К – коэффициент (К=0,2 – 0,4).
4. Таблица штрафных баллов, учитываемых при оценке качества работы дистанции.
Классифи-кация отказов | Нарушение работоспособности устройств | Штрафные баллы |
Отказы I группы | 1.1. Особый случай брака; 1.2. Случай брака; 1.3. Закрытие односторонней АБ более чем на 1 час; 1.4. Перерыв всех видов связи на участке более 1 часа; 1.5. Перекрытие поездного сигнала с проездом; | |
Отказы II группы | 2.1 Закрытие АБ (кроме 1.3) более чем на 1 час; 2.2 Повреждение вагонов и грузов на сортировочной горке; 2.3 Выключение устройств АЛСН на локомотиве, вызвавшее отцепку локомотива от состава; 2.4 Перерыв действия поездной, диспетчерской, магистральной, энергодиспетчерской, стрелочной связи более чем на 30 минут | |
Отказы III группы | 3.1 Прием поездов по пригласительному сигналу, поездной радиосвязи или с проводником более 1 часа; 3.2 Закрытие полуавтоматической АБ более 1 часа; 3.3 Задержка локомотивов в депо более 30 минут из-за неисправности устройств поездной радиосвязи или АЛС; 3.4 Перерыв в действиях дорожной, информационной, пассажирской связи более 1 часа; | |
Отказы IV группы | 4.1 Отказы перечисленные в пунктах: 1.3;1.4;2.2;2.4;3.1;3.2;3.3;3.4, но имеющие продолжительность менее указанной 4.2 Нарушение работоспособности отдельных систем не указанных выше, в том числе автоматики и телемеханики, менее чем на 1,5 часа, автоматики по обслуживанию пассажиров, поездной и радиосвязи. |
В зависимости от продолжительности отказов бальная оценка увеличивается на 20% за каждый последующий час задержки в восстановлении устройств.
|
|
5. Категории качества технического обслуживания устройств автоматики, телемеханики и связи
1) В зависимости от величины Б, рассчитанной по вышеуказанной формуле, устанавливают 4 категории качества, которые приведены в таблице.
Значение показателя качества, Б | Категория |
0 – 15 | Отлично |
15,1 – Бп | Хорошо |
Бп – 80 | Удовлетворительно |
Свыше 80 | Неудовлетворительно |
Бп – плановый показатель
2) Бп (от 15,1 до 40) устанавливается отдельно для каждой дистанции.
3) Категория качества имеет фондообразующий характер, т.е. чем ниже показатель Б и выше категория, тем больше фонд материального поощрения.
Технико-экономическое планирование деятельности дистанции
1. Система планирования производственной деятельности должна обеспечивать:
1) комплексное решение главных производственных и экономических задач;
2) ускоренное внедрение новой техники;
3) повышение производительности труда;
4) эффективное использование производственных фондов, трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
5) внедрение методов современного менеджмента в организацию труда и управления дистанцией.
|
|
2. В дистанциях применяются следующие методы планирования:
1) балансовый;
2) технико-экономических расчетов;
3) экономико-математический.
Балансовый метод построен на сопоставлении имеющихся ресурсов с потребностью в них. При этом ресурсы дистанции определяются по нормативам с учетом местных условий.
Метод технико-экономических расчетов заключается в использовании показателей плана на основе заданного объема работ и прогрессивных нормативов, обоснованием принимаемых вариантов решений.
Экономико-математический метод основан на использовании методик, разработанных на стыке научных дисциплин (экономика, исследование операций, экономическая кибернетика). Здесь необходимо использование ПЭВМ.
Разновидностью данных методов является сетевое планирование и управление.
3. Дистанция разрабатывает 5-летний, годовой и оперативный планы эксплуатационной деятельности по 4 группам работ:
1) техобслуживание;
2) освоение новых технологий;
3) вспомогательная деятельность;
4) общее руководство производственной деятельностью дистанции.
4. Рекомендуются две формы планов:
1) план-графики;
2) сетевые модели.
Планирование перспективного развития дистанции
1. Перспективное планирование должно обеспечивать мероприятия:
1) по совершенствованию системы производственной деятельности;
2) по внедрению методов современного менеджмента и информационных технологий в управлении производством.
2. Процесс разработки перспективного плана на ближайшие 5 лет можно разделить на 4 этапа:
1) анализ существующего положения дел дистанции;
2) разработка мероприятий плана;
3) разработка последовательности внедрения мероприятий плана;
4) оформление, обсуждение и утверждение плана.
3. В результате 1-го этапа должен быть выполнен анализ работы дистанции по выбранным критериям за последние 5 лет;
4. Второй этап начинается со сбора информации для решения поставленных задач. При этом нельзя ограничиваться только своим опытом и опытом подчиненных, а следует собрать директивную, нормативную и научную информацию
5. На 3-м этапе устанавливают реальные сроки выполнения намеченных мероприятий, а также их очередность, при этом осуществляется согласование плана с вышестоящими инстанциями
6. На 4-м этапе корректируют план с учетом замечаний вышестоящих инстанций. План оформляют в табличной форме, обсуждают в коллективе и отправляют на утверждение.
Для разработки плана в дистанции создают рабочую группу, возглавляемую главным инженером. Время разработки плана не более 3 месяцев.
Годовое планирование деятельности дистанции
1. Годовое планирование разрабатывается в 2 этапа:
1) проект плана;
2) развернутый детальный план по всем подразделениям дистанции.
2. Для составления годового плана отделение дороги доводит до дистанции следующие контрольные показатели:
1) прибыль;
2) рост производительности труда;
3) показатели социальной сферы;
4) показатели технического прогресса;
5) объём работы дистанции (техническая оснащенность);
6) уровень качества технического обслуживания (плановый показатель Бп);
7) объем услуг от подсобной вспомогательной деятельности;
3. Кроме того, отделение дороги устанавливает для дистанции ряд экономических нормативов:
1) норму платы за производственные фонды;
2) нормы амортизационных отчислений;
3) нормативы формирования фондов материального поощрения.
4. Годовой план систематизирован по видам деятельности дистанции:
1) эксплуатационная деятельность;
2) капитальный ремонт;
3) подсобная деятельность.
5. Основные показатели годового плана рассчитываются в следующей последовательности:
|
|
1) уточнение технической оснащенности и объема работ на планируемый год;
2) определение необходимого штата дистанции по профессиям и фонду зарплаты для составления плана по труду;
3) составление сводного баланса доходов и расходов.
6. При разработке годового плана учитывают следующую номенклатуру расходов:
1) основные расходы (связанные с непосредственным процессом перевозок);
2) общехозяйственные расходы (по обслуживанию и руководству процессом перевозок).
7. Основные расходы делятся на:
1) специфические (имеют отношение только к данной отрасли);
2) общие (для всех отраслей).
8. Общехозяйственные расходы делятся на:
1) без расходов на содержание аппарата управления;
2) по содержанию аппарата управления.
Производительность труда в дистанции
1. Производительность труда определяется количеством продукции, произведенной одним работником в единицу времени (месяц, квартал) или количеством времени, затраченным на производство определенного вида продукции.
2. Уровень фактической производительности труда определяется по формуле:
где Пф — производительность труда;
Вф — фактический объем выполненной работы;
Чф — фактическая численность работающих;
ТЕ — техническая единица.
3. Чтобы повысить производительность труда, можно пойти двумя путями:
1) при неизменном количестве людей увеличить объем выполняемой ими работы;
2) при неизменном объеме работ сократить штат.
4. На практике пользуются значениями нормативной производительности труда Пн:
где Вн — нормативный объем выполняемых работ;
Чн — штат, составленный по нормативам.
5.
Сравнительный показатель Пнс показывает, на сколько фактическая производительность больше нормативной.
6. Изменение производительности труда DП за некоторый период:
где По — производительность труда за отчетный период;
Пб — производительность за базовый период
Принципы хозяйственной деятельности дистанции
1. Дистанция по статусу является дочерним предприятием унитарного предприятия (УП) «Гомельское отделение дороги» и работает на принципе хозрасчета.
|
|
2. Законом «О предприятиях в РБ» разрешено использовать 3 основных модели хозрасчета:
1) на нормативном распределении прибыли;
2) на нормативном распределении дохода, полученного после возмещения из выручки материальных затрат;
3) арендный подряд.
В дистанциях используется 2-я модель. После расчета с бюджетом и вышестоящими органами, а также выплат кредитов в банке у предприятия остается хозрасчетный доход. Из него создаются фонды развития производства и социального развития. Остаток хозрасчетного дохода образует единый фонд оплаты труда
Материальные и денежные средства дистанции
1. Материальные средства включают в себя:
1) основные;
2) оборотные;
3) другие материальные ценности.
2. Денежные средства складываются из доходов:
1) по основной деятельности;
2) по подсобно – вспомогательной деятельности;
3) от платных услуг;
4) прочих доходных поступлений.
3. Финансирование эксплуатационной деятельности дистанции осуществляется отделением дороги. Для этого устанавливается расчетная цена каждой технической единицы обслуживаемой техники на уровне, обеспечивающем возмещение эксплуатационных и других расходов.
4. Общая сумма средств, отпускаемых отделением на эксплуатационные расходы определяется умножением расчетной цены одной ТЕ на их плановое количество. К расчетной цене одной Т.Е. применяются надбавки или скидки в зависимости от качества выполняемых работ в баллах.
Основные фонды дистанции сигнализации и связи
1. К основным фондам дистанции относятся:
1) технические средства (АБ, ЭЦ, ДЦ, ГАЦ, АТС, ПЭВМ и другие);
2) производственные здания;
3) транспортные средства;
4) инструмент, инвентарь стоимостью более 10 минимальных зарплат, если срок их службы превышает 1 год.
2. Основные фонды многократно используются в процессе производства и постепенно изнашиваются. При этом стоимость их по частям переносится на продукцию.
3. Для возобновления (реновации) и модернизации износившихся основных фондов за время срока их службы должны быть накоплены денежные средства, для чего образуется амортизационный фонд. Источником создания этого фонда являются амортизационные отчисления, равномерно включаемые в себестоимость продукции по установленным нормам.
Оборотные средства дистанции сигнализации и связи
1. К оборотным средствам дистанции относятся:
1) сырье;
2) материалы;
3) топливо;
4) запчасти;
5) готовая продукция;
6) малоценный инвентарь (стоимостью менее 10 минимальных зарплат, срок службы менее 1 года.)
2. Оборотные средства участвуют только в одном цикле производственного процесса. При этом их стоимость полностью включается в затраты по изготовлению продукции.
3. Предприятия транспорта, занятые эксплуатационной деятельностью, не создают продукцию в виде товара. Поэтому в составе их оборотных средств отсутствует сырье и готовая продукция.
4. Оборотные средства делятся на:
1) собственные;
2) заемные.
5. Собственные используются на создание текущего запаса материалов, запчастей, топлива, расчет за форменную одежду, за малоценные и быстро изнашивающиеся предметы.
6. Заемные оборотные средства предоставляются дистанции государственным банком во временное пользование в форме краткосрочного кредита. По истечении установленного срока сумма кредита возвращается в банк с уплатой определенного процента.
Классификация норм затрат труда
1. Нормы затрат делятся на:
1) нормы времени
2) нормы выработки
3) нормы расхода рабочей силы.
2. Нормы времени — время, установленное на изготовление единицы
продукции или выполнение работы исполнителем (бригадой).
3. Норма выработки — количество продукции, которое должно быть изготовлено в единицу времени.
4. Норма расхода рабочей силы — количество работников, необходимых для качественного выполнения задания.
5. Нормы выработки и расхода рабочей силы классифицируются по срокам действия и технологическому признаку.
6. По технологическому признаку нормы бывают:
1) единые (устанавливаются на работы, выполняемые в одинаковых условиях).
2) типовые (для типовых технологических процессов).
3) местные (на работы, не предусмотренные едиными типовыми нормами).
Задачи технического нормирования труда в хозяйстве сигнализации и связи
1. Техническое нормирование устанавливает меру затрат труда в виде норм на выполнение определенных работ (необходимо определить меру затрат труда на каждую выполняемую работу).
2. Сущностью технического нормирования является определение условий наиболее рационального расходования рабочего времени в течение дня (смены) при выполнении конкретных производственных операций и установления меры необходимых затрат труда в виде нормативов и норм.
3. Технически обоснованные нормы разрабатываются в результате изучения и внедрения передовых форм организации труда и технологических процессов.
4. В хозяйстве сигнализации и связи техническое нормирование применяется для разработки норм на текущее обслуживание и эксплуатацию устройств АТС, на работы по среднему и капитальному ремонту, на новые работы.
Классификация рабочего времени
1. Tр — рабочее время, установленное законом, в течение которого работник обязан выполнять трудовые функции.
Tр - делится на две части: 1) время работы tp и 2) время перерыва tп.
2. Время работы tp подразделяется на: 1) продуктивное tpп (время выполнения производственного задания) и 2) непродуктивное tpн (непредусмотренное производственным заданием).
3. Продуктивное время tpп разделяется на:1) подготовительно-заключительное tпз,2) оперативное tоп , 3) время обеспечения рабочего места tорс.
4. tпз — затрачивается на подготовку к заданной работе перед ее началом и выполнением действий, связанных с ее окончанием (получение и сдача наряда, чертежей, включение и снятие напряжение и т. п.).
tоп — используется на выполнение заданной работы. Оно подразделяется на:
1) tо — основное оперативное время
2) tв — вспомогательное оперативное время
5. Время tо — затрачивается на изготовление изделия, на проверку, регулировку и ремонт устройств АТС, что является главной целью работника.
tв — затрачивается на перестановку обрабатываемого предмета, разметку, подноску, переход от одного объекта к другому и т. д.
tорс — затрачивается на поддержание в чистоте и порядке рабочего места и инструмента.
6. Непродуктивное время tрн — включает в себя:
1) tрс — случайную работу
2) tорс — лишнюю непроизводительную работу (брак и др.)
7. Время перерывов tп бывает:
1) tпрт — регламентированное (вызванное особенностями технологии и организации производственного процесса — ожидание нагрева или охлаждения предмета труда и связанное с физиологическими потребностями).
2) tпн — нерегламентированное — потери времени по организационно-техническим причинам (отсутствие работы, материалов, пропуск поездов и случаи, вызванные нарушением трудовой дисциплины, преждевременное окончание или запоздалое начало работы и т. п.)
Перерыв на обед в рабочее время не входит и устанавливается сверх него.
При изучении рабочего времени главное внимание обращают на меры по устранению нерегламентированных перерывов tпн — (простоев), которое является наибольшим производственным злом.
Аналитически-расчетный и аналитически-исследовательский способы технического нормирования
1. Аналитически-расчётный способ основан на использовании формул и нормативных таблиц. Этот метод требует меньше времени на установление затрат труда по сравнению с аналитическо-исследовательским способом.
2. Аналитически-исследовательский способ основан на изучении затрат труда путем наблюдения и состоит из фотографии рабочего дня и хронометража.
3. Фотография рабочего дня основана на наблюдении и последовательной регистрации всех затрат рабочего времени на протяжении всего рабочего дня (смены). Фотография рабочего дня отвечает на вопрос: что делает исполнитель в течение рабочего дня.
4. Процесс фотографии рабочего дня состоит из:
1) подготовки к наблюдению
2) проведение наблюдений и измерений затрат рабочего времени
3) обработки данных наблюдений
4) анализа и предложений
5. Для разработки выводов и предложений по фотографии рабочего дня, необходимо произвести 3-5 наблюдений, определить фактический баланс рабочего времени по каждому из них, а затем составить сводный баланс по всем наблюдениям. На основании полученных результатов разрабатываются мероприятия по улучшению организации труда и составляется нормальный (уплотненный) баланс рабочего времени, на основании которого устанавливаются нормы времени на обслуживание и ремонт устройств АТС.
6. Хронометраж изучает затраты оперативного рабочего времени, связанного непосредственно с выполнением основных и вспомогательных работ. Хронометраж отвечает на вопрос: как работает исполнитель, т. е. характеризует приемы работы исполнителя и организацию технологического процесса. Основное назначение хронометража состоит в получении данных для установления нормативов времени на элементы ручной и машинно-ручной работы.