double arrow

Смысловая вёрстка


МОНТАЖ ПО КРУПНОСТИСамый распространенный случай монтажа, это когда нужно смонтировать два изображения одного и того же героя снятого разными планами (масштабами). Например, вы хотите сначала показать человека в полный рост (общий план), чтобы зритель мог увидеть его костюм, походку, предметы или людей, которые его окружают. Потом вы хотите дать зрителю возможность разглядеть лицо героя, поэтому после общего ставите крупный план, когда лицо занимает почти всю площадь кадра. МОНТАЖ ПО ОРИЕНТАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ

Простейший случай монтажа по положению объектов в пространстве - монтаж диалога двух персонажей (так называемая "восьмерка"). Если взгляды этих людей будут направлены навстречу, кадры смонтируются, если в одну сторону - нет.
В общем случае правило формулируется так: съемка двух взаимодействующих объектов должна производиться строго по одну сторону от линии их взаимодействия. Линия взаимодействия - это воображаемая линия, проходящая через оба объекта.

МОНТАЖ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ДВИЖЕНИЯ
изменение направления движения объекта на стыке кадров не должно быть больше чем на 90 градусов . При этом не должна пересекаться вертикальная ось. То есть, если на одном кадре объект движется от нас чуть налево, то в следующем кадре он не должен двигаться направо.
нельзя склеивать горизонтальные панорамы, снятые в разных направлениях. Профессиональные операторы всегда начинают и заканчивают съемку панорам короткими статичными кусками. Это дает возможность монтировать панорамы через небольшую паузу в движении.




МОНТАЖ ПО ФАЗЕ ДВИЖЕНИЯ
Вернемся еще раз к примеру, рассмотренному нами при разборе монтажа по крупности. Если ваш герой во время съемки активно жестикулирует, то, кроме смены крупности плана вам придется учесть еще один фактор - фазу движения. Это значит, что если в конце общего плана человек начал поднимать, левую руку, то в начале среднего плана эта рука также должна подниматься. Иначе изображение на "склеится". Фазу приходится учитывать при монтаже циклически повторяющихся положений объекта. Это может быть идущий человек, велосипедист, вращающий педали, жонглер в цирке и т.п.

МОНТАЖ ПО КОМПОЗИЦИИ
(СМЕЩЕНИЕ ЦЕНТРА ВНИМАНИЯ)
Начинающие видеолюбители предпочитают центральную композицию кадра. То есть, располагают главный объект по центру. Такая компоновка кадра очень распространена, и без нее не обойтись ни в кино, ни на телевидении. Однако, для часто для большей выразительности, а иногда и по необходимости главный объект съемки располагается не по центру кадра. И тогда при монтаже возникает необходимость согласования соседних кадров по композиции. Еще раз вернемся к ситуации, когда нам нужно смонтировать общий и средний план человека. Если на общем плане человек заметно смещен в одну сторону кадра, а на среднем в другую, при просмотре в месте склейки зритель на время потеряет из вида объект из-за резкого смещения центра внимания. Чтобы этого не произошло, во время съемки и при монтаже нужно помнить еще одно правило: смещение центра внимания по горизонтали при переходе от кадра к кадру не должно превышать одной трети ширины экрана. Ситуация, когда может возникнуть резкое смещение центра внимания по вертикали, встречается значительно реже, но и тут действует аналогичное правило.



ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПРОГРАММА:

Программа — экономически, идеологически и политически детерминированная содержательная форма экранной периодики, планомерно и целенаправленно организующая в пространстве и времени разнотемные и разножанровые материалы, обусловленные спецификой канала, материально-техническими возможностями, уровнем организации творческого производства и адресованная дифференцированной аудитории. ( определение Р.Борецкий «В Бермундском треугольнике ТВ, 1998 г.»

Виды телевизионных программ:

  1. Развлекательная программа – программа предназначенная для отдыха, направленная на доставление удовольствия и эстетического наслаждения
  2. Развлекательно-информационная - программа, предназначенная для развлечения, но несущая значительные информационные элементы.
  3. Информационная – предназначения для информирования о текущих событиях, явлениях и фактах, современных теориях и прогнозах или предоставления информации справочно-разъяснительного и рекомендательного характера. Содержание информационное программы должно нести актуальный характер.
  4. Информационно-развлекательная - программа предназначенная для информирования, но несущая значительные элементы развлекательного характера.
  5. Консультационная программа – программа, целью которой является предоставление полезных сведений для зрителя по вопросам, предоставляющих для них лично интерес, например цены и качество потребительских товаров, прогноз погоды и т.д.
  6. Развивающая – программа направленная на углубление знаний в вопросах общего, неактуального характера с изложением материала как в дидактической, так и не дидактической форме или программа религиозно-проповеднического толка. Содержание имеет длительный интерес, так что через год будет также актуальна.
  7. Общеразвивающая программа - программа направленная на углубление знаний в вопросах общего (неактуального) характера с изложением материала не в дидактической форме.
  8. Образовательная программа – направлена на углубление знаний в вопросах общего характера с изложением материала в явно дидактической форме.
  9. Духовно-развивающая программа – основана на различных религиозных верованиях или носящая характер религиозного наставления.
  10. Социально-активизирующая программа – направлена на вовлечение людей в общественно-социальную деятельность, например сбор средств, общественно полезные дела.

Типы телевизионных программ:



1. Непостановочная.

Любая программа, излагающая и раскрывающая факты, явления, мнения, теории и прогнозы.

2. Постановочная.

Основана на прозаическом и стихотворном произведении и отражающая сюжет, написанный или адаптируемый для исполнения актёрами или мультипликации.

Программа также может быть

  1. Собственного производства – программа записанная по инициативе самой организации и произведённая её собственными силами:

- с использованием собственных производственных возможностей;

- с арендой чужих производственных возможностей;

2. По заказу - заказ на производство был сделан у независимой продюсерской фирмы по инициативе вещательной организации и при её содержательном контроле.

3. Совместного производства - совместный продюсерский проект нескольких организаций в рамках предварительно заключенного соглашения. Участие может выражаться в совместном финансировании, предоставление производственных средств.

4. Приобретённая - программа произведена другой организацией по её собственной инициативе. Вещатель лишь покупает право на трансляцию.

Продолжительность программы – чистое время длительности программы, исчисляемое в минутах, за вычетом технических пауз, рекламных и иных вставок, которые учитываются отдельно.

Понятие промоушена программы:

1.Промоушн имиджа - это то, как компания хочет, чтобы зрители её воспринимали. Редакция старается передать образ, впечатление того, как составляется программа. Таким образом, программа должна соответствовать этому имиджу, подкреплять его ежедневной практикой.

2. Тематическое промо. Это реклама одной или нескольких тем, которые будут в программе. В такую рекламу будет включаться яркая видеонарезка из репортажа, который будет показан в программе. Обычно такие сюжеты делают более длинного формата, их снимают заранее, не в тот день, когда они идут в эфир. Так что над ним работают подробнее и старательнее. Поэтому возможно рекламировать его заранее, за несколько дней до того, как он пойдет в эфир.

3. Качественный. Промоушн такого типа показывают после того, как что-то уже показали в эфире. Это напоминание для зрителей или подведение итогов. Например, телекомпания напоминает о том, что стала членом другой сети, у нее другая программа и у сотрудников новостей несколько другие обязанности. Один из способов создания промо качественного типа - это использование зрителей, жителей города, прохожих на улице. Их авторитетное мнение убедит других людей лучше слов ведущих.

Программирование—последовательный поэтапный процесс создания телевизионной программы. Программную политику любого канала отражает «сетка вещания».
Здесь важно особо отметить, что сетка отражает уровень организационной деятельности студии и самое главное даёт возможность согласованной деятельности всех звеньев творческого производства.

От чего зависит построение сетки вещания:

  1. Жанрово-тематические соотношения — пропорции в рамках общей структуры программ.

  2. Общая адресная направленность, степень отражения социально-демографической структуры аудитории («групповой модели»)

  3. Конкретизация по месту и времени — учет преобладающих контингентов зрителей, «движение» аудитории на протяжении программного дня;

  4. Соотношение разовых и периодических (серийных, цикличных программ;

  5. Характер координации и конкретные формы кооперации с другими телевизионными студиями;
  1. Временная ритмичность: отражение в сетке последовательно повторяющейся структуры недельной, двухнедельной либо месячной программы на основ чередования основных ее элементов.

    Сетка вещания зависит от типологии канала:

В коммерческом ТВ, где программа и ее структурные элементы — прежде всего товар, генеральная цель ее производителей — получение максимальных прибылей. Цели прогнозирования зависят от определения массового спроса «среднестатистического потребителя».

Государственное телевидение — инструмент идеологического обеспечения проводимой властью политики — особое внимание уделяет перспективному и жесткому календарному планированию. Иногда с целью заранее продуманной организации пропагандистских кампаний. Особенно чётко это прослеживается во время предвыборных компаний либо всплесков политической активности в стране.

Общественное телевидение по своей природе, насколько это возможно в конкретном обществе — максимально свободно от жесткой денежной зависимости, а также — от идеологической детерминированности программной политики.

В основе программирования любого канала находиться смысловая вёрстка.

Процесс верстки отдельно взятых программ начинается с отбора материалов по степени их общественно-политической значимости. То есть расположение материала по содержанию.

Верстка по содержанию — это еще и расположение передач по разделам, имеющим точный адрес, в зависимости от преобладающего контингента зрителей в определенное время дня. В начале пути фактор тематической ориентации программы на конкретную аудиторию практически не учитывался. Но с резким ростом объема вещания, с возникновением многопрограммного телевидения он становится едва ли не определяющим.

Так, раннее утреннее время, по-видимому, следует отвести для всей аудитории: новости, медицинские и др. практические советы, утренняя гимнастика. Затем — раздел программы для домашних хозяек: домоводство, кулинария, педагогические советы, «семейные» мелодрамы, сериалы и др. Позднее — для школьников 1-й смены и, наконец, раздел, составленный из повторов наиболее значительных передач, прошедших накануне.

Вечерняя программа должна быть, конечно, наименее специализированной, так как телевизионная аудитория по вечерам включает в себя практически все группы зрителей. Необходимо стремиться к тематическому разнообразию, постепенно к концу программы увеличивая время для художественных, развлекательных передач, адресованных, так же как и начало программы, к массовому зрителю.

Вполне возможной в обозримом будущем, оптимальной представляется организация программы в блоковой структуре, т.е. составление ее из 2-3-часовых «программ в программе», в которых бы повторялись основные жанрово-тематические компоненты и учитывалась преимущественная для данного времени суток аудитория.

Так же присутствует Блоковая структура: относительно законченная программная единица продолжительностью в 2-3 часа, адресованная или определенной группе, или всей аудитории.

Формирование программ телевидения — это построение, организация материалов в единое целое как в один вещательный день, так и в течение длительного времени. Единая система планирования включает:

— перспективный календарно-тематический (долгосрочный) план;

— текущий ежемесячный план;

— недельную программу-план;

— программу на один день.

Расписание передач на один вещательный день состоит из блоков — утренних, дневных и вечерних передач. Блочное, т. е. «вертикальное», составление программ передач является лишь составной частью планирования. «Горизонтальное» планирование, имеющее общую стратегическую целевую направленность, вытекает из перспективных планов вещания и осуществляется в длительных временных отрезках — год, квартал, месяц. Структура вещательного дня, таким образом, хотя и состоит из блоков передач, но определяется «горизонтальным», тематическим планированием.

Сущность программирования телевещания точно отражается в понятии «тематическая структура», которое означает устойчивое единство всех элементов вещания.

Перспективное планирование есть основа координации и использования всех участков идейно-воспитательной работы. Оно обеспечивает:

— определение и развитие главных направлений пропаганды в их последовательности;

— учет знаменательных дат и событий на протяжении длительного времени;

— стабильность и устойчивость рубрики, привлекающей внимание аудитории;

— определение наиболее удачного сочетания форм и жанров, художественных и документальных выступлений, информации и публицистики;

— стабильность в подборе авторов;

— осуществление поиска, направленного на замену устаревших рубрик новыми, укрепление и совершенствование перспективных, наиболее актуальных тем;

— учет действий смежных средств массовой информации, театров, киноорганизаций, учреждений культуры и спорта.

При составлении перспективных планов учитывается некоторая «сезонность» работы средств массовой информации.

Основные понятия программирования телевидения. В целях упорядочения использования видов и форм телевизионной программы, преодоления однообразия и параллелизма одних и тех же жанров на разных программах ежедневное вещание организуется блоками по временным отрезкам — утренним, дневным и вечерним.

Блок (или контейнер) — набор рубрик, построенных по принципу повторения для различной аудитории телезрителей в зависимости от времени выдачи в эфир.

Рубрика — ряд передач или фильмов, развивающих определенное тематическое направление вещания, выходящих в эфир через одни и те же промежутки времени и рассчитанных на одну и ту же аудиторию. В рубрике или вне ее могут быть:

а) цикл — две передачи и более, посвященные одной проблеме;

б) серия — две (либо более) передачи, объединенные одним героем (одними героями, одним коллективом).

Серия передач, фильмов — состоящее из нескольких частей единое телевизионное произведение, в котором каждая часть закончена сюжетно, где реализуется закон единства места, времени и действия. Передачи, фильмы одной серии можно смотреть в обычном порядке, последовательно (первую, вторую, третью), но можно выдавать в эфир выборочно и в обратной последовательности.

Сетка (или структура) вещания — набор, сочетание рубрик, циклов, серий и разовых передач, расположенных в недельном отрезке времени в определенной, постоянной последовательности, обеспечивающей разнообразие тем, жанров, разделов и учитывающей интересы разных категорий зрителей в зависимости от возраста и пола.

ВЁРСТКА НОВОСТЕЙ:

Для начала давайте определимся, что мы понимает под новостной программой.

Основными чертами выпуска новостей являются:
- постоянное место в структуре недельной и дневной программы;
- высокая периодичность в сравнении с другими видами передач;
- многотемность основной части выпусков, сочетающихся со специализированными по тематике выпусками (спортивные, экстренные и др.);
- мозаичный характер построения при наличии определенного постоянства (рубрики, указывающие на принадлежность множества событий к единому временному интервалу, постоянных ведущих);
- блоковый характер построения с закрепленной последовательностью (постоянство верстки);
- cочетание оперативности, характера и объемам комментирования, регулярностью выхода в эфир

Верстка выпуска является одной из важнейших составляющих выпуска новостей. В большинстве случаев выпуски новостей укладываются в формат 10-30 минут. В типичном случае наиболее важные новости попадают в начало выпуска, сюжеты очеркового плана, более длинные, большего объема сюжеты попадают в среднюю часть; культурные новости отходят на конец выпуска. Далее идет спортивный репортаж и прогноз погоды.

Существуют различные типы подачи события:

1. Репортаж.

2. Дикторская начитка плюс видеоряд.

3. Дикторская начитка на видеоряд плюс одно интервью.

4. Устная информация.

5. Дикторская начитка плюс графика.

Также верстка будет зависеть и от типа сюжета:

- Предваряющий сюжет делают до наступления события, он анонсирует это событие. Такой сюжет создает настроение ожидания, позволяет людям узнать о том, к чему им следует готовиться.

- Сюжеты реального времени, то есть о чем-то, что происходит сегодня.

- Продолжающий сюжет, то есть сюжет по результатам какого-то события.

Верстка выпуска начинается с утра, когда ответственный редактор делает так называемую "грубую верстку". Далее к верстке подключаются продюсер новостей, а затем и ведущий выпуска.







Сейчас читают про: