double arrow

Основные принципы организации амбулаторно-поликлинической помощи и перспективы ее развития


Основные принципы 1. участковый принцип (деление по участково-территориальному принципу, кот заключается в том, что обслуживаемая учреждением территория административно делится на участки с определенным количеством населения, к каждому участку прикреплены врачи и медсестры) 2. Диспансерный метод(это активный метод динамического наблюдения за состоянием здоровья определенного контингента населения с целью раннего выявления заболевания и при необходимости взятия их на учет для дальнейшего наблюдения)3. Общедоступность( населению оказывается перечень видов медицинской помощи(базовая программа), в том числе диспансеризация, динамическое наблюдение, проведение плановых лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий среди прикрепленного контингента.)

Диспансеризация населения. Цель, основные элементы. Оценка эффективности диспансеризации.

Диспансеризация – это активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья определенных групп населения. Задачи 1. Формирование контингента для дисп учета, динамического наблюдения и проведения среди них лечебно-оздоровительные и профилактические мероприятия.2. Оценка состояния здоровья каждого человека и обеспечение систематического динамического врачебного наблюдения. 3.Осуществление комплексных профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий 4. Обеспечение эффективности и результативности диспансеризации( путем осуществления лечебно-оздоровительных мероприятий, восстановительного лечения, санаториев, диет питания и др.) ). Оценка организации диспансеризации проводится с помощью таких показателей, как: 1) качество диспансеризации (охват диспансерным наблюдением не наблюдавшихся в течение года, охват различными социально-оздоровительными и лечебно-профилактическими мероприятиями — санаторно-курортное лечение, диетпитание, рациональное трудоустройство и др.); 2) эффективность диспансеризации (динамика заболеваемости и болезненности по данным ЗВУТ — для работающих; общей заболеваемости — по основной и сопутствующей патологии; госпитализированной заболеваемости; инвалидизация, в том числе первичная; летальность; исходы диспансеризации по данным годовых эпикризов — выздоровление, улучшение, без перемен, ухудшение).




Организация профилактической работы в женской консультации и родильном доме. Задачи, структура, штаты, содержание и оценка деятельности. Особенности организации профилактической помощи различным группам женского населения

Особенности организации профилактического обслуживания различных групп женского населения и антенатальной охраны плода в женской консультации.

Женская консультация – ЛПУ диспансерного типа, выполняющее амбулаторно-поликлиническое наблюдение за женщинами во все периоды их жизни. Она является ведущим уч-нием в системе акушерско-гинекологической службы. ЖК входят в состав крупных пол-к, входят в состав объединенного роддома, как самостоятельные уч-ния. В структуре ЖК предусмотрены: административно-хозяйственные кабинеты, регистратура, каб-ты участковых акушеров, гинекологов, терапевта, стоматолога, офтальмолога, лабораторно-диагностические подразделения, социально-правовой кабинет. Работа построена по участковому принципу, в основе ее деятельности лежит диспансерный метод работы. Размер участка 2-2,5 тыс женщин (около 2-х тер уч-ков). Профилактическая работа - основная роль ЖК в сохранении здоровья женщин и их детей, реализуется через диспансерное наблюдение: проводится среди здоровых женщин, прикрепленных к данной ЖК, среди беременных и женщин страдающих гин. заб-ниями, требующими взятия под динамическое наблюдение. Соцпр-ка: охрана труда женщин, оказание правовой помощи, оздоровление условий быта, усиление сан-гигвоспитания девочек и женщин, пропаганда здорового образа жизни. Медпр-ка: лечебно-диагностическая помощь, реабилитация и профилактические мероприятия (выявление и предупреждение отклонений состояния здоровья матери и ребенка), сохранение трудоспособности, снижение частоты гин. заб-ний, уменьшение частоты осложнений бер-ти и родов, мероприятия по предупреждению послеродовых осложнений и по перинатальной охране плода. Первичная проф-ка: наблюдение за жен. Не только в период бер-ти но и в теч. всей жизни. Выявл. гин.заб-ний – профосмотры в сети смотровых кабинетов в пол-ках, и в кабинетах уч.гинекологов ЖК с последующим анализом эффективности диспансерной работы. Вторичная пр-ка: соответствующее лечение, реабилитация с целью предотвращений осложнений и переход заболевания в хроническое течение. Профработа уч.акушер-гинеколога: профнаблюдение за жен. В период бер-ти и в теч. 1,5-2-х лет после родов. Важная рольпо гигиеническому воспитанию и санпросвещению – обращение в ЖК на ранних сроках бер-ти (до 12нед), что позволяет улучшить показатели здоровья, снизить перинатальную смертность и частоту рождения недоношенных детей и детей с низкой массой тела. Так же большую роль имеет проф-ка абортов – проф-ка различных гинзаб-ний, пропаганда о предупреждении нежелательной бер-ти, контрацепции, последствии абортов. В дальнейшем планируется улучшение – усовершенствование лаб-диагностической службы, создание эндокринологической, иммунологической, б/х лабораторий, каб. функциональной диагностики и лабораторий генетики





Организация работы родильного дома :

Стационарная помощь женщинам оказывается в ак-гинекологических отд-х объединенного РД либо многопрофильной б-цы.

Организационные принципы род дома: правильная организация наблюдения за состоянием здоровья женщин особенно в период беременности в учреждениях акуш-геникол профиля способствующие снижению материнской смертности, снижению возникновения различных геникологических заболеваний а так же улучшение здоровья детей.

В структуре РД предусмотрены: приемное отделение, 1 физиологическое, 2 обсервационных, которые в свою очередь включают дородовые палаты, родблок, послеродовые палаты, отделения для новорожденных, отделение патологии Бер-ти и гинекологические ( консервативное и оперативное).

Организация приемного отделения:1-прием гинекол больных и беременных жен производится в раздельных помещениях.2-при наличии у берем заболеваний их прием ведется в боксах.

Документация ак-геник стационара: 1-история родов.2-история новорожденного.3-лист учета больных стационара и коечного фонда.4-статистич карта выбывшего из стац.5-обменная карта.6-экстренное извещение инфекционное.7-журнал учета инф болезней.

Организация профилактической работы в стационарах детских больниц. Типы детских больниц, их структура, задачи, штаты, учетно-отчетная документация. Оценка качества и эффективности профилактической работы.

По профилю: многопрофильная и специализированная, по системе организации: объединенная и необъединенная, по объему деятельности: различная коечная мощность. Структура: детские отделения, которые формируются по профилю (педиатрическое, хирургическое, инфекционное), а те в свою очередь по возрасту до 3 лет и по полу (> 3 лет), лабораторно-диагностическая служба, патологоанатомическое отделение. Задачи: санэпидрежим, лечебно-охранительный режим, воспитательная и педагогическая работа. Штаты: врачи, м/с, лаборанты, санитарки, повара, воспитатели, учителя и др. Управление: главный врач и его подчиненные. Документация: индивидуальная карта стационарного больного, карта выбывшего больного, листы о нетрудоспособности, журнал учета листов, журнал отказов от госпитализации, оперативный журнал. Анализ деятельности: обеспеченность населения койками, среднегодовая занятость коек, оборот койки, средняя длительность пребывания, летальность, % расхождения клинического и патолого-анатомического диагнозов. Оценка качества и эффективности профилактической работы: число посещений на 1 ребенка, число посещений педиатра на 1 ребенка, охват детей проф.осмотрами, охват детей целевыми проф.осмотрами, удельный вес выявленных нарушений здоровья у детей, распространенность выявленных нарушений и др.

Организация профилактической работы в детских поликлиник. Задачи, структура, содержание работы, учетно-отчетная документация Оценка качества и эффективности профилактической работы.

Детская поликлиника (ДП) может быть самостоятельной или входить в качестве структурного подразделения в детскую больницу. ДП - это лечебно-профилактическое учреждение диспансерного типа, обеспечивающее медицинское обслуживание всех детей от рождения до 14(18) лет независимо от состояния здоровья. Оказание медицин­ской помощи предусмотрено в поликлинике, на дому, в дошко­льных. учреждениях и школах. Структура: фильтр, регистратуру, кабинеты участковых педиатров, врачей-специалистов, лабораторно-диагностические; отделения школьно-дошкольное, здорового ребенка; кабинеты социаль­но-правовой и административно-хозяйственные. Организация работы: участковый принцип. Размер педиатрического участка не пре­вышает 700—800 детей от рождения до 14 лет включительно. Все забо­левшие дети должны получать медицинскую помощь только на дому; в ДП обращаются здоровые дети или дети, имеющие хронические заболевания вне стадии обострения. Задачи участкового педиатра: оказание меди­цинской помощи, проведение профилактической работы со здо­ровыми детьми и имеющими хроническую патологию и требую­щими диспансерного наблюдения. Профилактическая работа предусматривает профилактические осмотры участковым педиатром, осмотры врачами-специалистами, лабораторно-диагностическое обследование, проведение профилактических прививок, санитарно-просветительной работы, осуществление комплексных меди­цинских осмотров Проведение комплексных медицинских осмотров дает воз­можность выявлять заболевания на ранних стадиях, своевремен­но проводить лечение и соответственно предотвращать развитие хронического процесса. Особое внимание должно быть уделено детям, относящимся к группе часто (4 заболевания в год и бо­лее) и длительно (более 40 дней в год) болеющих. Часто и длительно болеющих детей берут под на­блюдение по форме № 030/у и проводят не профилак­тические, общеоздоровительные, специальные лечебные мероприятия индивидуально для каждого ребенка. Дети, имею­щие хроническое заболевание различной стадии компенсации, находятся под диспансерным наблюдением у педиатра или спе­циалистов и получа­ют необходимое лечение. Вопрос о снятии с учета больных данной группы ре­шается индивидуально, но обычно ребенка снимают с учета че­рез 2 года после стабилизации его общего состояния. На основании проведенных медицинских осмотров и лабораторно-диагностического обследования у каждого ребенка оп­ределяется группа здоровья. С целью снижения контакта детей первых лет жизни с раз­личными инфекционными заболеваниями целесообразно при­нимать детей первых 2 лет жизни в определенные дни недели, когда дети старших возрастов не посещают врачей детской по­ликлиники. Особенность ДП - наличие школь­но-дошкольного отделения. Рабочие места медицинских сотрудников находятся в учреждениях, которые они обслуживают, в ДП — кабинет заведующего школьно-дошколь­ным учреждением. Виды документации: история развития ребенка, статистический талон, экстренное извещение, карта профилактических прививок, карта диспансерного больного, листок нетрудоспособности, врачебное свидетельство о смерти, дневник врача поликлиники. Анализ деятельности различают 2 группы показателей: 1 - дает общее представление о ДП и ее деятельности (укомплектованность штатов, нагрузка и объем оказываемой помощи, участковость, охват профилактическими осмотрами); 2 группа - характеризует состояние детей, объем и качество работы ДП - охват беременных дородовым патронажем, ранний(в первые 3 дня) охват новорожденных наблюдением, непрерывность наблюдения на первом году жизни, частота детей, находившихся на грудном вскармливании, полнота и своевременность взятия под диспансерное наблюдение больных детей, полнота и своевременность проведения профилактических прививок, доля детей с гипотрофией, доля детей с явлениями рахита, индекс здоровья, заболеваемость детей, смертность детей, частота выявления инфекционных заболеваний на приеме.

Организация профилактической работы в детских дошкольных и школьных учреждениях. Типы детских дошкольных и школьных учреждений. Оценка качества и эффективности профилактической работы.

Учреждения открытого типа - ясли, сады; закрытого типа – дом ребенка, детский дом, школы-интернаты. В дом ребенка принимаются дети со дня рождения до 3-х лет. Существуют детские дома для дошкольников, школьников, смешанные. Направление работы совпадают с деятельностью дошкольного и школьного учреждений: 1) участие в распределении детей по группам в соответствии анатомо-физиологическими и нервно-психическими особенностями; 2) наблюдение за состоянием здоровья и развитием детей. Результаты наблюдения вносятся в этапные эпикризы. Периодичность зависит от возраста; 3) контроль за соблюдением режима, требований по уходу, воспитательной работой, выполнением санитарно-гигиенических условий персонала; 4) проведение комплекса профилактических мероприятий по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний. Имеются специфические методы и формы: 1) организация для отдельных групп и отделения для вновь поступивших; 2) соблюдение определенных правил при приеме детей: наличие медицинских (выписка из истории развития, результаты лабораторных обследований) и юридических (путевка здравотдела для сирот и детей, имеющих родителей, акты – для подкинуты, приговор суда – для детей, родители которых осуждены) документов; 3) проведение в течение первых трех дней их пребывания анализа крови на RW, реакции Пирке, обследование на бациллоносительство дизентерии и дифтерии, копрологическое исследование кала, девочки – на гонорею; 4) лечение заболевших в изоляторе (10% от общего количества коек), при необходимости направляются в стационар. Защита детей от инфекционных заболеваний проводится по 4 основным направлениям: 1) общеоздоровительные мероприятия (неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний): рациональное питание, режим, массаж, гимнастика, закаливание; 2) специфическая профилактика: активная (проведение профилактических прививок) и пассивная иммунизация; 3) меры борьбы с проникновением инфекции: организация приема новых детей, фильтра, соблюдение санитарно-гигиенических требований; соблюдение правил хранения и кулинарной обработки, контроль за здоровье медицинского персонала; 4) меры борьбы с распространением инфекции: соблюдение принципа групповой изоляции, выявление и изоляция заболевших, проведение карантинных мероприятий (полная изоляция группы, осмотр, лабораторное обследование, осуществление мер специфической профилактики).

Структура дошкольного учреждения ясли-сад включает 3-4 группы для детей ясельного возраста и 4 группы для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), административно-хозяйственные службы, пищеблок, площадки для игр. Число детей в ясельных группах 15-20, в садовских – 20-25. Работа включает: 1) контроль за приемом новых детей (впервые оформляющиеся или длительно не посещавшие). При оформлении нового ребенка врачу яслей необходимо заключение участкового педиатра, результаты лабораторных исследований, провести осмотр. 2) Участие в распределении детей по группам в соответствии анатомо-физиологическими и нервно-психическими особенностями. 3) Наблюдение за состоянием здоровья и развитием детей. Результаты наблюдения вносятся в этапные эпикризы. Периодичность зависит от возраста. 4) Контроль за соблюдением режима, требований по уходу, воспитательной работой, выполнением санитарно-гигиенических условий персонала. 5) Проведение комплекса профилактических мероприятий по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний. Защита детей от инфекционных заболеваний проводится по 4 основным направлениям: 6) обще-оздоровительные мероприятия (неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний): рациональное питание, режим, массаж, гимнастика, закаливание; 7) специфическая профилактика: активная (проведение профилактических прививок) и пассивная иммунизация; 8) меры борьбы с проникновением инфекции: организация приема новых детей, фильтра, соблюдение санитарно-гигиенических требований; соблюдение правил хранения и кулинарной обработки, контроль за здоровье медицинского персонала; 9) меры борьбы с распространением инфекции: соблюдение принципа групповой изоляции, выявление и изоляция заболевших, проведение карантинных мероприятий (полная изоляция группы, осмотр, лабораторное обследование, осуществление мер специфической профилактики). Показатели: укомплектованность мест, степень использования мощности учреждения, текучести детей, среднее число дней, пропущенных по болезни на 1 ребенка, показатели физического развития, заболеваемости, смертности. Документация: индивидуальная карта ребенка, дневник группы, карта профилактических прививок, журнал регистрации инфекционных заболеваний, книга учета контакта с острыми инфекционными больными, экстренное извещение, контрольная карта диспансерного наблюдения, ежемесячный лист записи питания.

В школах организуются врачебные кабинеты. Врачи тесно работают с участковыми педиатрами, врачами-специалистами, подростковыми, врачами диспансеров, СЭС, учителями. Задачи врача: 1) организация проведения профилактических прививок в соответствии с возрастом; 2) контроль за режимом учебной работы, отдыха и питания, физическим воспитанием, санитарно-гигиеническим состоянием школы и школьного участка; 3) проведение работы по профессиональной ориентации школьников с учетом их состояния здоровья; 4) оказание лечебной помощи заболевшим детям, в случае необходимости направить в детскую поликлинику; 5) разработка на основании анализа состояния здоровья плана мероприятий по укреплению их здоровья; 6) введение учетной и отчетной медицинской документации; 7) гигиеническое воспитание и санитарное просвещение.

Виды социального страхования. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Отражение вопросов профилактики в программах обязательного медицинского страхования (ОМС) и добровольного медицинского страхования (ДМС).

Обязательное медицинское страхование как часть системы социального страхования. Страхование на случай временной и стойкой нетрудоспособности. Страхование беременной женщины и женщины-матери. Социальная защита инвалидов с детства, Инвалидность как медико-социальная проблема, организация работы педиатров по ее профилактике.

Правовая охрана здоровья матери и ребенка в России обеспечивается тремя основными законодательными актами: 1) "Конституцией Российской Федерации", принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.; 2) "Основами Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденными Верховным

Советом 22 июля 1993 г.; 3) "Кодексом законов о труде Российской Федерации". Медицинское страхование как раздел общественного здравоохранения с его организациями и финансовыми механизмами является частью системы социального страхования, которое рассматривается как гарантированная государством система мер материального обеспечения трудящихся и членов их семей в старости, при болезни, потере трудоспособности, поддержки материнства и детства, а также охраны здоровья членов общества. Средства социального страхования формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Обязательное медицинское страхование, закон о котором принят в июне 1991 г., вошло в систему социального страхования России в начале 1993 г. и обеспечивает населению бесплатную медицинскую помощь. На его финансирование большинство работодателей всех форм собственности уплачивают взнос, равный 38,5 % по отношению к фонду оплаты труда, начисленной по всем основаниям. Основная часть средств социального страхования, составляющая более 70 % всех средств социального страхования, приходится на пенсионное страхование, которое складывается из 28 % от фонда оплаты труда предприятий (вносят работодатели) и 1 % от фонда заработной платы (вносят трудящиеся). По сравнению с пенсионным страхованием средства обязательного медицинского страхования весьма незначительны, составляя 3,6 % по отношению к фонду оплаты труда и менее 10 % средств социального страхования. В отличие от обязательного медицинского страхования как части системы социального страхования, финансируемой за счет целевого налогообложения, добровольное медицинское страхование является важным видом финансово-коммерческой деятельности, которая регулируется законом "О страховании", принятым в 1992 г. Под добровольным медицинским страхованием в узком смысле слова понимают страхование, обеспечивающее оплату в основном дополнительных медицинских услуг. Приводим основные отличия коммерческого добровольного и обязательного социального медицинского страхования. Добровольное медицинское Страхование (коммерческое). 1) Личное страхование как часть финансово-коммерческой деятельности Регламентируется законами "О страховании" и "О медицинском страховании граждан в РФ"Правила страхования определяются страховыми организациями. Индивидуальное или групповое - осуществляется страховыми организациями различных форм собственностиСтрахователи — юридические и физические лица. Источник средств: личные доходы граждан, прибыль предпринимателей (в 1996 г. — 1 % себестоимости) Программа (или перечень услуг) определяется договором страховщика и страхователя. Тарифы устанавливаются договором. Система контроля качества устанавливается договором. Доходы могут быть использованы в любой коммерческой и некоммерческой деятельности. 2) Обязательное мед-е страхование(не коммерческое) Часть системы социального страхования Регламентируется законом "О медицинском страховании граждан в РФ" и законами по вопросам социального страхования. Правила страхования определяются государственными структурами Всеобщее или массовое. Осуществляется государственными страховыми организациями (или контролируемыми государством) Страхователи — государство (органы местной исполнительной власти) и работодатели Источник средств: государственный бюджет и взносы работодателей, включаемые в себестоимость продукции Программа (или гарантированный минимум услуг) определяется Минздравом РФ и утверждается местными (территориальными) органами власти. Тарифы устанавливаются соглашением сторон при ведущей роли органов государства Система контроля качества определяется соглашением сторон при ведущей роли органов государства. Доходы могут быть использованы только для развития основной деятельности (медицинского страхования)







Сейчас читают про: