Исследование возможностей и предварительное технико-экономическое обоснование

Исследование возможностей должно предшествовать предварительным и тем более окончательным бизнес-расчетам. На этом этапе проводятся серьезные исследования и принимаются кон­кретные решения по размещению объекта, применяемым технологи­ям и оборудованию, видам выпускаемой продукции или оказываемых услуг, а также проводится изучение потребителей продукции, рынка и конкурентов. ТЭО и бизнес-план, если их разрабатывать серьезно, представляют собой дорогостоящий и длительный процесс. Это серьезное научное исследование и прежде, чем вкладывать крупные средства в такие исследования, следует оценить идею проекта с помощью предварительного ТЭО или предварительного бизнес-плана. В этом документе должны содержаться ответы на сле­дующие вопросы:

1) все ли возможные альтернативы проекта рассмотрены?

2) оправдывает ли концепция проекта проведения дальнейших исследований путем составления бизнес-плана (ТЭО)?

3) какие исследования должны быть произведены для признания возможности осуществления проекта и каковы его особенности в этом плане?

4) является ли идея проекта жизнеспособной и привлекательной для инвесторов?

5) соответствуют ли принятым стандартам экологическая ситуация на участке и в районе осуществления проекта, изменится ли она после осуществления проекта?

На стадии ПТЭО выполняется детальный анализ возможных альтернатив проекта, его вариантов.

Обычно рамки проекта определяются рассмотрением вариантов и возможных альтернатив в следующих областях (компонентах) исследования:

1) стратегии и рамки проекта (виды продукции, состав производств, другие виды деятельности и т.д.);

2) рынок и маркетинг;

3) сырье и другие применяемые материалы (основные, вспомогательные), комплектующие;

4) место расположения, участок, окружающая среда;

5) технология и оборудование;

6) организация производства;

7) трудовые ресурсы, обучение, потребность в управленцах;

8) временные рамки, график;

9) бюджет (варианты мобилизации собственных и привлеченных средств).

Наиболее интересен вариант обоснования рамок проекта через моделирование, когда рассматривается схема:

продукция   сырье   технология   оборудование
             

От проведения ПТЭО можно отказаться лишь в случае проведения предварительных исследований заранее, в рамках другого проекта

Иногда ПТЭО может заменить бизнес-план. Если инвестор уже разобрался в ситуации в рамках другого проекта, ему технология, оборудование, маркетинг и многое другое уже известно и достаточно выполнить лишь экономические расчеты и этого будет достаточно, чтобы сделать правильные выводы о принятии решения об инвестировании.

В ходе ПТЭО могут проводиться и отдельные функциональные исследования. Они охватывают отдельные определенные аспекты проекта и необходимы как предпосылка для проведения дальнейших работ по разработке проекта. Особенно это касается крупномасштабных проектов. Такие исследования определяются характером проекта, его содержанием. Наиболее часто в качестве таких функциональных исследований проводятся:

1) исследование рынка предполагаемой продукции, включая прогнозирование спроса на рынке при проникновении на него нового поставщика;

2) исследование сырья и материалов, включая имеющиеся и прогнозируемые запасы их, имеющиеся и прогнозируемые цены на них;

3) лабораторные и опытно-промышленные испытания сырья и материалов с целью определения их пригодности и эффективности;

4) исследования размещения с обоснованием размещения места реализации проекта;

5) оценка воздействия проекта на окружающую среду и сама окружающая среда. Конечная цель - определить влияние экологии на эффективность проекта;

6) исследования по оптимизации масштабов производства, выбору и обоснованию производственной программы в рамках проекта;

7) исследования по выбору оборудования.

Важно провести все эти исследования до начала работ непосредственно по бизнес-плану.

По результатам прединвестиционной фазы составляется документ - «предварительное технико-экономическое обоснование». Рекомендуется придерживаться следующей схемы (структуры) ПТЭО.

1) Резюме. Краткий обзор всех основных решений по каждому из вопросов проекта.

2) Предпосылки и история проекта:

2.1. Спонсоры

2.2. История осуществления

2.3. Перечень уже проведенных исследований и их стоимость.

3) Анализ рынка и концепция маркетинга:

3.1. Основная идея, цели и стратегия проекта

3.2. Спрос и рынок:

3.2.1. Оценка размера отрасли и ее потенциала, рыночные лидеры, рост отрасли в прошлом, оценка будущего с указанием имеющихся планов и программ, размещение предприятий отрасли по территории страны или региона, важнейшие из существующих проблем, перспективы, общее качество продукции и услуг в отрасли

3.2.2. Импорт в прошлом и его будущие тенденции, объемы импорта и цены

3.2.3. Роль отрасли в национальной экономике, перспективы и цели в развитии отрасли

Размер спроса, его рост в прошлом, основные факторы и показатели, определяющие рост спроса.

3.1. Концепция маркетинга, прогноз продаж, бюджет маркетинга:

3.1.1. Описание концепции маркетинга, выбранных целей и стратегий

3.1.2. Ожидаемая конкуренция для проекта со стороны действующих и потенциальных производителей и поставщиков

3.1.3. Местонахождения рынков

3.1.4. Программа и график продаж

3.1.5. Предполагаемые годовые (или по иным принимаемым периодам) поступления от продаж основных и побочных продуктов и услуг

3.1.6. Предполагаемые затраты по периодам на стимулирование сбыта и маркетинг.

3.2. Производственная программа:

3.2.1. Основная продукция (услуга)

3.2.2. Побочная продукция

3.2.3. Отходы и затраты на их удаление по периодам.

4. Материальные ресурсы, приблизительная потребность, положение с поставками, оценка затрат по периодам на материальные ре­сурсы:

4.1. Сырье

4.2. Основные материалы

4.1. Вспомогательные материалы

4.2. Комплектующие изделия

4.3. Полуфабрикаты

4.4. Энергия всех видов

4.5. Услуги, требуемые для проекта.

5. Размещение объекта, участок, окружающая среда:

5.1. Предварительный выбор и соображения

5.1. Оценка стоимости земли

5.2. Предварительная оценка воздействия проекта на окружаю­щую среду.

6. Производственные вопросы проекта:

6.1. Обоснование производственной мощности, достижение ее по периодам

6.1. Соотношения между объемами продаж, производственной мощностью и потребными материальными ресурсами

6.2. Предварительное определение рамок проекта

6.3. Технология и оборудование:

6.3.1. Технология и производственная мощность

6.3.2. Описание предлагаемой технологии и прогноз ее совершенствования

6.3.3. Воздействие технологии на окружающую среду

6.3.4. Оценка технологии по месту ее возможного приобретения

6.3.5. Основные компоненты потребного предлагаемого оборудования:

6.3.5.1. Производственное

6.3.5.2. Вспомогательное

6.3.5.3. Сервисное

6.3.5.4. Прочее.

6.4. Строительство:

6.4.1. Схема работ по строительству, расположение зданий и сооружений, краткое описание намеченных к применению строительных материалов

6.4.2. Примерная оценка затрат на строительство.

7. Организационная схема и накладные расходы:

7.1. Примерная организационная схема:

7.1.1. Общее руководство

7.1.2. Производство

7.1.3. Реализация

7.1.4. Администрация.

7.1. Предполагаемые накладные расходы:

7.1.1. Общезаводские

7.1.2. Административные

7.1.3. Иные.

8. Трудовые ресурсы:

8.1. Предполагаемые потребности в трудовых ресурсах:

8.1.1. Рабочих

8.1.2. Служащих

8.1.3. Специалистов по видам.

8.2. Предполагаемые расходы на трудовые ресурсы.

9. Календарный план осуществления проекта:

9.1. Предполагаемые сроки осуществления отдельных этапов проекта

9.2. Предполагаемые затраты на осуществление проекта.

10. Финансовый анализ и инвестиции:

10.1.Оценка (расчет) полных инвестиционных затрат:

10.1.1. Основной капитал

10.1.2. Оборотный капитал.

10.2. Предполагаемое финансирование проекта, структура капитала, источники, издержки финансирования

10.3. Производственные издержки

10.4. Финансовая оценка:

10.4.1. Срок окупаемости

10.4.2. Простая норма прибыли

10.4.3. Точка безубыточности

10.4.4. Внутренняя норма прибыли

10.4.5. Анализ чувствительности.

10.5. Предварительный экономический анализ затрат и выгод.

Анализ осуществляется по тем показателям, которые позволяют определить материалы ПТЭО.

Экономические и финансовые расчеты в ПТЭО проводятся по тем же методикам, которые применяются в бизнес-плане (ТЭО). Отличие лишь в том, что в ПТЭО используются предварительные, предполагаемые исходные данные.

Для перехода от ПТЭО к бизнес-плану проводятся дополнительные исследования, позволяющие уточнить и конкретизировать все, а особенно наиболее важные исходные данные.

3. Бизнес-план проекта и его структура

Бизнес-план должен дать всю необходимую информацию о целесообразности осуществления проекта и принятия решения об инвестировании. Это определяет и структуру бизнес-плана. Эта структура должна определяться исходя из характеристики и типа проекта, т.е. нужен индивидуальный подход к каждому проекту. Тем не менее можно говорить о некой типовой структуре, которой можно придер­живаться, проводя работы по разработке бизнес-плана.

Первым разделом бизнес-плана является резюме или краткое изложение сути проекта. Составляется однако этот раздел последним, после завершения разработки бизнес-плана проекта полностью. В нем в краткой форме (не более 3 страниц) излагаются самые основные положения и решения проекта, экономические и финансовые результаты.

Необходимость такого раздела в том, что это дает возможность ознакомиться с общими результатами и идеей проекта.

Обычно структура резюме с большими сокращениями повторяет структуру самого бизнес-плана. Здесь отсутствуют подробности и какие-либо расчеты, дается только результат

К написанию резюме (обзора) следует отнестись с особым вниманием, ведь его прочтет большее число людей, чем весь проект. Это, по сути, визитная карточка проекта.

Структура основной части бизнес-плана в разных источниках подается по-разному. Нередко она зависит от целей и назначения проекта и бизнес-плана. К разработке конкретного проекта следует подходить творчески и рекомендуемые структуры использовать, ориентируясь на особенности проекта.

Рассмотрим один из вариантов структуры основной части, который, отвечает условиям большей части проектов.

В I главе основной части (сразу после резюме-обзора) целесообразно дать характеристику предприятия-проектоустроителя, хозяйствующего субъекта - кредитополучателя, от которого исходит ини­циатива разработки проекта. Здесь следует указать основные направ­ления и цели деятельности, местонахождение, все виды адресов и телефонов, состояние на сегодняшний день и историю компании, владельцев и высший менеджмент, достижения и возникшие проблемы. Особое внимание следует обратить на то, новая это компания или уже существующая.

Таким образом, читатель сразу погружается в существо дела и дальнейшие главы воспринимаются сквозь призму этой первой главы.

II глава может рассматривать преимущества (выгоды) и риски проекта. Как преимущества рассматриваются географическое поло­жение, транспортные пути, стоимость рабочей силы, наличие сырья и материалов и т.п. В качестве рисков следует учесть законодательство об условиях бизнеса, инфляцию, коррупцию, преступность, идеологическую заданность, политическую ситуацию и др.

III глава обычно рассматривает и анализирует рынок товара и услуг. Здесь отмечаются масштабы производства, потребители продук­ции или услуг, доля рынка, занимаемая и намечаемая по результатам проекта для кредитополучателя-проектоустроителя, конкуренты и их удельный вес на рынке в динамике, размеры самого рынка и его предполагаемая динамика, сильные и слабые стороны конкурентов, клиентура проектоустроителя, особенности выпускаемой продукции (цена, качество, доступность потребителю), особенности рынка (сезонность, подверженность влиянию факторов, с указанием каких, и т.д.), конкуренция и ее влияние на динамику рынка. Здесь же нужно указать потенциальных покупателей, барьеры во внутренней и внеш­ней торговле, мешающие реализации товара. Исходя из всего этого, в конце главы делается прогноз возможной реализации на весь жиз­ненный цикл проекта по видам товаров и услуг в натуральном выра­жении и в денежном, причем может использоваться местная валюта и также СКВ в зависимости от обстоятельств.

Глава IV показывает, какую стратегию маркетинга намерена про­водить в жизнь фирма по реализации производимой продукции, ока­зываемых услуг. Здесь указывается, как будут находиться, привле­каться покупатели и клиенты, почему они предпочтут продукцию или услуги фирмы по данному проекту, какова будет ценовая политика продаж в динамике по мере развития производства и охвата рынка, чувствительность самого рынка к качеству, объемам предложения, ценам. Указываются и меры по привлечению потребителей, льготы, рекламные мероприятия самого различного вида: телевидение, радио, газеты, журналы, рекламные листы, листовки и т.д.

Описывается система дистрибьюции: магазины, столы заказов, прямая фирменная продажа, организация дистрибьюции. Оплата про­давцов-реализаторов, их состав и профессиональная подготовка, обу­чение их, упаковка товара и т.д.

Глава V посвящается продукции и услугам. Здесь описываются особенности выпускаемой продукции и оказываемых услуг, важно сразу указать, сколько видов и вариантов будет выпускаться. Дается краткое, по существу описание технологии, сырья, материалов, ком­плектующих изделий, отличия от других существующих продуктов. Указывается необходимая квалификация кадров, нужно ли обучение, переобучение. Применяемые в производстве нематериальные права собственности: лицензии, патенты, торговые марки, иные права. На­правления развития и совершенствования продукции и услуг, необ­ходимые исследования, потенциал развития.

Глава VI посвящается вопросам производства. Во-первых, здесь анализируется размещение предприятия, его близость / отдаленность к сырью, потребителям.

Во-вторых, дается характеристика производственным помещени­ям: зданиям и сооружениям, потребность в строительстве или ремон­те, свое помещение или арендное, стоимость аренды. Неплохо дать схему размещения и план зданий.

В-третьих, потребность в кадрах по видам профессий, затраты на их содержание (оклады, премии, системы оплаты труда и общая сум­ма расходов на это в год или иной принятый в расчетах период).

В-четвертых, потребность в оборудовании с указанием производительности и цены приобретения и доставки.

В-пятых, концентрируются все исходные данные для определения текущих затрат по элементам.

В-шестых, указываются все поставщики сырья, материалов, комплектующих, а также электроэнергии и всего, что необходимо в производстве, подчеркиваются кооперированные связи, их необходи­мость и эффективность.

Глава VII посвящается менеджменту.

Во-первых, дается характеристика владельцев фирмы, инициато­ров и заказчиков проекта, менеджеров и других ключевых сотрудни­ков и участников проекта с краткими биографическими и профессио­нальными данными о них.

Во-вторых, указывается система вознаграждения (оплаты труда) и заинтересованности наемного персонала; имеются ли внешние совет­ники (формальные и неформальные), консультанты по бухгалтерии, юридическим вопросам, банковским делам и т.д.

В-третьих, принципы подбора кадров в управление и на произ­водство, нужно ли обучение.

Глава VIII отражает ключевые (критические) точки. Это:

1) разработка проекта (если он сложный, то и здесь несколько ключевых точек);

2) получение инвестиций;

3) пуск в эксплуатацию;

4) достижение проектной мощности;

5) возврат кредита;

6) завершение проекта, переход в новый.

Глава IХ посвящается финансированию проекта. Здесь подводят­ся итоги прежних расчетов и указывается, сколько всего средств не­обходимо для реализации проекта, структура этих средств: основной капитал, оборотный и т.д. Сколько в проект вкладывает инициатор и заказчик. Временная динамика вложения средств. Сколько и для чего нужно заемных средств. Права собственности в фирме в связи с про­ектом. Сроки получения заемных средств, варианты финансирования и участия инвестора: кредит, доля в будущей собственности и др. Га­рантии кредита: правительство, своя собственность, собственность другой фирмы и т.д. Способы выхода инвестора из проекта и сроки возврата кредита.

Глава X финансовые расчеты. Следует иметь в виду, что все предыдущие главы бизнес-плана проекта подготавливают, дают инфор­мацию для экономических расчетов, а некоторые из них в этих главах уже произведены.

Все это дает возможность в этой главе сосредоточиться на заключительных (финишных) финансовых расчетах и выводах по проекту в целом.

В этой главе (если это не сделано ранее) приводятся калькуля­ции текущих затрат на производство всех видов выпускаемой про­дукции. В свою очередь, это открывает возможность составить таблицу прибылей и убытков по периодам за все время выхода проекта на запланированную мощность (достижения проектной мощности по всем видам продукции и услуг). После этого состав­ляется проектно-балансовая ведомость и ведомость денежных по­токов, в которой определяется срок окупаемости инвестиций и возврата кредитов.

В связи с тем, что последние три документа могут занимать по несколько страниц, обычно эти таблицы приводятся в приложении. Завершается глава аналитическими финансовыми коэффициентами.

Завершается бизнес-план заключением, где делаются выводы и даются рекомендации, подводящие итог всей работе над бизнес-планом. Приводятся окончательные решения о целесообразности или нецелесообразности дальнейшей работы над проектом, возможности вернуть кредит, окупаемости инвестиций.


Лекция 6

Тема 5.

ИССЛЕДОВАНИЕ

ВОЗМОЖНОСТЕЙ

1. Общие положения.

2. Обоснование размещения капитала.

Целью является формирование у студентов теоретических знаний по вопросам управления проектами. В результате студент должен знать основные теоретические положения понятия проекта, уметь использовать полученные знания в практической деятельности.


ТЕМА 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ





Подборка статей по вашей теме: