Тренинги, повышающие адаптивность к различной микросоциальной среде

Задача 5. Николай В., 14 лет. Подросток направлен на судебно-психологическую экспертизу постановлением районной прокуратуры. В постановлении был указан состав преступления: взлом склада, хищение 10 кг грецких орехов. Психологу были заданы следующие вопросы: 1. Соответствует ли психическое развитие подростка его паспортному возрасту? 2. Мог ли он в полной мере понимать смысл своих действий и руководить ими? Из истории развития ребенка известно, что Коля родился недоношенным с весом 1кг 800 г.

Ходить научился к полутора годам, говорить фразами – к 3 годам. В школу пошел в 7 лет, но с программой справлялся слабо, дублировал 1-й и 4-й классы. В настоящее время учится в основном на «3». Из школьной характеристики известно, что на уроке мальчик не внимателен, с трудом понимает объяснения учителя. Авторитетом в классе не пользуется, но стремится его завоевать, приносит в школу игрушки, жвачки и раздает детям. Похищенные орехи Николай приносил в школу, угощал одноклассников, а также ел сам. При психологическом обследовании отмечается неустойчивая работоспособность. Произвольная концентрация внимания не развита. Механическое запоминание в пределах нормы: 5, 6, 7, 10. Мышление в целом логично, доступны «Исключения», «Обобщения», понимает связь и последовательность событий. Запас знаний и школьных навыков ниже возрастной нормы. Самооценка слабо дифференцирована, самооценочные суждения поверхностные, с опорой на мнение окружающих. Локус контроля – экстернальный. Преобладает игровая мотивация и потребность в общении. Понимание правовых норм незрелое, способность прогнозировать результаты своих действий недостаточна.

Какие ответы можно дать на вопросы экспертизы?

Задача 6. Дмитрий Ю., 15 лет. Направлен на психологическую экспертизу по постановлению работников прокуратуры. Из материалов уголовного дела и постановления известно, что Дмитрий совершил кражу государственного имущества: взломал киоск «Союзпечать» и похитил находившиеся там блоки жевательной резинки, игрушки, деньги, сигареты. Психологу был задан вопрос: соответствует ли психическое развитие подростка его паспортному возрасту? Из беседы с матерью Дмитрия стало известно, что мальчик родился в асфиксии, отставал в развитии: навыки ходьбы сформировались к 2 годам, речь – к 5-ти. В школе программу не усваивал, в 9 лет был направлен во вспомогательную школу, однако родители отказались его переводить туда. В настоящее время Дмитрий школу не посещает, нигде не работает. При патопсихологическом обследовании испытуемый доступен контакту, понимает и выполняет инструкции. Работоспособность равномерная. Объем и переключае-мость внимания недостаточна. Механическое запоминание затруднено: 3, 3, 4, 5. Темп речемыслительной деятельности медленный. При исследовании по методике Векслера Ю = 62 балла. «Исключения» и «обобщения» Дмитрий проводит по конкретно-наглядным и

конкретно-ситуативным признакам Понимание переносного смысла пословиц, скрытого содержания рассказа ему недоступно. Самооценка недифференцирована. Критичность к результатам своей деятельности недостаточна.

1. Может ли психолог дать заключение по экспертизе Дмитрия?

2. На какой вид экспертизы следует направить испытуемого для решения вопроса о возрасте и вменяемости? В связи с чем?

Задача 7. Леля Ч., 13 лет. Девочка направлена на психологическую экспертизу по постановлению прокуратуры как потерпевшая от изнасилования. Психологу были заданы следующие вопросы: 1. Могла ли потерпевшая в полной мере понимать и осознавать характер и значение совершаемых с ней действий? 2. Могла ли она в силу своих психологических особенностей оказывать сопротивление? Из материалов уголовного дела известно, что девочка росла и развивалась нормально, перенесла множество соматических забо-■ леваний. В настоящее время страдает вегето-сосудистой дистони-ей, миокардиодистрофией. В школе Леля успевает на «4» и «5». В характеристике из школы описывается как спокойная, исполнительная, малообщительная, подруг в классе не имеет. Состав преступления заключается в следующем. Когда Леля возвращалась в 21 час от бабушки и вошла в подъезд своего дома, ее встретили двое подростков (15 и 16 лет) и, угрожая ножом, повели в подвал, где и совершили групповое изнасилование. Девочка в процессе совершаемых действий плакала, но существенного сопротивления не оказывала, не кричала. В связи с таким ее поведением возникла необходимость в психологической экспертизе.

При психологическом обследовании отмечается выраженная истощаемость по гипостеническому типу. Нарушений со стороны памяти, внимания и мышления не обнаружено. Отмечается эмоциональная лабильность, высокая тревожность и нейротизм. Интра-пунитивно-самозащитный тип реакций в состоянии фрустрации. При обследовании по ПДО отмечается астено-невротический тип акцентуации, высокий уровень лабильности, сенситивности, конформности.

Девочка осведомлена о смысле сексуальных взаимоотношений, имеет устойчивую семейную мотивацию, не стремится к установлению ранних половых связей. Изнасилование воспринимает как серьезную угрозу своему здоровью и будущей жизни. Свое состояние в момент происшествия описывает как панический страх за

свою жизнь, так как из бесед с одноклассницами, телепередач она знала о нападении «маньяков», которые убивают свои жертвы. Как следует ответить на вопросы СПЭ?

Задача 8. ОлегЗ., 8 лет. К школьному психологу обратилась учительница с просьбой принять участие в решении вопроса о необходимости изменения места обучения Олега, ученика 2-го класса. Два месяца назад родители Олега погибли в автокатастрофе. Мальчик остался проживать с сестрой 14 лет, которая учится на 1-м курсе медицинского училища. Близких родственников (бабушки, дедушки) у детей нет, а дальние проживают в других городах и не имеют возможности взять детей к себе. Поэтому, в соответствии с законодательством, Олега начали оформлять в школу-интернат для детей-сирот. Однако мальчик и его сестра просят оставить его обучаться в прежней школе и проживать дома, а соседка, квартира которой находится на этой же лестничной площадке, согласна оформить над детьми опекунство.

1. Какая дополнительная информация необходима психологу для того, чтобы занять ту или иную позицию в решении этого вопроса7

2. Какие действия, в зависимости от принятого решения, должен предпринять психолог?

Задача 9. Саша У., 15 лет. К школьному психологу обратилась мать с тревогой по поводу изменений в поведении сына. В течение последнего года Саша все реже бывает дома. Стал более скрытным, все меньше рассказывает о своих делах, хотя раньше, как говорит мать, они были «одно целое» (отец Саши погиб 10 лет назад). У сына появились новые друзья, гораздо старше его. Саша стал хуже учиться: если раньше по всем предметам были «4» и «5», то теперь он учит уроки «избирательно» – только те предметы, какие он считает нужными. Особенно мать беспокоит то, что сын стремится к деньгам: сначала продавал газеты, потом полиэтиленовые кульки, теперь сувениры иностранным туристам. Заработанные деньги, в основном, тратит на свои нужды (приобрел калькулятор, куртку), а часть отдает матери. При психологическом обследовании у Саши отмечается высокий уровень развития интеллекта, экстраверсия. При обследовании по ПДО выражен гипертимный тип акцентуации, стремление к эмансипации. Низкий уровень склонности к делинк-вентности и алкоголизации. Самооценка у подростка адекватная, дифференцированная, уровень притязаний высокий, устойчивый.

Жизненные планы соответствуют ранней профессионализации – подросток стремится к поступлению в бизнес-лицей.

1. Как объяснить изменения в поведении Саши?

2 Какие рекомендации можно дать матери?

Задача 10. Ваня Р., 5 лет. К психологу детского сада обратились родители в связи с непонятными особенностями поведения ребенка. В течение последних двух недель Ваня боится оставаться один в комнате, говорит, что видит там «черного дядю», иногда застывает, глядя в одну точку. Мальчик был усыновлен в 2-летнем возрасте из Дома ребенка, где находился потому, что был оставлен матерью еще в родильном доме. Приемные родители перед усыновлением познакомились с материалами истории развития ребенка, где было указано, что мать страдала параноидным синдромом, отец неизвестен. Но усыновители (инженеры по образованию) не придали этому значения, тем более, что ребенок был достаточно общительным, не отставал в психическом развитии от других детей. При психологическом обследовании у ребенка отмечаются нарушения процесса мышления, периодические застывания, отвлечения от игры и выполнения заданий, внезапные состояния страха.

1. В консультации какого специалиста нуждается ребенок?

2. Какие ошибки были допущены при усыновлении ребенка?

3. Как психолог должен вести беседу с родителями?

Задача 11. Анфиса 3., 16 лет. К психологу педагогического училища обратилась куратор группы, где учится Анфиса. Девочка занимается на 2-м курсе, готовится стать воспитательницей детского сада. Куратора группы беспокоит эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость девочки. Во время педагогической практики она быстро раздражается, кричит на детей и подруг, не может проводить занятия, если кто-то из детей отвлекается, не слушает. При психологическом обследовании у испытуемой отмечались недостаточность объема и концентрации внимания, явления пресыщаемости. Нарушений со стороны мышления не обнаружено, запас знаний соответствует возрастной норме. При исследовании личности отмечается экстрапунитивно-самозащитный характер реакций в ситуациях фрустрации, завышенная слабо дифференцированная самооценка, завышенный неустойчивый уровень притязаний. При обследовании по ПДО отмечаются выраженные черты эпилептоидного и истероидного типа, высокий риск формирования психопатии.

Свои выбор учебного заведения девочка объясняет тем, что сюда пошла учиться ее подружка, что училище находится близко от ее дома, и мама тоже советовала ей стать воспитательницей, так как с маленькими детьми «легче справиться».

1. Правильно ли выбрала девочка профессию, учитывая особенности ее личности?

2. Что можно предпринять для коррекции сложившейся ситуации?

Рекомендуемая литература

Байярд Д., Байярд К. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.

Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания? М., 1991.

Виленскип О.Г. Врачебно-трудовая экспертиза при психических заболеваниях. Киев, 1979.

Выготский Л. С. Собрание сочинений. М., 1984. Т. 4.

Кудрявцев И. А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988.

Макова-Томова B.C., Пиръов Г.Д., Пекушлиева Р.Д. Психологичная реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.

Максимова Н.Ю. Формирование адекватной самооценки как условие профилактики нарушений в поведении учащихся // Психологическая профилактика недисциплинированного поведения учащихся. Киев, 1989.

Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ. М., 1993.

Социальная педагогика. Свердловск, 1989.

Принципы отбора детей во вспомогательные школы /Под ред. Г.М. Дуль-кевича, А.Р. Лурии. М., 1973.

Тингрей-Михаэлис К. Дети с недостатками в развитии /Пер. с англ. М., 1988.

14. ВАРИАНТЫ ТРЕНИНГОВ,

ПОВЫШАЮЩИХ СПОСОБНОСТЬ

К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Нарушения адаптации не являются индивидуальной проблемой человека, а возникают в процессе взаимодействия личности с окружающими людьми. Диагностика и коррекция этих нарушений может осуществляться также при взаимодействии в группе.

Группа – модель мира с ускоренным проживанием отношений. Для достижения такой степени открытости и интенсивности взаимодействия, как в группе, в «природных» условиях обычно требуются месяцы и годы. Группа с ее правилами, традициями, ведущим создает чувство безопасности, являясь своеобразной микросредой, в которой можно потренировать новые варианты поведения и узнать ответную реакцию.

Схемы проведения тренинг-семинаров, число участников и ведущих могут значительно изменяться в зависимости от поставленной задачи, но есть некоторые правила и ограничения, которых мы обычно придерживаемся. Они касаются в большей степени поведения ведущих, чем группы.

1. Профессионализм и ресурсное состояние. Тренер, ведущий группу, помимо психологического образования, должен иметь опыт участия в аналогичных группах и работы под наблюдением более знающего тренера. Желательно осуществление видео- и аудиозаписей, чтобы, отдохнув пару дней после работы с группой, можно было посмотреть на себя со стороны и/или посоветоваться по поводу интересных и трудных моментов с коллегами. В момент ведения группы тренер должен находиться в ресурсном состоянии (здоров физически и психически, внимание полностью поглощено группой). На собственном опыте мы убедились, что состояние тренера (особенно негативное) мгновенно влияет на участников – повышая агрессию, скуку и т. д., и т. п.

Все личные проблемы стараемся оставить за дверями тре-нингового зала...

2. Фиксация результата. В начале семинара, а также по мере его проведения звучат традиционные вопросы: «Что хотели получить?», «Что получили?», «Чего мало показалось и нужно еще?» Это организует как работу ведущих, так и активность участников группы, позволяя каждому использовать пространство и обстоятельства тренинга для достижения желаемых результатов, служит существенным элементом «техники безопасности», особенно в тренингах, изменяющих восприятие культурных норм, и трансформационных тренингах.

3. Внимание к обратной связи! Мы обычно поощряем высказывания участников о происходящем в группе, фиксируем свое и их внимание на изменениях в настроении, физических ощущениях, убеждениях. Какими бы странными или неприятными не были высказывания участников – это информация о том, что происходит с их личностью. Для ведущих – это материал, с которым необходимо работать, изменяясь самим и помогая изменяться группе.

4. Наличие особого контекста семинара. К «технике безопасности» относится и создание особого контекста семинара, отличающегося от обычного времяпрепровождения участников. Это принятие «семинарского имени», написанного на бейджике; особые для каждого семинара правила поведения на группе; метафоры, которые использует ведущий. Это дает возможность ощутить себя вне привычной среды, позволяет себе исследовать новые способы своего поведения и (если возникнет необходимость) вернуться к старому стилю жизни после семинара.

5. Распределение ответственности. Ведущий группы несет ответственность за все происходящее в группе (помогая участникам получить именно то, что они хотят), но не за всю предыдущую и последующую жизнь участников.

Приведенные в данной главе упражнения, игры и задания – это записи реально проведенных тренингов, поэтому необходимо учесть, что все, что здесь написано – это то, что происходило, а не то, что должно происходить в ваших группах. Наилучшим употреблением этой главы было бы ее внимательное чтение (не обязательно последовательное), использование активного воображения, чтобы представить себя участниками и ведущими этих групп, а потом создание своих тренингов, работа со своим собственным опытом.

Эти тренинги, если их использовать для подростков и юношей с низким уровнем социальной адаптации, возникшим в результате неправильного семейного воспитания или специфической микросреды, в которой прошло детство, позволяют расширить границы восприятия, избавиться от устаревших норм и ограничений, повысить адаптацию к новым условиям жизни.

Тренинги сконструированы с учетом различных теоретических подходов к человеческой личности. Были использованы парадигмы НЛП (Р.Дилтс, 1997), К.Г. Юнга, К. Хорни.

Тренинг «Я – ты – мы» был создан с опорой на представления и технологии НЛП и эриксоновского гипноза. Цель этого тренинга – освоение навыка подстройки к другому человеку, субъект-субъектного общения.

Продолжительность– около 18 часов, количество участников– 8–12 человек. Упражнения, описанные ниже, составляют только примерную канву семинара, часто меняясь местами, дополняясь новыми, изменяясь в зависимости от потребностей группы. Впервые мы их увидели на тренингах Ф. Пьюселика, Энн Энтус, К. Ковалёнка, О. Аки-нищева, многие возникли сами собой во время работы с группами.

Нам хотелось бы, чтобы читатель мог ощутить этот тренинг с трех позиций: тренера (Т.), участника (У.) и, конечно, наблюдателя (Н.).

У.: Мне 16 лет, я пришел на тренинг потому, что чувствую, что все надоело: школа, нотации родителей, приятели. Хочу узнать, кто я, для чего в этом мире.

Н.: Все участники называют свои цели прихода на этот семинар: «Узнать людей получше», «Научиться общаться», «Эффективнее участвовать в переговорах...» Тренер выслушивает, иногда задает уточняющие вопросы, особенно если слышит «От меня требуют...»,

|кЯ должен...», пока задача участия в тренинге не начинает звучать р<Я хочу...»

Т.: Я хочу, чтобы сегодня мы вошли в мир, в котором существу-? ют определенные законы и правила, и придерживались этих правил в течение ближайших двух дней семинара. Кому так жить и воспринимать мир понравится – могут сохранить эти правила и убеждения и в дальнейшем. Сейчас я назову основные законы, базовые угверждения мира НЛП, того, в котором часто живу сама.

1. «Картане территория!» Все, что мы думаем о себе, других людях, окружающей действительности – не является реальностью, а является только системой наших убеждений об этой реальности. И эти убеждения разные... Одна и та же местность, изображенная на физической, политической и климатической картах, будет выглядеть абсолютно по-разному. И все эти карты – правильные. Просто каждый составитель отмечал там то, что было важно в данном случае. У каждого человека есть своя карта реальности, составленная из особенностей его восприятия мира, языка, на котором он говорит, убеждений его родителей и школьных учителей, его страны и культуры... Так же, как не бывает двух одинаковых людей, нет и двух одинаковых карт реальности. Они могут быть только более близкими или более отличающимися друг от друга. И на этом семинаре мы будем с любовью и бережностью исследовать карты друг друга, узнавать новое о себе и учиться создавать «объединенную реальность»...

2. «Различия и странностиэто возможности». Чем больше разных карт местности мы имеем – тем больше знаем о ней и наши шансы там выжить возрастают. Различия в представлении о мире, в способностях и поведении людей дают нам возможность научиться чему-то новому, узнать и ощутить, как выглядит мир для другого человека.

У.: А если этот «другой» – психически нездоров, или преступник, или просто мне лично очень несимпатичен?

Т.: Тогда у тебя есть выбор – возможность войти в его «карту», ощутить, как это быть преступником... или больным... Может быть, получить там доступ к своей агрессии, или безразличию, или нестандартному мышлению... А можно не использовать эту возможность, сохранив себя, свою карту реальности прежней. Ведь различия и странности – это возможности, а не обязательства.

3. «За каждым действиемпозитивное намерение». Любое поведение человека продиктовано желанием достичь чего-либо хорошего и полезного, счастья, здоровья, успеха... Но сами действия или их последе гвия не всегда помогают обрести желаемое, а со стороны бывает трудно догадаться, наблюдая поведение, чем оно продиктовано. Так что мы учимся узнавать о позитивных намерениях – своих и других людей – и достигать их реализации более эффективно.

4. «Любое поведениелучшее из возможных». Если мы убеждены, что действительно хотим достичь чего-то хорошего, то и разыскиваем из имеющихся у нас средств наиболее подходящие. Но, подчеркиваем, из имеющихся. Если на улице у вас отлетел каблук и нет молотка, то вы имеете самое подходящее: камень, кусок кирпича, доски... И не потому, что не хотите пользоваться молотком, а потому, что его просто нет. И в других ситуациях похоже – мама хочет

"воспитать ребенка грамотным и наказывает его за ошибки в диктантах. Не потому, что хочет наказывать, а просто не знает, не умеет пользоваться другими, более подходящими способами повышения грамотности.

5. «Нет ошибок и неудачесть только обратная связь». Теперь представим себе, что мы запланировали достичь чего-то полезного, выбрали лучший способ достижения и не смогли получить это... Обидно. Можно ругать себя за допущенную ошибку, винить судьбу за неудачу, но результат по-прежнему остается только в мечтах. А можно искать новые способы реализации своего намерения, учиться новому поведению, расширять свою карту мира.

У.: Но это сложно, а часто и совсем невозможно!

Т.: 6. «У человека есть все ресурсы, все возможности, чтобы достичь изменения!» Это странный постулатНЛП. Вспомните еще раз, что то, что мы считали окружающей нас реальностью – только ее описание. И то, что совершенно невозможно в одном описании, обыденная вещь в другом... В карте современного европейца вызвать какими-либо своими усилиями дождь или разогнать тучи – невозможно. Для индейского шамана – это реальность его деятельности. Тех, кто хочет научиться легко «бегать» между разными картами реальности, адресую к прекрасным книгам: Р. Бах «Иллюзии», Р. Желязны «Хроники Амбера», Г.Л. Олди «Войти в образ» и т. д.

У.: Но ведь это фантастика! А реальность – это и есть реальность, она одна. Вот стул, стол, группа...

Т.: Да, конечно.. И ты видишь стол... И стул... И группу... И сейчас немного взволнован, и тебе хочется расслабиться, но не делай

этого так быстро... Совершенно не обязательно сразу закрывать глаза, если хочется направиться в свою внутреннюю реальность, и отдохнуть от семинара, удобно устроившись на стуле... А перед тем, как ты окончательно отправишься в путешествие внутрь себя, то сможешь точнее услышать шум машин за окном, и давление ботинок на ногах, и звуки в коридоре...

Н.: Тренер продолжает наводить транс, группа постепенно начинает дышать реже и глубже, некоторые закрывают глаза, позы расслаблены.

Тренер рассказывает сказку-историю о Мудреце на горе, а участники погружаются в этот фантастический сюжет, задают вопросы и получают на них ответы от своего подсознания.

Мудрец на горе

Часто человеку нужно получить ответ, разрешить свои сомнения, и хочется найти человека, безусловно мудрого и доброжелательного... И тогда, сформулировав вопрос, ты начинаешь подниматься вверх по горной тропе. Можно увидеть, как она поднимается все выше и выше среди камней и скал, ощутить тропу под ногами, обратить внимание на свое равномерное дыхание, тишину вокруг... Тропа изгибается, поднимается, открывая новые и новые виды, и с каждым поворотом тропы открываются новые грани вопроса, увеличивается понимание того, что же именно нужно, в чем основная проблема... И вот за последним поворотом открывается хижина, стоящая на вершине горы. В ней живет Мудрец на горе. Смиренно подойди к двери, подожди, хочет ли Мудрец выйти к тебе... Вежливо поздоровайся с ним... Задай тот вопрос, с которым ты пришел сюда, в это волшебное место... Есть ли что-либо, что Мудрец хотел бы сам сказать или дать тебе?

Вежливо попрощайся, поблагодари и спускайся вниз, по той же тропе. И с каждым шагом смысл ответа будет становиться все более ясным, и будут появляться разнообразные варианты решения задачи, конкретные действия... Когда процесс будет окончен и ты окажешься там же, откуда начал это путешествие, то можно открыть глаза и вернуться сюда...

Т.: А теперь можно представить себе эту комнату, людей в ней, почувствовать свою позу и открыть глаза!.. Ну как?

У.: Мы были в трансе, и видели каждый что-то свое. Не опасно ли это?

Т.: 7. «Наше бессознательное желает нам добра». Самые глубокие инстинкты, отвечающие за сохранение жизни, продолжение рода и т д, находятся в бессознательном. Это древний и мудрый слой нашей личности, менее подверженный сиюминутным настроениям и убеждениям других людей. Он заботится о человеке, об его эффективном выживании в этом мире. Одной из задач нашего семинара будет приобретение умения вступать в диалог с бессознательным и доверять его мудрости. Транс – это одна из дорожек в свой внутренний мир. Гуляя там, вы задаете свои вопросы и получаете свои ответы, а я только помогаю приоткрыть ворота...

8. «Вселенная добра и изобильна». Как наш внутренний мир, так и окружающая среда – люди и природа – содержат в себе все, что человеку нужно, и только ограничения нашей карты реальности позволяют не замечать этого. Чем более разнообразны наши представления о мире и готовность к изменению, тем к большему количеству ресурсов мы имеем доступ.

А теперь хотелось бы, чтобы мы посмотрели, как изменится наше представление о себе и окружающем, если мы начнем пользоваться картой НЛП – ее базовыми убеждениями. Напишем эти убеждения на отдельных карточках. И возьмем еще одну карточку, на которой написано «Проблема». Найдите, пожалуйста, ту проблему, которую не жалко решить... Готово? Разбились на пары, нашли в зале место, где удобно работать. Представили достаточно большой – 1,5 – 2 метра– круг. В центре его расположили «Проблему», а по окружности – карточки с убеждениями НЛП.

Пара разделяется на Ведущего и Ведомого Ведущий наблюдает за состоянием ведомого, напоминает ему убеждения НЛП Ведомый представляет себе каждое убеждение, и, когда оно действительно воспринимается как реальность, становится туда, где лежит соответствующая карточка, и, приняв его, смотрит, как выглядит проблемная ситуация, какие новые решения она приобретает. Подобная процедура происходит по кругу со всеми 8 убеждениями. Когда весь круг пройден, Ведомый становится в центр и представляет себе, как он действует в этой ситуации, а Ведущий читает вслух убеждения НЛП. Понятно?

У.: А важна последовательность карточек?

Т.: Желательно в первый раз соблюдать именно такую последовательность.

Н.: Участники парами разбредаются по залу, и вскоре все пространство заполняется непересекающимися кольцами карточек. Интересно смотреть, как меняется выражение лиц, когда принимается то или иное убеждение, как позы становится более уверенными и свободными. Тренер ходит между участниками и, если замечает признаки затруднений при «вхождении» в круг, помогает участнику полнее осознать соответствующее убеждение, найти понятные примеры в жизни, соответствующие события. Когда каждый участник побывал в роли Ведущего и в роли Ведомого, упражнение заканчивается.

Т.: Мне хотелось бы услышать о ваших ощущениях от этого упражнения.

У.: Моя проблема – конфликт с одним знакомым – стала выглядеть совершенно иначе. Ведь, в сущности, мы хотим одного и того же и, наверное, могли бы договориться.

У.: Мне было трудно принять убеждение об «обратной связи», но когда я сделал это, то вдруг понял, что незачем откладывать один важный разговор, а можно попытаться, а если не получится – то сделать по-другому!

Н.: Когда все высказались, работа продолжается. И вновь участники делятся на пары (теперь уже другие) и начинают следующее упражнение: «Подстройка по позе». Один участник садится так, как ему удобно, второй – старается скопировать позу как можно точнее. Тренер помогает, обращая внимание на положение ног, наклон головы... Когда копия получается точной, то оба участника замечают это, иногда возникает смех, замешательство. Каждый участник принимает новую позу и копирует ее по 3 раза, с каждым разом выполнять упражнение становится легче.

У А зачем нужна подстройка по позе?

Т А ч го ты ощущал, когда сам подстраивался и к тебе подстраивались?

У.. Ощущения неоднозначные. Когда это делала С. – то очень приятное чувство: ощущение, что она меня понимает, какая-то близость Но когда это начал делать А., то возникло чувство, что меня копируют, передразнивают. Очень неприятно! Самому подстраиваться интересно – никогда не думал, что людям может быть удобно в таких позах; менялись ощущения в теле, настроение.

Т.: Вот ты и ответил, зачем нужна подстройка – «войти в образ» партнера, лучше понять, что и как ему удобно, при этом не копируя и передразнивая, а создавая близость, единство ощущений. Для того чтобы действительно научиться этому, упражнение отправляется на домашнее задание. Потренируйтесь в подстройке дома – к теледиктору, в транспорте, на рабочем месте. Попробуйте делать не полное «зеркало», а копировать только микродвижения рук, покачивание ноги или кивки головой. А теперь продолжаем тренировать подстройку, но не по позе, а по дыханию. Партнер № 1 сидит и вспоминает что-то приятное, партнер № 2 старается дышать в такт... Ну, как впечатления?

У.: Как в песне Высоцкого:

И думая, что дышат просто так, Они внезапно попадают в такт Такого же неровного дыханья...

У.. Трудно! Мой партнер вообще не дышит!

Т: Потрогайте! Еще не остыл? Значит, не труп и дышит... Часто заметить дыхание легче, когда сидишь не напротив, а рядом с партнером, и видишь его в профиль или в 3/4. Попробуйте... Получилось? Тренируйтесь, когда вы дома. Если ваш партнер – ребенок, или по каким-то причинам дышит слишком часто – подстраивайтесь через один вдох. Если партнер страдает каким-то заболеванием – астмой и т. п., то безопаснее изменять не свое дыхание, а другие движения: кивать в такт, качать карандашом...

У.: Я тренировалась в этом упражнении дома и случайно сняла приступ у младшей сестрички. Ей семь лет и у нее больная печень, вчера был приступ боли в желчном пузыре. Я легла рядом, обняла ее, стала дышать так же часто и прерывисто, как она, постепенно замедляя темп дыхания, углубляя его. Через 10 минут приступ у ребенка прошел без лекарств, хотя обычно он длится около часа. Можно ли так делать?

Т. Если получается, то можно Это хороший способ успокоить или, наоборот, разбудить спящего кладешь руку на спину, подстраиваешься и постепенно ускоряешь темп дыхания.. А теперь совсем простое упражнение. Нашли новую пару? Постарайтесь тщательно запомнить позу, одежду, внешний вид партнера. Посмотрели, запомнили, закрыли глаза... Открыли глаза. Чего не хватает? И т. д, до полного «фотопортрета».

Н.: Уже через минуту почти все пары подстроились по позе, а через 3 минуты и по дыханию... А ведь команды об этом не было.

Т.: Обратите внимание на ваши позы, дыхание... Подстройка происходит автоматически, если собеседник вам действительно интересен, но справедливо и обратное: после тщательной подстройки интерес к партнеру возрастает.

У индейцев есть поговорка: «Чтобы понять другого человека, нужно пройти милю в его мокасинах». Сейчас мы и попробуем это сделать. Работаем в тройке. Партнер № 1 сидит и максимально точно и подробно вспоминает свои ощущения от какого-то конкретного события: катание на лыжах, плавание, общение с друзьями. Партнеры № 2 и № 3 наблюдают и запоминают позу, микродвижения, гемпоритм дыхания. Через 2 минуты партнеры № 2 и № 1 меняются стульями, и партнер № 2 «входит в образ», принимая ту же позу, копируя дыхание и т. д., партнер № 3 следит за точностью воспроизведения. Сделали? А теперь можете поделиться ощущениями с партнером № 1 – что это была за деятельность, какое настроение? Процент совпадения в парах?

У.: –80%!

– 75%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: