Определение запаса финансовой прочности.
Решение.
Решение.
Решение.
Точку безубыточности в натуральном выражении и стоимостном выражении.
Пример. Величина постоянных затрат на выпуск и реализацию продукции составляет 1,2 млн. руб., цена единицы продукции — 135 руб. Плановый размер переменных затрат на единицу продукции равен 50 руб.
Определите:
Подставим данные в формулу, приведенную выше:
ОПmin = 1 200 000 / (135 - 50) = 14 118 ед.
Выручка min = ОП min × Цена = 14 118 × 135 = 1 905 930 руб.
2) минимальный объем реализации продукции в натуральном выражении для получения прибыли в 100 000 руб.
В данном случае базовая формула, используемая для расчета точки безубыточности, несколько трансформируется:
ОП = (ПтЗ + Плановая Прибыль) / (Цена - ПрЗ на ед.)
ОП = (1 200 000 + 100 000) / (135 - 50) = 15 294 ед.
3) минимальный объем реализации продукции в натуральном выражении для получения рентабельности продаж в 20%.
В данном случае базовая формула, используемая для расчета точки безубыточности, несколько трансформируется:
|
|
ОП = ПтЗ / (Цена - Рентабельность продаж × Цена - ПрЗ на ед.)
ОП = 1200 000 / (135 - 20% × 135 - 50) = 1200 000 / 58 = 20690 ед.
Для торговых предприятий расчет точки безубыточности проводится по следующей формуле:
ОП min = ПтЗ / Маржа (в % от отпускной цены),
где ОПmin — точка безубыточности в стоимостном выражении;
ПтЗ — постоянные затраты, необходимые для деятельности предприятия.
Запас финансовой прочности — это величина, показывающая, насколько предприятие может позволить себе сократить объем продаж продукции, не неся при этом убытков.
Запас финансовой прочности = (ОПплан - ОПmin) / ОПплан,
где ОПmin — точка безубыточности;
ОПплан — плановый объем продаж.
Чем больше запас финансовой прочности, тем прочнее финансовое положение организации и тем меньше риск потерь для нее.
Пример. Определите запас финансовой прочности, если плановый объем продаж составил 1200 тыс. руб., постоянные затраты равны 100 тыс. руб., средняя маржа (в % от отпускных цен) — 10%. Отпускная цена единицы продукции — 1100 руб.
Рассчитаем точку безубыточности:
ОП min = 100 тыс. руб. / 0,1 = 1 000 тыс. руб.
Далее рассчитаем запас финансовой прочности, подставив в формулу соответствующие данные:
Запас финансовой прочности = (1200 тыс. руб. - 1000 тыс. руб.) / 1200 тыс. руб. = 0,167 или 16,7%
Таким образом, предприятие не понесет убытков, если выручка упадет максимум на 16,7%.
- Оценка финансового состояния предприятия
Анализ финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской отчетности может осуществляться я с различной степенью детализации. Можно выделить два вида анализа: экспресс-анализ и углубленный анализ.
|
|
1. При экспресс анализе аналитик предполагает получить лишь самое общее представление о предприятии. Цель такого анализа получить простой оценки финансового благополучия и динамики развития предприятия., включает в себя просмотр отчетов по формальным признакам – правильности заполнения отчетных форм, соответствия итогов, проверку контрольных соотношений между статьями отчетности, ознакомление с аудиторским заключением. Выявлении «больных» статей - наличие убытков, просроченных кредитов и займов, просроченная кредиторская и дебиторская задолженности.
2. Углубленный анализ позволяет получить представление о следующих сторонах предприятия:
· Имущественное положение;
· Ликвидность и платежеспособность;
· Финансовая устойчивость;
· Деловая активность;
· Прибыль и рентабельность;
Ликвидность активов предприятия — способность активов трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого трансформация может быть осуществлена.
Чем меньше требуется времени, чтобы данный вид активов обрел денежную форму, тем выше его ликвидность.
Ликвидность предприятия — это способность в срок и полностью рассчитаться по своим обязательствам.
Понятие платежеспособности является близким к ликвидности, однако говорить о тождественности указанных определений не всегда корректно.
Платежеспособность предприятия — способность своевременно производить платежи по своим срочным обязательствам.
Расчет относительных показателей для оценки ликвидности и платежеспособности предприятия
Наименование показателя | Значение | Методика расчета |
1. Коэффициент текущей ликвидности (от 1 до 2—2,5) | Логика исчисления данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет оборотных активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее. Значение показателя может варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция | Оборотные активы / Краткосрочные обязательства |
2. Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности (от 0,5 до 0,8) | Анализируя динамику этого коэффициента необходимо обращать внимание на факторы, обусловившие его изменение. Так, если рост коэффициента быстрой ликвидности связан с ростом неоправданной дебиторской задолженности, это не характеризует деятельность предприятия с положительной стороны | (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Дебиторская задолженность до 12 мес.) / Краткосрочные обязательства |
3. Коэффициент абсолютной ликвидности (от 0,15 до 0,2—0,5) | Показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно | (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства |
Финансовая устойчивость предприятия — это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска.
Показатели для расчета степени финансовой устойчивости и финансового риска
Наименование показателя | Значение | Методика расчета |
1. Коэффициент финансовой автономии (или независимости) | Удельный вес собственного капитала в его общей сумме пассивов. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчивым, стабильным и независимым от внешних кредитов является предприятие | Собственный капитал / Валюта баланса |
2. Коэффициент финансовой зависимости | Доля заемного капитала в общей валюте баланса. Рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия | Заемный капитал / Валюта баланса |
3. Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом (коэффициент платежеспособности) | Отношение собственного капитала к заемному капиталу | Собственный капитал / Заемный капитал |
4. Коэффициент маневренности собственного капитала | Какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т. е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована | Собственный оборотный капитал / Собственный капитал |
10.Финансовое планирование
|
|
Тезисы
1.Сущность и значение финансового планирования.
- Перспективное финансовое планирование.
- Текущее финансовое планирование (бюджетирование).
- Оперативное финансовое планирование.
1. Сущность и значение финансового планирования
Плохо, когда заканчиваются деньги или товары. Еще хуже, когда это происходит неожиданно. Способ избежать такой беды только один — построить в компании систему финансового планирования.
Финансовое планирование — процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде.
Объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы предприятия.
Финансовое планирование (в зависимости от содержания, назначения и задач) можно классифицировать на:
· Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет.
· Текущее финансовое планирование (бюджетирование) рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Текущий финансовый план составляется на год.
|
|
· Оперативное планирование — разработка и доведение до исполнителей бюджетов платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности (месяц, квартал, до года).
Перспективное финансовое планирование - долгосрочные ориентиры развития и цели предприятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов.
Результатом перспективного планирования является разработка трех основных финансовых документов-прогнозов:
1) планового отчета о прибылях и убытках;
2) планового отчета о движении денежных средств;
3) прогноза баланса.
Основная цель построения этих документов — оценка финансового состояния хозяйствующего субъекта на перспективу. Тем самым перспективный план может быть в значительной степени прогнозным, а расчеты — приобретать приближенный характер и отражать общую динамику процессов. При этом чем продолжительнее плановый период, тем больше финансовый план носит индикативный характер.
На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются и другие составные затраты на производство, далее разрабатывается прогнозный отчет о прибылях и убытках,
который предоставляет следующие возможности: определить объемы производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности; установить размер желаемой прибыли.
Далее разрабатывается план-прогноз движения денежных средств. Он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничение направлений деятельности при разработке прогноза позволяет повысить результативность управления денежными потоками.
Прогноз баланса на конец планируемого периода отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и источников финансирования организации. Целью разработки прогноза баланса является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала.
Текущее планирование финансовой дея тельности организации основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности.
Текущий финансовый план составляется на год с разбивкой по кварталам. Рассматривается текущее планирование как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. В то же время процесс текущего планирования осуществляется в тесной связи с процессом планирования его операционной деятельности.
В последнее время организациями все чаще применяется система бюджетирования деятельности структурных подразделений и организации в целом.
Общее назначение бюджетирования:
· Задать систему координат для развития бизнеса.
· Выявить сравнительную привлекательность различных направлений бизнеса, скорректировать баланс направлений и проектов.
· Повысить финансовую обоснованность управленческих решений.
· Способствовать росту эффективности использования ресурсов и ответственности руководителей.
Бюджетирование — это, с одной стороны, процесс составления финансовых планов, а с другой — технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели.
Основным объектом бюджетирования является бизнес. Не предприятие, а именно бизнес как вид или сфера хозяйственной деятельности. В одной компании может существовать несколько видов бизнеса. Бюджетирование позволяет управлять финансами как отдельного бизнеса, так и организации в целом
Платежный календарь является основой организации оперативной финансовой работы на предприятии. В этом документе подробно отражается оперативный денежный оборот через расчетные, текущие, валютные, ссудные и другие счета предприятия. Поступление и расходование средств планируется в конкретной последовательности по срокам, что позволяет своевременно производить расчеты, перечислять платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Кассовый план — это план оборота наличных денег предприятия, который необходим для контроля за их поступлением и расходованием. Он разрабатывается для планирования оборота наличных денег на квартал и представляется в учреждение банка, с которым у предприятия заключен договор о расчетно-кассовом обслуживании.