1.Валовая продукция, её оценка и измерение
2.Товарная продукция, товарность и каналы реализации.
3. Качество и конкурентоспособность продукции.
4.Экономическая сущность, функции цен и факторы на нее влияющие.
5. Виды цен и методы ценообразования.
1. Валовая продукция – это общее количество произведенной за определенный период с/х продукции. В состав валовой продукции входит:
1. Основная продукция предприятия - зерно, картофель, овощи, молоко, мясо, шерсть и др.;
2. Сопряженная продукция – зернооотходы, приплод и др.;
3. Побочная продукция – солома, навоз и др.;
4. Стоимость многолетних насаждений и незавершенного производства.
Таким образом, по отраслевой принадлежности валовую продукцию сельского хозяйства можно подразделить следующим образом:
Валовая продукция сельского хозяйства
Продукция растениеводства Продукция животноводства
Основная Сопряженная Побочная Основная Сопряженная Побочная
В зависимости от назначения валовую продукцию сельского хозяйства делят на две части: •нетоварная продукция - продукция, которая потребляется непосредственно в сельском хозяйстве, т.е. используется на производственные цели, например, производство кормовых культур и кормов для животноводства, молоко на выпойку телятам и поросятам, семена и посадочный материал и т.п.;
•товарная продукция – продукция, используемая для реализации.
Валовую продукцию с/х учитывают, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
В натуральных показателях валовая продукция (в центнерах, тоннах, штуках и др.) может быть представлена только отдельной или группой однородных сельскохозяйственных культур: зерновые, овощные, кормовые и др. виды культур в растениеводстве и отдельные виды продукции: молоко, мясо, яйцо и др. в животноводстве. Валовая продукция в натуральных показателях рассчитывается:
ВПраст.,ц.= S посевн.,га * Урож., ц/га ВПжив.,ц.= Погл., гол. * Прод., ц(шт.)/гол.
В стоимостном выражении валовую продукцию рассчитывают для того, чтобы определить общие объемы производства по отраслям, в целом по предприятию, по региону, стране, а также для расчёта показателей экономической эффективности производства.
|
|
|
∑
Х х 100 =
|
|
|
х = =
+
|
=
|
Как видно из схемы, понятие валовой продукции сельскохозяйственного предприятия значительно шире понятия валовая продукция сельского хозяйства.
Сопоставимая цена – это условная цена по ней ничего не покупается и не подается. Она не меняется по годам, по территории РФ, не зависит от качества продукции, от времени реализации.
В условиях инфляции в экономике сопоставимые цены являются важным инструментом, с помощью которого можно устранить искажения в динамике продукции, вызванные инфляцией.
Текущая цена реализации – это сложившаяся цена на конкретную продукцию в данный период времени на определенной территории. На ее величину влияет ряд факторов: спрос и предложение на продукцию (конъюнктура рынка), каналы реализации, качество продукции, сроки реализации (период времени года), ассортимент продукции и др. Валовую продукцию сельского хозяйства оценивают в текущих ценах реализации, например, для определения валового дохода и чистого дохода.
2. Товарная продукция – весь объем проданной сельскохозяйственной продукции по всем каналам реализации: в федеральный и региональный фонды, работникам предприятия, другим предприятиям, по бартеру, через систему общепита, в собственной торговой сети, на рынке. Товарную продукцию определяют также как и валовую в натуральных и стоимостных показателях. Для определения уровня товарности по отдельным видам продукции используют размер валовой и товарной продукции в натуральном выражении, а для определения уровня товарности всего сельскохозяйственного предприятия применяют стоимостные показатели валовой и товарной продукции: Товарная продукция
Уровень товарности = ------------------------------------ * 100 %