:
- добиваться более благоприятных цен у поставщиков,
- работать с поставщиками с целью снижения их издержек,
- предпринять интеграцию назад для контроля над материальными затратами,
- попытаться использовать более дешевые заменители,
- найти новые источники снабжения с приемлемыми ценами,
- попытаться уменьшить разницу путем экономии в других частях цепи.
В случае, если это характерно для передней части цепи, возможны три корректирующие воздействия:
- использовать более привлекательные формы для участников каналов распространения,
- изменить экономическую стратегию, включая возможность передней интеграции,
- попытаться скомпенсировать разницу снижением издержек в других частях цепи.
Когда источник потери конкурентоспособности по стоимости лежит во внутренних областях цепи целесообразно рассмотреть возможность следующих действий:
- ревизия внутренних статей бюджета;
- попытка поднять производительность труда рабочих и дорогостоящего оборудования;
- исследование, не будет ли выгоднее выполнение некоторых технологических процессов на стороне, чем самой фирмой;
- инвестирование ресурсосберегающих технологических улучшений;
- рассмотрение вызывающих опасения компонентов стоимости как объектов новых инвестиций в производство и оборудование;
- модификация продукции с целью снижения ее стоимости;
- балансировка больших внутрених издержек экономией в передней и задней частях цепи.
Общее правило: компания должна накапливать свои конкурентные сильные стороны и защищать свои конкурентные слабости. Она должна строить стратегию на своих сильных сторонах и предпринимать действия по обеспечению ситуации со слабостями.
Пример взвешенной оценки стратегической силы компании
относительно соперников
(шкала рейтинга: слабейший - 1, сильнейший - 10,
в скобках - произведение веса на рейтинговую оценку)
| КФУ/мера силы | Вес | Компания | Соперник А | Соперник Б | Соперник В |
| Качество/исполнение продукта | 0,10 | 8 (0,80) | 5 (0,50) | 9 (0,90) | 6 (0,60) |
| Репутация/имидж | 0,10 | 8 (0,80) | 7 (0,70) | 10 (1,00) | 6 (0,60) |
| Материалы/стоимость | 0,05 | 5 (0,25) | 5 (0,25) | 6 (0,30) | 4 (0,20) |
| Технологическое искусство | 0,05 | 8 (0,40) | 5 (0,25) | 5 (0,25) | 4 (0,20) |
| Производственные мощности | 0,05 | 9 (0,45) | 7 (0,35) | 10 (0,50) | 6 (0,30) |
| Маркетинг/распределение | 0,05 | 9 (0,45) | 7 (0,35) | 9 (0,45) | 6 (0,30) |
| Финансовые ресурсы | 0,10 | 5 (0,50) | 4 (0,40) | 7 (0,70) | 4 (0,40) |
| Относительная стоимостная позиция | 0,25 | 5 (1,25) | 9 (2,25) | 6 (1,50) | 4 (1,00) |
| Способность конкурировать по цене | 0,25 | 5 (1,25) | 9 (2,25) | 7 (1,75) | 4 (1,00) |
| Взвешенный рейтинг силы | 6,15 | 7,30 | 7,35 | 4,60 |






