Социально-трудовой потенциал и его оценка

Человек является главной производительной силой и играет важную роль в размещении производства по территории страны. Население оценивается категориями демографического и социально-трудового потенциала. Демографический потенциал определяется понятием «демографическая ситуация». Под ней понимается определенный тип воспроизводства населения, складывающийся под влиянием естественного и механического движения, половозрастной структуры, определяющими динамику численности населения на той или иной территории.

Таким образом, демографическая ситуация включает четыре основных структурных компонента:

1) динамика численности населения;

2) естественное движение населения;

3) механическое движение населения;

4) половозрастная структура.

Численность населения России на начало 2001 г. составила 144,9 млн. человек. По числу жителей страна занимает шестое место в мире. С 1992 г. численность населения в стране абсолютно сокращается: за указанный период - более чем на три миллиона человек. Основная причина этого естественная убыль населения.

Естественное движение характеризуется показателями рождаемости, смертности и естественного прироста (убыли). На этот процесс оказывает влияние также стабильность семьи (соотношение числа браков и разводов). Рождаемость в России начала снижаться с середины 1980-х годов, сократившись за указанный период почти вдвое. Выделяются несколько основных причин этого:

1) во второй половине 1980-х годов в детородный возраст вступило относительно малочисленное поколение детей тех, кто родился в 1940-е годы (так называемое второе «эхо войны»);

2) отсутствие в стране действенной демографической политики, направленной на стимулирование рождаемости;

3) резкое ухудшение социально-экономического положения подавляющего большинства россиян в условиях экономических реформ, снижение жизненного уровня населения. Последнее в решающей степени способствовало отказу от рождений вторых и последующих детей. Для простого (замещающего) воспроизводства населения необходимо рождение 2,1-2,2 детей на одну женщину. В начале 2000-х годов этот показатель составил 1,3. Страна находится на стадии суженного воспроизводства населения, когда поколение детей численно меньше поколения родителей.

Смертность населения с середины 1980-х годов возросла по стране в 1,5 раза. Одна из основных причин этого - резкое увеличение смертности мужского населения в трудоспособном возрасте. Высокая смертность способствует относительно небольшой средней продолжительности жизни населения. В начале 2000-х гг. в целом по стране она составляет 66 лет, в том числе у мужчин 60 лет, у женщин 72 года. Рост смертности населения и сокращение рождаемости способствовали тому, что с 1992 г. имеет место естественная убыль населения (смертность превышает рождаемость) в целом по стране и в подавляющем большинстве субъектов РФ. В среднем в России смертность почти вдвое превышает рождаемость.

Механическое движение населения (миграция) означает пространственные передвижения людей, сопровождающиеся сменой постоянного места жительства. В. 1900-е годы направления миграционных потоков в стране существенным образом изменились. Во-первых, резко сократилась миграция населения из сельской местности в городскую и, наоборот, возросла противоположная миграция. Во-вторых, межрайонные миграции изменились на противоположные. Если в предыдущие десятилетия население преимущественно мигрировало с запада на восток и с юга на север, то в последнее десятилетие вплоть до настоящего времени преобладают миграции с востока и севера на запад и юг страны.

Указанное явление вызвано сокращением работ по использованию природно-ресурсного потенциала восточных и северных районов страны и, как следствие, свертыванием работ в большинстве обслуживающих отраслей. В результате появилось избыточное население в отмеченных районах. На севере России оно оценивается в два миллиона человек, требующих переселения в освоенные районы страны. С этой целью реализуется Федеральный Закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.

В 1990-е годы появились ранее не характерные для страны категории беженцев (лица, прибывающие в РФ из стран СНГ, не имея российского гражданства) и вынужденных переселенцев (лица, имеющие российское гражданство, но покидающие места постоянного проживания в результате обострения межнациональных отношений, военных действий и т.п.). Общее число граждан указанных категорий в РФ оценивается за десятилетний период в 5 млн. человек.

С конца 1980-х годов наблюдается рост эмиграции россиян в страны дальнего зарубежья. На рубеже 1990-х-2000-х годов ежегодно эмигрировало 60-80 тыс. человек. С этим процессом связана проблема «утечки умов», в результате чего страна несет значительные экономические потери, ежегодно оцениваемые в несколько миллиардов долларов.

Половозрастная структура характеризует соотношение мужского и женского населения, а также лиц в различных возрастных группах. В РФ преобладает женское население: 53% его общей численности. Для возрастной структуры характерно постепенное «старение» населения, то есть увеличение доли лиц пожилого возраста. Сейчас она составляет около 20% населения страны, на долю детей и подростков приходится около 25%, лица в трудоспособном возрасте составляют 55%. Доля лиц первой возрастной группы растет, второй - сокращается (вследствие сокращения рождаемости в стране).

До середины 1990-х годов для оценки социально-трудового потенциала страны использовалась категория «трудовые ресурсы». К ним относили лиц в трудоспособном возрасте (от 16 до 54 лет включительно женщины и 59 лет включительно мужчины), а также работающих лиц моложе 16 лет и старше трудоспособного возраста, исключая лиц в трудоспособном возрасте, которые не могут работать по состоянию здоровья. Данная категория использовалась лишь в отечественной науке и практике.

В условиях рыночных реформ и вхождения России в мировую экономику, а также в соответствии со сложившейся международной практикой с середины 1990-х годов для характеристики социально - трудового потенциала используется понятие «экономически активное население», или «рабочая сила». Сюда включают население, предлагающее свою рабочую силу на рынке труда для производства товаров и услуг. Оно включает две категории людей:

а) занятые, в том числе:

- лица, работающие по найму, контракту, трудовому соглашению;

- лица, занимающиеся частным предпринимательством и индивидуальной трудовой деятельностью;

- лица, работающие на выборных должностях;

- лица, обучающиеся в высших и средних специальных учебных заведениях с отрывом от производства;

- военнослужащие;

- лица, работающие на семейном предприятии;

- лица, находящиеся в продолжительных отпусках, на переобучении и т.п.;

б) безработные, к которым относят лиц старше 16 лет, в данный момент времени одновременно не имеющих работы, активно ее ищущих и готовых приступить к работе.

Для оценки социально-трудового потенциала и характера его использования применяют следующие показатели:

- уровень экономической активности населения - это удельный вес экономически активного населения в общей численности населения страны;

- уровень безработицы - это удельный вес безработных в общей численности экономически активного населения.

В 1990-е годы в России формировался рынок труда. Появилась категория безработных. Численность их возрастала до 1999 г., после чего начала быстро сокращаться в связи с динамичным развитием отечественной экономики и в начале 2001 г. составила около 1 млн. человек (имеющих официальный статус безработных).

Безработица бывает следующих основных видов:

а) фрикционная (в период после увольнения с одного места работы и устройства на новое);

б) структурная (несоответствие характера профессиональной подготовки безработных требованиям имеющихся на рынке труда вакансий);

в) сезонная;

г) территориальная (избыток рабочей силы в одних регионах и недостаток ее в других).

Вопросы для самоконтроля:

1 Какие природные ресурсы относят к исчерпаемым, а какие - к неисчерпаемым?

2 Как классифицируются минеральные ресурсы по степени разведанности?

3 Какие методы используются для оценки социально-трудового потенциала региона?

4 Характерные тенденции современной эмиграции.

5 Основные виды безработицы?

Тема 5. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. Структура экономики России

5.1. Закономерности, факторы и принципы размещения производительных сил

5.1.1 Закономерности размещения производительных сил

5.1.2. Факторы размещения производительных сил

5.1.3. Принципы размещения производительных сил

5.2. Особенности структуры экономики и территориальной организации России

5.1. Закономерности, факторы и принципы размещения производительных сил

5.1.1. Закономерности размещения производительных сил

Производительные силы по территории страны размещаются под влиянием определенных закономерностей, факторов и принципов.

Закономерности размещения производительных сил представляют наиболее общие отношения между производительными силами и территорией.

С научной и практической точки зрения важно не только правильно различать закономерности размещения производительных сил, но и правильно понимать их соотношения. Исходными должны быть объективные закономерности, т.е. существующие независимо от нашего сознания объективно необходимые взаимосвязи и взаимообусловленность в размещении предприятий, отраслей народного хозяйства и устойчивом развитии регионов, в рациональных связях между ними.

Для современного состояния экономического развития особое значение приобретает рациональное размещение производительных сил, позволяющее обеспечивать нам наибольшую эффективность производства, получать максимальную прибыль при бережном, рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, сохранении и улучшении экологических условий жизни населения. При этом важное значение имеет комплексное использование природных ресурсов, внедрение безотходных технологий при переработке сырья и топлива. При современном размещении производства в условиях формирующегося рынка особое значение имеют структурная перестройка всей хозяйственной системы, социологизации экономики, выравнивание уровней экономического развития отдельных регионов РФ. Совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение рационального сочетания экономического и социального развития каждого субъекта федерации, региона, национальных образований (республик и автономных округов) должно быть направлено на улучшение их взаимодействия в хозяйственном комплексе России, комплексность их развития, формирование территориально- производственных комплексов и промышленных узлов, рациональное освоение природных и экономических ресурсов.

Современное состояние научных исследований позволяет сформулировать общие закономерности размещения и территориального развития общественного производства.

Среди них основными являются:

1. Закономерность экономической эффективности РПС (пространственная модификация закона экономии времени). С точки зрения данной закономерности рационально такое размещение производительных сил, которое способствует экономии времени и, как следствие, росту производительности труда, исходя из пространственного сближения предприятий всей технологической цепочки производства - добыча сырья, его последовательная переработка, получение и реализация готовой продукции.

2. Закономерность пропорционального размещения производства (пространственная модификация закона пропорционального развития). Она реализуется, во-первых, при гармоничном, соответствующем потребностям друг друга, размещении всех элементов производительных сил в пределах определенной территории (соответствие, например, запасов сырья объемам его добычи и переработки; уровня развития обслуживающих производств потребностям основного, специализирующего; численности и состава рабочей силы требованиям экономики района; масштабов развития инфраструктуры потребностям производства и населения и т.д.). Во-вторых, при динамичном и гармоничном развитии всех регионов страны, предполагающем отсутствие перенасыщенных экономикой (с негативными социально-экономическими и экологическими последствиями) регионов, с одной стороны, и депрессивных и стагнирующих районов, с другой.

3. Закономерность развития ТРТ (пространственная модификация закона общественного разделения труда). Предполагает формирование специализированных экономических районов разного иерархического уровня в соответствии с природно-ресурсной, социально-экономической и национально-демографической спецификой отдельных территорий.

4. Выравнивание уровней экономического и социального развития регионов - является важнейшей закономерностью размещения производства, важным фактором ускорения темпов развития не только наиболее отсталых территорий, но и страны в целом.

С точки зрения стратегии размещения производительных сил указанные закономерности представляют собой нормативные требования или желаемые тенденции, которые в действительности могут быть и нереализованными (например, выравнивание уровней развития).

Объективные закономерности размещения производительных сил, являясь отражением законов развития рыночной экономики, действуют не изолированно друг от друга, они взаимообусловлены.

5.1.2. Факторы размещения производительных сил

Наряду с закономерностями размещения производительных сил необходимо также учитывать разнообразие факторов размещения различных предприятий и развития различных регионов.

Факторы РПС представляют собой явления, оказывающие детерминирующее воздействие на РПС, создающие или исключающие (возможность локализации определенных социально-экономических объектов на той или иной территории. Исходя из этого различают факторы делимитации (ограничения развития) и активизации (стимулирующие развитие).

Факторы размещения – это совокупность производственных неравнозначных условий и ресурсов, их свойств, правильное использование которых обеспечивает высокие результаты при размещении предприятий материального производства и развития хозяйства региона.

Различают следующие группы факторов:

- природные ресурсы и условия;

- экономические условия.

В докладе ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) по промышленному развитию есть раздел, посвященный факторам размещения промышленности, в котором обобщены точки зрения западных экономистов. Факторы размещения включают природные ресурсы и условия, трудовые ресурсы и капитал, правительственную политику, транспорт, а также агломерационную экономию. Последняя состоит из экономии от масштабов производства, локализационной экономии, а также урбанизационной и межотраслевой экономиии.

Экономия от масштабов производства означает повышение рентабельности, связанное с выбором оптимального для данного пункта размещения размера производства, за счет чего снижаются издержки производства на единицу продукции. Экономия от масштаба является внутренней экономией, поскольку весь ее эффект достается фирме. Внешняя экономия – это такая экономия, когда расширение производства продукции приносит выгоды, часть которых достается другим предприятиям.

Локализационной, или экономией, связанной с местом расположения, называется такая экономия, которая получается в результате концентрации предприятий одной отрасли в нескольких крупных городах, центрах, где имеется в достаточных количествах специализированная рабочая сила, рынок сбыта и разнообразные специализированные виды обслуживания производства.

Одним из главных факторов, обеспечивающих фирме локализационную экономию, является наличие в данном месте значительных ресурсов рабочей силы требуемой квалификации

Межотраслевая и урбанизационная экономия возникают в результате концентрации в одном пункте предприятий нескольких отраслей промышленности. В этом случае появляются возможности взаимного обмена промышленными продуктами, использования услуг научно-исследовательских организаций. Понижается стоимость необходимых элементов экономической инфраструктуры, которая часто представляется слишком большой для предприятий одной отрасли. Экономическая инфраструктура, по сути дела, является одним из факторов размещения производства, позволяющего получить агломерационный эффект. Поскольку влияние этого фактора на размещение производства, развитие региона, его инвестиционную привлекательность очень велико, он заслуживает отдельного рассмотрения.

В наиболее общем понимании инфраструктура как категория региональной экономики есть сочетание действующих сооружений, зданий, систем и институтов, которые необходимы для нормального функционирования как производства, так и для жизни населения определенной территории. В совокупности элементы инфраструктуры отражают степень освоеннности (обустройства) данной территории и по своему назначению делятся на две группы:

- социальная инфраструктура - элементы, связанные с обслуживанием населения и составляющие материальную базу таких сфер, как здравоохранение, просвещение, культура, отдых, спорт, розничная торговля и т.д.;

- производственная инфраструктура - элементы, связанные преимущественно с производством, хотя они частично и обслуживают население, представленные такими отраслями, как транспорт, связь, электроэнергетика, оптовая торговля, система водоснабжения и канализации, складское хозяйство, очистные сооружения, гостиничное хозяйство, банковское и страховое обслуживание, наука, сервис и т.д.

Общим для обеих групп является то, что они имеют вспомогательное обслуживающее значение, причем их функции являются межотраслевыми.

В экономическом смысле инфраструктура обладает тремя важными характеристиками:

- все составляющие ее отрасли не создают материальных продуктов, а предоставляют услуги производственного и непроизводственного характера, поэтому затраты на создание инфраструктуры (весьма существенные) могут окупиться лишь после того как начнут давать продукцию возникающие благодаря ей отрасли;

- современное производство не может развиваться в данном конкретном районе, если он предварительно не обустроен, т.е. создание инфраструктуры должно опережать хозяйственное освоение территории;

- уровень развития инфраструктуры определяет в каждый данный момент возможности экономического развития региона.

Каждый элемент инфраструктуры более или менее четко поддается количественному учету (мощность, пропускная способность и т.д.). Емкость размещения любого района или центра, т.е. его способность принять новые отрасли и предприятия без существенных сопряженных затрат определяется наряду с такими факторами, как трудовые и природные ресурсы, именно резервом мощностей инфраструктуры. Опережающее развитие инфраструктуры и ее свободные мощности способствуют привлечению частных предприятий в регион и, следовательно, его развитию.

От степени развития экономической инфраструктуры зависит конкурентоспособность размещаемого в каждом конкретном месте производства.

Экономическая инфраструктура поглощает значительную часть инвестиций, требуемых для создания нового предприятия, поэтому объем сопряженных с основным производством инвестиций, требуемых для развития инфраструктурных объектов, может сильно варьироваться по регионам.

Эффект, получаемый при максимальном использовании всех инфраструктурных сооружений, может явиться главным средством дальнейшего развития промышленной агломерации до ее оптимальных размеров.

Как уже отмечалось, развитие инфраструктуры является чрезвычайно капиталоемким, при этом большая часть инфраструктурных сооружений не дает значительных доходов, а часто является убыточным. В этой связи распространенной во всем мире практикой является создание таких инфраструктурных объектов за счет государственных инвестиций, а также их эксплуатация государственными или «общественными» организациями. Государство вынуждено финансировать такие сооружения, поскольку без них невозможны расширенное воспроизводство и нормальная жизнь общества.

Рассмотрение каждого фактора сопровождается анализом его воздействия на процесс размещения производительных сил, рост городов, решение социальных, национальных и других проблем. Однако изолированное рассмотрение роли отдельных факторов размещения не дает общей картины, так как необходим одновременный учет влияния (зачастую противоречивого) всей суммы факторов размещения. Это означает необходимость учета всех условий, при соблюдении которых может быть реализован критерий эффективности.

5.1.3. Принципы размещения производительных сил

Наряду с закономерностями и факторами размещения производительных сил, большое значение имеют и принципы размещения - конкретные проявления пространственного распределения производства в определенный период экономического развития страны.

Принципы РПС - это основные правила государственной политики в сфере размещения производства и расселения населения. Они учитывают не только закономерности и факторы РПС, но и внеэкономические аспекты - социально-демографические, территориальные, политические, военно-стратегические и др. Принципы разрабатываются и реализуются государством на определенном этапе развития с целью решения конкретных задач и проблем РПС. С изменением социально-экономической и политической ситуации в обществе принципы могут существенно трансформироваться или прекращать действие.

Если закономерности выражают объективную реальность в области размещения общественного производства, то принципы являются отражением закономерностей в экономической политике государства и носят субъективный характер. Принципы можно рассматривать как методы хозяйствования

Принципы размещения производства в условиях рыночной экономики представляют собой основные, исходные научные положения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике.

Принципы размещения должны способствовать пропорциональному размещению производительных сил, углублению разделения труда между районами, их комплексному развитию и установлению рациональных межрайонных связей.

Исходя из объективных закономерностей и общих задач размещения производства, следует выделить общие принципы:

1. Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления продукции.

2. Первоочередное и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов.

3. Эффективное размещение производительных сил на территории страны.

4. Реализация преимуществ и экономических выгод международного разделения труда в развитии и размещении производительных сил

Одним из принципов размещения производительных сил является тяготение, особенно промышленного производства, к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления. Этот принцип приобретает особое значение на стадии формирования рыночных отношений.

Когда речь идет о принципе приближения к источникам сырья, необходимо учитывать, что концентрация промышленности и увеличение размеров предприятий требуют наличия крупных источников сырья и топлива, чтобы обеспечить потребности этих предприятий на весь амортизационный период. При этом добыча сырья и топлива и доставка их потребителям должны быть эффективны (осуществлены с наименьшими издержками).

Немаловажную роль играет принцип первоочередного освоения и комплексного использования эффективных видов природных ресурсов за счет освоения новых территорий. Это вызвано усилением неравномерности территориального распределения природных ресурсов и усложнением горно-геологических и экономико-географических условий их разведки и эксплуатации в некоторых горнодобывающих центрах. Имеющиеся крупные и мелкие месторождения ископаемых во многих районах истощаются, поэтому в хозяйственный оборот все больше вовлекаются ресурсы Севера.

Любой этап развития теории и практики в области производительных сил характеризуется повышенным вниманием к вопросам эффективности, экономическому обоснованию выбора районов и пунктов для новых предприятий в качестве объектов для расширения и реконструкции, установлению территориальных пропорций и международных связей, обоснованию комплексного развития районов и формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов.

Повышенное внимание ко всем этим вопросам явилось закономерным результатом ряда объективных обстоятельств. При нормальном экономическом развитии России усилится значимость интенсивных факторов. Поэтому должны быть мобилизованы все возможности повышения эффективности. Главными задачами повышения эффективности являются рациональная территориальная организация производства, комплексное региональное развитие народного хозяйства. В силу региональных различий в затратах на производство промышленной и сельскохозяйственной продукции одно и то же ее количество в целом по России может быть получено в зависимости от разного размещения производства с большими или меньшими издержками. Следовательно, правильно построенная территориальная модель дает экономический эффект, дополнительный к тому, который может быть получен благодаря научно-техническому прогрессу и другим факторам.

В условиях становления и развития рыночных отношений в России особое значение приобретает принцип использования экономических выгод при международном разделении труда, становлении и развитии экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Известно, что размещение производительных сил любой страны должно осуществляться в рамках международного разделения труда. При этом взаимоотношения между странами должны строиться на принципах полного равноправия, доверия, взаимной выгоды и соблюдения суверенитета. Сотрудничество с зарубежными странами обеспечит возможность полнее, рациональнее и эффективнее развивать производительные силы и использовать свои ресурсы. Международное разделение труда оказывает большое влияние на отраслевую и территориальную структуры хозяйства, на более рациональное размещение производительных сил. Причем главной формой сотрудничества со странами зарубежья является сотрудничество на базе межправительственных двухсторонних соглашений.

В современных условиях особенно важны такие формы экономического сотрудничества, как совместное финансирование и строительство хозяйственных объектов в нашей стране, создание совместных предприятий, сотрудничество в финансовой и банковской сферах, сотрудничество на компенсационной основе, внешняя торговля и т.д.

В размещении производительных сил учитываются и другие принципы, например, принцип оздоровления экологической обстановки, принятия эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию, принцип регулирования роста больших городов, активизации развития малых и средних городов и т.д. Каждый временной этап развития страны имеет свои, присущие данному периоду принципы размещения производительных сил.

Таким образом, принципы РПС, во-первых, исторически изменчивы, во-вторых, это политика государства с целью достижения определенных целей по размещению производительных сил на данном этапе социально-экономического развития страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: