Заключение. Многие экономические задачи связаны с системами массового обслуживания (СМО), т

Многие экономические задачи связаны с системами массового обслуживания (СМО), т. е. такими системами, в которых, с одной стороны, возникают массовые запросы (требования) на выполнение каких-либо услуг, с другой — происходит удовлетворение этих запросов. СМО включает в себя следующие элементы: источник требований, входящий поток требований, очередь, обслуживающие устройства (каналы обслуживания), выходящий поток требований. Исследованием таких систем занимается теория массового обслуживания.

Методами теории массового обслуживания могут быть решены многие задачи исследования процессов, происходящих в экономике. Так, в организации торговли эти методы позволяют определить оптимальное количество торговых точек данного профиля, численность продавцов, частоту завоза товаров и другие параметры. Другим характерным примером систем массового обслуживания могут служить склады или базы снабженческо-сбытовых организаций, и задача теории массового обслуживания в данном случае сводится к тому, чтобы установить оптимальное соотношение между числом поступающих на базу требований на обслуживание и числом обслуживающих устройств, при котором суммарные расходы на обслуживание и убытки от простоя транспорта были бы минимальными. Теория массового обслуживания может найти применение и при расчете площади складских помещений, при этом складская площадь рассматривается как обслуживающее устройство, а прибытие транспортных средств под выгрузку — как требование. Модели теории массового обслуживания применяются также при решении ряда задач организации и нормирования труда, других социально-экономических проблем.

В работе рассматривались такие СМО, как:

- Одноканальная СМО с отказами;

- Многоканальная СМО с отказами;

- Одноканальная СМО с ожиданием;

- Одноканальная СМО с ограниченной очередью;

- Многоканальная СМО с неограниченной очередью;

- Многоканальная СМО с ограниченной очередью.

Предметом теории СМО является построение математических моделей (т. е. образов реального экономического объекта, описанных с помощью уравнений, формул, графиков, схем и т. д.) для теоретического анализа и практического использования свойств СМО.

Эффективность функционирования СМО описывается такими показателями:

1) Эффективность использования СМО;

2) Качество обслуживания.

По дисциплине обслуживания:

— СМО с отказами;

— СМО с ожиданием (очередью);

— Системы с ограничением длины очереди;

— Системы с ограниченным временем ожидания;

По месту нахождения источника требований:

Замкнутые СМО;

Открытые СМО;

По числу обслуживающих каналов:

Одноканальные;

Многоканальные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: