Организация санитарно-гигиенического воспитания населения в системе охраны материнства и детства. Методы санитарно-просветительной работы, особенности их применения среди детей

Организация санитарно-. гигиенического воспитания в системе охраны материнства и детства.

Общественное здоровье – состояние здоровья определённых групп, оцениваемое 4 группами интегративных показателей: 1) медико-демографические заболеваемости; 2) заболеваемости; 3) инвалидности; 4) физического развития. Теория факторов риска здоровью первичное (поведенческие) - норкатизм (курение, алкоголизм, наркомания), стрессы не сбалансированное питание гиподинамия. Вторичные «нормальные болезни» (атеросклероз, гипертония) – результат инвалюции организма, заболевания приводящие к другим заболеваниям (гипертензия СД). В реду воздействий, обуславливающих состояния здоровья и не здоровья, все факторы можно разделить на 4 гр.: 1) образ жизни; 2) окружающая среда; 3) биологические (пол, возраст, наследственность, конституция); 4) здравоохранения (качество, своевременность, полнота). Существует 2 теории обусловленность общественного здоровья: воздействие факторов образа жизни воздействие факторов риска здоровья. На первом месте стоит образ жизни – это определённый характерный для данного социума вид жизнедеятельности. Выделяют основные формы деятельности: трудовая, общественно-политическая, познавательная, культурная, бытовая. Составные части образа жизни: 1) медицинская активность; 2) физическая активность; 3) производственно-трудовая активность; 4) социально-культурная активность; 5) общественно-политическая; 6) активность в быту. Классификация видов активности образа жизни может быть по разным критериям в зависимости от цели и задач исследования, в том числе: характеру активности (физическая интеллектуальная), в сфере активности (трудовая не трудовая), форме активности (медицинская, деятельность в быту). Образ жизни формируется под влиянием условий жизни, в их числе материальные, социальные, духовные, культурные и др. условия, определяющий образ жизни. Условия жизни – материальные и не материальные факторы, воздействующие на образ жизни. Таким образом образ жизни – это деятельность, активность людей, а условия жизни – это то что, окружает человека, взаимодействует с ним изменяя его образ жизни. Изменения относительно стабильного динамического состояния представляемой модели м.б. обеспечена 3 видоизменениями составляющих системы: 1) изменение самой среды, что ведет к обрыву связей и физической ограниченности, либо невозможности существования объекта. 2) «обрыву» определенного количества связей, что при незначительной степени потери таких связей выводит объект из динамического равновесия, а при переходе в запредельное число (обрывов) уничтожает объект как качество. 3) изменение сути самого объекта, условно переводя его на другой своеобразный уровень «атрибутов» здоровья, что, в частности, м.б. связано с его закономерной эволюции. Установлена корреляция м-ду социальными условиями и образа жизни с показателями здоровья населения. В числе первых работ в этом направлении - исследование сотрудников кафедры РГМУ. Изучение социально-гигиенических аспектов образа жизни взрослого и детского населения позволило выделить основные критерии, оказывающие наибольшее влияние на здоровье человека. Исследования показали, что наибольшее влияние на формирование здоровья и нездоровья оказывают такие критерии образа жизни, как медицинская активность (26.6-21.8%), медико-социальная активность (24.8-19.8%), деятельность в быту (13.1- 11.6%), социально-культурная активность (12.4-6.2%), производственно-трудовая активность (11.2-8.2%). Наибольшее значение на формирование здоровья оказывает медицинская активность. Медицинская активность м.б. разделена на различные ее аспекты: санитарная грамотность, гигиенические и антигигиенические привычки, обращаемость в мед учреждения за советами, выполнение мед рекомендаций. Кроме того, мед активность можно охарактеризовать с учетом регулярности питания, занятий физ-рой, отношению к употреблению алкоголя, курению. Женщины с более высоким уровнем образования и санитарной культуры чаще обращаются в ЖК в ранние сроки бер-ти (до 3 нед), чаще обращаются в п-ки, выполняют рекомендации врачей, что сказывается на состоянии их здоровья и здоровья их детей. Это в свою очередь позитивно сказывается на состоянии здоровья целого населения. Раннее обращение в ЖК в 6 раз снижает перинатальную смертность, это связано с своевременным обследованием женщины и выявлением патологии, рано начатом лечении, добиваются рано хороших рез-в от лечения. Среди б-х, обратившихся в 12 нед уже в течении 2 нед все 100% женщин проходят все необходимые обследования. С возрастанием срока б-ти при первом обращении снижается число женщин, осмотренных терапевтом и прошедших полное клинико-лабораторное обследование, это не дает врачу ЖК своевременно принять меры по устранению тех или иных отклонений в здоровье женщины. Т.о. здоровый образ жизни - это наиболее характерная, типичная деятельность в конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условиях, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей.

25. Профилактика алкоголизма, наркоманий, токсикомании, курения, ее значение для улучшения здоровья и снижения заболеваемости детей. Наркологическая служба. Медико-социальная реабилитация больных. Фонды, движения, общества, деятельность которых направлена на профилактику перечисленных проблем.

Организация наркологической помощи. В России существует наркологическая служба- это сеть специальных учреждений, оказывающих медико-профилактическую и медико-социальную помощь больным алкоголизмом и наркоманией. Звенья: 1) стационарные; 2) полустационарные (дневного пребывания); 3) амбулаторные (внебольничные) - кабинеты в пол-х + анонимные кабинеты. Алкоголизм - один из наиболее грозных факторов риска развития различных заболеваний. Алклголизм рассматривается как медико-социальная проблема, влияющая на показатели состояния здоровья, заболеваемости и смертности. Уровень общей заболеваемости среди злоупотребляющих алкоголем в 1,5 раза выше, преимущественна за счет болезней органов кровообращения, орг-в пищевар-я, отравлений и травм. В структуре общей заболеваемости после болезней органов дыхания у пьющих занимают травмы. В стране уровень алкогольных психозов составляет 10,5 случая на 100000, а частота распространенности алкоголизма -115,3 случая на 100000 жителей. Уровень смертности среди систематически пьющих в 3 раза выше, чем среди непьющих. В структуре смертности первое место занимают травмы и отравления, второе- болезни системы кровообращения, третье- онкологические заболевания. Злоупотребление алкоголем сокращает среднюю продолжительность жизни на 20 лет. Курение - один из факторов риска развития тяжелых заболеваний. Медико-социальная значимость курения проявляется в показателях общественного здоровья. Оно явл-ся причиной возникновения злокачественных новообразований трахеи, бронхов, легких, гортани, пищевода, полости рта. С курением связано 90% заболеваний легких. У курящих чаще развиваются СС заболевания, обструктивный бронхит и эмфизема легких. Так, инфаркт миокарда, у курящих возникает в 3 раза чаще, чем у некурящих. Эта вредная привычка служит причиной многих функциональных нарушений- расстройство памяти, внимания, задержки роста и полового развития у подростков, бесплодия, снижение работоспособности. Среди курящих уровень смертности на 70% выше, чем среди некурящих. Курение приводит к преждевременной смерти, сокращает продолжительность жизни на 8-15 лет. Наркомания и токсикомания являются медико-социальной проблемой, они оказывают влияние на уровень заболеваемости и смертности. Высок риск заражения ВИЧ- инфекцией у этой группы населения. Движения: «Родители против наркоманий» (Тверь), некоммерческая организация - «Фонд чайка», Фонд «город без наркотиков». Алкоголизм занимает первое место в психических заболеваниях, 1\3 случаев смерти в РФ, снижает СППЖ на 15- 20 лет, явл причиной разводов, неблагополучных семей, правонарушений, нарушения генофонда нации. Среди полового разделения М\Ж= 6\1, наблюдается рост подросткового алкоголизма. Против алкоголизма выступают фонд «движение», межрегиональное общественное объединение «движение против курения»

Система охраны материнства и детства, ее роль в решении медико-социальных проблем профилактики. Роль З.П. Соловьева, Г.А. Баткиса, Г.Б. Гецова в становлении системы ОМД в России. Принципы организации лечебно-профилактической помощи женщинам и детям.

Охрана материнства и детства (ОМД) - система мер государственного, муниципального, общественного, частного хар-ра, направленные на сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, создания оптимальных условий для выполнения женщиной функции рождения и воспитания здорового ребенка. На создание необходимых условий влияют: кризис экономики, снижение уровня жизни семей, снижение внимания к социальным проблемам и санитарной культуре, повышение санитарного и медико-экологического риска на детей и подростков, снижение структуры питания, повышение числа дезадаптированных детей, проблемы ранней трудовой занятости подростков и детей. Правовая основа: Конституция РФ (ст. 38), основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (права семьи, беременных и матерей, несовершеннолетних), трудовое законодательство. Различают 7 этапов помощи: 1) оказание помощи женщинам вне беременности и формирование здоровья девочек как будущих матерей («брак и семья», центры, кабинеты по планированию семьи, генетическая консультация, ЖК); 2) мероприятия по антенатальной охране плода (ЖК, акушерские стационары, перинатальные центры); 3) интранатальная охрана плода, рациональное ведение родов (акушерское отд-е р\д и многопрофильных больниц); 4) охрана здоровья н\р и матери в послеродовый период (отд н\р и патологии, отд недоношенных, перинатальные центры); 5) охрана дошкольников (амбулаторная и стационарная помощь, дошкольные учреждения); 6) охрана школьников (амбулаторная и стационарная помощь, амбулаторная помощь в образовательных учреждениях); 7) охрана здоровья подростков. Организация помощи детям - стационарная помощь практически не отличается от таковой у взрослых (нормативы занятости койкив од 320). Амбулаторная помощь наиболее объемная. Детская пол-ка - ЛПУ, являющееся структурным подразделением детской больницы или самостоятельным учреждением, которое обеспечивает в районе своей д-ти внебольничную помощь детям от 0 до 18 лет. Принципы работы: участковость (на 1 педиатра 800 детей); непрерывность наблюдения за ребенком с антенатального пер-да; преемственность в работе врачей; этапность лечения детей. Структура пол-ки - управление, хоз-ая часть, мед-ая часть (регистратура, фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами, отделения педиатрической и узкоспециализированной помощи - прививочный кабинет, кабинет здорового ребенка, отдел организации помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, отделение восстановительного лечения, вспомогательные службы) Задачи: оказание мед помощи в пол-ке и на дому, диспансерное наблюдение, орг-ия мед помощи в образовательных учреждениях, сотрудничество с военкоматами по постановки подростков на первичный воинский учет, работа по врачебно-профилактическому консультированию и профориентации подростков, в отделении медико-социальной помощи выявляют факторы индивидуального и семейного риска, осуществляют медико-психологическую помощь, правовую помощь, гигиеническое воспитание. Роль системы ОМД возрастает в пер-д, когда в стане социально-демографическая ситуация неблагоприятная и она сопровождается снижением рождаемости, ростом смертности и появлением отрицательного естественного прироста населения. Одной из задач ОМД является сглаживание или устранение противоречия м-ду участием женщины в профессиональной деят-ти и ее социальной ролью женщины и матери. Внедрение в 30-е годы системы ОМД обеспечило гарантии социальных и экономических прав женщине-матери и ребенка, создание материально-технической базы здравоохранения для оказания мед помощи женщинам и детям и подготовку кадров для этой системы. Для сочетания интересов производства с заботой о здоровье женщин и благополучии ее детей, были изданы ряд правительственных постановлений: «кодекс законов о труде» (1918г), ряд декретов «о введении 8-ми часового рабочего дня», «об усилении детского питания», «о фонде детского питания», «о бесплатном детском питании», «о бесплатном питании всех детей до 16 лет». (1919г). В целях спасения детей от голода были введены спец карточки для детей до 1 года, дополнительные пайки для детей от 1 до 5 лет и т.д. В 1917 г был организован отдел охраны материнства и детства, в 1921 г – специальная комиссия по улучшению жизни детей и борьбе с детской беспризорностью, 1922 г – центральный научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества (сейчас институт НИИ педиатрии РАМН), 1939г при Наркомздраве СССР создано единое Управление леч-проф-ой помощи детям. 1941г созданы специальные детские дома для детей воинов, партизан и сирот, содержание этих домов было полностью отнесено на госуд-ы счет. Многие дет сады и ясли были переведены на круглосуточную работу. Работа врача детской пол-ки стала осуществляться по системе «единого педиатра». Основные законодательства по охране материнства, младенчества и детства: «Об отмене запрещения абортов» (1955), «Об увеличении продолжительности отпуска по беременности и родам до 112 календарных дней» (1956), 1959 г был создан новый тип детского дошкольного учреждения - ясли-сад. 1973г- постановление «об улучшении обеспечения пособиями по беременности и родам и по уходу за больным ребенком», согласно этому документу пособие по беременности и родам должно выплачиваться женщинам в размере полного заработка независимо от продолжительности стажа работы. 1981г- был увеличен размер единовременного пособия при рождении первого и третьего ребенка, введено единовременное пособие при рождении второго ребенка, предоставлено право работающим женщинам оформлять отпуск без сохранения содержания, но с сохранением стажа и места работы до 1г и 6мес, в настоящее время до 3 лет. 1986 г – постановление «о дополнительных мерах помощи малообеспеченным семьям, имеющим 3 и более детей, воспитываемых одним родителем». 1987 г – предоставление оплачиваемого листка нетрудоспособности по уходу за больным ребенком с 7 по 14 календарных дней. Правовая охрана здоровья матери и ребенка в России обеспечивается 3-мя основными законами: «конституцией РФ», принятой 12 декабря 1993 г; «основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» от22 июля 1993 г; «кодекс законов о труде РФ». Для работы в системе охраны материнства и детства, начиная с 1930г, в стране стали готовить специальные медицинские кадры – врачей-педиатров и акушеров-гинекологов. С этой целью были организованы педиатрические факультеты. В качестве президентской программы 18 августа 1994 г разработана целевая программа «Дети России», включающая в себя 7 программ: «дети чернобыля, индустрия детского питания, дети севера, планирование семьи дети-инвалиды, дети-сироты, вакцинопроф-ка». Учреждения, оказывающие мед помощь женщинам и детям, условно подразделяют на 3 группы: лечебно-поф-ие, оздоровительные, и воспитательные. Важное звено в общей системе ОМД акушерско-гинекологическая служба, предназначенная для обеспечения здоровья женщин, а также детей в анте, - интра, постнатальных периодах. Ведущим звеном в системе акушерско-гинекологической службы явл-ся ЖК - лечебно-проф-ое учреждение диспансерного типа, выполняющее амбулаторно - поликлиническое наблюдение за женщинами во все пер-ды их жизни. Чаще ЖК размещаются в составе крупных поликлиник, при мед-сан-х частях, в составе РД. В сельских местностях сущ-т выездные ЖК. В целях выявления гинекол-х заболеваний на различных стадиях развернута сеть смотровых кабинетов в пол-х. Работа ЖК построена по участковому принципу и в основе ее деятельности лежит диспансерный метод работы., у 1 участкового ак-гинеколога под наблюдением находится примерно 2-2.5 тыс женщин. В задачи ЖК входит первичная проф-ка, вторичная проф-ка, наблюдение за женщинами в п-д беременности и в теч-ии 1.5-2 лет после родов, проф-ка абортов, проф-ие осмотры. В ЖК оказываются различные виды лечебно-диагностической помощи, осущ-я социально-правовая консультация. Стационарная помощь женщинам оказывается в ак-гинекологических отд-х объединенного РД либо многопрофильной б-цы. В структуре РД предусмотрены: приемное отделение, 1 физиологическое, 2 обсервационных, которые в свою очередь включают дородовые палаты, родблок, послеродовые палаты, отделения для н\р, отделение патологии Бер-ти и гинекологические (консервативное и оперативное). Ведущим учреждением, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь детскому населению явл-ся детская пол-ка, которая находится либо сам-но, либо входит в состав детской б-цы. ДП оказывает помощь детям от0 до 14 лет включительно в пол-ке, на дому, в дошкольных учреждениях, школах. С 2000 г в п-ке наблюдаются подростки с 15 до 18 лет. Особенностью орг-ии амбулаторно-поликлинической помощи детям явл-ся работа врача по системе единого педиатра, она состоит в том, что ребенка от рождения до 14 лет наблюдает участковый педиатр в ДП. Эта система позволила вести динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей на протяжении всей жизни. В то же время введение этой системы увеличено число контактов детей раннего возраста с более старшими детьми, что естественно способствовало росту заболеваемости. С целью контакта детей первых лет жизни целесообразно принимать этих детей в отдельные дни недели.

Соловьёв Зиновий Петрович [10(22).11.1876, Гродно, — 6.11.1928, Москва], один из организаторов советского здравоохранения и военно-санитарной службы Красной Армии. Член Коммунистической партии с 1898. В 1897 поступил на медицинский факультет Казанского университета, за революционную деятельность в 1899 арестован и выслан; университет окончил в 1904. Работал санитарным врачом в Симбирском и Саратовском земствах, вел партийную работу. В 1909 арестован и сослан в Усть-Сысольск. По окончании ссылки переехал в Москву (1912), вошёл в состав правления Общества русских врачей в память Н. И. Пирогова; один из редакторов журнала «Общественный врач» и редактор журнала «Врачебная жизнь». Секретарь Всероссийской лиги по борьбе с туберкулёзом. Накануне Октябрьской революции 1917 в качестве члена ВРК Хамовнического района Москвы участвовал в организации вооруженного восстания. В 1918 заведующий медицинской частью Наркомата внутренних дел и член Совета врачебных коллегий; автор проекта организации Наркомздрава РСФСР; после его создания заместитель Наркома здравоохранения РСФСР. Одновременно (с 1920) начальник Главного военно-санитарного управления РККА и председатель исполкома Российского общества красного креста. По инициативе С. организован (1925) всесоюзный пионерский лагерь «Артек», С 1923 профессор кафедры социальной гигиены медицинского факультета 2-го МГУ. Труды по разработке теоретических основ сов. здравоохранения, профилактического направления в сов. медицине, организации военно-санитарной службы. С 1 марта 1931г. деканом факультета назначается ГЕРАСИМ БОРИСОВИЧ ГЕЦОВ, возглавлявший факультет до 1941г. Замечательный организатор, стоявший у истоков формирования системы охраны материнства и детства в стране, “душа деканата”, человек достойный высокого звания врач-педиатр. Г.Б.Гецов в 1918г. окончил медицинский факультет Киевского университета, с 1921г. по 1928г. Г.Б. Гецов работал на кафедре гигиены Киевского государственного медицинского института. С 1928г. он был назначен приват-доцентом курса охраны материнства и детства в том же институте. В 1929г. Г.Б. Гецов был переведен в Государственный научно-исследовательский институт Охраны материнства и младенчества НКЗ РСФСР на кафедру социальной гигиены. С 1931г. Г.Б. Гецов перешел на аналогичную кафедру во 2-ой медицинский институт. Одновременно с работой на кафедре Гецов Г.Б. с 1931г. по 1941г. исполнял обязанности декана педиатрического факультета. Г.Б.Гецов был инициатором и организатором ряда мероприятий, сыгравших значительную роль в деле становления и развития системы Охраны Материнства и Детства. Им впервые в нашей стране были организованы обязательные посещения больных детей на дому врачами детской консультации, обоснованы и разработаны темы патронажа грудных детей, организованы «сезонные ясли» для грудных детей, проживающих в сельской местности. За заслуги перед Отечеством Герасим Борисович был награжден Орденом Ленина (1933), Почетной грамотой Президиума Верховного Совета (1967), знаком Отличник здравоохранения, Юбилейной медалью к 100-летию В.И. Ленина (1970) и другими медалями.

27. Система первичной медико-санитарной помощи детскому населению ПМСП и ее роль в организации профилактики. Состояние и пути развития амбулаторно-поликлинической помощи: врач общей практики, семейный врач, акушерско-терапевтическо-педиатрический участок, единый педиатр, стационар на дому, дневной стационар и др., их значение для совершенствования первичной и вторичной профилактики.

ПМСП - персонал и учреждения, работающие в системе первичной медико-санитарной помощи. Сюда относятся: городская пол-ка, поликлиническое отделение городской больницы, поликлиническое отделение диспансера, стоматологическая пол-ка, ЖК, амбулатории участковых больниц. Задачи: 1) оказание квалифицированной специализированной мед помощи; 2) проведение комплекса проф-х мероприятий; 3) осуществление ежегодной диспансеризации населения - формирование контингентов (здоровые, с повышенным риском, больные), оценка состояния здоровья и динамическое наблюдение, проведение комплекса оздоровительных мероприятий, обеспечение эф-ти диспансеризации; 4) СГ воспитание. Показатели оценки работы: 1) заболеваемость на участке; 2) динамика посещений (за текущий и прошедший год); 3) удельный вес сельских жителей; 4) распределение посещений по заболеваемости; 5) активность посещений на дому; 6) нагрузка врача; 7) участковость; 8) охватка мед осмотрами населения, с целью выявления того или иного заболевания; 9) частота выявленных заболеваний; 10) полнота охвата и эффективность диспансеризации; 11) своевременность взятия на диспансерный учет; 12) удельный вес вновь взятых; 13) среднее число больных, состоящих на диспансеризации на участке = 100; 14) процент совпадения диагнозов. Дневной стационар - это стационарнозамещающая форма организации помощи в структуре подразделения поликлиник или больницы, предназначенные для проведения лечения, реабилитации, диагностики и проф-х мероприятий пациентам, не требующих круглосуточного наблюдения. Показания: медицинские (определяются тяжестью, развитием болезни, осложнениями), социальные (возможность ухода, самообслуживания, жилищных условий). Функции: курсовое лечение, диагностическое исследование, послеоперационное наблюдение, подбор адекватной терапии впервые заболевшим или с изменившийся тяжестью заболевания, профессиональное обследование, апробация новой методики лечения и обследования. В дневной стационар направляет лечащий врач, отбор больных проводит заведующий отделение дневного стационара, ответственность за отбор больных несет главврач ЛПУ. Работа дневных стационаров происходит за счет ДМС, ОМС, платных мед услуг. Стационар на дому: организуется на базе любой пол-ки, диспансера. Для больных с острыми/хроническими заболеваниями, не требующих круглосуточного наблюдения. Направление дает лечащий врач, во главе руководства главврач. Больные ежедневно посещаются врачом, 1-2 раза осуществляется посещение зав отделением, проводится лаб. диагностика (на переносной аппаратуре). Питание и лек средства обеспечивает себе сам пациент. Эффективность работы оценивается по медицинской активности: исходы лечения у выписанных больных, снижения сроков лечения, проведение лечения, для которых требовалась госпитализация, снижение частоты обострения, повышение оздоровленных диспансерных больных. Социальная эффективность: активный образ жизни, нет сложностей госпитальных условий, привычный режим питания и обстановки, быстрый возврат к трудовой д-ти во время болезни. Экономическая эффективность: прямая (меньше средств затрачивается на лек. средства, питание, з\п персоналу, оплаты по соц. страхованию), опосредованная. Врач общей практики. Лицензированный выпускник ВУЗа, обеспечивающий индивидуальное первичное и непрерывное медицинское обслуживание отдельных лиц, семей, независимо от возраста, пола и вида болезни. Врачи руководствуются приказам 237 МЗРФ от 26 августа 92 года «О поэтапном переходе к организации первичной мед помощи по принципу врача общей практики» Кол-во пациентов для врачей общей практики 1500. Для семейного врача 1200. В задачи врача входит оказание первичной врачебной помощи, терапевтической квалифицированной помощью, помощью по неотложным состояниям и по смежным специальностям. В практике такого врача можно выделить 4 вида деятельности: 1) меры по проф-ке, диагностики и лечению наиболее распространенных заб-ий, реабилитация пациентов; 2) меры по оказанию неотложной мед помощи; 3) мед манипуляции; 4) организационная работа. Модели работы врача: соло-практика - (один врач с образованием юридического лица, печатью, счетом в банке), групповая (3-4 человек, развита взаимозаменяемость, дежурство, повышение доходов, как правило объединяются на крупных поликлиник, офисах, сельских амбулаториях), центры здоровья (несколько групп врачей на 30-35 тыс в селе, на 35-40 тыс в городе. Как правило в таких орг-х находятся: центры по охране матери и ребенка, работающих, учащихся, престарелых, первичная мед помощь, реабилитация, гигиена окр среды, транспортировка). Врач работает в пол-ке и подчиняется глав врачу. Ф-ции врача: прием на дому, в пол-ке, своевременно поставить диагноз, анализ социальных, физических, психических факторов здоровья, постоянное наблюдение за больными в терминальном состоянии и хр заболеваниями,, сохранять доверительные отношения с пациентами, назначать и проводить лечение, осознание ответственности. Обязанности врача: обеспечение прав пациента, оценка факторов здоровья, осуществление проф-ки, оказание помощи всем членам семьи, раннее выявление заболевания и оказание помощи, участие в планировании семьи, учет заболеваемости, осознавать ответственность перед аепциентом и гос-м, повышение своей квалификации. Новые формы организации внебольничной помощи населению. В структуре учреждений первичной медицинской помощи (ТМО, поликлиник, женских консультаций) в последние годы появились новые подразделения: дневной стационар, хирургический стационар одного дня, стационар на дому и др. Дневной стационар предназначен для проведения комплекса диагностических и лечебных мероприятий больным, находящимся в отделении. В течение дня больные получают питание, им проводятся лабораторно-инструментальные диагностические исследования, различные процедуры, врачебные осмотры (обходы) и консультации. Хорошо зарекомендовали себя дневные стационары гематологического профиля, патологии беременности, ангиологические, гастроэнтерологические, отделения диспансеров для лечения неврозов и психических заболеваний. Хирургический стационар одного дня предназначен для проведения оперативных вмешательств с последующим наблюдением больного. В послеоперационном периоде больной посещает отделение для перевязок, проведения лечебных процедур и пр. Стационар на дому предназначен для лечения и динамического наблюдения за больными, которые не могут быть госпитализированы по разным причинам (например, женщины, имеющие грудных детей). Врач и медсестра ежедневно посещают больных на дому, проводят лечебные процедуры, диагностические исследования. При лечении в «домашних стационарах» получены хорошие результаты у больных острой пневмонией, язвенной болезнью желудка. Однако данная организационная форма не получила широкого распространения, так как она требует увеличения числа медицинских работников, дополнительного оснащения портативной лечебно-диагностической аппаратурой, автотранспортом. В настоящее время расширяется сеть больниц (отделений) сестринского ухода, длительного лечения, реабилитации, хосписов и др. Появление различных подразделений догоспитальной медико-социальной помощи вызвано увеличением доли населения старших возрастных групп, больных с хроническими формами заболеваний, одиноких и др., а также значительным удорожанием лечения в стационарах. Организация специализированной медицинской помощи. Роль консультативно-диагностических центров в профилактике и лечении заболеваний. Деятельность консультативно-диагностических центров (КДЦ) в крупных городах расширяет перечень медицинских услуг, оказываемых на догоспитальном уровне, повышает медико-социальную и экономическую эффективность здравоохранения. Организация районного (межрайонного) КДЦ делает амбулаторно-поликлиническую помощь многоэтапной: первый этап — участковый (семейный) врач и врачи других специальностей территориальных поликлиник; второй этап — врачи районного КДЦ (гастроэнтеролог, пульмонолог, кардиолог, эндокринолог, нефролог, хирург-проктолог, хирург-ангиолог и др.); третий этап — врачи-специалисты консультативно-поликлинических отделений вузов и НИИ, городские дифференциально-диагностические комиссии, городские центры специализированной помощи. На базе консультативно-диагностических центров и поликлиник концентрируются наиболее квалифицированные кадры, современное оборудование с максимально эффективным его использованием. Специализированные поликлиники, в отличие от КДЦ, осуществляют динамическое наблюдение за больными с хроническими формами заболеваний. Восстановительно-реабилитационные центры и их структура. Медико-социальное значение восстановительного лечения. По определению ВОЗ, реабилитационно-восстановительное лечение — это процесс, с помощью которого стремятся предотвратить инвалидность в период лечения заболевания и помочь инвалидам достичь максимальной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности, возможной в рамках существующего заболевания или телесного недуга. Среди больных, нуждающихся в восстановительном лечении и реабилитации, следует выделить лиц с травматическими повреждениями конечностей, травматическими и нетравматическими повреждениями центральной и периферической нервной системы, воспалительными и дегенеративными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, хроническими заболеваниями органов дыхания, органов кровообращения и др. Медицинскую и социально-психологическую помощь таким больным оказывают специальные бригады (лечащий врач соответствующего профиля, специалист по физиотерапии, методист по лечебной физкультуре, психолог и др.). Для проведения восстановительно-реабилитационных мероприятий создаются специализированные отделения в поликлиниках, диспансерах, стационарах, медицинских центрах. Существуют многопрофильные больницы и центры восстановительного лечения. Реабилитационные учреждения принимают больных, выписанных из больниц общей сети или направленных непосредственно лечащим врачом. Некоторые больные получают в них стационарное, другие — амбулаторное лечение, в зависимости от состояния, возможностей транспорта и т. п. В основе функционального восстановления лежат физиотерапия, трудотерапия, лечебная физкультура, но реабилитационные учреждения проводят и все виды лекарственной и поддерживающей терапии, ортопедические и корригирующие вмешательства. Медицинская реабилитация основывается на нескольких главных принципах: 1) проведение реабилитационных мероприятий следует начинать как можно раньше; 2) реабилитационные мероприятия должны проводиться только после всестороннего изучения состояния больного (диагноз, прогноз заболевания, состояние психики, социальный и профессиональный статус и др.); 3) комплексное воздействие должно иметь определенную и реальную цель; 4) программа восстановления должна выполняться с активным участием больного и его родственников; 5) реабилитационный процесс не заканчивается с восстановлением функций и трудоустройством больного. Обязательным является динамическое диспансерное наблюдение. Мероприятия по реабилитации больных должны быть отражены в планах учреждений здравоохранения. Организация амбулаторно-поликлинической помощи детям. Функциональные обязанности и показатели работы педиатра. Основными принципами лечебно-профилактической помощи детям являются: непрерывность в наблюдении за здоровьем ребенка с первых дней жизни; преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь детям; этапность в лечении — поликлиника, стационар, санаторий. К типовым учреждениям, оказывающим лечебно-профилактическую помощь детям, относятся: детские городская и областная больницы, специализированные детские больницы (инфекционные, психиатрические, туберкулезные, ортопедо-хирургические, восстановительного лечения), диспансеры, детские городские поликлиники, детские стоматологические поликлиники, учреждения по охране материнства и детства (дома ребенка, родильные дома, молочные кухни), детские бальнеологические лечебницы, грязелечебницы, санатории, специализированные санаторные учреждения круглогодичного действия, детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля. Детская городская поликлиника в районе деятельности обеспечивает: организацию и проведение комплекса профилактических мероприятий (динамическое медицинское наблюдение за здоровыми детьми, профилактические осмотры, диспансеризация, профилактические прививки); лечебно-консультативную помощь на дому и в поликлинике, в том числе специализированную медицинскую помощь, направление детей на лечение в стационары; лечебно-профилактическую работу в дошкольных учреждениях и школах; проведение противоэпидемических мероприятий совместно с центрами ГСЭН. Детская поликлиника (поликлиническое отделение) оказывает медицинскую помощь детям до 14 лет включительно. Оказание лечебно-профилактической помощи детям предусмотрено непосредственно в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях, школах. В детской городской поликлинике должны быть предусмотрены следующие помещения: фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами; кабинеты педиатров и других врачей-специалистов; кабинет по профилактической работе с детьми (кабинет здорового ребенка); отделение восстановительного лечения; лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический, лечебной физкультуры, массажа, процедурный, прививочный и др.); регистратура, гардероб и другие вспомогательные помещения, холлы для ожидания; административно-хозяйственная часть (в самостоятельных поликлиниках). Одним из первоочередных организационных мероприятий в детской поликлинике должно быть создание отделения здорового ребенка, в состав которого входят кабинеты по профилактической работе. Основными задачами кабинета здорового ребенка являются пропаганда здорового образа жизни в семье; обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход); санитарное просвещение родителей в вопросах гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии. Основной фигурой, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь детям, является участковый педиатр. На участке по нормативам должно быть 750—800 детей до 14 лет включительно, в том числе 40—60 детей первого года жизни. Нагрузка участкового педиатра составляет: 5 человек на 1 час приема в поликлинике, 7 — при профилактических осмотрах и 2 — при обслуживании на дому. Основные задачи участкового педиатра: снижение заболеваемости и смертности детей всех возрастов, обеспечение оптимального физического и нервно-психического развития детей. Функциональные обязанности педиатра складываются из следующих разделов: 1) профилактическая патронажная работа (дородовой патронаж, осмотр новорожденного в первые 3 дня после выписки из роддома, ежемесячное наблюдение детей первого года жизни и т.п.), профилактические осмотры детей, углубленное обследование детей перед школой и т.д.; 2) санитарно-просветительная работа среди детей и их родителей (обучение отцов и матерей формированию у детей установки на здоровый образ жизни и др.); 3) противоэпидемическая работа (проведение прививок, выявление и регистрация инфекционных заболеваний, наблюдение за очагом инфекции, мероприятия по реабилитации реконвалесцентов инфекционных заболеваний и др.); 4) лечебная работа (лечение на дому детей с острыми заболеваниями и обострениями хронических заболеваний, прием в поликлинике и др.). По основной форме (№ 1) отчета о деятельности лечебно-профилактического учреждения вычисляются следующие показатели: укомплектованность штатов; нагрузка на врачебную должность (среднее число детей на участке); показатель участковости. Деятельность детской поликлиники оценивается по данным отчета-вкладыша «О медицинской помощи детям», первичной медицинской документации: 1) показатели организации патронажа — дородового (отношение числа детей, матери которых посещались медицинской сестрой, к числу новорожденных) и послеродового (отношение числа новорожденных, находившихся под наблюдением в первые 3 дня после выписки из родильного дома, к числу новорожденных); 2) систематичность наблюдения детей в возрасте 1, 2 и 3 лет (отношение числа детей, наблюдавшихся систематически, к общему числу детей); 3) доля детей, находившихся на грудном вскармливании; 4) индекс здоровья детей различных возрастных групп; 5) заболеваемость новорожденных и повозрастная заболеваемость (на 1000 детей); 6) показатели перинатальной и младенческой смертности; 7) удельный вес профилактических осмотров детей в поликлинике; 8) выявляемость острых и инфекционных заболеваний в поликлинике; 9) удельный вес активных посещений детей педиатром на дому; 10) полнота охвата детей профилактическими осмотрами по возрастным группам; 11) выявляемость заболеваний при профилактических осмотрах; 12) летальность на дому; 13) эффективность диспансерного наблюдения детей; 14) доля детей, имеющих нарушения осанки, снижение остроты зрения и др. Особенности работы по оказанию стационарной помощи детям. Виды стационарной лечебной и восстановительно-профилактической помощи. Плановая госпитализация ребенка осуществляется через детскую поликлинику при наличии направления и подробной выписки из истории развития ребенка о начале заболевания, лечении и результатах анализов, проведенных в поликлинике. Кроме того, должны быть сведения о развитии ребенка, о всех перенесенных соматических и инфекционных заболеваниях; справка из центра ГСЭН об отсутствии контакта с инфекционными больными дома, в детских учреждениях и школе (срок действия справки — 24 ч); справка о прививках.

Приемное отделение детской больницы должно быть оснащено боксами (боксы должны иметь 3—4% от общего числа коек). Наиболее удобными для работы являются индивидуальные боксы Мельцера—Соколова, которые включают в себя предбоксник, палату, санитарный узел, шлюз для персонала. В небольших больницах при отсутствии боксов для приема детей должно быть предусмотрено не менее 2—3 палат.

Основная задача современной больницы — восстановительное лечение, которое включает диагностику заболевания, лечение, неотложную терапию и реабилитацию. Детская больница имеет в своем составе следующие основные структурные подразделения: отделение приема и выписки больных; клиническое отделение; изоляционно-диагностическое отделение; вспомогательные отделения и службы; административно-хозяйственные службы. Отделение приема и выписки больных осуществляет: медицинский осмотр, первичную диагностику и сортировку поступающих детей; изоляцию детей, имевших контакт с инфекционными больными; оказание первой неотложной помощи; санитарную обработку; учет движения больных; справочно-информационное обеспечение. Изолированный прием каждого ребенка легче всего проводить при наличии в приемном отделении боксов. Каждый бокс имеет 1 или 2 койки. Общее число боксов в приемном отделении соматической больницы планируют из расчета 5% от числа коек в стационаре. Палаты для детей в возрасте до года боксируются. В каждом боксе размещается по 1—2 койки, а в палате для детей старших возрастов — не более 4 коек. Матери в боксы допускаются только в часы кормления детей; они участвуют также в организации прогулок детей, проведении массажа под контролем медицинского работника. Существующими нормативами предусматривается полезная площадь в отделении на 1 больного 6 м2. На 1 врача-ординатора приходится до 20 детей. В детских больницах опасность внутрибольничных инфекций значительно выше, чем в больницах для взрослых. Для предотвращения заноса возбудителей инфекционных заболеваний в стационар игрушки и книги для детей принимают только новые, не бывшие в употреблении. При выявлении ребенка с острым инфекционным заболеванием в отделении устанавливается карантин на срок инкубационного периода для данного заболевания. При заполнении палат соблюдают принцип одномоментного приема больных в палату с тем, чтобы вновь поступающих больных не помещали в палаты, в которых находятся выздоравливающие дети. В больницах, имеющих в своем составе хирургическое отделение, в настоящее время создаются отделения (палаты) анестезиологии и реанимации. Во многих детских стационарах и специальных лечебных центрах осуществляется реабилитационно-восстановительное лечение. В стационаре должны проводиться воспитательная работа с детьми с учетом их возрастных особенностей, создаваться соответствующий лечебно-охранительный режим.

В стационаре завершается первый этап реабилитации и восстановительного лечения — клинический. Далее следуют второй этап — санаторный и третий этап — адаптационный, который проводится в санаториях и амбулаторно-поликлинических учреждениях. Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды.

Профилактика — составная часть медицины. Социально-профилактическое направление в деле охраны и укрепления здоровья народа включает в себя медицинские, санитарно-технические, гигиенические и социально-экономические мероприятия. Создание системы предупреждения заболеваний и устранения факторов риска является важнейшей социально-экономической и медицинской задачей государства. Выделяют индивидуальную и общественную профилактику. В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии у человека рассматривают 3 вида профилактики. Первичная профилактика — это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, оздоровление окружающей среды и др.). К первичной профилактике относят социально-экономические мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию и др. Вторичная профилактика — это комплекс мероприятий по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (снижение иммунного статуса, перенапряжение, адаптационный срыв) могут привести к возникновению, обострению или рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления. Ряд специалистов предлагают термин «третичная профилактика» как комплекс мероприятий по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности личности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем) реабилитацию. Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.

28. Роль диспансерного метода в профилактике. История, современное состояние, перспективы, организация диспанцеризации детей. Использование диспансерного метола в работе детской поликлиники. Активный патронаж как элемент диспансерного метода. Анализ качества и эффективности диспансеризации.

Диспансерный метод – активный патронаж детей раннего возраста, профилактическое наблюдение детей школьного и дошкольного возраста, активный осмотр взрослого населения. Применение в ЖК. Работа построена по территориально-участковому типу, около 700 женщин. С 15 лет – 1 раз в год: беременные, послеродовые, гинекологические больные, все остальные. Беременные: 1 триместр – 1 раз в месяц, 2 триместр – 2 раза, 3 триместр – 1 раз в неделю. Терапевт – 2 раза за беременность, стоматолог, окулист, эндокринолог. Содержит каб. участковых акушеров-гинекологов, каб. психопрофилактики, школы материнства материнства, ФЗТ, ЛФК, процедурный, лабораторию. Обслуживание - беременных, женщин в послеродовом периоде, с гинекологическими заболеваниями, профилактические осмотры, экспертиза нетрудоспособности, ведение учетной и отчетной документации. Для оценки эффективности дисп-ции: 1) нагрузка на врачебную должность, 2) показатель участковости, 3) широта охвата беременных диспансеризацией, 4) своевременность постановки на учет, 5) непрерывность наблюдения за беременными, 6) исходы беременности, 7) полнота обследования беременных, 8) частота ошибок в определении срока беременности. Применение в гор. п-ке. Это активный метод динамического наблюдения за сост. здоровья населения с целью раннего выявления заб-ний, взятия на учет и комплексного леч. б-ных, проведения мероприятий по оздоровлению условий труда, быта, предупреждению возникновения и распространения заболеваний, укреплению трудоспособности. Задачи: формирование контингентов, оценка состояния здоровья и динамическое наблюдение, проведение комплекса оздоровительных мероприятий, обеспечение эффективности диспансеризации. Осуществляется всеми врачами ЛП подразделений поликлиники. Отделение профилактики: 1) каб. доврач. приема, 2) смотровой женский, 3) анамнестич. для выявления лиц с повыш. риском заб-й, 4) каб. орг-ции и контроля за дисп-цией и ведения централиз. картотеки лиц, состоящих на дисп. учете, 5) каб. сан. просвещения и гиг. воспитания, 6) каб. профилакт. осмотров декретированных контингентов. Задачи: раннее выявление б-х и лиц с повыш. риском заб-й; орг-ция и квалифицир. проведение предварит. и профилакт. осмотров; орг-ция и контроль за проведением дисп-ции; орг-ция и проведение профилакт. прививок взрослым и подросткам; разработка плана мероприятий по первичной и вторичной профилактике заб-й на территории обслуживания поликлиники; пропаганда СГ знаний и борьба с вредными привычками, малоподвижным образом жизни, избыточным питанием. Для этого: профилакт. флюорография; осмотр женщин; группы риска, анализы на сахарный диабет; профосмотры; учет дисп-х; ведение документации; выписки. Немаловажную роль в оценке здоровья детей играют показатели физического развития, которые служат одним из критериев оценки работоспособности и в этом отношении используются в школьной, спортивной и профессиональной антропометрии. Обязательному освидетельствованию подлежат н\р, дети 1-го года (ежемесячно), раннего и дошкольного возраста (ежегодно), перед поступлением в школу, в декретированных классах (3, 6, 8), что соот-т приказу МЗСССР № 387. Для оценки эффективности дисп-ции: • контрольная карта диспансерного наблюдения, • список лиц, подлежащих целевому медосмотру, • сводная ведомость заболеваний, подлежащих диспансерному наблюдению (охват населения медосмотрами, полнота охвата и эффективность диспансеризации, своевременность взятия на диспансерный учет).

Показатель эффективности профилактических осмотров:

Удельный вес выявленных нарушений здоровья у детей (плоскостопие) = (Выявлено при профилактических осмотрах детей с плоскостопием / Всего осмотрено детей) х 100%.

Аналогичным образом вычисляются показатели по отдельным нозологическим формам.

Показатель диспанцеризации:

Охват диспансерным наблюдением детей, больных хр. пневмонией = (Число детей, находившихся под диспансерным наблюдением и перенесших хр пневмонию / Всего зарегистрировано детей с заболеванием хр пневмонией) х 100%.

Анологичным образом рассчитываются показатели по другим нозологическим группам.

Патронаж (франц. patronage покровительство) — форма работы лечебно-профилактических учреждений, основными целями которой являются проведение на дому оздоровительных и профилактических мероприятий, внедрение правил личной гигиены и улучшение санитарно-гигиенических условий в быту. Особенно широко П. используется в учреждениях охраны материнства и детства, некоторых диспансерах. Осуществляется врачами, участковыми (патронажными) сестрами детских поликлиник, диспансеров и сельских врачебных участков, фельдшерами и акушерками женских консультаций и фельдшерско-акушерских пунктов. Особой формой П. является уход за одинокими и престарелыми больными, осуществляемый патронажными медсестрами обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Патронаж беременных — составная часть системы диспансерного наблюдения за беременной женщиной, целью которого является осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья матери, предупреждение развития у нее заболеваний и осложнений беременности, раннее их выявление, лечение и обеспечение условий для нормального развития плода. Эффективность проводимых в женской консультации мероприятий по охране здоровья беременной и антенатальной охране плода наиболее высокая, когда они осуществляются с ранних сроков и проводятся систематически в течение всей беременности. Кроме того, это позволяет врачу правильно определить сроки беременности и декретного отпуска. Установлена четкая зависимость между уровнем перинатальной смертности и числом, а также регулярностью посещений беременной консультации. Во время беременности при ее физиологическом течении женщина должна посетить акушера-гинеколога в среднем 14 раз. После первого осмотра явка назначается через 7—10 дней (с результатами анализов, заключением терапевта и других специалистов); в дальнейшем в первую половину беременности — 1 раз в месяц; после 20 недель — 2 раза; после 32 недель — 3—4 раза. При посещении беременной женской консультации врач и акушерка имеют возможность оценить ее состояние по динамике прироста массы тела, уровню АД, анализам мочи и др. О состоянии плода судят по данным ультразвукового и других специальных исследований. При выявлении у беременной соматических заболеваний, осложнений беременности частота наблюдении и объем обследований возрастают. Если женщина является в женскую консультацию нерегулярно или не посещает врача в назначенный срок, особенно при наличии патологии беременности, акушерка осуществляет патронаж, т.е. навещает ее дома, выясняет причину неявки, измеряет АД и приглашает на прием к врачу. П. проводят также при отказе женщины от госпитализации. В этом случае врач или акушерка разъясняют женщине или ее близким родственникам опасность, к которой могут привести нарушения в состоянии здоровья женщины и плода, а также напоминает об ответственности за отказ от госпитализации. При этом врач назначает соответствующую терапию и продолжает наблюдать беременную на дому. При посещении беременной на дому врач и акушерка дают рекомендации по питанию, личной гигиене, участию женщины в домашней работе, исходя из условий жизни семьи и здоровья женщины. Результаты патронажа, дата его осуществления заносятся в Индивидуальную карту беременной, родильницы (форма № 111/у). Патронаж беременной может осуществлять и врач, если женщина по состоянию здоровья не может посетить консультацию или необходимость ее осмотра врачом на дому выявлена акушеркой при патронаже. В регионах с высокой рождаемостью, при значительном числе многорожавших женщин на участке для осуществления патронажа беременных выделяется специальная патронажная акушерка. Дородовой патронаж беременных осуществляют также медсестры детской поликлиники. Сведения о беременных в детскую поликлинику поступают из женской консультации. Медсестра посещает беременную дважды: первый раз в течение 10 дней после получения сведений о ней из женской консультации, второй раз — на 31—32-й неделе беременности. Цели дородового патронажа: установить контакт детской поликлиники с будущей матерью, познакомиться с условиями жизни будущего ребенка, оценить социальное положение семьи, гигиеническое состояние квартиры, выяснить состояние здоровья матери, дать ей необходимые рекомендации по режиму труда, отдыха, питанию, по подготовке уголка для новорожденного, обучить правилам вскармливания и ухода за новорожденным, проконтролировать регулярность посещения женщиной школы молодых матерей. При обнаружении социально-бытовых трудностей в семье медсестра может направить женщину на консультацию к юрисконсульту. Патронаж детей осуществляется на каждом педиатрическом участке врачом-педиатром и участковой сестрой либо фельдшером. Основными задачами П. детей на дому являются ранняя диагностика начальных отклонений в состоянии здоровья детей и своевременное назначение оздоровительных и корригирующих мероприятий, контроль за осуществлением ухода матерью за новорожденным и его вскармливанием. Первый раз врач-педиатр и медсестра посещают ребенка на 2—3-й день после выписки его из акушерского стационара, затем один раз в неделю. Т.о., участковый врач-педиатр осматривает ребенка на первом месяце жизни 3—4 раза. В некоторых регионах страны первый осмотр новорожденных участковым педиатром осуществляется в родильном доме. Медсестра посещает ребенка на первой неделе 2 раза, затем еженедельно, в среднем на первом месяце не менее 5—6 раз. В течение последней недели первого месяца жизни ребенок должен быть осмотрен в детской поликлинике в специально отведенный для приема день. Во время П. даются советы по правилам гигиенического ухода за новорожденным, режиму сна, бодрствования, вскармливания, профилактике гипогалактии, гнойничковых заболеваний кожи. Совместно с матерью вырабатывается тактика наблюдения за новорожденным с учетом течения беременности, родов, условий жизни семьи. Медсестра должна обращать внимание на тщательность сцеживания матерью молока, поведение ребенка после кормления. Качество указанной работы зависит от профессионального уровня медперсонала детской поликлиники. Наблюдение за ребенком первого месяца жизни, все виды медпомощи осуществляются только на дому. При организации наблюдения за новорожденными на участке особое внимание обращается на детей, рожденных матерями группы высокого риска перинатальной патологии. В дальнейшем патронаж детей врачом или медсестрой может быть организован по показаниям (например, после перенесенных заболеваний). На селе патронаж детей до 1 года осуществляет медсестра. Она контролирует рациональное вскармливание ребенка, организует мероприятия по профилактике рахита и гипотрофии, профилактические прививки, проводит работу по повышению санитарной культуры матери. При отсутствии в штате ФАП патронажной медсестры эти функции выполняет акушерка. Результаты патронажа заносятся в амбулаторную карту или патронажные тетради. Врачебный патронаж детей первого месяца жизни и дальнейшее наблюдение за их развитием осуществляет врач-педиатр сельского врачебного участка, в труднодоступных районах — врач-педиатр выездной врачебной бригады центральной районной больницы

27. Особенности организации и состояние лечебно-профилактической помощи городскому населению. Развитие участкового принципа организации лечебно-профилактической помощи. Особенности профилактической работы участковых врачей. врача общей практики, семейного врача, участковых бригад. Организация противоэпидемических мероприятий и вакцинация населения врачебных участков.

В настоящее время в амбулаторно-поликлинических учреждениях начинают и заканчивают лечение 80-90% населения. Поликлиника – это ЛПУ, в кот. оказывается медпомощь приходящим б-ным или б-ным на дому, а также осуществляется комплекс леч-проф мероприятий по предупреждению развития и лечению заболеваний и их осложнений. Основные принципы организации и оказания амбул-поликл помощи являются: 1) участковый принцип; 2) диспансерный метод; 3) общедоступность. Участково-территориальный принцип: обслуживание административной территории делится на участки с опр. кол-вом населения; к каждому участку прикреплены врачи и медсестры; на 1 тер. участок приходится 1700 взрослого населения. Уч. терапевт обязан обеспечить: оказание терапевтической помощи; экстренная мед пом независ от места жительства; своеврем госпитализация с предварит обслед-ем; экспертиза времен нетрудоспособности; диспансеризация; прфилактика заб-ний; орг. и провдение проф прививок; повышение квалификации; сан-просвет работа. Рекомендуемое соотношение врач: средний: младший медперсонал составляет в ср. для гор. пол-к 1: 2,2: 0,9. Продолжительность рабочего дня (6-ти дневная работа пол-ки, в воскресенье-неотложка) составляет 6,5 ч: 6 часов на выполнение профобязанностей и 0,5ч – на оформление документации, вызов лиц состоящих на диспнаблюдении и тд. Структура п-ки: 1) регистратура; 2) леч-проф отд.; 3) лаб-диагностич. отд.; 4) административное; 5) отд. функц-ой диагностики; 6) коммерческие. Документация: 1) мед. карта амб. б-го; 2) стат. талон; 3) талон на прием; 4) дневник работы врача; 5) книга записи вызовов; 6) БЛ; 7) книга регистрации БЛ; 8) журнал для записи заключ. КЭК; 9) рецепты; 10) направления; 11) экстренные извещения об инф. заб.; 13) мед свидетельство о смерти. Прием в пол-ке осуществляется участковыми врачами и врачами- спецмалистами в течении дня с 8 до 21 ч по скользящему графику. Одним из основных видов д-ти пол-ки явл-ся помощь на дому, которая оказывается круглосуточно: с 9 до 14 ч – участковым врачом, в остальное время - врачом скорой и неотложной помощи. При оформлении вызова врача на дом выясняется состояние больного, при необходимости врач выезжает к больному на дом. В случае необходимости госпитализации, вызывается скорая мед помощь. Последующие посещения врачом больного на дому называют активными, если они сделаны по инициативе врача без вызова его больным. В соответствии с положением «о враче-терапевте участковой пол-ки» участковый терапевт обязан: 1) обеспечить своевременную квалифицированную помощь населению участка в пол-ке и на дому; 2) экстренную помощь независимо от их места жит-ва; 3) своевременную госпитализацию с предварительным обследованием при плановой гос-ии; 4) консультирование больных, при необходимости совместно с зав отделением и др специалистами; 5) раннее выявление, д-ку и лечение инф-х заб-ий, немедленную сигнализацию зав терапевтическим отд-м и врачу кабинета инф-х заб-ий о всех случаях инф-х заболеваний или подозрении на инфекцию; о пищевых и профессиональных отравлениях; о нарушении противоэпидимических требований инфекционным больным, оставленных для лечения на дому: направление экстренного извещения в соответствующую СЭС; 6) внедрение современных методов проф-ки, д-ки и лечения; 7) экспертизу временной нетрудоспособности в соот-ии с постановлением об экспертизе временной нетрудоспособности; 8) организацию диспанцеризации взрослого населения (выявление, взятие на учет, динамическое наблюдение, лечебно-оздоровительные мероприятия) в соот-ии с перечнем нозологических форм, подлежащих диспансерному наблюдению у врача-терапевта, анализ эффективности и качества диспанцеризации; 9) организацию и проведение проф-х прививок и дегельминтизацию населения; 10) повышение своей квалификации и уровня мед-х знаний; 11) проведение сан. просвет. работы среди населения, борьбу с вредными привычками. Работа врача осущ-ся по графику, утвержденному зав отделением, в котором фиксированы часы приема на дому, амбулаторного приема, проф-ая и др работа. Приказом Министерства здравоохранения РФ № 237 от 26.08.1992 г. "О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)" в номенклатуру врачебных специальностей и врачебных должностей в учреждениях здравоохранения включены новая специальность "врач общей практики (семейный врач)" и новая должность "врач общей практики (семейный врач)".

В приказе дано такое определение этого специалиста: "Врач общей практики (семейный врач) - специалист, широкоориентированный в основных врачебных специальностях и способный оказать многопрофильную амбулаторную помощь при наиболее распространенных заболеваниях и неотложных состояниях". Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, введенными в действие 22.07.1993 г., предусмотрено, что семья по договоренности всех ее совместно проживающих членов имеет право на выбор семейного врача, который обеспечивает ей медицинскую помощь по месту жительства (статья 22, пункт 3). В "Основах" дано определение понятия семейного врача как специалиста: "Семейный врач - это врач, прошедший специальную многопрофильную подготовку по оказанию первичной медико-санитарной помощи членам семьи, независимо от их пола и возраста" (статья 59, пункт 1). В международных документах врач общей практики и семейный врач рассматриваются как идентичные понятия. Это означает, что врач общей практики должен иметь дело с разными группами населения (дети, подростки, взрослые, пожилые, женщины, беременные, острые и хронические больные и др.), и что он должен обладать соответствующими знаниями. Эксперты разных стран договорились писать ВОП через дробь семейный врач (ВОП/СВ), поскольку пока их функции разделить невозможно и они явля-ются как бы едиными целыми. Положение о враче общей практики (семейном враче). 1. Общие положения: 1.1. Врач общей практики (ВОП) - специалист с высшим медицинским образованием, имеющий юридическое право оказывать ПМСП и первичную многопрофильную медико-социальную помощь населению. 1.2. На должность врача общей практики принимается специалист, освоивший программу подготовки и получивший сертификат. 1.3. Врач общей практики оказывает помощь индивидуально или совместно с другими врачами (групповая практика). В зависимости от социально-демографического состава обслуживаемого населения, бригада врачей может включать и других специалистов, в том числе социальных работников. 1.4. Врач общей практики осуществляет амбулаторный прием и лечение на дому, оказание неотложной помощи, проведение комплекса профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, содействие в решении медико-социальных проблем семьи. 1.5. За врачом общей практики на договорной основе могут быть закреплены койки в стационаре для ведения больных. При необходимости врач общей практики может организовать стационары на дому, дневные стационары в поликлинике. 1.6. Врачу общей практики непосредственно подчиняется средний медицинский персонал, имеющий специальную подготовку, а также по согласованию с органами социальной защиты - социальный работник. 1.7. Врач общей практики руководствуется настоящим положением, законодательными и нормативными документами РФ по вопросам охраны здоровья населения. 1.8. Контроль за деятельностью врача общей практики проводится в установленном порядке органами здравоохранения по месту работы врача. 1.9. Назначение и увольнение врача общей практики осуществляется в соответствии с действующим законодательством и условиями контракта. 2. Обязанности врача общей практики (семейного врача). Основной обязанностью является оказание первичной медико-социальной помощи населению, в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и полученным сертификатом. 2.1. Проведение санитарно-просветительной работы по воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, предупреждению развития заболеваний. 2.2. Осуществление профилактической работы, направленной на выявление ранних и скрытых форм заболевания и факторов риска. 2.3. Осуществление динамического наблюдения за состоянием здоровья пациентов с проведением необходимого обследования и оздоровления. 2.4. Оказание срочной помощи при неотложных и острых состояниях. 2.5. Своевременная консультация и госпитализация больных в установленном порядке. 2.6. Проведение лечебных и реабилитационных мероприятий в объеме, соответствующем требованиям квалификационной характеристики. 2.7. Проведение экспертизы временной нетрудоспособности пациентов в соответствии с Инструкцией "О порядке выдачи больничных листков" и направления на МСЭК. 2.8. Организация медикосоциальной и бытовой помощи совместно с органами социальной защиты и службами милосердия одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным. 2.9. Оказание консультативной помощи семье по вопросам: а) иммунопрофилактики; б) вскармливания, воспитания детей, подготовки их к дошкольным учреждениям, школе, профориентации; в) планирование семьи, этики, психологии, гигиены, социальных и медико-сексуальных аспектов семейной жизни. 2.10. Ведение утвержденных форм учетной и отчетной документации. 3. Права врача общей практики (семейного врача). Врач общей практики имеет право: 3.1. Контролировать работу подчиненного ему среднего и младшего медицинского персонала (всего персонала общей практики). 3.2. Заключать договора на оказание медицинских услуг в рамках программ обязательного и добровольного медицинского страхования и программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи с любыми органами, предприятиями, учреждениями, страховыми кампаниями в установленном порядке. 3.3. Получать плату за медицинские услуги, не преду


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: