double arrow

ВВЕДЕНИЕ. (Конспект лекций для студентов всех специальностей)

ББК 28.081

Кухарь В.В.,

Данилова Т.Г.

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

(Конспект лекций для студентов всех специальностей)

Мариуполь, 2005

Министерство образования и науки Украины

Приазовский государственный технический университет

Кухарь В.В.,

Данилова Т.Г.

Тема 1: «Экология в системе наук о природе. Предмет, объекты и задачи экологических наук, их роль в решении глобальных экологических проблем»

Мариуполь, 2005

ВВЕДЕНИЕ

Термин «экология» в наше время стал широко известным и общеупотребляемым. В начале ХХ века его знали только ученые-биологи, а в 60-х годах ХХ века, когда развернулся кризис взаимоотношений людей со средой обитания, возникло экологическое движение, приобретающее всё большее развитие.

Значение экологии в современных условиях неизмеримо возросло. Экология стала для всего человечества не только наукой, а и способом мышления, поведения, реальностью действий, основой гуманизма, духовности и понимания единства человека с природой. Она привлекает к себе внимание ученых, политиков, предпринимателей и широкой общественности. Сложившаяся в мире экологическая ситуа­ция вызывает обоснованную тревогу и опасения всех людей планеты. Произошло переосмысление экологических ценностей в совокупной системе общественных ценностей. Экологические ценности, включаю­щие природные ресурсы (чистый воздух, незагрязненную, богатую жи­выми обитателями водную среду, плодородную почву, обширные лес­ные пространства, многообразный животный мир) тесно переплетаются с хозяйственной жизнью, экономическими, биологическими, эстетиче­скими и другими потребностями человечества.Сохранение природных богатств становится сложнейшей задачей.

Возникает понимание роли экологических знаний и экологического образования в поддержании равновесия биосферы, которое нарушается под воздействием непродуманной деятельности людей, ведущей к обще­планетарному экологическому кризису. Экологическое воспитание и образование в комплексе должны быть направлены на формирование мировоззрения человека, живущего в единстве с природой. Они должны способствовать выработке активной жизненной позиции, воспитанию экологической грамотности и гражданской ответственности за состояние природы, получению знаний, умений и навыков рационального управ­ления природопользованием, оценке эффективности проведения приро­доохранных мероприятий с позиций природы, общества и хозяйствен­ных объектов.

Экологизация образования включает три основных аспекта:

· формирование экологического мировоззрения, которое носит уни­версальный характер;

· соединение экологических и профессиональных знаний, имеющих практическую направленность на принятие рациональных решений с учетом экологических факторов;

· согласование всей деятельности человека с законами природы, при этом экологическое мышление должно стать непременной составной частью образа мыслей людей.

Изучение экологии в высших учебных заведениях должно включать все эти аспекты, сочетая вопросы общей и прикладной экологии. При этом общая экология является базой для изучения прикладных дисциплин.

Характерной чертой экологии является то, что она не принадлежит к числу научных дисциплин с простой линейной структурой. Она является междисциплинарной общей базой для сотрудничества специалистов всех направлений: натуралистов и инженеров, экспериментаторов и ученых-теоретиков, биологов, математиков, медиков, метеорологов, металлургов, демографов, географов и многих других, для которых экологические знания являются жизненно необходимыми. Приобретение каждым человеком экологических знаний будет содействовать бережному отношению к природе и меньшему количеству ударов с её стороны в ответ на бездумное отношение к ней.

Тема 1. Экология в системе наук о природе. Предмет, объекты и задачи экологических наук, их роль в решении глобальных экологических проблем

1.1. Понятие и определение экологии, разделы экологических наук. Изучение любой науки начинается со знакомства с определением её названия и терминологией. Термин "экология" (от греческого oikos - "дом", "местообитание"; logos – “учение”, “наука”) был впервые употреблен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1866 г. в многотомном труде “Всеобщая морфология организмов”. Он понимал под экологией науку о взаимоотношениях живых организмов и окружающей среды, которая в широком понимании является местом обитания всего живого на Земле.

· В настоящее время существует классическое и современное толкования понятия экологии. По классическому определению, которое ввёл американский эколог Юджин Одум, экология – это раздел биологии, изучающий взаимодействие биосистем различных уровней организации с окружающей средой. В последнее время экология выделилась в самостоятельную науку, которая рассматривает комплекс взаимоотношений живых организмов в их естественной среде обитания с учетом влияния на них человеческой деятельности, т.е. сделан акцент на роль человека.

· Термин “экология” вошёл в обиходную речь и стал употребляться с нарушением понимания его смысла, например, “регион с плохой экологией”, “нарушена экология” и т.п., что искажает содержание понятия, ведь мы не говорим так по отношению к любой другой науке: «плохая биология» или «плохая математика».

В зависимости от объекта исследования, различают следующие разделы экологических наук:

· аутэкология - экология отдельных видов, изучает процессы жизнедеятельности, характерные одному виду живых организмов;

· экология популяций (демэкология), изучает процессы в популяциях, динамику их численности и т.п.;

· экология биоценозов (биоценология или синэкология), изучает взаимодействия особей и популяций разных видов в сообществе (биоценозе);

· экология биогеоценозов или экосистем (биогеоценология, или экосистемология) изучает структуру и функционирование экосистем (биогеоценозов);

· экология биосферы (глобальная экология) изучает функционирование глобальной экосистемы - биосферы планеты Земля для синтеза достижений многих наук с целью не допустить разрушение биосферы и гибель человечества.

· общая экология - принадлежит к молодым биологическим наукам, изучает процессы, протекающие в живых организмах и их объединениях и целостные свойства экосистем, такие как устойчивость, продуктивность, надежность функционирования, круговорот веществ и баланс энергии. Иными словами, общая экология изучает экосистему как нечто целое, пытаясь определить влияние отдельных элементов или образованных ими подсистем на целостные свойства системы.

1.2. История развития экологии. Историю формирования экологических знаний можно условно разбить на три этапа.

Начало первого этапа развития экологии (V в. до н.э. – Эпоха Возрождения, т.е. начало XVIII в.) следует отсчитывать с появления первых ботанико-географические сообщений экологического характера, которые связаны с такими центрами древней культуры, как Китай, Египет, Индия, Греция. Уже в работах древнегреческих философов Гераклита (530 - 470 гг. до н.э.), Гиппократа (460 - 356 гг. до н.э.), Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.), Теофраста Эрезийского (372 - 287 гг. до н.э.), Плиния Старшего (23 - 79 гг.) и других содержатся сведения экологического характера. Например, Аристотель описал свыше 500 известных ему видов животных, особенности их поведения и приспособления к условиям окружающей среды. Ученик Аристотеля Теофраст Эрезийский - "отец ботаники", как его часто называют, описывал особенности роста растений в разных условиях среды, зависимость их форм и особенностей их роста от грунта и климата.

В эпоху Возрождения продолжалось накопление данных о растительном и животном мире. Первые систематики Д. Цезалпин (1519 - 1603), Д. Рей (1627 - 1705), Ж. Турнефор (1556 - 1708) в своих трудах приводят сведения экологического характера, в частности, зависимость распространения растений от условий их произрастания. В целом, на первом этапе развития экологии происходило накопление экологических знаний.

Второй этап развития экологической науки (XVIII в. – начало XX в.) связан с крупномасштабными ботанико-географическими исследованиями в природе, разделением и систематизацией экологических знаний. Начальный вклад в развитие этого направления исследований внесли систематик растений и животных видный шведский ученый Карл Линней (1707 - 1778), российские ученые М. Лепехин, К.Ф. Рулье, М.А. Северцов, А.М. Бекетов, немецкий биогеограф О. Гумбольдт, швейцарские ботаники отец и сын Декандоли, английский ученый-эволюционист Чарльз Дарвин.

В 1798 г. Т. Мальтус описал уравнение экспоненциального роста популяции, на основе которого строил свои демографические концепции. Уравнение логистического роста предложено П.Ф. Ферхюлстом в 1838 г. Ж.-Б. Ламарк в "Гидрогеологии" фактически предвосхитил представление о биосфере. Французский врач В. Эдуардэ (1824) опубликовал книгу "Влияние физических факторов на жизнь", которая положила начало экологической и сравнительной физиологии, а Ю. Либих (1840) сформулировал знаменитый "Закон минимума", не потерявший своего значения и в современной экологии.

В России профессор Московского университета Карл Францевич Рулье на протяжении 1841 -1858 гг. дал практически полный перечень принципиальных проблем экологии, не найдя, однако, выразительного термина для обозначения этой науки. Он первый четко определил принцип взаимоотношений организма и среды: "Ни одно органическое существо не живет само по себе; каждое вызывается к жизни и живет только постольку, поскольку находится во взаимодействии с относительно внешним для него миром. Это закон общения или двойственности жизненных начал, показывающий, что каждое живое существо получает возможность к жизни частию из себя, а частию из внешности".

Развивая этот принцип, К.Ф. Рулье делит взаимоотношения со средой на две категории: "явления жизни особной" и "явления жизни общей", что соответствует современным представлениям об экологических процессах на уровне организма и на уровне популяций и биоценозов. В опубликованных лекциях и отдельных статьях он поставил проблемы изменчивости, адаптации, миграций, рассмотрел влияние человека на природу и т. д. При этом механизмы взаимоотношений организмов со средой К.Ф. Рулье обсуждал с позиций, настолько близких к классическим принципам Ч. Дарвина, что его по праву можно считать предшественником Дарвина. К сожалению, К.Ф. Рулье умер в 1858 г., за год до выхода в свет книги Ч. Дарвина "Происхождения видов". Труды его практически неизвестны за рубежом, но в России они имели огромное значение, послужив основой формирования мощной когорты экологов-эволюционистов, некоторые из которых были его прямыми учениками (Н.А. Северцов, А.П. Богданов, С.А. Усов).

Третий этап (конец XIX - первая половина XX вв – по наши дни) - системных исследований и концептуальных прогнозов и связан с именами российских и украинских ученых: В.В. Докучаева, В.И. Вернадского, Г.Ф. Морозова, В.М. Сукачева, Г.М. Высоцкого (1865 - 1940), П.С. Погребняка (1900 - 1970). Заметное место в развитии системных экологических исследований занимают труды немецких ученых Э. Геккеля, Р. Гессе, В. Кюнельта, американских исследователей В. Шелфорда, Р. Чепмена, Г. Кларка, английских - Ч. Элтона, А. Тенсли, швейцарца К. Шретера, испанца Е. Макфельдьена и др.

Начало развития экологии как самостоятельной науки следует отсчитывать от трудов Э. Геккеля, давшего четкое определение её содержания. Надо лишь отметить, что, говоря об "организмах", Э. Геккель, как это было тогда принято, не имел в виду отдельных особей, а рассматривал организмы как представителей конкретных видов. По существу, основное направление, сформулированное Э. Геккелем, соответствует современному пониманию аутэкологии - экологии отдельных видов.

В ходе развития и систематизации экологических знаний и понятий сформировались ряд экологических направлений. Эколого-физиологическое направление (основа - труды Н.И. Калабухова и А.Д. Слонима, 30-е годы ХХ века) в экологии животных и растений, накопив огромный фактический материал, послужило основой появления большой серии монографий, "всплеск" которой приходится на 60-70-е годы.

Одновременно с этим в первой половине XX в. начались широкие работы по изучению надорганизменных биологических систем. Их основой послужило формирование концепции биоценозов как многовидовых сообществ живых организмов, функционально связанных друг с другом. Эта концепция в основном создана трудами К. Мёбиуса (1877), С. Форбса (1887), Ф. Клементса (1916) Ч. Элтона (1927). В 1926 г. появилась книга В. И. Вернадского "Биосфера", в которой впервые была показана планетарная роль совокупности всех видов живых организмов - "живого вещества".

В 1935 г. А. Тенсли ввёл понятие "экосистема". Стало практиковаться возникшее в самом начале XX в. деление экологии на аутэкологию (экологию отдельных видов) и синэкологию (экологические процессы на уровне многовидовых сообществ - биоценозов).

В середине ХХ века в составе экологии сформировалось популяционное направление, которое иногда называют демэкологией. Стало ясно, что популяция – это не просто "население", т. е. сумма особей на какой-то территории, а самостоятельная биологическая (экологическая) система надорганизменного уровня, обладающая определенными функциями и механизмами авторегуляции, которые поддерживают ее самостоятельность и функциональную устойчивость. (J. Christian, 1950, 1963; D. Chitty, 1960; J. Chrictian, D. Davis, 1970; V. Wynne-Edwards, 1962, Н.П. Наумов, 1967; И.А. Шилов, 1967, 1977; С.С. Шварц, 1969).

В последних сводках (Т. Lewis, L. Tyior, 1966; В. Collyer et al., 1974; И.А. Шилов, 1985; M. Begon et al., 1990) все более четко звучит подход, что экология включает в себя все три уровня организации биологических систем: организменный, популяционный и экосистемами. Таким образом, более правильно рассматривать экологию как науку о закономерностях формирования, развития и устойчивого функционирования биологических систем разного ранга в их взаимоотношениях с условиями среды.

1.3. Объекты и предмет экологии, направления экологии, задания экологии. Объектами экологии или её отраслевых подразделений, в зависимости от уровня исследований, являются экосистемы или их элементы. Изучается деятельность живых организмов на разных уровнях организации, начиная с отдельной особи (организма) и заканчивая сообществами.

Главный предмет исследований - изучение особенностей и развития взаимосвязей между организмами, их группировками разных рангов, экосистемами и неживой компонентой экосистем, а также исследование влияния природных и антропогенных факторов на функционирование экосистем и биосферы в целом. В зависимости от предметов изучения подразделяют экологию человека, животных, растений, микроорганизмов и т.п. По средам и компонентам выделяют экологию водоёмов, суши, воздушной среды, а также по географическому принципу различают экологию тропиков, полярной зоны и т.п.

Условно экологию можно подразделять на отдельные направления. Так, одно из наиболее ранних направлений - ландшафтная экология - изучает приспособления организмов к разной географической среде, формирование биоценотических комплексов различных ландшафтов, биологические характеристики этих комплексов, их влияние на среду обитания.

Другое направление экологии исследует конкретные механизмы, с помощью которых осуществляется приспособление биологических систем разного уровня к изменчивым условиям среды, необходимое для обеспечения их существования. Это направление называют функциональной или физиологической экологией, так как большинство адаптивных механизмов имеют физиологическую природу. Изучение механизмов и закономерностей адаптаций важно для решения ряда проблем медицины, охотоведения, животноводства, растениеводства и т.д.

В теоретическом плане выделяют направление эволюционной экологии, основной задачей которой служит выявление экологических закономерностей эволюционного процесса, путей и форм становления видовых адаптаций, а также реконструкция экосистем прошлого Земли (палеоэкология) и выявление роли человека в их преобразовании (археоэкология).

В современной биосфере одним из наиболее значимых факторов, определяющих ее состояние, стала деятельность человека. Это обстоятельство породило антропоцентрические тенденции (греч. antropos - человек) в развитии экологии. Т.е. под экологией ошибочно подразумеваются негативные последствия человеческой деятельности на планете, переэксплуатация природных ресурсов, различные формы загрязнения рассматриваются с позиций их отрицательного влияния на здоровье человека и условия его жизни. Возникающие в связи с этим проблемы выходят за рамки экологии как биологической науки, приобретая социальный и политический характер. Данное направление часто обозначают как социальная экология.

Ныне сформировалось свыше 90 направлений экологических исследований. Которые можно объединить по принципам их отраслевой принадлежности, взаимосвязей, соподчиненности, приоритетности, теоретического общечеловеческого и практического значения.

Высшим по рангу обобщающим понятием является универсальная (общая) экология - наука о тактике и стратегии сохранения и стабильного развития жизни на Земле. Она обобщает всю экологическую информацию, поступающую из других разделов, и на основе анализа этих данных и моделирования развития экологической ситуации на планете способствует принятию научно и логически обоснованных решений, касающихся реализации стратегических планов развития цивилизации.

Основные задачи экологии:

изучение с позиций системного подхода общего состояния современной биосферы планеты, причин его формирования и особенностей развития под влиянием природных и антропогенных факторов (т.е. изучение закономерностей формирования, существования и функционирования биологических систем всех уровней во взаимосвязи с атмосферой, литосферой, гидросферой и атмосферой);

прогноз динамики состояния биосферы во времени и расстоянии;

разработка путей гармонизации взаимоотношений человеческого общества и природы, сохранение способности биосферы к самовосстановлению и саморегуляции с учетом основных экологических законов и общих законов оптимизации взаимосвязей общества и природы;

исследование вопросов природопользования и ресурсосбережения;

разработка мероприятий по всесторонней защите природной среды.

Современные исследования должны быть научной базой для разработки стратегии и тактики поведения человечества в природной среде, рационального природопользования, охраны и восстановления окружающей среды. Важнейшим выводом экологических исследований должно стать определение экологической ёмкости территорий, которая полностью зависит от состояния его экосистем.

1.4. Основные экологические проблемы. К основным экологическим проблемам человечества относят:

· рост численности населения;

· истощение и деградация природных ресурсов;

· загрязнение окружающей среды.

Эти проблемы взаимосвязаны и только их комплексное решение поможет сохранить нашу среду обитания - планету Земля.

1.4.1. Рост численности населения, темпы роста. Если нанести на график численность населения, оцененную на определенных промежутках времени, мы получим экспоненциальную кривую роста (кривую Мальтуса) - график в виде латинской буквы J.

Такой рост имеет место, когда численность населения имеет постоянный процентный прирост от всего количества за каждый промежуток времени.

В течение нескольких первых миллионов лет истории человечества люди жили небольшими группами и обеспечивали себя за счет охоты на диких животных и сбора дикорастущих растений. В этот период численность населения росла экспоненциально, но медленно, со средней скоростью только 0,002 % в год. С тех пор скорость ежегодного прироста существенно увеличилась и достигла наивысшего уровня в 2,06 % в 1970 г., затем в период между 1980 и 1988 годами слегка снизилась, до 1,75 %, а в 1989 г. вновь повысилась до 1,8 %.

 
 

При таких темпах экспоненциального роста все меньше времени требуется для добавления каждого нового миллиарда людей (рис. 1.1).

В течение двух миллионов лет численность населения возросла до одного миллиарда человек (в 1800 г.), в течение 130 лет добавился еще один миллиард (2 млрд. – в 1930 г.), 30 лет понадобилось для прибавления ещё одного – третьего миллиарда (3 млрд. – в 1960 г.), 14 лет – для прибавления четвертого (4 млрд. - в 1974 г.), 13 лет – пятого (5 млрд. – в 1987 г.) и 12 лет – шестого (6 млрд. – в 1999 г.). Сейчас численность населения Земли около 6,5 млрд. человек. При современных темпах роста численность населения достигнет 7 миллиардов к 2007-2009 г. Прогнозируется, что в ближайшие 50 лет население Земли увеличится до 9 млрд. человек.

Планета при существующих методах хозяйствования способна была бы прокормить около 12 млрд. человек, если бы не прогрессирующая диспропорция в динамике народонаселения богатых и бедных стран.

1.4.2. Численность населения в различных группах стран. На политической карте Мира можно выделить около 175 стран, которые могут быть подразделены на две группы в соответствии со среднедушевым распределением валового национального продукта (ВНП) - средней величины рыночной стоимости всей произведенной продукции и услуг в год на одного человека.

33 более развитые страны мира (БРС) имеют высокую степень индустриализации и высокий средний ВНП на человека. Большинство из них расположено в умеренных (или средних) широтах с наиболее благоприятными климатическими условиями. БРС включает в Японию, Россию, Австралию, Новую Зеландию, все европейские страны, США, Канаду. Эти БРС с населением 1,2 млрд. человек (23 % населения мира) используют около 80 % мировых энергетических и минеральных ресурсов. Эти страны характеризуются низким или даже нулевым темпом роста численности населения.

142 менее развитые страны (МРС) имеют низкий или умеренный уровень индустриализации и такой же низкий среднедушевой ВНП. Большинство из них расположены в тропических (или низких) широтах Африки, Азии и Латинской Америки. В МРС проживает более 4,0 млрд. человек, что составляет 77 % населения мира, однако используют эти страны лишь 20 % мировых энергетических и минеральных ресурсов. Эти страны характеризуются очень высокими темпами роста численности населения и повышенным уровнем бедности.


До 2025 года прогнозируют существенное перераспределение населения экономически развитых и развивающихся стран (рис. 1.2).

 
 

Поэтому некоторые демографы считают, что численность населения Земли в будущем может стабилизироваться (рис. 1.3), т.к. в ближайшие десятилетия по прогнозам МБРР, ожидается быстрое снижение рождаемости (прироста численности) в промышленно менее развитых странах.

По прогнозам экспертов ООН сокращение населения коснется и стран Восточной Европы, в частности в ближайшие 50 лет прогнозируется снижение численности россиян на 44 миллиона человек, т.е. почти на одну треть.

1.4.3. Истощение и деградация ресурсов, типы ресурсов, охрана ресурсов. Ресурсы - все извлекаемое нами из природной среды для удовлетворения своих потребностей (чистый воздух, питьевая вода, нефть, железная руда, древесина, культурные растения).

Большая часть ресурсов требует для своего употребления определенных условий, определенного развития технологии (например, нефть, никелевые руды, бокситы). Значит, все, что угодно может стать ресурсом при соответствующих технологии и потребностях.

Типы ресурсов условно делят следующим образом:

- исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые - например, урожай и запасы железной руды соответственно);

- неисчерпаемые (солнечная энергия, энергия ветра, приливов, геотермальная энергия и т.д.)

Невозобновимые ресурсы существуют в ограниченных количествах (запасах) в различных частях земной коры. Примерами так же являются медь, алюминий, уголь и нефть.

Невозобновимые ресурсы считаются экономически истощенными, когда выработаны 80 % их оцененных запасов. По достижении этого предела разведка, добыча и переработка остающихся запасов обходится дороже розничной цены.

Некоторые виды невозобновимых ресурсов могут использоваться повторно или циклически, увеличивая, таким образом, потенциал использования ресурсов алюминия, меди, железа или, например, стекла.

Утилизация или рециркуляция - переработка ресурсов в новую продукцию (алюминиевые банки).

Повторное использование - использование ресурса в той же форме (стеклянная бутылка).

Потенциально возобновимые - ресурсы, запасы которых хотя и могут быть истощены или загрязнены в результате слишком быстрого потребления, однако в нормальных условиях восстановятся в результате естественных процессов (деревья, пресные воды рек и озер, почвы, дикие животные).

Уровень устойчивого потребления - наиболее высокая скорость, при которой возобновимые ресурсы могут быть использованы без снижения возможности их возобновления. При превышении уровня устойчивого потребления происходит деградация ресурса.

Охрана ресурсов заключается в использовании, управлении и защите ресурсов, с тем чтобы ими могли пользоваться в устойчивом режиме как настоящее, так и будущее поколения. Именно концепция устойчивого развития должна лечь в основу хозяйственной и производственной деятельности человечества.

Абсолютная недостаточность ресурсов возникает, когда нет достаточных или доступных запасов ресурсов для удовлетворения имеющихся или будущих потребностей.

Относительная недостаточность ресурсов возникает тогда, когда ресурсов еще хватает для удовлетворения потребностей, но их распределение не сбалансировано.

1.4.4. Загрязнение окружающей среды. Загрязнение – любые изменения воздуха, вод, почв или продуктов и источников питания, оказывающие нежелательное воздействие на здоровье, выживаемость или жизнедеятельность человека и др. живых организмов, флоры и фауны. Виды, причины и последствия загрязнений будут изложены позже.

 
 

1.5. Теоретическая и практическая экология. Подразделяют два блока экологических наук об окружающей среде: теоретическая и практическая экология (рис. 1.4).

Теоретическая экология основывается на разделе "экология живых организмов" (биоэкология). Это материнский субстрат экологической науки.

Основные подразделы: экология микромира, экология растений, экология животных, экология человека. Но к данным классическим разделам (согласно идеям Ю. Одума, Р. Дажо, М. Реймерса, И. Дедю и др.) добавлены новые биоэкологические направления: биоэкомониторинг, теория заповедного дела, теория искусственных экосистем, основы биоиндикации, экотоксикология и др.

Практическая экология объединяет три раздела:

· науки об охране и рациональном использовании природных ресурсов (геоэкология). Основные её элементы: ландшафтная экология, биогеохимическая экология, экономика природопользования и охрана окружающей среды, экология атмосферы, гидросферы (включает экологию Мирового океана, естественных и искусственных водоемов, водотоков (рек, ручьев и т.п.)) и литосферы (включает экологию грунтов, месторождений полезных ископаемых (горного дела), геоинженерную экологию, геологическое заповедное дело и др.). Новые разделы блока - геоинформатика и экология геоэнергоаномальных зон.

· науки о техногенных факторах, влияющих на окружающую среду (техноэкология). Основными структурными элементами раздела являются экология энергетики (основные подразделы: экология АЭС, ТЭС, ГЭС, нетрадиционных источников энергии (солнечная, геотермальная, ветровая, биоэнергетика, энергетика моря)), промышленности (химической, металлургической, топливной, лесохозяйственной, машиностроительной промышленности и производства стройматериалов), агроэкология (мелиоративная, агрохимическая и экология животноводства), экология транспорта, военного дела, экологическая экспертиза.

· науки о социально-экономических факторах влияния на окружающую среду (социоэкология) объединяет такие важные новые подразделы экологической науки, как экологическое образование, экологическое право, урбоэкология, экология народонаселения, экологический менеджмент, экологический маркетинг, национальная и международная экополитика.

Все разделы тесно связаны и используют данные других разделов экологии для своих исследований, оценок и прогнозов (см. рис. 1.4).

Человек резко расширил сферу своего обитания, что порождает ряд совершенно новых проблем. Именно тесная взаимосвязь всех экологических разделов свидетельствует о том, что вмешательства в процессы жизнедеятельности биосферы должны осуществляться только с учетом ближайших и отдаленных экологических последствий.

 
 

1.6. Контрольные (экзаменационные, зачетные) вопросы

1. Особенности и значение экологического воспитания и образования.

2. Понятие и определения экологии.

3. Разделы экологических наук.

4. История развития экологии.

5. Объекты и предмет экологии, направления экологии.

6. Задачи экологии.

7. Рост численности населения (темпы и диспропорция роста) как экологическая проблема.

8. Истощение и деградация ресурсов как экологическая проблема, типы ресурсов, охрана ресурсов.

9. Теоретическая и практическая экология.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: