Жизненный цикл организации малого бизнеса. Обеспечение финансовой гибкости предприятия на разных стадиях жизненного цикла

Источники финансирования малого бизнеса

Предпринимательский капитал и его виды

Под капиталом понимают материальные и финансовые средства, а также интеллектуальные наработки, использующие в процессе производства и служащие средством извлечения прибыли.

В структуру капитала входит:

1. Технические средства производства (здания, оборудование, оснастка, транспорт).

2. Материальные элементы (сырье, материалы).

3. Оборотные средства в денежной форме (оплата труда, средства на приобретение сырья, аренду помещений и т.п.).

4. Интеллектуальная собственность.

Технические средства производства образуют основной капитал, который переносит свою стоимость на стоимость готового продукта не полностью, а по частям по мере износа в виде амортизационных вычислений. Аналогично переносит свою стоимость на стоимость готовой продукции интеллектуальный капитал.

Материальные элементы, а также денежные средства относят к оборотному капиталу, которые переносит свою стоимость на стоимость готового продукта в полном объеме.

К основным источникам финансирования бизнеса относят:

1. Финансовые итоги предыдущей предпринимательской деятельности.

2. Личные сбережения.

3. Заемные средства в банковской и не банковской системе кредитования.

4. Попечительский капитал, то есть средства банка, выдаваемые под залог попечительского имущества.

5. Фонды финансовой поддержки предпринимательства.

6. Общество взаимного кредитования.

7. Финансы территориальных центров занятости.

Из всех источников финансирования наиболее массовым является заемное средство, которые выдается в виде кредита под определенный процент или в виде займа (беспроцентный кредит).

Кредитные операции можно классифицировать по следующим признакам:

а) в зависимости от обеспечения:

1. ссуды бизимущественного обеспечения (доверительный кредит банка);

2. ссуды с обеспечением (под товары, денежные средства, под оборудование, сооружения).

б) в зависимости от срока погашения:

1. онкольные, погашаемые по требованию заемщика или банка;

2. краткосрочные (со сроком до 1 года);

3. среднесрочные (со сроком от 1 до 5 лет);

4. долгосрочные (со сроком свыше 5 лет);

в) в зависимости от характера погашения:

1. погашаемую в рассрочку путем последовательных платежей с уплатой %;

2. погашение единовременных взносом.

г) в зависимости от взимания %:

1) % удержания в момент предоставления ссуды;

2) % удержания в момент погашения кредита;

3) % удержания равномерными взносами в течение всего срока погашения кредита.

Жизненный цикл предпринимательских структур зависит от всех циклов бизнеса в целом. Различают следующие виды циклов бизнеса:

1. Деловой цикл.

2. Жизненный цикл товара на рынке (ЖЦТ).

3. Жизненный цикл вида бизнеса.

4. Жизненный цикл предприятия (фирмы).

Деловой цикл представляет собой ряд последовательных стадий, осуществляемого бизнеса, включая: изучение рынка (маркетинг), формирование портфеля заказов, подготовка производства товара (конструирование), разработка технологических процессов, планирование хозяйственной деятельности), производство товаров, формирование заказов готовой продукции, поставки товаров потребителям, оплата за поставленные товары клиентам и получение прибыли, потребление товара у потребителя вплоть до утилизации.

В результате завершения делового цикла он может:

а) возобновляться в прежнем виде;

б) осуществляться с внесением необходимых изменений;

в) построение циклов новых товаров.

Продолжительность делового цикла складывается из длительности его отдельных стадий. Поэтому главная задача предпринимателя – сокращение продолжительности делового цикла.

Жизненный цикл товара (ЖЦТ) – это время, в течение которого товар производится и потребляется на рынке от момента его запуска до ухода его с рынка.

Этапы ЖЦТ:

1. Этап внедрения на рынок – это период медленного роста продаж и отрицательной прибыли, так как издержки по выводу товара на рынок выше получаемых доходов от продаж.

2. Этап роста (развития) – это период быстрого роста восприятия товара – потребителя, увеличение скорости продаж и увеличение положительной прибыли.

3. Этап зрелости (насыщения) – это период остановки роста продаж в связи с тем, что товар воспринят большинством покупателей (прибыль стабилизируется или снижается в связи с ростом затрат на защиту товара от конкурента).

4. Период спада (старости) – это период характеризуется резким падением скорости продаж и снижением прибыли (снижение доходности должно компенсироваться вводом на рынок продукта-заменителя).

Графически ЖЦТ иллюстрируется следующим графиком.

       
 
   


руб.ед. времени

скорость продаж

 
 


время

 
 


1 2 3 4

Жизненный цикл вида бизнеса включает 5 стадий:

1. Начальный этап (поиск бизнеса, проектирование, создание опытного образца, изготовление пробной партии и внедрение ее на рынок).

2. Стадия расширения роста продаж.

3. Стадия зрелости.

4. Стадия сокращения деловых операций по данному виду бизнеса и за его бесперспективности.

5. Стена вида бизнеса.

Стена вида бизнеса предполагает подготовительный этап нового вида бизнеса или подготовительный этап создания нового предприятия.

Жизненный цикл предприятия состоит из 4 стадий:

1. Создание предприятия.

2. Стадия расширения (увеличение мощности).

3. Стадия зрелости (оптимальная функциональность).

4. Стадия спада.

На стадии спада может осуществляться смена вида бизнеса или обновление продукции, что ведет к новому подъему. На стадии спада возможна процедура банкротства, которая в свою очередь может привести к ликвидации предприятия или к его санации (финансовое оздоровление), которое приведет его к новому подъему.

Финансовая гибкость на разных стадиях жизненного цикла фирмы означает, что

Стадия 1. Устанавливается стартовый капитал в таком объеме, который позволяет предприятию выжить в течение периода адаптации. Когда оно разворачивает свою хозяйственную деятельность без доходности от ее результатов.

Стадия 2. За счет прибыли и займов увеличение продаж, повышение мощности предприятия (за счет приобретения дополнительного оборудования, рабочих площадей, рабочей силы, которая позволяет увеличить выпуск продукции).

Стадия 3. За счет прибыли осуществляется подготовка производства продукта-приемника, а также перспективной модели продукта.

Стадия 4. Осуществляется концентрация капитала для смены вида бизнеса или санация (финансовое оздоровление) в процессе банкротства. Для этого привлекаются дополнительные средства учредителей.

ТЕМА 8. «ИНФОРМАЦИЯ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: