Влияние основных факторов на прибыль предприятия

Экономическое содержание, виды и методы определения прибыли предприятия.

ТЕМА 10. РЕЗУЛЬТАТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Экономическое содержание, виды и методы определения прибыли предприятия.

2. Распределение прибыли.

3. Экономическая сущность и виды рентабельности.

Прибыль является одним из важнейших экономических по­казателей успешной деятельности любого хозяйствующего субъекта.

Прибыль — конечный финансовый результат предприниматель­ской деятельности. В условиях рыночных отношений это превра­щенная форма прибавочной стоимости.

По своей экономической природе прибыль выступает как часть стоимости (цены) прибавочного продукта, созданного для обще­ства трудом работников материального производства. Источни­ком образования прибавочного продукта является прибавочный труд.

В настоящее время изучение содержания прибыли продолжа­ется и ведется на микро- и макроэкономическом уровне.

На микроэкономическом уровне рассматривается вопрос фор­мирования прибыли в рамках предприятия, а на макроэкономи­ческом — выявляется роль прибыли в доходе страны.

Таким образом, с одной стороны прибыль можно рассматри­вать как экономическую категорию, выражающую определен­ные производственные экономические отношения, а с другой - как часть стоимости совокупного национального продукта (ВВП), стоимости и прибавочной стоимости (прибавочного продукта). В реальной экономической жизни прибыль может принимать фор­му денежных средств, материальных ценностей, фондов, ресур­сов и выгод. Конкретные формы проявления прибыли тесно связа­ны с национальным регулированием экономики.

В российской и зарубежной практике прибыль определяется не всегда однозначно. Так, можно встретить следующие понятия прибыли:

— прибыль по разовой сделке — разница между продажной ценой реализуемых товаров (услуг) и затратами на их производ­ство (приобретение);

— прибыль за определенный период производственной деятель­ности - как разница в величине чистых активов на конец и на начало периода;

— в экономической теории прибылью называется доход на капитал.

По мере развития экономической теории содержание понятия «прибыль» постоянно изменялось и усложнялось. Однако во всех экономических формациях прибыль воспринимается одной из основных экономических категорий товарного производства.

В науке до сих пор нет единого мнения, что относить к функ­циям прибыли. Как правило, выделяют две функции:

1) прибыль как мера эффективности общественного производ­ства;

2) прибыль как стимул.

Функция прибыли как меры эффективности производства зак­лючается в том, что прибыль является стандартом успешной ра­боты предприятия.

Стимулирующая функция обусловлена тем, что прибыль не только позволяет получать личный доход участникам предпри­нимательской деятельности, связанный с выплатой дивидендов, но и создает возможности для наращивания капиталов, а, следо­вательно, повышает возможности предприятия в производствен­ной, сбытовой, научно-технической, внешнеэкономической и др. деятельности. За счет прибыли осуществляются мероприятия по социальному развитию предприятия, в т. ч. увеличению фонда оплаты труда его работников.

Прибыль является не только источником обеспечения внут­рихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюд­жетных и благотворительных фондов.

При формировании прибыли устанавливаются все стороны хозяйственной деятельности промышленного предприятия. В соответствии с российским законодательством, и, в частности, 25 главой Налогового кодекса РФ, прибылью признается до­ход, полученный организацией, уменьшенный на величину про­изведенных расходов.

При этом доходы предприятия (организации) в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельнос­ти подразделяются на:

а) доходы от обычных видов деятельности;

б) операционные доходы;

в) внереализационные доходы.

К доходам от обычных видов деятельности относятся:

— выручка от продажи продукции, товаров, услуг;

— доход от сдачи в аренду активов;

— доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий и др.

К внереализационным доходам относят:

— штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора;

— курсовые разницы;

— поступления в возмещение причиненных предприятию убыт­ков;

— прочие внереализационные доходы.

К операционным доходам могут быть отнесены:

— прибыль, полученная в результате совместной деятельности;

— поступления от продажи основных средств и других акти­вов;

— доходы от продажи прав на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

— прочие операционные доходы.

В составе доходов в особую группу выделяют чрезвычайные доходы, т. е. поступления, возникающие вследствие чрезвычай­ных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бед­ствия, пожара, аварии, национализации и т. п.). Эти доходы могут быть получены в форме страхового возмещения или сто­имости материальных ценностей, остающихся от списания не пригодных к восстановлению и дальнейшему использованию ак­тивов и т. п.

Прибыль предприятия зависит не только от доходных, но расходных статей. Так, в соответствии с действующим законодательством расходы также делятся на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы, в т. ч. операционные и внереализационные расходы.

Операционными расходами являются:

— расходы, связанные со списанием, пропажей и выбытием основных средств;

— проценты за пользование кредитными займами;

— расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредит­ными организациями;

— отчисления в резервы по сомнительным долгам;

— резервы, создаваемые в связи с признанием условных фак­тов хозяйственной деятельности и т. д.

К внереализационным расходам относят:

— штрафы, пени, уплаченные за нарушение условий догово­ров;

— отрицательные курсовые разницы;

— сумма уценки активов;

— отчисления на оплату спортивных мероприятий, отдыха, развлечений культурно-просветительского характера и т. д.

Определение конечных финансовых результатов непосредствен­но связано с определением выручки.

Выручку от продаж определяют, исходя из объема реализа­ции продукции, товаров, работ, услуг и применяемых цен (тари­фов) без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогич­ных платежей.

Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, качество произведенной продукции, уровень себестоимости. Поэтому важная задача каждого хозяй­ствующего субъекта — получить больше прибыли при наимень­ших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использова­ния.

Прибыль как главный стимул предпринимательской деятель­ности обеспечивает потребности самого предприятия и государ­ства в целом. Поэтому важно определить не только состав при­были предприятия, но и раскрыть механизм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста или снижения.

Правильное понимание того, в чем состоит экономическое со­держание прибыли, необходимо как для решения чисто теоретических оценок, так и для грамотного применения бухгалтерских стандартов учета доходов и расходов организации, исчисления налогооблагаемой прибыли, анализа финансовых показателей и т. п.

В современной литературе выделяют несколько видов прибыли: валовая (общая) прибыль, прибыль от продаж, чистая прибыль (экономическая), бухгалтерская прибыль, маржинальная прибыль, прибыль налогооблагаемая, прибыль от обычной дея­тельности.

Под валовой прибылью понимают выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Валовая прибыль = выручка — себестоимость реализованной продукции.

Чистая прибыль (убыток) представляет собой конечный фи­нансовый результат, выявленный за определенный период за вычетом причитающихся за счет прибыли налогов и иных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

Для целей финансового анализа чистая прибыль (убыток) рассчитывается путем сложения финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов.

П=Под+ЧД-ЧР, (34),

где Под — прибыль от обычной деятельности;

ЧД — чрезвычайные доходы;

ЧР — чрезвычайные расходы.

Бухгалтерская прибыль (убыток) есть конечный финансовый результат, выявленный в отчетном периоде на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организаций и оценки статей бухгалтерского баланса. Она определяется как сумма прибыли (убытка) до налогообложения и чрезвычайных доходов, уменьшенная на чрезвычайные расходы.

Маржинальная прибыль (доход) — это экономический пока­затель, отражающий превышение выручки от продаж над пере­менными затратами на производство продукции, которое позво­ляет возместить постоянные затраты и получить прибыль. Дру­гими словами, прибыль от продажи продукции в сумме с посто­янными затратами понимается как маржинальный доход пред­приятия.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализа­ции продукции, товаров, услуг, работ (прибыль от продаж).

Прибыль от продаж определяется путем вычитания из ва­ловой прибыли коммерческих и управленческих расходов:

Пп = Пв - Кр - Ур, (35),

где Пв валовая прибыль;

К — коммерческие расходы предприятия;

У — управленческие расходы предприятия.

Увеличение объема продаж рентабельной продукции приво­дит к увеличению прибыли и улучшению финансового состоя­ния предприятия. Рост объема реализации убыточной продук­ции уменьшает сумму прибыли.

Общий объем прибыли предприятия представляет собой вало­вую прибыль.

Валовая прибыль является одной из разновидностей финан­сового результата.

Финансовый результат — конечный итог хозяйственной дея­тельности, который выражается в виде валовой прибыли или убытка от совершения различных хозяйственных операций.

То есть финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, образованный, например, по причине чрез­мерно высоких затрат на производство, срыва реализации про­дукции в связи с нарушением хозяйственных договоров и т. п. (рис.1).

В любом случае финансовый результат определяется как со­отношение доходов и расходов предприятия. Состав доходов пред­приятия представлен на рис. 2.

На величину валовой прибыли оказывает влияние совокуп­ность многих факторов как зависящих, так и не зависящих от предприятия.

Рис.1. Формирование финансовых результатов

Рис. 2. Состав доходов предприятия

Состав расходов предприятия представлен на рис. 3.

Рис. 3. Состав расходов предприятия

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятель­ности предприятия, являются рост объема производимой продук­ции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себесто­имости, повышение качества, улучшение ассортимента, повыше­ние эффективности использования основного капитала, рост про­изводительности труда.

К факторам, не зависящим от деятельности предприятий, от­носятся изменения государственной налоговой, структурной, инвестиционной и ценовой политики, влияние природных, гео­графических и других условий.

Можно назвать основные факторы, воздействующие на при­быль от реализации и, следовательно, на прибыль отчетного пе­риода.

В настоящее время хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют направления использования прибыли, остающейся в их распоряжении, государство не имеет права вмешиваться в процесс ее использования.

Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования чистой прибыли. Развитие конку­ренции вызывает необходимость совершенствования техники и технологии производства, решения социальных проблем трудо­вого коллектива: удовлетворение потребительских и социальных нужд.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, может служить не только базой финансирования производственного и социального развития, но и являться источником для уплаты различных штрафов и санкций, выплачиваемых предприятиями в случае нарушения действующего законодательства.

В условиях рыночных отношений у предприятий возникает необходимость резервировать часть средств в связи с проведени­ем рисковых операций. Поэтому предприятия вправе создавать финансовый резерв, т. е. рисковый фонд.

По мере развития предприятия, роста его доходности часть чистой прибыли может быть направлена на расширение спонсор­ской деятельности, благотворительные нужды.

Таким образом, рост чистой прибыли, создающий условия хозяйственного развития предприятия, является важнейшим фактором укрепления предпринимательской деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow