Особенности неолиберализма в ФРГ. Фрейбургская школа

Неолиберализм в Германии зародился в конце 20-х годов и связан с В. Ойкеном, который был создателем Фрейбургской школы, заложивший основы неолиберального направления Германии. Если говорить об особенностях всей школы в целом, то в некотором смысле это был симбиоз взглядов новой исторической школы и маржинализма. Это во многом проявляется во взглядах на проблему экономических законов. С одной стороны Оукен считал, что не существует общих экономических законов, а с другой признавал, что в условиях рыночного типа хозяйствования действуют маржиналистские законы предельной полезности и производительности. Теоретикам неолиберализма ФРГ принадлежит идея сочетания принципа «свободы рынка» и справедливого распределения по принципу «социального выравнивания».

По характеристике В.Репке «социальное рыночное хозяйство» — это путь к «экономическому гуманизму». В своей книге «Гуманное общество» он писал, что этот тип хозяйства противопоставляет коллективизму персонализм, концентрации власти — свободу, централизму — децентрализм, организации — самопроизвольность и т.д. Солидаризируясь с мнением В.Репке, Л.Эрхард на съезде христианско-демократического союза (ХДС) в 1957 г. утверждал о начале второго этапа в ФРГ «социального рыночного хозяйства». Немногим позднее в одной из своих публикаций начала 60-х гг. Л.Эрхард подчеркивал, что именно «свободное соревнование является прежде всего основным элементом социального рыночного хозяйства». А на очередном партийном съезде ХДС в 1965 г. Л.Эрхард заявил о. завершении в ФРГ программы создания «социального рыночного хозяйства», превратившей эту страну в «оформ­ленное общество».

Доктрина «сформированного общества», по мнению Л.Эрхарда и его единомышленников, — это поиск лучшего «естественного экономического порядка», который возможно достичь через создание «социального рыночного хозяйства», в ней категорически отрицаются марксистские идеи о пяти формах (типах) общественного строя и производственных отношений и об антагонизме классов. Она основана на положении В.Ойкена о том, что человеческому обществу присущи только два типа экономики: централизованно управляемая» (тоталитаризм) и «меновая экономика» (по другой терминологии — «свободное, открытое хозяйство»), а также на идее о сочетании этих типов экономики с преобладанием признаков одного из них в конкретных исторических условиях.

Вальтер Ойкен (1891—1950) в своей выдержавшей девять издании книге «Основания национальной экономии» (1947) осуществил фундаментальную проработку проблематики типологии основных форм рыночной организации экономики. В главе этой книги «Экономические системы» им доказывается естественное сосуществование в одних и тех же обществах двух идеальных, как он полагает, типов экономики: меновой и централизованно управляемой. Он пишет: «Система «централизованно управляемой экономики» характеризуется тем, что вся повседневная экономическая жизнь общества регулируется планами, исходящими из одного центра. Если же экономика общества состоит из двух и более отдельных хозяйств, каждое из которых составляет и проводит в жизнь свои планы, то это — система «меновой экономики». Далее В.Ойкен уточняет, что «в исторической реальности» элементы обеих этих систем «в большинстве случаев переплетаются» и что система «неменовой экономики... существовала и существует в двух формах: как «простая централизованно управляемая экономика» (обособленное хозяйство) или как «централизованно-административная экономика». Причем элементы обеих форм неменовой (Централизованно управляемой) экономики, пишет он, «имели место не только в некоторых странах и в отдельные времена, например, в иезуитской общине Парагвая, или в государстве инков, или в России 40-х годов нашего столетия. Они встречались повсюду и во все времена. Иногда они доминировали, иногда лишь дополняли общую картину, но всегда выступали в соединении с элементами меновой экономики».

Вместе с тем, по Ойкену, «две упомянутые формы реализуются в трех формах», каждую из которых он характеризует так:

- «тотальная централизованно управляемая экономика» (обмен вообще, не допускается; производство, распределение и потребление продуктов «до последней мелочи» осуществляется по указаниям и приказам центрального руководства);

- «централизованно управляемая экономика со свободным обменом предметами потребления» (обмен осуществляется также при наличии центральной инстанции, определяющей «способ использования производительных сил, временную структуру производственного процесса, способ распределения продуктов... Но в отличие от первого варианта потребители могут здесь вносить коррективы в распределение выделяемых предметов потребления путем обмена»);

- «централизованно управляемая экономика со свободным потребительским выбором» (потребительский выбор благ свободен, но, как правило, из тех, которые намечает для производства «центральная инстанция»).

Основной идеей Ойкена была концепция идеальных типов хозяйства. Он считал, что экономики в разных странах разаличны, но состоят из одинаковых элементов. Комбинация элементов приводит к возникновению специфики и различных типов хозяйствования. Выделяет два крайних типа хозяйств, которые в некотором смысле идеальны: свободная рыночная экономика, где каждый субъект рыночных отношений самостоятельно решает, что производить, как производить и для кого производить и централизация управления хозяйства. Осуществляется полная централизация принятия решений по всем вопросам функцианирования экономики на уровне государства. Хозяйственная ячейка только выполняет принятые решения не играя самостоятельной роли. В качестве примера приведем экономику Др.Греции, Германии, СССР. Промежуточный вариант - смешанная экономика.

По мнению Ойкена, рыночное хозяйство предпочтительнее (эффективнее) централизованного, поскольку «центральная инстанция не располагает надежными средствами для того, чтобы выяснить потребности членов общества». Поэтому государственное вмешательство в эффективную экономику не может быть чрезмерным. Экономический порядок, полагает Ойкен, не может устанавливаться сам по себе, его создание требует вмешательства государства. Во-первых, государство должно ограничивать деятельность монополий, поддерживая высокий уровень свободной конкуренции на рынке. Во-вторых, сохраняя частную собственность неприкосновенной, государство должно препятствовать чрезмерному разрыву в доходах отдельных социальных групп, осуществляя (через бюджетное финансирование) частичное перераспределение совокупного дохода в пользу малоимущих. В-третьих, важна денежная политика государства, поскольку циклические колебания экономической конъюнктуры могут быть нейтрализованы «денежным стабилизатором».

После второй мировой войны теория Ойкена становится главной методологической основой развития экономики ФРГ. Практика хозяйствования ФРГ получила название «социального рыночного хозяйствования». Эта концепция связана с именем Людвига Эрхарда – 40-50 гг. Впервые термин «социальное рыночное хозяйство» использовал А. Мюллер-Армак. Непосредственным развитием идей Ойкена стала концепция социального рыночного хозяйства, одним из основных авторов которой стал Людвиг Эрхард.

Людвиг Эрхард (1897-1977) был экономическим советником, министром экономики Баварии. Многого добился. Экономика Баварии была восстановлена первой среди западных земель. Затем был министром экономики, 63-67 гг. канцлером ФРГ.

Согласно Эрхарду, современный либерализм не может не допускать заметной роли государства в экономических процессах. Во-первых, необходимо ограничение деятельности монополий. Во-вторых, «безгосударственная» рыночная экономика порождает чрезмерный разрыв в доходах, необеспеченность положения отдельных социальных групп, что ведет к политической и социальной нестабильности. Поэтому государство должно осуществлять частичное перераспределение доходов в пользу малоимущих и финансировать ряд социальных программ. В исключительных условиях государство, может даже регулировать цены на критически важные товары и услуги (продовольствие, энергия, транспорт).

Эту концепцию Эрхард практически использовал для послевоенного экономического обновления Германии. Напомним, что в разрушенной войной экономике Германии царила гиперинфляция. Деньги перестали выполнять свои функции, а самой надежной «валютой» считались сигареты (в основном американские). В 1948 г. была проведена денежная (в том числе банковская реформа), в результате которой объем номинальной денежной массы (наличных денег и депозитов) сократился в 14 раз. Структурные преобразования позволили эффективно использовать значительную по размерам иностранную помощь. У государства нашлись средства для инвестиционных налоговых льгот, для поддержки угольной и металлургической промышленности, а также электроэнергетики. В итоге рост цен быстро превратился, а к началу 1950 г. был превзойден довоенный уровень производства.

Последующий экономический рост и умеренное, но последовательное перераспределение части бюджетных средств в пользу менее обеспеченных социальных слоев создали условия для значительного роста жизненного уровня всех социальных групп в Германии. Это позволило Эрхарду считать социальное рыночное хозяйство альтернативой как классическому (довоенному) капитализму, так и социализму, особенно в его советской форме.

Особенности концепции социального хозяйства:

- Защита частной собственности на средства производства.

- Государственное обеспечение свободной конкуренции. Этот тезис отличает его от взглядов неоклассиков, которые считали, что свободная конкуренция естественная и единственно возможная саморегулирующая система хозяйствования.

- Устойчивость национальной валюты. С помощью сильной марки она сможет завоевать внешний рынок. Главная задача государства минимизировать инфляцию.

- Государственная помощь наименее адаптированным слоям населения.

Специфика послевоенной Германии принесла ещё некоторые особенности:

- Борьба против крупнейших монополистов, сотрудничающих с режимом Гитлера.

- Высокая степень социально-направленной политики, т.к. послевоенный уровень жизни населения низок.

- Провозглашение политики третьего пути.

- Конфронтация с ГДР.

Практические особенности:

- Частная собственность – 100%.

- Обеспечение свободной конкуренции, столкнувшейся на практике со многими проблемами. Решением оккупационных властей все крупные немецкие концерны были распущены, это ослабило конкурентоспособность. Создание нового концерна в начале 50-х гг. приветствовалось правительством. Антимонопольное законодательство 1957г. запрещало создание одноотраслевого концерна. Фактически разрешалось существование многоотраслевых картелей. Вводятся множество исключений (кризисные внешнеэкономические картели) позволяющие обходить запрет. Реально закон не действовал.

- Одно из главных принципов поставлен правительством в 50-60гг.. Жесткая монетарная политика и борьба с инфляцией часто осуществляется за счёт замораживания зарплаты и других доходов. К концу 60-х марка стала ведущей твёрдой валютой мира.

- Принцип во многом был притворён в жизнь несколько однобоко. Акцепт делался на поддержание мелких предпринимателей, ремесленников, высокооплачиваемых слоёв, меньше рабочему классу. Такая поддержка оказывается за счёт различного вида дотаций и проведения политики «народного капитализма». Продажа акций мелкого номинала работникам данной фирмы с целью сделать их сособственниками и заинтересовать.

Середина 60-х гг. серьёзный кризис в экономике ФРГ. На волне этого кризиса Эрхард отстранён от власти, к власти приходит социально-демократическое правительство. Эрхард формулировал новую концепцию «сформированного общества». Общество ФРГ прошло несколько этапов становления.

1. Конец XIX в. антогонестический класс рабочих и предпринимателей.

2. Первая половина ХХ в. из двух классов формируются несколько групп и прослоек: профсоюз, аграрная интеллигенция. И между ними существенное расхождение во взглядах.

3. Вторая половина ХХ в. эти группы жёстко закрепились в своей структуре общества достигшего своего формирования.

Государство в лице правительства должно выполнять объединительную функцию, выступать уже в роли национального лидера, заботящегося о всеобщем благе населения. Внедряется в экономику принцип государственного регулирования. Если говорить об отличиях концепции сформулированного общества от социального рыночного хозяйства то их две: роль монополий. Правительство признает, что ведущую роль в экономике страны играет монополия и от молчаливого признания их существования приходят ко всемерной поддержке; роль государства. Должно играть роль руководителя нации, в т.ч. предпринимателя, наёмного работника.

Эту концепцию притворил в жизнь последователь Эрхарда после 82г. «План Ламсдорфа».

1. Признают функционирование структурного кризиса в экономике, когда периодичностью циклический кризис (8-10лет) накладывается на экологический, сырьевой, энергетический. Это ведёт к снижению темпа роста экономики.

2. Причина кризиса – значительное вмешательство государства в экономику и высокий уровень социальных расходов.

3. Выход:

- уменьшение вмешательства государства в экономику;

- государству необходимо заниматься регулированием денежной системы;

- уменьшение социальных расходов;

- налоги на крупный бизнес остаются постоянными в течение 5 лет.

Этот план успешно притворяется в жизнь до лета 1989 г. в срочном порядке разрабатывается план экономического обеспечения объединения Германии. Главная цель – подтянуть уровень жизни восточных земель до 75-80% к уровню западных земель до конца века. Под эту цель фактически отказываются от остальных приоритетов. После второй мировой войны идеология неолиберализма нашла успешное практическое применение первоначально в Западной Германии (ФРГ). Здесь начиная с 1948 г. эти идеи приобрели статус государственной доктрины правительства Аденауэра — Эрхарда. Видные немецкие теоретики неолиберализма В.Репке, А.Рюстов и другие возглавили критику любого проявления монополизма ради свободы и гуманизма.

Роль государства в «социальном рыночном хозяйстве». Осознавая невозможность автоматического функционирования «свободного рыночного хозяйства», В.Репке и Л.Эрхард признавали необходимым противопоставить любому.проявлению анархии производства соответствующие меры государственного вмешательства, которые обеспечивали бы «синтез между свободным и социально обязательным общественным строем». Роль государства, согласно образной иллюстрации Репке—Эрхарда, сравнивается с положением судьи (арбитра) на футбольном поле, который строго наблюдает за действиями футбольных команд в соответствии с определенными правилами, но не имеет права непосредственно участвовать в игре. Другими словами, государство для поддержания условий существования «социального рыночного хозяйства» как «идеального типа» свободного рыночного хозяйства должно следить за соблюдением «правил» свободной конкуренции («честной игры»), контролировать условия ценообразования и пресекать попытки установления монопольных цен, гарантировать охрану и приоритетное значение частной собственности в товарно-денежном хозяйстве без монополий. В 60—70-е гг. концепция неолибералов о создании и функционировании модели «социального рыночного хозяйства» во многом была созвучна возникшей в тот период модели институционалистов об «обществе всеобщего благоденствия»,поскольку и в той, и в другой отвергаются положения об эксплуатации человека человеком и классовом антагонизме. Обе модели, кроме того, основываются на идее активной социальной функции государства по обеспечению всем гражданам равных прав и равных возможностей в получении социальных услуг и повышении их благосостояния. При этом под внешним проявлением «всеобщего благоденствия» имелись, конечно, в виду не только рост числа акционеров в различных слоях общества, но и возросшая стабильность всех общественных институтов, уверенность значительной части трудящихся в завтрашнем дне и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: