Исследование возможностей должно предшествовать предварительным и тем более окончательным бизнес-расчетам. На этом этапе проводятся серьезные исследования и принимаются конкретные решения по размещению объекта, применяемым технологиям и оборудованию, видам выпускаемой продукции или оказываемых услуг, а также проводится изучение потребителей продукции, рынка и конкурентов. ТЭО и бизнес-план, если их разрабатывать серьезно, представляют собой дорогостоящий и длительный процесс. Это серьезное научное исследование и прежде, чем вкладывать крупные средства в такие исследования, следует оценить идею проекта с помощью предварительного ТЭО или предварительного бизнес-плана. В этом документе должны содержаться ответы на следующие вопросы:
1) все ли возможные альтернативы проекта рассмотрены?
2) оправдывает ли концепция проекта проведения дальнейших исследований путем составления бизнес-плана (ТЭО)?
3) какие исследования должны быть произведены для признания возможности осуществления проекта и каковы его особенности в этом плане?
4) является ли идея проекта жизнеспособной и привлекательной для инвесторов?
5) соответствуют ли принятым стандартам экологическая ситуация на участке и в районе осуществления проекта, изменится ли она после осуществления проекта?
На стадии ПТЭО выполняется детальный анализ возможных альтернатив проекта, его вариантов.
Обычно рамки проекта определяются рассмотрением вариантов и возможных альтернатив в следующих областях (компонентах) исследования:
1) стратегии и рамки проекта (виды продукции, состав производств, другие виды деятельности и т.д.);
2) рынок и маркетинг;
3) сырье и другие применяемые материалы (основные, вспомогательные), комплектующие;
4) место расположения, участок, окружающая среда;
5) технология и оборудование;
7) трудовые ресурсы, обучение, потребность в управленцах;
8) временные рамки, график;
9) бюджет (варианты мобилизации собственных и привлеченных средств).
Наиболее интересен вариант обоснования рамок проекта через моделирование, когда рассматривается схема:
| продукция | сырье | технология | оборудование | |||
От проведения ПТЭО можно отказаться лишь в случае проведения предварительных исследований заранее, в рамках другого проекта
Иногда ПТЭО может заменить бизнес-план. Если инвестор уже разобрался в ситуации в рамках другого проекта, ему технология, оборудование, маркетинг и многое другое уже известно и достаточно выполнить лишь экономические расчеты и этого будет достаточно, чтобы сделать правильные выводы о принятии решения об инвестировании.
В ходе ПТЭО могут проводиться и отдельные функциональные исследования. Они охватывают отдельные определенные аспекты проекта и необходимы как предпосылка для проведения дальнейших работ по разработке проекта. Особенно это касается крупномасштабных проектов. Такие исследования определяются характером проекта, его содержанием. Наиболее часто в качестве таких функциональных исследований проводятся:
1) исследование рынка предполагаемой продукции, включая прогнозирование спроса на рынке при проникновении на него нового поставщика;
2) исследование сырья и материалов, включая имеющиеся и прогнозируемые запасы их, имеющиеся и прогнозируемые цены на них;
3) лабораторные и опытно-промышленные испытания сырья и материалов с целью определения их пригодности и эффективности;
4) исследования размещения с обоснованием размещения места реализации проекта;
5) оценка воздействия проекта на окружающую среду и сама окружающая среда. Конечная цель - определить влияние экологии на эффективность проекта;
6) исследования по оптимизации масштабов производства, выбору и обоснованию производственной программы в рамках проекта;
7) исследования по выбору оборудования.
Важно провести все эти исследования до начала работ непосредственно по бизнес-плану.
По результатам прединвестиционной фазы составляется документ - «предварительное технико-экономическое обоснование». Рекомендуется придерживаться следующей схемы (структуры) ПТЭО.
1) Резюме. Краткий обзор всех основных решений по каждому из вопросов проекта.
2) Предпосылки и история проекта:
2.1. Спонсоры
2.2. История осуществления
2.3. Перечень уже проведенных исследований и их стоимость.
3) Анализ рынка и концепция маркетинга:
3.1. Основная идея, цели и стратегия проекта
3.2. Спрос и рынок:
3.2.1. Оценка размера отрасли и ее потенциала, рыночные лидеры, рост отрасли в прошлом, оценка будущего с указанием имеющихся планов и программ, размещение предприятий отрасли по территории страны или региона, важнейшие из существующих проблем, перспективы, общее качество продукции и услуг в отрасли
3.2.2. Импорт в прошлом и его будущие тенденции, объемы импорта и цены
3.2.3. Роль отрасли в национальной экономике, перспективы и цели в развитии отрасли
Размер спроса, его рост в прошлом, основные факторы и показатели, определяющие рост спроса.
3.1. Концепция маркетинга, прогноз продаж, бюджет маркетинга:
3.1.1. Описание концепции маркетинга, выбранных целей и стратегий
3.1.2. Ожидаемая конкуренция для проекта со стороны действующих и потенциальных производителей и поставщиков
3.1.3. Местонахождения рынков
3.1.4. Программа и график продаж
3.1.5. Предполагаемые годовые (или по иным принимаемым периодам) поступления от продаж основных и побочных продуктов и услуг
3.1.6. Предполагаемые затраты по периодам на стимулирование сбыта и маркетинг.
3.2. Производственная программа:
3.2.1. Основная продукция (услуга)
3.2.2. Побочная продукция
3.2.3. Отходы и затраты на их удаление по периодам.
4. Материальные ресурсы, приблизительная потребность, положение с поставками, оценка затрат по периодам на материальные ресурсы:
4.1. Сырье
4.2. Основные материалы
4.1. Вспомогательные материалы
4.3. Полуфабрикаты
4.4. Энергия всех видов
4.5. Услуги, требуемые для проекта.
5. Размещение объекта, участок, окружающая среда:
5.1. Предварительный выбор и соображения
5.1. Оценка стоимости земли
5.2. Предварительная оценка воздействия проекта на окружающую среду.
6. Производственные вопросы проекта:
6.1. Обоснование производственной мощности, достижение ее по периодам
6.1. Соотношения между объемами продаж, производственной мощностью и потребными материальными ресурсами
6.2. Предварительное определение рамок проекта
6.3. Технология и оборудование:
6.3.1. Технология и производственная мощность
6.3.2. Описание предлагаемой технологии и прогноз ее совершенствования
6.3.3. Воздействие технологии на окружающую среду
6.3.4. Оценка технологии по месту ее возможного приобретения
6.3.5. Основные компоненты потребного предлагаемого оборудования:
6.3.5.1. Производственное
6.3.5.2. Вспомогательное
6.3.5.3. Сервисное
6.3.5.4. Прочее.
6.4. Строительство:
6.4.1. Схема работ по строительству, расположение зданий и сооружений, краткое описание намеченных к применению строительных материалов
6.4.2. Примерная оценка затрат на строительство.
7. Организационная схема и накладные расходы:
7.1. Примерная организационная схема:
7.1.1. Общее руководство
7.1.2. Производство
7.1.3. Реализация
7.1.4. Администрация.
7.1. Предполагаемые накладные расходы:
7.1.1. Общезаводские
7.1.2. Административные
7.1.3. Иные.
8. Трудовые ресурсы:
8.1. Предполагаемые потребности в трудовых ресурсах:
8.1.1. Рабочих
8.1.2. Служащих
8.1.3. Специалистов по видам.
8.2. Предполагаемые расходы на трудовые ресурсы.
9. Календарный план осуществления проекта:
9.1. Предполагаемые сроки осуществления отдельных этапов проекта
9.2. Предполагаемые затраты на осуществление проекта.
10. Финансовый анализ и инвестиции:
10.1.Оценка (расчет) полных инвестиционных затрат:
10.1.1. Основной капитал
10.1.2. Оборотный капитал.
10.2. Предполагаемое финансирование проекта, структура капитала, источники, издержки финансирования
10.3. Производственные издержки
10.4. Финансовая оценка:
10.4.1. Срок окупаемости
10.4.2. Простая норма прибыли
10.4.3. Точка безубыточности
10.4.4. Внутренняя норма прибыли
10.4.5. Анализ чувствительности.
10.5. Предварительный экономический анализ затрат и выгод.
Анализ осуществляется по тем показателям, которые позволяют определить материалы ПТЭО.
Экономические и финансовые расчеты в ПТЭО проводятся по тем же методикам, которые применяются в бизнес-плане (ТЭО). Отличие лишь в том, что в ПТЭО используются предварительные, предполагаемые исходные данные.
Для перехода от ПТЭО к бизнес-плану проводятся дополнительные исследования, позволяющие уточнить и конкретизировать все, а особенно наиболее важные исходные данные.
3. Бизнес-план проекта и его структура
Бизнес-план должен дать всю необходимую информацию о целесообразности осуществления проекта и принятия решения об инвестировании. Это определяет и структуру бизнес-плана. Эта структура должна определяться исходя из характеристики и типа проекта, т.е. нужен индивидуальный подход к каждому проекту. Тем не менее можно говорить о некой типовой структуре, которой можно придерживаться, проводя работы по разработке бизнес-плана.
Первым разделом бизнес-плана является резюме или краткое изложение сути проекта. Составляется однако этот раздел последним, после завершения разработки бизнес-плана проекта полностью. В нем в краткой форме (не более 3 страниц) излагаются самые основные положения и решения проекта, экономические и финансовые результаты.
Необходимость такого раздела в том, что это дает возможность ознакомиться с общими результатами и идеей проекта.
Обычно структура резюме с большими сокращениями повторяет структуру самого бизнес-плана. Здесь отсутствуют подробности и какие-либо расчеты, дается только результат
К написанию резюме (обзора) следует отнестись с особым вниманием, ведь его прочтет большее число людей, чем весь проект. Это, по сути, визитная карточка проекта.
Структура основной части бизнес-плана в разных источниках подается по-разному. Нередко она зависит от целей и назначения проекта и бизнес-плана. К разработке конкретного проекта следует подходить творчески и рекомендуемые структуры использовать, ориентируясь на особенности проекта.
Рассмотрим один из вариантов структуры основной части, который, отвечает условиям большей части проектов.
В I главе основной части (сразу после резюме-обзора) целесообразно дать характеристику предприятия-проектоустроителя, хозяйствующего субъекта - кредитополучателя, от которого исходит инициатива разработки проекта. Здесь следует указать основные направления и цели деятельности, местонахождение, все виды адресов и телефонов, состояние на сегодняшний день и историю компании, владельцев и высший менеджмент, достижения и возникшие проблемы. Особое внимание следует обратить на то, новая это компания или уже существующая.
Таким образом, читатель сразу погружается в существо дела и дальнейшие главы воспринимаются сквозь призму этой первой главы.
II глава может рассматривать преимущества (выгоды) и риски проекта. Как преимущества рассматриваются географическое положение, транспортные пути, стоимость рабочей силы, наличие сырья и материалов и т.п. В качестве рисков следует учесть законодательство об условиях бизнеса, инфляцию, коррупцию, преступность, идеологическую заданность, политическую ситуацию и др.
III глава обычно рассматривает и анализирует рынок товара и услуг. Здесь отмечаются масштабы производства, потребители продукции или услуг, доля рынка, занимаемая и намечаемая по результатам проекта для кредитополучателя-проектоустроителя, конкуренты и их удельный вес на рынке в динамике, размеры самого рынка и его предполагаемая динамика, сильные и слабые стороны конкурентов, клиентура проектоустроителя, особенности выпускаемой продукции (цена, качество, доступность потребителю), особенности рынка (сезонность, подверженность влиянию факторов, с указанием каких, и т.д.), конкуренция и ее влияние на динамику рынка. Здесь же нужно указать потенциальных покупателей, барьеры во внутренней и внешней торговле, мешающие реализации товара. Исходя из всего этого, в конце главы делается прогноз возможной реализации на весь жизненный цикл проекта по видам товаров и услуг в натуральном выражении и в денежном, причем может использоваться местная валюта и также СКВ в зависимости от обстоятельств.
Глава IV показывает, какую стратегию маркетинга намерена проводить в жизнь фирма по реализации производимой продукции, оказываемых услуг. Здесь указывается, как будут находиться, привлекаться покупатели и клиенты, почему они предпочтут продукцию или услуги фирмы по данному проекту, какова будет ценовая политика продаж в динамике по мере развития производства и охвата рынка, чувствительность самого рынка к качеству, объемам предложения, ценам. Указываются и меры по привлечению потребителей, льготы, рекламные мероприятия самого различного вида: телевидение, радио, газеты, журналы, рекламные листы, листовки и т.д.
Описывается система дистрибьюции: магазины, столы заказов, прямая фирменная продажа, организация дистрибьюции. Оплата продавцов-реализаторов, их состав и профессиональная подготовка, обучение их, упаковка товара и т.д.
Глава V посвящается продукции и услугам. Здесь описываются особенности выпускаемой продукции и оказываемых услуг, важно сразу указать, сколько видов и вариантов будет выпускаться. Дается краткое, по существу описание технологии, сырья, материалов, комплектующих изделий, отличия от других существующих продуктов. Указывается необходимая квалификация кадров, нужно ли обучение, переобучение. Применяемые в производстве нематериальные права собственности: лицензии, патенты, торговые марки, иные права. Направления развития и совершенствования продукции и услуг, необходимые исследования, потенциал развития.
Глава VI посвящается вопросам производства. Во-первых, здесь анализируется размещение предприятия, его близость / отдаленность к сырью, потребителям.
Во-вторых, дается характеристика производственным помещениям: зданиям и сооружениям, потребность в строительстве или ремонте, свое помещение или арендное, стоимость аренды. Неплохо дать схему размещения и план зданий.
В-третьих, потребность в кадрах по видам профессий, затраты на их содержание (оклады, премии, системы оплаты труда и общая сумма расходов на это в год или иной принятый в расчетах период).
В-четвертых, потребность в оборудовании с указанием производительности и цены приобретения и доставки.
В-пятых, концентрируются все исходные данные для определения текущих затрат по элементам.
В-шестых, указываются все поставщики сырья, материалов, комплектующих, а также электроэнергии и всего, что необходимо в производстве, подчеркиваются кооперированные связи, их необходимость и эффективность.
Глава VII посвящается менеджменту.
Во-первых, дается характеристика владельцев фирмы, инициаторов и заказчиков проекта, менеджеров и других ключевых сотрудников и участников проекта с краткими биографическими и профессиональными данными о них.
Во-вторых, указывается система вознаграждения (оплаты труда) и заинтересованности наемного персонала; имеются ли внешние советники (формальные и неформальные), консультанты по бухгалтерии, юридическим вопросам, банковским делам и т.д.
В-третьих, принципы подбора кадров в управление и на производство, нужно ли обучение.
Глава VIII отражает ключевые (критические) точки. Это:
1) разработка проекта (если он сложный, то и здесь несколько ключевых точек);
2) получение инвестиций;
3) пуск в эксплуатацию;
4) достижение проектной мощности;
5) возврат кредита;
6) завершение проекта, переход в новый.
Глава IХ посвящается финансированию проекта. Здесь подводятся итоги прежних расчетов и указывается, сколько всего средств необходимо для реализации проекта, структура этих средств: основной капитал, оборотный и т.д. Сколько в проект вкладывает инициатор и заказчик. Временная динамика вложения средств. Сколько и для чего нужно заемных средств. Права собственности в фирме в связи с проектом. Сроки получения заемных средств, варианты финансирования и участия инвестора: кредит, доля в будущей собственности и др. Гарантии кредита: правительство, своя собственность, собственность другой фирмы и т.д. Способы выхода инвестора из проекта и сроки возврата кредита.
Глава X финансовые расчеты. Следует иметь в виду, что все предыдущие главы бизнес-плана проекта подготавливают, дают информацию для экономических расчетов, а некоторые из них в этих главах уже произведены.
Все это дает возможность в этой главе сосредоточиться на заключительных (финишных) финансовых расчетах и выводах по проекту в целом.
В этой главе (если это не сделано ранее) приводятся калькуляции текущих затрат на производство всех видов выпускаемой продукции. В свою очередь, это открывает возможность составить таблицу прибылей и убытков по периодам за все время выхода проекта на запланированную мощность (достижения проектной мощности по всем видам продукции и услуг). После этого составляется проектно-балансовая ведомость и ведомость денежных потоков, в которой определяется срок окупаемости инвестиций и возврата кредитов.
В связи с тем, что последние три документа могут занимать по несколько страниц, обычно эти таблицы приводятся в приложении. Завершается глава аналитическими финансовыми коэффициентами.
Завершается бизнес-план заключением, где делаются выводы и даются рекомендации, подводящие итог всей работе над бизнес-планом. Приводятся окончательные решения о целесообразности или нецелесообразности дальнейшей работы над проектом, возможности вернуть кредит, окупаемости инвестиций.
Лекция 6
Тема 5.
ИССЛЕДОВАНИЕ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ
1. Общие положения.
2. Обоснование размещения капитала.
Целью является формирование у студентов теоретических знаний по вопросам управления проектами. В результате студент должен знать основные теоретические положения понятия проекта, уметь использовать полученные знания в практической деятельности.
ТЕМА 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ