double arrow

Сущность контроля

Слово «контроль» (controle) в переводе с французского имеет несколько значений, среди которых: проверка чего-либо; обеспечение или проверка правильности тех или иных действий в области производства (контроль качества продукции) и управления (контроль качества управления – функция управления); проверка исполнения принятых решений или обязанностей, которые возложены на данную организацию, учреждение или должностное лицо; учреждение, проверяющее деятельность какого-либо другого учреждения или ответственного лица, отчетность и т.п.

По своей сущности контроль представляет собой систему управленческих мер по наблюдению за ходом и проверке результатов деятельности, осуществляемую уполномоченными на то субъектами управления с целью выявления и устранения отклонений в этой деятельности от установленных требований или заданных параметров.

Процесс контроля заключается в обосновании стандартов деятельности, измерении и оценке фактически достигнутых результатов и проведении корректировок в случае, если эти результаты существенно отклоняются от поставленных целей и задач или отличаются от установленных стандартов.

Контроль в управлениее организации является относительно самостоятельной управленческой функцией. Специфика контроля как управленческой функции заключается в том, что он реализует в той или иной форме идею обратной связи, которая в общем виде представляет собой передачу информации с выхода объекта управления на вход управляющей системы. По его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов, организационных условий их выполнения, а также норм и нормативов деятельности. Реализация контроля позволяет решать следующие основные задачи:

- определение фактического состояния и соответствия деятельности контролируемого органа (подразделения, работника) требованиям соответствующих законов, подзаконных актов РФ, ведомственных нормативно-правовых актов, основополагающим принципам деятельности;

- предупреждение, своевременное выявление и исправление ошибок, устранение недостатков, в работе по реализации действующих программ, планов работы, принятых или управленческих решений;

- оказание объектам контроля помощи в решении стоящих перед ними задач и совершенствовании управления их организацией;

- повышение в контролируемых объектах исполнительской дисциплины и ответственности, изучение и оценка деятельности конкретных должностных лиц для улучшения расстановки и более эффективного использования кадров;

- выявление, обобщение, распространение и внедрение положительного опыта в целях совершенствования организации и осуществления деятельности.

Внутри организации контролю в той или иной мере подвергаются все осуществляемые в ней процессы, звенья, элементы, состояния, объекты.

В роли субъекта контроля (или его инициатора) в зависимости от ситуации могут выступать учредители (собственники) организации, акционеры, ее топ-управление, линейные руководители различного уровня, специализированное подразделение организации или специально выделенный работник, отдельные работники (в случае осуществления ими самоконтроля), государственные органы, общественные организации (например, профсоюзы), а также межгосударственные органы и международные организации.

В качестве объекта контроля могут рассматриваться организация, ее подразделения, филиалы, представительства, а также отдельные работники. Предметом контроля могут стать технические характеристики, количество и качество продукции, ее запасы на складе, иные материальные ценности, служебные документы, настроения и поведение людей, в частности, качество выполнения ими своих служебных обязанностей, ступень удовлетворенности работой, информационные и финансовые потоки, и т.д. Объем контроля определяется составом направлений, линий, участков деятельности одного объекта контроля (организации, подразделения, работника и т.д.) Масштаб контроля – отражает, с какой точностью осуществляется контроль, каков состав контролируемых параметров и сколько однородных объектов контроля подвергаются проверке одновременно. Охват контроля – это количество подчиненных, охватываемых контролем со стороны руководителя. Параметры контрольной информации - объем, точность измерений, своевременность и частота поступления необходимых для осуществления контроля сведений. Затраты на контроль – средства, связанные с организацией и осуществлением (прежде всего, информационным обеспечением) контрольной функции.

Под регулированием понимается процесс выработки корректирующих мер и реализации принятых организационно-технологических, экономических и технических решений, обеспечивающих своевременное и безусловное устранение выявленных проблем (отклонений). Задача регулирования – актуализация или обновление плановых заданий, нормативов, стандартов с целью обеспечения своевременного и эффективного достижения целей организации. Функция контроля переходит в функцию регулирования в момент принятия решения по корректированию выявленных отклонений.

Рациональная организация контроля заключается в использовании таких его форм, которые в максимальной степени предотвращают появление неблагоприятных ситуаций, отклонений от установленных стандартов, ошибок, а также позволяют эффективно корректировать деятельность организации, ее подразделений и работников. Важную роль контроль играет для предупреждения кризисных ситуаций, а с другой – для поддержания и развития достигнутого успеха в деятельности организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: