Всеобщее управление качеством предусматривает функционирование в рамках системы управления качеством всех подразделений предприятия и охват данной системой всех этапов жизни продукции. С учетом этого рассмотрим, как и на основе каких конкретных требований к обеспечению качества на отдельных стадиях жизненного цикла продукции могут быть реализованы общие функции управления качеством.
На первой стадии осуществляются поиск и маркетинговые исследования рынка. Основные условия обеспечения высокого качества продукции - максимально точное определение требований потребителя к продукции на текущий период и прогнозирование их на перспективу. Поэтому на данной стадии решаются следующие задачи:
Ø сбор и анализ требований отечественных и зарубежных заказчиков;
Ø сбор и анализ информации о техническом уровне и качестве аналогичной отечественной и зарубежной продукции;
Ø прогнозирование новой продукции;
Ø разработка требований к конкретному образцу новой продукции (проекту задания на разработку нового образца), обеспечивающих ее соответствие требованиям заказчика, техническому уровню и качеству лучших мировых аналогов (включая отечественные) или превосходство над ними на начало серийного производства;
|
|
Ø формирование в техническом задании и договоре на разработку полного комплекса функциональных требований к новой продукции;
Ø экономический анализ эффективности создания новой техники.
Планирование качества продукции проводится как при наличии конкретного заказчика, так и при инициативной разработке новой продукции.
На стадии проектирования и/или разработки технических требований формируется уровень качества продукции, соответствующий запросам потребителей и современным достижениям научно-технического прогресса, а также обосновываются возможность и целесообразность создания продукции, и проводится ее разработка.
Основное условие обеспечения качества на данной стадии - разработка технической документации, полностью пригодной для серийного производства новой продукции, соответствующей требованиям потребителя (доработка документации при постановке продукции на производство должна быть исключена). Для этого осуществляется параллельная с разработкой продукции подготовка серийного производства, включая технологическую подготовку, I подготовку кадров, освоение новых технологических процессов, операций контроля качества и т.п. Показатели качества, предусмотренные в проекте, должны четко и однозначно отражать критерии приемки и отбраковки продукции.
|
|
В процессе разработки изделия реализуется функция периодической оценки проекта на наиболее важных этапах разработки изделия. При оценке применяются аналитические методы для анализа возможных отказов, а также испытания образцов.
На стадии производства организуется промышленное изготовление изделий (материалов) в соответствии с плановыми заданиями и сформированным уровнем качества, а также осуществляется повышение качества изделий на основе опыта эксплуатации. Основным условием обеспечения качества продукции на данной стадии является изготовление ее в строгом соответствии с технической документацией. Для этого при производстве продукции осуществляются:
Ø внедрение комплексной системы технического контроля от входного контроля материалов и комплектующих изделий до приемки готовой продукции с концентрацией внимания на самоконтроле, на предупредительной и регулирующей функции контроля (попадание на
последующие операции полуфабрикатов, деталей и узлов, не соответствующих требованиям документации, должно быть исключено);
Ø применение методов и средств контроля и испытаний, обеспечивающих требуемую точность и достоверность результатов;
Ø обязательное подтверждение готовности производства к выпуску и поставке продукции требуемого качества в заданных количествах путем изготовления установочной серии продукции и проведения ее квалификационных испытаний;
Ø подтверждение качества выпускаемой продукции приемосдаточными и периодическими испытаниями;
Ø аттестация организационно-технического уровня производства и сертификация продукции;
Ø подтверждение изменений, вносимых в техническую документацию и в процесс изготовления, расчетами, моделированием и испытаниями;
Ø гарантирование потребителю качества поставляемой продукции;
Ø анализ качества продукции в условиях эксплуатации, использование этих результатов для улучшения качества продукции путем совершенствования продукции и процесса ее изготовления;
Ø отработка и издание высокоэффективной эксплуатационной документации (включая внедрение небумажных носителей информации);
Ø своевременное снятие с производства устаревшей продукции.
Планирование процесса производства предусматривает последовательный контроль режима производства - контроль материалов, оборудования, процессов и технологии. Производственные операции отражаются в рабочих инструкциях и стандартах, устанавливающих критерии качества выполнения работы. Проверка качества продукции, процесса, оборудования проводится в критических точках при производстве с использованием контрольных карт, методик и планов статистической выборки. Это систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным показателям, а также степень достижения поставленных целей.
Возможности технологического процесса проверяются на способность производить продукцию, соответствующую установленным техническим требованиям. Проверка охватывает материалы, оборудование, ЭВМ, методики и персонал.
Система качества предусматривает также квалифицированную проверку специальных технологических процессов, в которых особо высокие требования предъявляются к условиям труда: времени, температуре, влажности, запыленности и т.п. В системе определяется круг лиц, имеющих право на внесение изменений в технологический процесс. Любое изменение сопровождается оценкой изделия на соответствие уровню запланированного качества. Все изменения отражаются в соответствующих документах и доводятся до сведения заинтересованных подразделений.
|
|
Оценка стабильности производства осуществляется в рамках сертификации продукции или сертификации систем качества согласно действующим на момент оценки методикам, с учетом специфики производства данного вида продукции.
Большое внимание уделяется обеспечению системы поддержки продукта (функциональному качеству). Система качества предусматривает создание требуемых условий хранения, транспортировки и средств защиты применяемых материалов и комплектующих изделий, систематический контроль сроков годности их применения без снижения качества выпускаемой продукции. Предусматриваются также проверка условий и проведение при необходимости соответствующих профилактических работ.
Готовая продукция и материалы четко маркируются. Разрабатываются также инструкции, регламентирующие методы хранения и упаковки продукции.
Большое значение имеет управление качеством реализации продукции. Необходимо в полной мере выполнять все требования, связанные с порядком и условиями поставки продукции, и в первую очередь со своевременностью и комплектностью поставки.
На стадии эксплуатации и ремонта осуществляется ввод (приемка) в эксплуатацию изделий, поступивших после изготовления и ремонта, а также изделий, прошедших сборку и наладку. Поставщик должен обеспечить содействие потребителю в правильной эксплуатации поставляемой продукции путем проведения технических консультаций, поставки необходимых запасных частей и деталей. В условиях поставки должны устанавливаться взаимные обязательства поставщика и потребителя.
Система обратной связи обеспечивает контроль и получение необходимой информации по вопросам эксплуатации на протяжении всего срока службы изделия. Особенно важно своевременное получение объективной информации о показателях безопасности и надежности, о рекламациях, повторяемости отказов и других дефектах, возникающих при эксплуатации.
Практика показывает, что квалифицированное использование методологии TQM обеспечивает организации огромные преимущества (рис. 26).
|
|
Рис. 26. Преимущества от использования фирмой методологии TQM
Следует отметить, что концепция TQM и концепция ISO не только не противоречат друг другу, а наоборот - взаимно дополняют друг друга.
Основные принципы концепции TQM изложены в стандарте ISO 9000, являющемся методическим пособием по разработке и применению систем качества. Однако все же между формулировками стандартов семейства ISO-9000 и положениями концепции TQM существует ряд различий; некоторые из них приведены в табл. 6. Основное же отличие стандартов ISO-9000 от концепции TQM состоит в том, что стандарты, в первую очередь, направлены на снижение вероятности сделать что-либо неверно, в то время как TQM является вершиной современных методов управления качеством и ориентирована на дальнейшее повышение качества продукции, когда уже достигнут некий уровень качества.
Таблица 6