double arrow

Сущность, задачи и значение бизнес-плана

Успех деятельности любого субъекта хозяйствования зависит не только от влияния рыночных механизмов, но и от того, насколько субъект успешно планирует свои действия. Этап предварительного анализа а последующего планирования будущей деятельности всегда должен предшествовать этапу внедрения и функционирования.

В рыночной экономике бизнес-план(БП) представляет собой инструмент менеджмента. Этот документ является детальной финансово-экономической программой хозяйственной деятельности организации. Он обеспечивает процесс функционирования организации и достижение его целей и задач.

С помощью БП можно заранее предвидеть будущие проблемы, выработать меры по их успешному преодолению, дать целостную оценку имеющегося потенциала и определить перспективы дальнейшего развития бизнеса.

Основная цель БП – спланировать хозяйственную деятельность организации на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

На основе этой общей цели БП решает следующие задачи:

1. Обоснование эффективности будущего бизнеса.

2. Выбор новых видов деятельности в уже существующем предприятии.

3. Совершенствование производства и определение направлений снижения затрат и улучшения финансового состояния предприятия.

4. Обоснование возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов и возврата заемных средств.

5. Обоснование проекта по созданию совместного предприятия (задача объединяет задачи №1 и №4).

6. Обоснование целесообразности оказания мер государственной поддержки предприятий.

Формы госуд. поддержки:

- предоставление льгот по налогам

- льготная арендная плата

- рассрочка кредитной задолженности предприятия по налогам, обязательным отчислениям в фонд социального страхования на определенный период.

Такая господдержка оказывается только для градообразующих предприятий, предприятий-экспортеров, предприятий с большой долей государства.

7. Для получения статуса резидента СЭЗ. Цель – активизировать предпринимательскую деятельность, инновационное развитие этих субъектов, расширение экспорта, привлечение иностранных инвестиций. Льготы предоставляются только тем субъектам, которые получили статус резидента СЭЗ, а для его получения представляется БП.

8. Получение разрешения на приватизацию предприятия.

9. Для обоснования мероприятий по совершенствованию организационно-производственной структуре предприятия.

10. Обоснование мер по улучшению финансового состояния предприятия. Для этого разрабатывается БП развития на 1 год. Особенность такого БП – они представляются в комитеты экономики областных и районных администраций для обоснования достижения целевых показателей социально-экономического развития республики в целом.

Значение БП состоит в следующем: Он является основой управления как предпринимательским проектом, так и самим предприятием, осуществляющим этот проект. От правильности расчетов, обоснования экономической эффективности инвестиций зависит не только прибыль, подученная от этого проекта, но и финансовое состояние организации в целом.

Хорошо разработанный БП помогает предприятию развиваться, завоевывать новые позиции на рынке, где оно функционирует, осваивать производство новых товаров и услуг и выходить на новые рынки.

БП является постоянным документом в организации. Он систематически обновляется, в него вносятся коррективы, связанные как с изменениями, происходящими внутри предприятия, так и с изменениями на рынке в целом и в экономике страны. БП увязывает внутрифирменный и макроэкономический анализ. Его составляет каждая организация как своими силами, так и с привлечением консалтинговых организаций для разработки.

Правовой базой для составления БП является Постановление Министерства экономики № 158 и №186.

В рыночной экономике существует множество версий БП по форме, содержанию и структуре.

Для подробного изучения особенностей БП можно использовать следующую типологию БП:

БП

по предприятию по продуктовым линиям(товарным группам)

по новому производству по действующему производству

БП развития инвестиционный БП

БП всего предприятия БП производств. подразделения

БП инвестиционного проекта разрабатывается в следующих случаях:

1. Для обоснования возможности привлечения инвестиций в основной капитал организации.

2. Для обоснования возможности возврата долгосрочных кредитов и займов.

3. Для обоснования целесообразности оказания мер гос. поддержки для организации, реализовывающей инвестиционный проект.

Разработка и реализация инвестиционного проекта включает следующие стадии:

1. прединвестиционная стадия

- исследование рынков сбыта и их сегментов, поствщиков сырья и выбор наиболее привлекательных

- определение источников финансирования инвестиционного проекта

- поиск инвесторов

На прединвестиционной стадии принимается окончательное решение о целесообразности реализации инвестиционного проекта.

2. инвестиционная

- инженерное, строительное и техническое проектирование

- строительство зданий и сооружений

- приобретение оборудования и ввод проектируемого объекта в эксплуатацию

3. Эксплуатационная

- предусматривает функционирование объекта

- выполнение работ по его реконструкции, модернизации, а также финансово-экономическому и экологическому оздоровлению.

4. Ликвидационная

- ликвидация или консервация объекта.

Особенностью БП развития является то, что он составляется в целях финансового оздоровления организации. (для неплатежеспособных организаций)

В настоящее время белорусские организации, которые имеют хорошее состояние, также должны разрабатывать эти планы.

Цель БП развития – обосновать достижение целевых показателей социально-экономического развития. Эти целевые показатели доводятся Советом Министров до концернов, а также до комитетов экономики областных администраций и г. Минска в рамках прогноза социально-экономического развития экономики Беларуси на 5-летку в разрезе по годам.

К целевым показателям относятся следующие:

- темпы роста объемов производства и реализации продукции

- уровень рентабельности производства и рентабельности продукции

- целевой показатель по энергосбережению и др.

БП может разрабатываться двумя способами:

1.самостоятельно

2.с привлечением специалистов.

В Витебске официальным разработчиком признано Государственное научное учреждение «Витебский научно-исследовательский центр регионального развития»

55. Оценка и планирование повышения конкурентоспособности товара в бизнес-плане.

Конк-сть Т — способность пр-ции быть более привлекательной для покупателя по сравнению с др. Т аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик к требованиям данного рынка и потребительским оценкам. Оценка конк-сти Т предназначена для: созд.новых изделий, обоснования требований, закладываемых в техническое задание на их разработку и в соответствующую нормативно-техническую документацию; принятия решений о необходимости доработки, модернизации или снятия продукции с производства; определения степени влияния изменения качественных и экономических показателей продукции на ее положение на рынке;

Для колич.оценки уровня конк-сти товара используют методы оценки: матричные, интегральные, суммарной оценки и др.

Метод суммарной взвешенной оценки свойств товара использ для оценки конкурентоспособности Т народного потребления, к-ые характеризуются широкой вариацией свойств и дизайна.Этапы:1.Выбор Т- конк-ов для сравнения

2 .Значимость потребительских свойств рассчит. с использ. метода непосредственной оценки(разраб. анкета) Коэффициенты весомости , где aj - коэффициент значимости j-го свойства товара; Осрj – средняя по экспертам оценка j -го свойства товара, балл; n - число оцениваемых свойств товара.

Условием правильности расчета коэффициентов значимости является следующее:

3 Уровень конкурентоспособности i-ой ассортиментной группы товара и оценка потреб св-в

где Кi – суммарная оценка конку-сти i-го группового ассортимента товара, балл; aij – значимость j-ого потребительского свойства i-го группового ассортимента товара; Осрj – средняя по экспертам оценка степени удовлетворенности j-ым потребительским свойством, балл; ni – количество сравниваемых потребительских свойств i-го группового ассортимента товара.

В качестве метода измерения степени удовлетворенности потребительскими свойствами и их значимости в оценке конкурентоспособности товара предлагается использовать экспертный метод. Экспертами могут выступать работники специализированных торговых организаций и специалисты отделовМ и сбыта пром. предприятий со стажем работы не менее 3-х лет. Группа экспертов формируется из 10 человек, которые являются специалистами в области качества и конкурентоспособности продукции.Макс оценка коэффициента конкурентоспособности товара зависит от выбранной размерности шкалы (может быть любая размерность шкалы – 5, 10, 20 баллов). Предлагаем 5-ти балльную шкалу, поскольку она упрощает оценку потребительских свойств товара (табл. 3.6).

Оценка в баллах Уровень
от 1 до 1,9 очень низкий
от 2 до 2,9 низкий
от 3 до 3,9 средний
от 4 до 5 высокий

Фактически уровень конкурентоспособности может быть ниже максимальной оценки. В целях анализа конкурентоспособности, целесообразно определить относительную и сравнительную конкурентоспособности товара ,где – Ко - относительная конкурентоспособность товара, %; Кmax максимальное значение размерности шкалы, балл.

,где – Кср сравнительная конкурентоспособность товара предприятия, %; К - конкурентоспособность товара оцениваемого предприятия, балл; Кк - конкурентоспособность товара-конкурента, балл.

Если коэффициент сравнительной конкурентоспособности товара больше 1, то товар конкурентоспособен, если меньше 1 - товар не конкурентоспособен. При коэффициенте равном 1, уровень конкурентоспособности оцениваемого товара равен уровню товара конкурента.

Средневзвешенная конкурентоспособность товара может быть абсолютной, относительной или сравнительной. где - средневзвешенная конкурентоспособность товара, балл;- конкурентоспособность товара i-ой ассортиментной группы, балл; n - количество ассортиментных групп на предприятии; - доля i-ой ассортиментной группы в общем объеме производства.

Интегральный метод -комплексное измерение показателей, включ. экспертную оценку эстет. хар-тик продукции экспертами предприятий, социологическую оценку значимости потребительских свойств в общей оценке, измерительный метод определения функциональных свойств товара. Интегральный метод в большей степени подходит для оценки конкурентоспособности сложно-технической продукции (автомобилей, мотоциклов, телевизоров, пылесосов, стиральных машин, холодильников и др.). 1 Этап. Подбор экспертов и формирование экспертной группы В качестве экспертов могут выступать ведущие специалисты предприятия (конструкторы, технологи, специалисты службы маркетинга и сбыта) со стажем работы не менее 3 лет. Группа экспертов формируется из 5-8 человек, которые являются специалистами в области качества и конкурентоспособности продукции. Пригодность экспертов для участия в опросе определяется на основе оценки компетентности по анкете Ответы суммируются по трем направлениям оценки: знание направлений изменения моды на изучаемый товар; знание требований покупателей, предъявляемых к ассортименту изучаемого товара; знание ассортимента изучаемого товара. Группа экспертов формируется из специалистов, получивших наибольшее значение суммарной оценки компетенции. Для оценки конкурентоспособности продукции достаточно получить мнение 5 экспертов. 2 Этап. Определение значимости для целевых сегментов отдельных свойств товара Значимость параметров товара предлагается рассчитывать с использованием метода непосредственной оценки Для этого используется анкета Коэффициенты весомости рассчитываются

,где aj – коэффициент значимости j-го параметра товара; Осрj – средняя по экспертам оценка j-го параметра товара, балл; n – число оцениваемых параметров товара.

Условием правильности расчета коэффициентов значимости является следующее:

3 Этап. Определение нормативных значений функциональных показателей, характеризующих качество продукции Перечень функциональных показателей по видам продукции и нормативы по функциональным показателям установлены соответствующими стандартами, санитарными правилами и нормами для разных отраслей промышленности. 4 Этап. Выбор товаров-конкурентов (ассортиментных групп) для сравнения В качестве товаров-конкурентов для сравнения конкурентоспособности выбирается продукция тех производителей, которые обслуживают аналогичные сегменты с анализируемым предприятием. При этом выбираются те ассортиментные группы, которые обладают наилучшими свойствами и занимают наибольший удельный вес в объеме производства.

5 Этап. О ценка функциональных и эстетических показателей товара Оценка фактических значений функциональных показателей (их перечень определен на втором этапе) осуществляется путем проведения испытаний на измерительном оборудовании (собственном или сертификационного центра). Полученные фактические оценки свойств будут на следующем этапе сравниваться с нормативными.

Функциональные показатели являются количественными, поскольку их можно измерить с помощью метрических единиц. Однако они не позволяют оценить важное для потребителя товаров легкой промышленности свойство – эстетичность. Показатели, характеризующие это свойство, являются качественными и их можно оценить с использованием экспертного метода в баллах.

Свойство товара - «эстетичность» оценивается по следующим показателям: соответствие направлению моды, художественно-колористическое оформление, дизайн, внешний вид и структура материала, оригинальность и гармоничность отделки. Эксперты должны дать оценку эстетическим свойствам по разработанной шкале, представленной в анкете

6 Этап. Расчет суммарных коэффициентов по функциональным и эстетическим свойствам Суммарный коэффициент оценки свойств товара рассчитывается где СКн – суммарный коэффициент оценки свойств анализируемого товара;Пнi – i-ый показатель оценки функциональных и эстетических свойств анализируемого товара;Пнорi - i-ый показатель оценки функционального свойства по нормативу и эстетического – максимальное значение оценки по шкале (5 баллов);ai – значимость i-го показателя оценки; п – количество оцениваемых свойств товара.

Суммарный коэффициент оценки свойств товара конкурента (СКк) определяется по той же формуле


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: