Внутренние факторы существования и развития организации

Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и непосредственное воздействие на функционирование и развитие организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, которые характеризуют особенности данной организации.

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками. Сюда входят также качество управления трудовыми ресурсами, оптимальное количество и качество персонала. Эти вопросы рассматривают курсы "Организационное поведение" и "Управление персоналом".

Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. Необходимо учитывать, помогает или мешает структура организации решению поставленных задач, облегчает ли связь между сотрудниками. Кроме того, важно иметь в виду, насколько точно организация придерживается своей миссии и реализует свои цели. Отдельное место и очень значительное занимают информационные процессы. Причем с течением времени их роль все более усиливается. Не зря в современном мире бытует поговорка: "Информация правит миром". Для нормальной работы организации важна степень обеспеченности информацией, ее качество и достоверность, своевременность получения.

В производственный срез входят изготовление продукта или оказание услуг; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. В данной структуре отслеживается текущая эффективность и потенциал для дальнейшего снижения затрат.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает те процессы, которые связаны с реализацией продукции или качеством оказываемых услуг. Это стратегия продукта или услуг, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта или услуг на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения. В рамках маркетингового среза отслеживаются состояние рынка и уровень обслуживания. Необходимо знать, какие товары и услуги отвечают требованиям рынка, и решать - на чем сконцентрировать усилия организации. Товары и услуги могут:

· Подходить для быстрого роста и предложения в рамках возможностей организации или, наоборот, устареть.

· Выполняются и реализуются хорошо, но в будущем потребность в них может ослабнуть

· Медленно растут, в них нет потребности на рынке

· Быстро растут, но есть сомнения насчет правильных размеров рынка или стоимости введения услуг; в результате происходит медленная окупаемость

К маркетинговой сфере будет относиться и система обслуживания клиентов: как много времени занимает, во сколько обходится, есть ли потенциал для совершенствования.

Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечения прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.д.

Резюме. Таким образом, внутренняя среда представляет собой сферу и структуру жизнедеятельности любой организации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

1. В каких конкретных факторах проявляется открытость организации как системы?

2. Приведите примеры различных линий поведения организации по отношению к внешней среде.

3. Какая стратегия поведения наиболее оптимальна для социальной организации и почему:

· Пассивно - приспособительная

· Активно - приспособительная

· Активно - влияющая

4. Приведите примеры косвенного влияния внешней среды на организацию.

5. Дайте характеристику современной политической ситуации в России как факторов развития организации.

6. Выделите наиболее значимые экономические факторы для существования организации социальной сферы:

· Уровень жизни

· Качество жизни

· Структурные изменения в промышленности

· Спад или подъем производства

7. Как изменяются социальные организации под воздействием социальной ситуации в стране?

8. В благотворительном фонде "Спасение" постоянно происходила неразбериха с информацией: она терялась, отправлялась не по назначению, не поступала вовремя; часто на имя фонда приходили письма и проспекты, не имеющие отношения к деятельности фонда. Какой срез внутренней среды давал сбои, и какие меры по устранению дефекта Вы могли бы предложить?

9. Составьте задачу на реализацию маркетингового среза внутренней среды для Дома быта; для пенсионного фонда; для поликлиники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: