Планирование и бюджетирование в системе контроллинга

Планирование осуществляется в соответствии с определённой логикой:

1. Вначале идет стратегическое планирование. Вырабатываются цели, задачи и стратегии для предприятия в целом и сфер его бизнеса. Формируются рамки для оперативного планирования.

2. За ним следует оперативное планирование: на базе стратегических целей формируются годовые (оперативные) планы, т.е. определяется путь развития предприятия на короткий промежуток времени.

3. Разрабатываются плановые мероприятия, т.е. мероприятия выражаются количественно в виде доходов, расходов и финансов. Они представляют информацию для формирования бюджета.

4. Осуществляется регулярное сравнение достигнутых и запланированных показателей бюджета. Это позволяет уточнять план в течение бюджетного периода.

5. Изучаются результаты и причины отклонений. Это определяет дальнейшие действия, состав и проведение корректирующих мероприятий.

Бюджет представляет собой план, выраженный в натуральных и денежных единицах. Он служит инструментом для управления доходами, расходами и ликвидностью предприятия. Бюджет составляется в рамках формального процесса планирования (бюджетирования) при соблюдении 5 основных принципов:

1. целесогласования - начиная ходом «снизу вверх» и завершая ходом «сверху вниз»;

2. приоритетности задач координации бюджетирования, чтобы обеспечить использование дефицитных средств в наиболее выгодном направлении (по направлению «основного удара»);

3. причинности (каждая плановая единица может планировать и отвечать только за те величины, на которые она может оказывать влияние);

4. ответственности (передача каждому подразделению ответственности за исполнение его части бюджета вместе с полномочиями вмешиваться с мероприятиями);

5. постоянства целей (раз установленные величины не должны принципиально изменяться в течение контрольного периода).

Бюджет создается совместно контроллером (ответственный за применяемые методы и подходы к бюджетированию) и менеджером подразделения с привлечением руководителей, ответственных за оперативную единицу (место возникновения издержек). Он должен быть ориентирован на достижение целей предприятия и мотивацию менеджеров.

Выделяют различные виды бюджетов по уровням планирования (табл. 5.2).

Таблица 5.2 – Виды бюджетов по уровням планирования

Уровень планирования Вид бюджета
Предприятие План по прибыли и избыткам План по ресурсам План по эффективности Финансовый план План – баланс
Профит-центры Те же + план оборота
Функциональные подразделения Бюджет на рекламу Бюджет на обеспечение материалами План запасов План по количеству производимой продукции
Проекты Бюджет на освоение рынка Бюджет на разработку проекта Бюджет на новое строительство
Места возникновения затрат Бюджет на материалы Бюджет на персонал

Исходным пунктом для бюджетирования принимается план сбыта. Из него вытекают базовые планы и соответствующие им виды бюджета: производства, закупки, запаса, производственные мощности, персонал, инвестиции. Те и другие служат основой для формирования планов по прибыли, финансам и ликвидности.

При формировании бюджета подразделений желательно использовать метод «нулевого баланса», т.е. по запланированным мероприятиям, а не от базы прошлого периода.

Бюджет формируется на базе одного из альтернативных вариантов (пессимистического, наиболее вероятного, оптимистического).

Бюджет имеет силу для целого временного периода. Сведения об отклонениях учитываются в следующем бюджете.

Контроллер отвечает за:

ü процесс формирования бюджета (рис. 5.1);

ü систематическое планирование бюджета;

ü подготовку и проведение процесса бюджетирования;

ü использование единых методик и временных рамок.

Собственно планирование разделов бюджета проводит менеджер. Процесс планирования завершается представлением руководству предприятия совместно разработанного бюджета.

Контролер на предприятии – это лоцман, помогающий «капитану» и «команде» достичь намеченных целей, минуя «рифы» и «мели» рыночной экономики.

Функции контроллера:

ü ответственный за методы и организацию работ;

ü координатор, ответственный за сроки исполнения планов и бюджета;

ü модератор (регулятор) и консультант при поиске целей и путей решения проблем;

ü ответственный за связь стратегического и оперативного планирования;

ü интерпретатор бюджета в прозрачной и понятной форме;

ü ответственный за коммуникацию.

Организационная и техническая подготовка
Рамочные данные
План мероприятий и календарный план
Координация разделов плана
Проверка на их совместимость
Предварительный проект бюджета
Дальнейшие варианты проекта
Одобрение бюджета

Рисунок 5.1 – Последовательность операций формирования бюджета

За принятие решения несёт ответственность менеджер (а не контроллер). Он определяет какие цели, какими средствами и какими способами нужно достичь. Контроллер же разрабатывает для него способы и методы решения задан и заботится об их ясности для всех сотрудников организации.

С позиции контроллера бюджет должен отвечать следующим требованиям.

1. Быть напряженным, но достижимым и сбалансированным.

2. Право на существование имеет только один действительный бюджет.

3. Бюджет является обобщающим планом в натуральных и денежных единицах.

4. Ответственный за бюджет должен принимать участие в его разработке.

5. Бюджет является как бы инструкцией к записи по счетам. Он требует равенства планируемых и фактических данных.

6. Бюджет остается неизменным во время бюджетного периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: