Рис. 1 - Налоговая система Российской Федерации, вступившая в действие
Вопрос 7. Классификация отношений, составляющих предмет финансового права.
В зависимости от функций финансовой деятельности это отношения, возникающие
- в ходе мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды;
- в ходе распределения финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;
- в ходе использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;
- в ходе контроля за движением финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;

В зависимости от субъектного состава это отношения:
1) с одной стороны, между органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований, а с другой — между организациями и физическими лицами;
2) между органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований.

Схема - Классификация отношений, составляющих предмет финансового права, в зависимости от субъектного состава

Схема - Классификация отношений, составляющих предмет финансового права, в зависимости от деления на финансово-правовые институты
В зависимости от деления на финансово-правовые институты это отношения {схема):
- бюджетные;
- возникающие при формировании и исполнении бюджетов и внебюджетных фондов;
- возникающие по поводу финансов государственных и
- муниципальных унитарных предприятий;
- налоговые;
- неналоговые;
- по государственному долгу;
- по сметно-бюджетному финансированию;
- по государственному внебюджетному финансированию;
- по бюджетным кредитам;
- по государственному страхованию;
- по денежному обращению;
- по государственному и муниципальному финансовому
- контролю.
Могут быть и иные основания классификации финансово-правовых отношений (схема).
В целях отграничения многообразных с точки зрения отраслевой принадлежности отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, необходимо иметь в виду, что предмет финансового права составляют только те отношения, которые урегулированы с помощью метода властных предписаний.
Классификация финансово-правовых отношений пои различным основаниям.

8 вопрос. Принципы российского финансового права.
Российское право в целом, как и его отрасли в отдельности, в том числе финансовое право, характеризуются определенными принципами, Т.е. основополагающими началами, правилами и требованиями, выражающими его (права) наиболее существенные особенности и целенаправленность. Принципы права носят общеобязательный характер, поскольку они закреплены непосредственно в правовых нормах или выводятся логически из их совокупности.
Принципы финансового права впервые были сформулированы Е. А. Ровинским применительно к советскому периоду в качестве принципов финансовой деятельности государства. Такой подход был воспринят и другими авторами, поскольку финансовое право регулирует отношения, возникающие именно в финансовой деятельности государства (дополним - и муниципальных образований). Естественно, что принципы современного финансового права изменились при сохранении определенной преемственности.
Основными общеотраслевыми принципами действующего финансового права можно назвать следующие:
• приоритетность публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений;
• социальная направленность финансово-правового регулирования;
• федерализм, единство финансовой политики и денежной системы, равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности, самостоятельность органов местного самоуправления;
• распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей;
• гласность в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;
• участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;
• плановость и законность.
Основное содержание названных принципов определяется Конституцией РФ, как ее общими положениями, так и специально относящимися к финансовой деятельности государства, конкретизированными в нормах финансового права.
Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. Он определяет необходимость совершенствования правовых норм, закрепляющих механизм государственного воздействия на финансовые и кредитные отношения, четкого определения самого понятия государственного регулирования этих отношений, как в целом, так и в разных областях.
Вместе с тем рассмотренный принцип финансового права не противоречит частным интересам личности, напротив, последовательная реализация его отражается на них. Особенно это подтверждается принципом социальной направленности финансово-правового регулирования, что вытекает из положений Конституции РФ, характеризующих Российскую Федерацию как социальное государство, призванное обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). Хотя на настоящем этапе реализация названного принципа предстает неблизкой перспективой, определение такого направления в развитии финансового права имеет существенное значение. Неслучайно в бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике на 2002 год» среди десяти главных приоритетов в бюджетных расходах названа социальная сфера (третье направление).
Принцип федерализма предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, на обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами как выполнение функций, имеющих значение для Федерации в целом, так и для жизнедеятельности и самостоятельности (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.
Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п. «и» ч. 1 ст. 72). Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, ч. 4 ст. 76).
Совершенствование реализации принципа федерализма в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства.
Единство финансовой политики и денежной системы. Согласно финансово- правовым нормам самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т.д.
Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст. 8).
Единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ст. 75).
Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения
Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.
Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133)1. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.
Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает, как уже отмечалось, из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Для реализации всех этих мер в распоряжении государства требуется сосредоточение необходимых финансовых ресурсов и распределение их на соответствующие цели, то есть финансовая деятельность определенной целенаправленности. Это положение Конституции РФ должно учитываться при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов, в финансово-правовых нормах, регулирующих эти процессы, в финансовой политике государства. Кризисные явления в экономике страны не позволяют реализовывать данный принцип в необходимой мере.
Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей. Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума принимает, в частности, законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии (ст. 105, 106). К полномочиям Правительства относятся разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 114). Аналогично распределение функций на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.
Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ (ст. 32) о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.
Принцип гласности. Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15). Принцип гласности получил закрепление и в специальном, финансовом законодательстве. Так, в Бюджетном кодексе РФ прямо говорится о гласности как принципе бюджетной системы (ст. 28), об обязательном опубликовании утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении (ст. 36). Налоговый кодекс РФ соответственно этому принципу предусматривает вступление актов законодательства в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5).
Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. О некоторых формах финансового планирования говорится в Конституции РФ. К ним относятся разработка и утверждение бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов (ст. 71, 114, 132)..
В условиях перехода к рыночной экономике финансовое планирование претерпело значительные изменения в сравнении с ранее существовавшим в период административно-командной системы управления экономикой. Однако планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений, но и является необходимым для них и выступает как важный элемент регулирования экономического и социального развития и управления финансами, хотя и со своими особенностями. В условиях рыночной экономики финансовое планирование опирается не на директивные предписания распределительного характера, а на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования в определении направлений использования финансовых ресурсов, с которым неразрывно связано финансовое планирование. В процессе финансового планирования в РФ используются прогнозы и программы по различным сферам и отраслям социально- экономического развития на перспективу. На их основе производится прогнозирование мобилизации и использования финансовых ресурсов на длительный период, а также годовое финансовое планирование.
Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой Системы. Оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах экономики, в рамках предприятий, организаций и учреждений. В масштабе государства в целом составляется сводный финансовый баланс, в котором учитываются финансовые ресурсы страны. Такие финансовые балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.
Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Он распространяется на государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, должностных лиц и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, провозгласившей Российскую Федерацию правовым государством. Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.). За нарушения норм финансового права применяются соответствующие меры ответственности.
Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, свое применение в подотраслях и институтах финансового права, Помимо этого, названным подотраслям и институтам свойственны и особые принципы, в которых проявляется их специфика. Все эти принципы требуют развития и углубления, конкретизации в финансовом законодательстве и последовательной реализации.
Вопросы:
1. Что является предметом финансово-правового регулирования?
2. Что понимают под финансовым правом?
3. Каковы особенности и связь финансового права с другими отраслями права?
4. Что такое система финансового права и каково ее содержание?
5. Какие органы осуществляют финансовую деятельность государства, какова их компетенция?
6. Перечислите принципы финансового права.
7. Какие группы отношений составляют предмет финансового права?
Задания:
1. На семинаре по финансовому праву студент Крылов, раскрывая методы финансового права сказал, что финансово-правовые отношения регулируются методами, свойственными административному праву. Дайте оценку данному высказыванию. Обоснуйте свою точку зрения по данному вопросу.
2. Проанализируйте группы общественных отношений, составляющих предмет финансового права, и приведите по два примера на каждую группу.
3. Проанализируйте и раскройте на примере учебного заведения, в котором Вы обучаетесь, отношения, регулируемые нормами финансового права.
4. Дайте правовую характеристику органам государственной власти, осуществляющим финансовую деятельность:
· Счетная палата РФ;
· ЦБ РФ (Банк России).
С 1января 2010 г. единый социальный налог отменяется. Согласно Федеральному закону от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд российской федерации, фонд социального страхования российской федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» страховые взносы являются обязательными платежами.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями уплачивают обязательные страховые взносы в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Подготовлено профессором кафедры
налогов и налогообложения Н.Н.Тюпаковой
ЛЕКЦИЯ 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ
1. Налоговая система РФ, её структура и принципы построения.
2. Виды и формы налогов, сборов и других платежей. Классификация налогов РФ.
3. Основные элементы налоговой системы РФ.
4. Законодательная база налоговой системы РФ.
1.Налоговая система РФ, её структура и принципы построения
Налоговая система государства представляет собой сложное образование, включающее в себя две органически взаимосвязанные подсистемы: подсистему налогообложения и подсистему налогового администрирования. Подсистема налогообложения представлена совокупностью законодательно установленных налогов и сборов, уплачиваемых организациями и физическими лицами в бюджетную систему государства. Подсистема налогового администрирования охватывает совокупность органов, уполномоченных государством осуществлять контроль за соблюдением организациями и физическими лицами обязанностей в качестве налогоплательщиков.
Отметим, что в подсистеме налогообложения реализуются фискальная (распределительная) и регулирующая функции налогов, а в подсистеме налогового администрирования - контрольная функция налогов.
Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и мер обеспечения их уплаты, а так же форм и методов контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.
В 1991г. в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения.
• Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
• Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (региональные налоги). Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.
• Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д.
Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчисления от федеральных налогов.
Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей.
В основу построения налоговой системы РФ положен принцип единства налоговой политики, которой сводится к следующему порядку установления перечня налогов, величин налоговых ставок и формирования бюджетов различных уровней:
1) центральные органы устанавливают полный перечень налогов с разбивкой их по трем уровням. Федеральные налоги вводятся в обязательном порядке и должны взиматься на всей территории РФ. Региональные и местные налоги могут вводиться, а могут вообще не вводиться по усмотрению соответствующих законодательных органов власти;
2) центральные органы устанавливают единые ставки и объекты налогообложения федеральных налогов. Ставки и объекты налогообложения региональных и местных налогов центральными органами ограничиваются только верхним пределом;
3) Бюджеты: федеральный бюджет формируется только исключительно из федеральных налогов. Бюджет субъектов федерации и местные бюджеты формируются из всех трех форм налогов.
Наиболее применяемые в настоящее время в налоговых системах экономически развитых стран принципы налогообложения можно классифицировать как экономические, юридические и организационные.
Кгруппе экономических принципов относятся:
• хозяйственная независимость предполагает необходимость наличия объекта налогообложения в собственности налогоплательщика;
• справедливость предполагает социально справедливые налоговые отношения в стране, т.е. сумма налогового изъятия с конкретного плательщика должна быть зависима от величины доходов данного налогоплательщика;
• соразмерность основана на взаимозависимости величины налоговой базы, ставки налога и налоговых доходов бюджета.
К группе юридических принципов относятся:
• учет интересов основан на определенности налогового платежа (метод налогообложения, размер ставки, время уплаты налога) и удобстве исчисления и уплаты налога;
• экономичность основана на эффективности организации работы налоговых органов, что в конечном итоге измеряется соотношением результатов среднесписочного налогового инспектора по стране к затратам на его содержание;
• нейтральность предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законодательством;
• установление налогов законами означает, что любой налог должен быть установлен только путем принятия по данному налогу законодательного акта, принимаемого представительной (законодательной) властью страны;
• отрицание обратной силы налогового закона основано на том, что вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия;
• сочетание интересов государства и других субъектов налоговых отношений предполагает неравенство сторон при применении налогового законодательства. Например, оно проявляется в неравноправном положении государства и плательщика налогов при взыскании недоимок и штрафов и при возврате переплаченных налогов.
К группе организационных принципов относятся:
• единство налоговой системы предполагает недопустимость установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Также недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;
• подвижность (эластичность) заключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективными нуждами государства налоговые обязательства могут быть оперативно изменены. Примером служат меры, принимаемые государством против уклонения от уплаты налогов, и изменение размеров таможенных пошлин исходя из необходимости оказания временной поддержки отечественным производителям и предпринимателям;
• стабильность основана на том, что налоговая система должна быть эффективной, что, в свою очередь, является основанием, чтобы эта система была мало подвергнута каким-либо изменениям и дополнениям;
• исчерпывающий перечень налогов заключается в необходимости законодательного установления количества налогов, изымаемых как с юридических, так и с физических лиц; как для федерального, так и для местного уровня государственного управления. Исчерпывающее количество налогов может служить условием стабильности и ясности налоговой системы;
• гармонизация налогообложения основана на необходимости строительства налоговой системы страны с учетом международных норм и правил налогообложения, что имеет существенное значение в условиях глобализации мировой экономики.
Для современной России особое значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Основные недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены ее неприспособленностью к современным условиям. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют и особенности состава и структуры налогообложения. Но какие бы основания ни выдвигались для расширения сферы налоговых изъятий, они не могут опровергнуть требований экономических законов. Национальные налоговые системы формируются в соответствии с определенными принципами. Одни из них определяют фундаментом налоговых отношений вне зависимости от пространства и времени. Другие определяют условия построения и функционирования в конкретной стране и в конкретных исторических условиях. В связи с этим весь комплекс принципиальных установок для системы налогообложения разграничивается на две подсистемы.
1. Классические, или общенациональные принципы. Они как бы идеализируют налогообложение. Если налоговая система строится строго на их основе использования, то ее можно считать оптимальной.
2. Организационно – экономические (правовые), или внутринациональные, принципы. На основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможности экономического бизнеса, сложившимся социальным условиям развития.
Каждая новая реформа национальных систем налогообложения приближает их к состоянию, наиболее полно отвечающему вышеназванным принципам. Вместе с тем национальные системы налогообложения не теряют своей индивидуальности. Определяемые наукой в настоящее время признаки налогообложения можно разделить на две сферы.
Всеобщие или классические принципы, которые используются в податных системах мирового сообщества. О них писали в своих трудах А. Смит, Д. Рикардо и А. Вагнер. Позже эти принципы были охарактеризованы видными русскими налоговедами: Н. Тургеневым, А. Соколовым, М. Алексеенко, В. Твердохлебовым и др. Это и есть подсистема общенациональных принципов построения системы взаимоотношений налогоплательщиков и государства.
- Всеобщность
- Определенность
- Справедливость
- Экономичность (удобность)
Функциональные или экономические, организационно – правовые, принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно – политического и социально – экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон о налоговой системе конкретной страны на определенный период времени. Эта система демонстрирует, какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в этой стране, какие – лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему правовых отношений налогоплательщика и государства.
Домашнее задание
По литературным источникам определить и сгруппировать принципы налогообложения, применяемые в налоговой системе РФ (указать авторов). Как закреплены принципы налогообложения в Налоговом кодексе РФ.






