Инвестиционная деятельность как одно из основных направлений управленческой деятельности судоходной компании

1. судоходные компании и направления их деятельности

Состояние судоходной компании с точки зрения наличного тоннажа и его технико-эксплуатационных характеристик, результатов коммерческой деятельности, заключенных контрактов и соглашений предопределяет направления ее основной деятельности, среди которых следует выделить:

· управление флотом на перевозках в соответствии с принятыми организационными формами последних (трамповыми, в форме последовательных рейсов, линейными);

· управление структурным составом флота с позиций его возраста и специализации.

ФРАХТОВАНИЕ
Фрахто-вание на рейс
Фрахто-вание в тайм-чартер
Фрахто-вание в бербоут-чартер
ПОКУПКА
Покупка судов, бывших ранее в эксплуатации
Покупка судов-новостроек
Флот компании
Зафрахтованный тоннаж
Приобретенный тоннаж
Отфрахтованный тоннаж
Проданный тоннаж
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEARn6KxcUA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESP3WoCMRSE7wu+QziCN6VmVVpkaxQRlQplwZ8HOGxO d7duTpYkuunbm0Khl8PMfMMsVtG04k7ON5YVTMYZCOLS6oYrBZfz7mUOwgdkja1lUvBDHlbLwdMC c217PtL9FCqRIOxzVFCH0OVS+rImg35sO+LkfVlnMCTpKqkd9gluWjnNsjdpsOG0UGNHm5rK6+lm FOyb5+IQv1/XRTyWt82u2H66/qLUaBjX7yACxfAf/mt/aAWzGfx+ST9ALh8AAAD//wMAUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhAPD3irv9AAAA4gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54 bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAMd1fYdIAAACPAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAuAQAAX3JlbHMvLnJl bHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEAAAAAAAAAAAAAAAAAApAgAAZHJzL3NoYXBl eG1sLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQBGforFxQAAANsAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJgCAABkcnMv ZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD1AAAAigMAAAAA " fillcolor="white [3201]" strokecolor="#a5a5a5 [2092]" strokeweight=".25pt">
+
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAOoEAQ8QA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESP0WoCMRRE3wv+Q7iCL0WzFSplNYqIFgtlQesHXDbX 3dXNzZJEN/69KRT6OMzMGWaxiqYVd3K+sazgbZKBIC6tbrhScPrZjT9A+ICssbVMCh7kYbUcvCww 17bnA92PoRIJwj5HBXUIXS6lL2sy6Ce2I07e2TqDIUlXSe2wT3DTymmWzaTBhtNCjR1taiqvx5tR 8Nm8Fl/x8r4u4qG8bXbF9tv1J6VGw7iegwgUw3/4r73XCmZT+P2SfoBcPgEAAP//AwBQSwECLQAU AAYACAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnht bFBLAQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVs c1BLAQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4 bWwueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADqBAEPEAAAA2wAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9k b3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACJAwAAAAA= " fillcolor="white [3201]" strokecolor="#a5a5a5 [2092]" strokeweight=".25pt">
+
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAVc2l2MUA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPUWvCMBSF34X9h3AHe5GZurEyOqOIqEwYBZ0/4NLc td2am5JEG/+9EYQ9Hs453+HMFtF04kzOt5YVTCcZCOLK6pZrBcfvzfM7CB+QNXaWScGFPCzmD6MZ FtoOvKfzIdQiQdgXqKAJoS+k9FVDBv3E9sTJ+7HOYEjS1VI7HBLcdPIly3JpsOW00GBPq4aqv8PJ KNi243IXf9+WZdxXp9WmXH+54ajU02NcfoAIFMN/+N7+1AryV7h9ST9Azq8AAAD//wMAUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhAPD3irv9AAAA4gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54 bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAMd1fYdIAAACPAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAuAQAAX3JlbHMvLnJl bHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEAAAAAAAAAAAAAAAAAApAgAAZHJzL3NoYXBl eG1sLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQBVzaXYxQAAANsAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJgCAABkcnMv ZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD1AAAAigMAAAAA " fillcolor="white [3201]" strokecolor="#a5a5a5 [2092]" strokeweight=".25pt">
-
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEA2iQ9rMUA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPUWvCMBSF34X9h3AHe5GZOrYyOqOIqEwYBZ0/4NLc td2am5JEG/+9EYQ9Hs453+HMFtF04kzOt5YVTCcZCOLK6pZrBcfvzfM7CB+QNXaWScGFPCzmD6MZ FtoOvKfzIdQiQdgXqKAJoS+k9FVDBv3E9sTJ+7HOYEjS1VI7HBLcdPIly3JpsOW00GBPq4aqv8PJ KNi243IXf9+WZdxXp9WmXH+54ajU02NcfoAIFMN/+N7+1AryV7h9ST9Azq8AAAD//wMAUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhAPD3irv9AAAA4gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54 bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAMd1fYdIAAACPAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAuAQAAX3JlbHMvLnJl bHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEAAAAAAAAAAAAAAAAAApAgAAZHJzL3NoYXBl eG1sLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQDaJD2sxQAAANsAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJgCAABkcnMv ZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD1AAAAigMAAAAA " fillcolor="white [3201]" strokecolor="#a5a5a5 [2092]" strokeweight=".25pt">
-
ОТФРАХТОВАНИЕ
Отфрах-тование на рейс
Отфрах-тование в тайм-чартер
Отфрах-тование в бербоут-чартер
  УПРАВЛЕНИЕ НА ПЕРЕВОЗКАХ
Трамповые перевозки
Последова-тельные рейсы
Линейные перевозки
ПРОДАЖА
Прода-жа судов-новост-роек
Продажа судов, бывших ранее в эксплуа-тации
Прода-жа судов на слом

Рис.1. Направления основной деятельности судоходной компании

Состояние мирового фрахтового рынка, выражающееся в изменении спроса на тоннаж и его предложений, непосредственно затрагивает направления основной деятельности судоходной компании.

· изменяются требования к возрастной структуре и технико-эксплуатационым характеристикам судов, что требует своевременного и целесообразного обновления флота;

· изменяется объем и структура грузопотоков, и, в связи с этим, складывается ситуации с избыточностью или недостатком собственного тоннажа.

Ситуация, отображающая изменение направлений основной деятельности компании при изменении характера спроса и предложений проиллюстрирован на рис.2.

Рис.2.Изменения характера спроса и предложения тоннажа

Отличительные особенности различных направлений основной деятельности судоходной компании

Преимущества Недостатки
Приобретение нового судна
Полный контроль со стороны судовладельца; Передовая технология; Перспектива длительной работы; Перспектива получения высокой прибыли. Полная ответственность судовладельца; Отсутствие защиты от форс-мажорных обстоятельств; Наличие постоянных расходов вне зависимости от занятости судна; высокая стоимость.
Приобретение судна, бывшего в эксплуатации
Низкая стоимость; Полный контроль со стороны судовладельца. Более высокие постоянные расходы вне зависимости от занятости судна; Более короткий период службы; Отсутствие защиты от форс-мажорных обстоятельств.
Фрахтование в бербоут-чартер
Полный контроль со стороны фрахтователя в течение договора. Долгосрочность контракта, невозможность учёта изменений рынка; Обычно оплата всей стоимости судна в течение договора с последующим переходом в собственность фрахтователя; Наличие постоянных расходов вне зависимости от занятости; Отсутствие защиты от форс-мажорных обстоятельств.
Фрахтование в тайм-чартер
Фиксированная фрахтовая ставка; Период времени определяется самим фрахтователем; Отсутствие ответственности за постоянные расходы. Долгосрочность контракта, возможность просчётов из-за изменения состояния рынка; В большинстве случаев отсутствие защиты от форс-мажорных обстоятельств.
Фрахтование на рейс
Возможность гибкого учёта состояния рынка и подбора клиентуры; Защита от форс-мажорных обстоятельств; Отсутствие ответственности за постоянные и переменные расходы. Эпизодичность договора; Увеличение ответственности за качество перевозки; Расходы по демереджу.

В условиях обострения конкуренции, особенно необходим тщательный анализ и обоснование возможных направлений инвестиций

· приобретение нового тоннажа (так называемых судов-новостроев);

· приобретения тоннаж, находившегося ранее в эксплуатации в других компаниях (так называемого тоннажа “second-hand”);

· модернизация имеющихся судов.

К основным причинам приобретения судов можно отнести следующие:

· необходимость обновления флот и его частичной замены;

· расширение возможностей компании и освоение растущих либо новых грузопотоков;

· ожидание значительного роста прибыли в результате анализа текущей ситуации на рынке;

· усиление конкурентоспособности;

· приобретение на некоторый срок с перспективой возможной продажи в будущем по более высоким ценам.

Продажа судов, как правило, является следствием:

· необходимости обновления флота, связанной с его естественным старением;

· возможного уменьшения расходов на содержание флота;

· вынужденной продажи, связанной с оплатой долгов, штрафов.

2. финансирование проектов в области судоходства.

Возможны следующие две разновидности финансирования инвестиционного проекта:

· внутреннее;

· внешнее.

Внутренне финансирование – это использование средств из прибыли самой компании.

Внутренне финансирование имеет целый ряд преимуществ:

· за счет дополнительного собственного капитала повышается надежность и кредитоспособность самой компании;

· создание и рост собственного капитала происходить прогрессивно;

· исключаются дополнительные расходы по финансированию;

· компания более независима от внешнего капитала;

· облегчается процесс принятия решения по дальнейшему развитию.

Однако в этом виде финансирования не исключены и недостатки, к которым можно отнести следующие:

· возможность появления у акционеров недоверия к руководству компании и споров о размерах дивидендов;

· создание дополнительного собственного капитала практически осуществляется только за счет прибыли.

Внешнее финансирование – это использование средств кредитно-финансовых учреждений, и нефинансовых компаний, населения.

Оно подразделяется на:

· финансирование на основе собственных средств (паевое);

· финансирование на основе заемного капитала.

Финансирование на основе собственных средств.

Предусматривает использование средств владельца и совладельцев компании либо средств пайщиков при финансировании на основе паевых взносов.

Финансирование этого вида наиболее предпочтительно, т.к. определяет финансовую независимость компании и её устойчивость к кризисным явлениям, облегчает условия получения привлеченного капитала.

В ООО, АО основной капитал может быть увеличен посредством внесения дополнительных взносов, выпуска новых акций или приеме новых членов.

Финансирование на основе заемного капитала – это предоставление денежных средств кредиторами.

Основа этого вида финансирование – это кредитные отношения, ведущие, с одной стороны, к дополнительным затратам за счет обязательных платежей по некоторым операциям (оплата процентов и погашение кредита) и, с другой стороны, - к уменьшению облагаемой налогом прибыли из-за увеличения издержек за счет оплаты процентов.

Финансирование на основе заемного капитала в общем случае делится в зависимости от периода привлечения заемного капитала на краткосрочное и долгосрочное (более 5 лет) - в основном в области судоходства.

Внешнее финансирование в области судоходства возможно в следующих формах:

● Предоставление гос. субсидий или субсидий гос. организаций национальным верфям или судовладельцам (когда на верфях существует дефицит заказов, национальный флот находится в состоянии депрессии и требуется введение нового тоннажа).

● Предоставление гос. кредитов или кредитов гос. организаций национальным верфям или судовладельцам с последующим возвратом заемных сумм.

● Получение иностранных кредитов под гос. обеспечение для строительства судов на иностранных верфях с последующим возвратом заемных сумм.

Дотации или гос.субсидии для модернизации и/или расширения мощностей национальных верфей.

Банковские кредиты.

● Долговременная (сроком на 15 и более лет) аренда судов у коммерческих банков с последующим возвратом или передачей в право собственности.

Ссуды специальных организаций (например, ипотеки).

● Долгосрочные ссуды страховых компаний.

Совместные предприятия, в которых может быть принята форма долевого распределения прибыли по оговоренной схеме между банками или заимодавцами для покрытия

Основными положениями договора о предоставлении кредита выступают следующие:

· размер кредита;

· цель использование;

· процент использования, размер выплат;

· сроки предоставления, погашения и закрытия кредита;

· обеспечение кредита.

При анализе инвестиционной политики компании судовладельцы должны взвешивать преимущества и недостатки нового тоннажа и тоннажа “second-hand” в широком спектре возможны ситуаций.

Новое судно гораздо более дорогое, чем бывшее в эксплуатации, однако такие суда более привлекательны для инвесторов в случае использования внешнего капитала.

Установленные во многих странах налоги с прибыли нового тоннажа делают его приобретение преимущественным.

Возрастающее число судовладельцев сегодня пользуется возможностями долговременной аренды судов у банков. При этом судно находится в единоличном пользовании судовладельца как оператора, с последующим переходом его в полную собственность.

Покупатель тоннажа “second-hand” оплачивает все расходы на приобретение или модернизацию судна из собственных средств, не рассчитывая на кредит или субсидии правительства для этих целей.

Когда финансовые возможности компании ограничены, фактор стоимости может оказаться решающим.

Стоимость судов "second-hand" не только значительно меньше, но и подвержена существенным изменениям в зависимости от спроса и предложения на подобные суда на рынке. (в периоды депрессии, цены на них падают. Так в период 1978-1980 гг., был значительно обновлен флот Китая.)

Явное преимущество относительно дешевого тоннажа "second-hand" - возможность его использования для обеспечения интересов национальной торговли. Дополнительно, в межсезонные пики освобождения, такой тоннаж может отфрахтовываться на достаточно выгодных условиях.

При приобретении готового судна, как правило, обязательно наличие временного интервала от 2 до 4 лет от принятия решения и заказа на строительство до момента выхода судна в первый рейс.

В течение этого периода от судовладельца могут потребоваться инвестиции на протяжении всего периода постройки, ситуация на рынке может измениться (например, ввод в эксплуатацию на ряде направлений, ранее занятыми контейнеровозами, судов типа Ро-Ро).

Подобная отсрочка во времени при приобретении судов "second-hand" не существует. Такой тоннаж приобретается практически незамедлительно, в момент возникновения спроса на него. Судно сразу же включается в производственный цикл.

Преимущества нового тоннажа в том, что о проектируется исключительно для потребностей сегодняшнего рынка, в соответствии с передовыми технологиями в судоходстве и судостроении.

Чем ближе конструктивные особенности судна к потребностям рынка, тем больше вероятность получения высокой прибыли.

Суда "second-hand" лишены такого преимущества, они подвержены более быстрому старению. Судно может быть исключено из списка конкурентоспособных на том или ином направлении из-за несоответствия стандартам ИМО (International Maritime Organization, IMO). Затраты на возможную модификацию стареющего судна предопределить крайне сложно.

Чем более современное судно, тем предпочтительнее для него модификация, так как ее стоимость амортизируется в течение более длительного периода службы. Для судов в возрасте более 10 лет основания для модификации практически исключены.

Важной оценкой нового и ненового тоннажа служит его экономичность, выраженная в показателе постоянных расходов.

Современное судно имеет меньшее значение показателя постоянных расходов, чем его предшественники по годам выпуска. Такие суда имеют меньше расходов на содержание экипажа, топливо, страхование, текущие ремонты.

Сюрвеерское обслуживание и содержание с ростом периода службы увеличивается постоянно и скачкообразно резко после 10-12 лет. Как правило, старый тоннаж обеспечивает меньший сервис с большими затратами для владельца.

Значительное число морских государств расценивает соответствие размера торгового флота своим коммерческим потребностям как дело первостепенной важности.

Государства, имеющие собственный морской флот, влияют на формирование ценовой политики транспортировки грузов. Кроме того, дополнительные валютные поступления в доходную часть бюджета могут быть получены путем перевозок грузов других государств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: