double arrow

Производство неотложных следственных действий


При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания по согласованию с прокурором возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия (ч. 1 ст. 157 УПК). При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности (ч. 4 ст. 146 УПК).

Неотложные следственные действия производят:

1) органы внутренних дел Российской Федерации - по всем уголовным делам, за исключением преступлений, отнесенных к компетенции нижеперечисленных органов дознания;

2) органы налоговой полиции – по налоговым преступлениям;

3) органы федеральной службы безопасности – по уголовным делам, отнесенным к их компетенции (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК);

4) таможенные органы – по уголовным делам о преступлениях, отнесенным законом к их компетенции (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК);




5) командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов – по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

6) органы государственной противопожарной службы;

7) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

8) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

9) руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (ч. 2 ст. 157, ч. 3 ст. 40 УПК).

Органы внутренних дел (милиция) могут быть отнесены к органу дознания универсальной компетенции, так как ими осуществляется дознание по большинству уголовным дел.



В каждом случае при поступлении заявления или сообщения о любом совершенном или подготавливаемом преступлении орган дознания обязан произвести следующие действия:

1) прибыть на место происшествия немедленно после получения сообщения;

2) обеспечить охрану места происшествия;

3) оказать, если в этом есть необходимость, первую помощь потерпевшему и установить его личность;

4) принять меры к сохранению в неприкосновенности всей обстановки, если на место должен прибыть дознаватель или следователь;

5) собрать необходимый справочный материал об обстоятельствах происшествия путем опроса очевидцев и лиц, проживающих поблизости, установить личность очевидцев, могущих быть свидетелями;

6) в пределах возможного собрать сведения о лице, совершившем преступление, и принять меры к его розыску и задержанию;

7) лицо, принявшее сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников информации, чем указанные в ст. 141 и 142 УПК, обязано составить рапорт об обнаружении признаков преступления.

При установлении признаков преступления, по которому обязательно проведение предварительного следствия, орган дознания после возбуждения уголовного дела должен произвести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Неотложными следственными действиями закон называет "действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования" (п. 19 ст. 5 УПК).



Неотложными являются такие следственные действия, промедление с производством которых может привести к утрате, порче следов преступления, или затруднит их обнаружение и закрепление, или даст возможность лицу, подозреваемому в совершении преступления, уклониться от следствия и суда. Следовательно, неотложные действия - это те следственные действия, которые проводятся органами дознания незамедлительно, так как промедление в их производстве может привести к отрицательным последствиям, а иногда и исключить возможность раскрытия преступления и изобличения лица, его совершившего. Действующий УПК не дает их перечень, но традиционно к ним можно отнести: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемого, допрос потерпевших и свидетелей и другие действия, незамедлительность проведения которых диктуется обстоятельствами совершенного преступления.

По выполнении неотложных следственных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения дела, орган дознания обязан передать дело прокурору. После направления уголовного дела прокурору орган дознания может проводить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. Следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). В случае передачи прокурору уголовного дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК).

Оперативно-розыскная деятельность представляет собой нормативно урегулированную систему разведывательно-поисковых мероприятий, осуществляемых специально на то уполномоченными подразделениями органов дознания с целью обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность согласно ст. 13 Закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" предоставлено оперативным подразделениям:

1) органов внутренних дел;

2) органов Федеральной службы безопасности;

3) органов пограничной службы;

4) федеральных органов налоговой полиции;

5) таможенных органов;

6) службы внешней разведки;

7) Федеральных органов государственной охраны: Главного Управления охраны РФ и Службы безопасности Президента Российской Федерации.

В задачу этих органов входит выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, и уклоняющихся от уголовного наказания; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности (ст. 2 Закона). Порядок и способы осуществления оперативно-розыскной деятельности кроме Закона об оперативно-розыскной деятельности определяются актами Министерства внутренних дел, Службы безопасности, пограничных войск и Управления государственной охраны, которые подлежат приведению в соответствие с УПК.

В результате осуществления оперативно-розыскной деятельности могут быть получены сведения об объектах преступных посягательств и лицах, их совершивших; о свидетелях-очевидцах совершенных или подготавливаемых преступлений; о местах хранения похищенного имущества, предметов и документов, имеющих значение для раскрытия и расследования преступлений.

Розыскные меры – это меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 38 ст. 5 УПК). Установление лица, подозреваемого в совершении преступления, предполагает деятельность по раскрытию преступления, изобличению лица, совершившего преступление, а также обнаружение его места нахождения. Процесс раскрытия преступления включает в себя проведение розыскных мероприятий и неотложных следственных действий по установлению лиц, совершивших преступление, и обстоятельств, имеющих доказательственное значение по их изобличению. Розыскные меры обеспечивают добывание информации, благоприятствующей процессуальному доказыванию вины лица, подозреваемого в совершении преступления.

Результаты розыскных и оперативно-розыскных мер используются для подготовки и осуществления следственных действий, а также в качестве доказательств после их проверки и закрепления следственным путем. Оперативно-розыскное сопровождение предварительного расследования осуществляется после направления уголовного дела прокурору для установления лица, совершившего преступление, только по поручению следователя. Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе (ч. 7 ст. 164 УПК).

Органы дознания не вправе проводить полное расследование по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, приостанавливать и прекращать их. По таким делам дознание, после выполнения дознавателем неотложных следственных действий, заканчивается составлением постановления о направлении дела прокурору (ч. 3 ст. 149 УПК).

При отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела дознаватель выносит мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования, установленный ст. 124 и 125 УПК.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору или в суд. При рассмотрении жалобы прокурор вправе в течение 48 часов с момента вынесения дознавателем постановления об отказе в возбуждении уголовного дела отменить его и возбудить уголовное дело. Судья, признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносит соответствующее постановление не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы, направляет его для исполнения прокурору и уведомляет об этом заявителя.

По делам, по которым предварительное следствие обязательно, прокурор также вправе отстранять дознавателя от производства расследования, если им допущено нарушение требований уголовно-процессуального законодательства, изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя, поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю являются обязательными, обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

Производство расследования по делам, по которым до­знанием исчерпывается расследование по делу.

Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, характеризуется тем, что органы дознания производят расследование в полном объеме, руководствуясь правилами, установленными для предварительного следствия. Дознанием может исчерпываться расследование по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести – по письменному указанию прокурора (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК). По письменному указанию прокурора уголовные дела, подследственные органам дознания, могут быть переданы для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК).

Предварительное расследование в форме дознания согласно ч. 3 ст. 151 УПК производится:

1) дознавателями (следователями) органов внутренних дел Российской Федерации – по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК;

2) дознавателями (следователями) органов налоговой полиции – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 198 и ч. 1 ст. 199 УК РФ;

3) дознавателями органов пограничной службы Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженных органами пограничной службы), ч. 1 ст. 322 и ч. 1 ст. 323 УК РФ, а также о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 188 УК РФ (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами пограничной службы в отсутствие таможенных органов РФ);

4) дознавателями органов службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312 и 315 УК РФ;

5) дознавателями таможенных органов Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ;

6) дознавателями органов Государственной противопожарной службы – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 168, ч. 1 ст. 219, ч. 1 ст. 261 УК РФ;

7) следователями прокуратуры – по уголовным делам о преступлениях, подследственных органам дознания и совершенных лицами, указанными в ст. 447 УПК, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, а также должностными лицами органов федеральной службы безопасности, внешней разведки, налоговой полиции и т.д. (пп. "б" и "в" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК).

8) по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести – по письменному указанию прокурора (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК).

Круг уголовных дел, по которым дознание исчерпывает все расследование по делу, составляют преступления небольшой тяжести и некоторые преступления средней тяжести, возбуждаемые в отношении конкретных лиц (ч. 2 ст. 223 УПК). Этот вид дознания проводится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Указанный срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на 10 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

По делам о преступлениях, расследование по которым исчерпывается дознанием, в случае необходимости проводятся розыскные и оперативно-розыскные мероприятия, однако основными являются следственные действия. Кроме того, в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам уголовно-процессуальным законом (ст. 89 УПК). Не допускается также возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК).

Дознаватель принимает все предусмотренные законом меры к тому, чтобы полно, всесторонне и объективно установить событие преступления, круг лиц, причастных к совершению преступления, роль и виновность каждого из них в его совершении, обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину, размер и характер причиненного ущерба и т.д. Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22, 24–29 УПК. Дознаватель при наличии соответствующих фактических оснований вправе производить по возбужденному уголовному делу следственные действия: осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, выемку, допросы, очные ставки, предъявление для опознания, проверку показаний на месте, назначение и производство экспертиз и т. д.

По делам, где дознанием исчерпывается все расследование по делу, защитник участвует в уголовном деле в общем порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 49 УПК.

При этом защитник вправе собирать доказательства путем:

1) получения предметов, документов и иных сведений;

2) опроса лиц с их согласия;

3) истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии (ч. 3 ст. 86 УПК).

Из следственных действий, на производство которых установлен судебный порядок получения разрешения (ст. 165 УПК), дознаватель вправе с согласия прокурора возбудить перед судом ходатайство об избрании в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 1 ст. 224 УПК).

Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу. При невозможности составить обвинительный акт в указанный срок подозреваемому предъявляется обвинение в общем порядке, установленном для предварительного следствия ст. 171–175 УПК, либо данная мера пресечения отменяется или изменяется на иной вид, не связанный с получением разрешения в судебном порядке.

Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем составляется протокол, в котором указываются даты начала и окончания ознакомления с материалами уголовного дела, заявленные ходатайства и делается отметка об ознакомлении с материалами дела. Потерпевшему или его представителю по его ходатайству также могут быть предоставлены для ознакомления обвинительный акт и материалы уголовного дела, о чем составляется протокол (ч. 2 и 3 ст. 225 УПК).

Поскольку дознаватель не наделен полномочиями привлекать граждан в качестве обвиняемых (кроме случая невозможности в десятидневный срок составить обвинительный акт), постольку вывод дознавателя об установлении лица, совершившего преступление, формулируется в обвинительном акте, которым завершается дознание, исчерпывающее все расследование по уголовному делу.

Согласно ст. 225 УПК по окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, в котором указываются:

1) дата и место его составления;

2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;

3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;

4) место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела;

5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации;

6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты;

7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

8) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;

9) список лиц, подлежащих вызову в суд.

Обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору.

Прокурор, изучив обвинительный акт и материалы уголовного дела в течение двух суток, принимает одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения по существу;

2) о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям ст. 225 УПК со всеми письменными указаниями. При этом прокурор может продлить срок дознания, но не более чем на 3 суток;

3) о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 24–28 УПК;

4) о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое. В процессе производства дознания указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору, не приостанавливая исполнения обжалованных указаний (ч. 4 ст. 41 УПК).

Сущность, задачи и виды подготовки дела к судебному заседанию.

Судебное производство открывается стадией подготовки дела к судебному заседанию.

Перед стадией судебного разбирательства, где человек может быть признан виновным в совершении преступления, возникает необходимость еще раз проверить существо дела. Дело с необоснованным обвинением, с различными нарушениями порядка расследования в принципе и не должно попадать в суд. Обвинение, выдвигаемое следователем или прокурором, должно быть выстроено на объективной основе, быть всесторонне проверенным, все процессуальные действия должны быть произведены в соответствии с законом. Имеющиеся уголовно-правовые проблемы и процессуальные изъяны должны быть устранены еще в ходе предварительного расследования. Однако так бывает далеко не всегда. Поставить преграду на пути некачественно расследованных дел в судебное разбирательство призвана стадия подготовки к судебному заседанию.

Стадия подготовки к судебному заседанию сочетает в себе две задачи - проверочную и подготовительную.

Проверочная задача сводится к выяснению судом в отношении каждого обвиняемого вопросов о том, подсудно ли уголовное дело данному суду, вручена ли копия обвинительного заключения (обвинительного акта), подлежит ли отмене или изменению избранная мера пресечения, подлежат ли удовлетворению заявленные ходатайства и поданные жалобы, приняты ли меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, и возможной конфискации имущества, имеются ли основания для проведения предварительного слушания (ст. 228 УПК).

Подготовительная задача состоит в создании предпосылок для рассмотрения дела в стадии судебного разбирательства. С этой целью судом производится предварительное слушание, принимаются меры по обеспечению иска и возможной в будущем конфискации имущества, выносится решение о назначении судебного заседания.

Стадия подготовки к судебному заседанию может быть проведена в общем порядке (гл. 33 УПК) и в порядке предварительного слушания (гл. 34 УПК).

Производство в суде первой инстанции  начинается с реализации полномочий судом по поступивше­му в суд уголовному делу. Судья единолично изучает поступившее к нему уголовное дело с обвинительным зак­лючением или обвинительным актом, проверяет, соблюде­ны ли требования процессуального закона при производ­стве предварительного расследования и направлении дела в суд, и при отсутствии препятствий для рассмотрения дела в судебном разбирательстве назначает судебное заседание и выполняет необходимые подготовительные действия для рассмотрения дела в судебном заседании.

Закон определяет вопросы, подлежащие выяснению по поступившему в суд уголовному делу при назначении су­дебного заседания, и виды решений, которые судья полно­мочен принять по поступившему уголовному делу.

В стадии подготовки уголовного дела к судебному разбирательству судья единолично выясняет вопросы, решение которых непосредственно связа­но с возможностью назначения судебного заседания по делу: соблюдения требований процессуального закона, от­сутствия его нарушений и иных препятствий для рассмот­рения дела в суде. Эти вопросы должны быть разрешены в отношении каждого обвиняемого.

Судья проверяет, направлено ли ему дело по подсудно­сти. Если будет признано, что дело не подсудно данному суду, то оно направляется в другой суд, который и должен решить все вопросы, связанные с назначением судебного заседания.

После положительного решения вопроса о подсудности дела данному суду судья обязан выяснить, вручены ли ко­пии обвинительного заключения (обвинительного акта) об­виняемому и его защитнику, а также потерпевшему. В слу­чае если обвиняемому не была вручена копия указанного процессуального документа, судья возвращает уголовное дело прокурору. В последнем случае судья выносит реше­ние о назначении предварительного слушания.

Судья обязан также проверить: подлежит ли отмене или изменению избранная мера пресечения; подлежат ли удовлетворению заявленные ходатайства и подан­ные жалобы. Ходатайства и жалобы участников процесса могут поступить в суд вместе с делом от прокурора или быть направлены ими непосредственно в суд.

При решении вопроса, приняты ли меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, и воз­можной конфискации имущества, судья выясняет: разъяс­нено ли потерпевшему, гражданскому истцу право на возмещение вреда и предъявление гражданского иска, предъяв­лен ли гражданский иск, приняты ли меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением. В случае если такие меры не были приняты в ходе предварительного расследования, судья при наличии ходатайства потерпевше­го, гражданского истца или их представителей либо проку­рора вправе вынести постановление о принятии мер по обес­печению возмещения вреда, причиненного преступлением, либо возможной конфискации имущества, исполнение ко­торого возлагается на судебного пристава-исполнителя.

Рассмотрение дел в стадии назначения судебного засе­дания завершается вынесением судьей постановления.

Подготовка дела к судебному заседанию в общем порядке.

Подготовка к судебному заседанию в общем порядке проводится судьей единолично без проведения судебного слушания. Подготовка к судебному заседанию в общем порядке предполагает выяснение ряда вопросов (ст. 228 УПК).

Прежде всего должно быть выяснено, подсудно ли дело данному суду. При отрицательном ответе на этот вопрос отпадает необходимость в решении последующих вопросов. Именно поэтому разобраться с вопросом о подсудности закон предписывает в первоочередном порядке. Выяснив, что дело данному суду не подсудно, судья обязан направить его в иной суд. Определение подсудности производится судом с учетом правил, изложенных в ст. 31–36 УПК.

Далее выясняется, вручены ли обвиняемому копии обвинительного заключения или обвинительного акта. Если эти документы не вручены обвиняемому, назначается предварительное слушание, в ходе которого дело возвращается прокурору.

При решении вопроса об отмене или изменении избранной меры пресечения, судья должен руководствоваться правилами главы 13 УПК, в особенности ст. 110 УПК. Судья отменяет меру пресечения, если придет к выводу, что ее применение в дальнейшем нецелесообразно. Также мера пресечения может быть изменена судом на более строгую или более мягкую в зависимости от наличия обстоятельств, которые послужили основанием для ее избрания. Решение по указанному вопросу отражается в постановлении о назначении судебного заседания.

Суд оценивает, подлежат ли заявленные ходатайства и поданные жалобы удовлетворению. Причем рассматриваются лишь те ходатайства и жалобы, которые не требуют проведения предварительного слушания. Это могут быть просьбы, касающиеся мер по обеспечению гражданского иска и конфискации имущества, об отмене меры пресечения или замене ее на более мягкую, о проведении закрытого судебного разбирательства, о вызове в судебное заседание требуемых лиц и т.д.

Решается также вопрос о том, приняты ли меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, и возможной конфискации имущества. Если такие меры не были приняты в ходе досудебного производства, судья при наличии ходатайства со стороны потерпевшего, гражданского истца или их представителей вправе вынести отдельное постановление о принятии мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, либо вероятной конфискации имущества (ст. 230 УПК).

Суд обязан выяснить также, есть ли основания для проведения предварительного слушания. Если такие основания имеются, то дальнейшая подготовка к судебному заседанию затем продолжается в более детальном порядке.

Выяснив все эти вопросы, судья должен принять одно из следующих решений:

1) о направлении уголовного дела по подсудности;

2) о назначении предварительного слушания;

3) о назначении судебного заседания.

Принятые решения оформляются соответствующим постановлением. Решение принимается в срок не более 30 суток со дня поступления уголовного дела в суд. Если же производство ведется в отношении обвиняемых, содержащихся под стражей, то решение принимается в срок не позднее 14 суток с момента поступления дела в суд.

Подготовка дела к судебному заседанию в порядке пред­варительного слушания

Основаниями для проведения предварительного слушания являются:

1) наличие ходатайства стороны об исключении доказательства;

2) наличие предпосылок для возвращения уголовного дела прокурору;

3) наличие предпосылок для приостановления или прекращения уголовного дела;

4) возможность проведения в дальнейшем судебного разбирательства в особом порядке;

5) возможность рассмотрения дела судом присяжных.

Предварительное слушание может быть проведено как по инициативе сторон, так и по инициативе суда. Просьба участника процесса о проведении предварительного слушания должна быть выражена в форме соответствующего ходатайства (ч. 3 ст. 229 УПК). Ходатайство может быть заявлено стороной как после ознакомления с материалами дела, так и после направления уголовного дела с обвинительным заключением (или обвинительным актом) в суд в течение семи суток со дня получения копий этих документов.

Порядок проведения предварительного слушания регламентирован главой 34 УПК. Также субсидиарно применяются правила главы 35 УПК "Общие условия судебного разбирательства" и главы 36 УПК "Подготовительная часть судебного разбирательства".

Предварительное слушание дела проводится судьей единолично в закрытом судебном заседании с участием сторон. В необходимых случаях на заседание суда приглашаются свидетели и эксперты. Уведомление о вызове сторон должно быть направлено не менее чем за трое суток до дня проведения предварительного слушания. По просьбе подсудимого предварительное слушание может быть проведено в его отсутствие. Неявка своевременно извещенных участников процесса не является препятствием для производства предварительного слушания. Участие в предварительном слушании принимают те же стороны и субъекты процесса, что и в судебном разбирательстве. Предварительное слушание предполагает ведение протокола секретарем судебного заседания.

Порядок предварительного слушания условно можно разделить на следующие этапы: подготовительный, непосредственного исследования материалов дела, принятия судебного решения.

Подготовительный этап начинается с открытия предварительного слушания в назначенное время и объявления суда о том, какое дело подлежит рассмотрению. Устанавливаются явившиеся участники процесса; если кто-либо из вызванных участников процесса не прибыл, выясняются причины неявки. По ходатайству подсудимого предварительное слушание может быть проведено в его отсутствие. Если в деле участвует переводчик, то ему разъясняются права и ответственность. Свидетели, личности которых установлены, удаляются из зала заседания. Неявка своевременно извещенных участников процесса, за исключением подсудимого, не препятствует проведению предварительного слушания. Далее устанавливается личность подсудимого, объявляется состав суда, называются иные участники процесса. Участникам судебного заседания разъясняются права, которыми они обладают в ходе предварительного слушания, в частности, сторонам разъясняется право отвода суда.

Непосредственное исследование материалов дела на предварительном слушании проводится в свете тех поводов, которые способствовали возникновению этой процедуры. Разбирая материалы дела, суд занимается рассмотрением заявленных ходатайств об исключении доказательств, ходатайств подсудимого о рассмотрении его дела судом присяжных, обсуждаются вопросы о возвращении дела прокурору, о прекращении уголовного дела и о приостановлении производства по делу.

Судебное решение принимается по итогам исследования материалов дела на заключительном этапе предварительного слушания. Решение суда выносится в форме постановления. В итоговом решении отражается состав участвующих в заседании лиц, процесс исследования материалов дела, результаты рассмотрения заявленных ходатайств и поданных жалоб, а также окончательный вывод суда по результатам предварительного слушания и его мотивировка.

Особого внимания требует вопрос о рассмотрении ходатайства об исключении доказательств. Ходатайство об исключении доказательства может быть заявлено, если у той или иной стороны имеются сомнения по поводу правомерности формирования этого доказательства. Основанием для исключения не может являться оспаривание обвинительной или оправдательной направленности доказательства.

Сторонам предоставлено право требовать исключения из доказательственной массы любого доказательства, предназначенного для использования в ходе судебного разбирательства. Ходатайство об исключении доказательства должно быть обосновано. В нем следует указать то доказательство, об исключении которого просит сторона, а также основания для его исключения. Копия ходатайства должна быть передана другой стороне в день представления ходатайства в суд.

Стороны обладают правом требовать исключения любых доказательств, которые, по их мнению, являются недопустимыми (ст. 235 УПК). Последствия же недопустимости таких доказательств наступают с момента принятия соответствующего решения судом. Закон трактует недопустимые доказательства как фактические данные, которые получены с нарушением закона (ст. 75 УПК). Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут использоваться и исследоваться в ходе судебного разбирательства.

Первым основанием исключения доказательств является ненадлежащий субъект их получения. Доказательство должно собираться тем процессуальным субъектом, который имеет на это право в соответствии с уголовно-процессуальным законом. В противном случае доказательство признается недопустимым. В качестве примера можно привести производство следственных действий лицом, подлежащим отводу (ст. 61–62 УПК) или производство органом дознания следственных действий без специального поручения следователя вопреки указаниям ч. 4 ст. 157 УПК.

Вторым основанием является ненадлежащий источник их получения. Так, адвокат не может быть допрошен об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с оказанием правовой помощи (п. 3 ч. 3 ст. 56 УПК). Если же, несмотря на предписание закона, адвокат будет допрошен по этому поводу, то доказательства, полученные в результате допроса и указанные в протоколе, признаются недопустимыми.

Третьим основанием для исключения доказательств является получение доказательств в результате ненадлежащей процессуальной процедуры. Примером может служить случай, когда показания подозреваемого или обвиняемого на стадии предварительного расследования были получены в отсутствие защитника, включая ситуации отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым или обвиняемым в суде (п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК).

Четвертое основание относится к доказательствам, содержащим сведения предположительного или неизвестного происхождения. К этой группе относятся показания потерпевшего, свидетеля, который не может назвать источник своей осведомленности (п. 2 ч. 2 ст. 75 УПК).

Рассмотрение вопроса об исключении доказательства, как и всех других вопросов на предварительном слушании, происходит на началах состязательности. Это значит, что должны быть выслушаны мнения каждой из противоборствующих сторон, беспристрастно исследованы материалы дела и принято объективное решение. При исследовании сущности вопроса судья вправе приобщать к делу различные документы, предоставленные сторонами, оглашать протоколы следственных действий и иные материалы уголовного дела.

Если уголовное дело будет рассматриваться в суде присяжных, то никто не вправе сообщать присяжным о том, что какое-то доказательство было исключено (ч. 6 ст. 235 УПК). Решение суда о признании доказательства недопустимым не является окончательным; повторно тот же вопрос может быть рассмотрен по ходатайству стороны уже в судебном разбирательстве (ч. 7 ст. 235 УПК). В случае удовлетворения ходатайства об исключении доказательства с принятием затем решения о назначении судебного заседания судья обязан отразить в своем постановлении, какое доказательство исключается и какие материалы дела, обосновывающие исключение доказательства, не могут в дальнейшем использоваться в процессе доказывания (ст. 236 УПК).

Перечень решений, которые могут быть приняты по результатам предварительного слушания, предусмотрен ч.1 ст. 236 УПК.

Рассмотрим их подробнее:

1. Решение о направлении уголовного дела по подсудности. Такое решение принимается, когда прокурор меняет обвинение на менее тяжкое, а дело уже было принято к производству по первоначальному обвинению. Подобная ситуация применима при изменении предметной подсудности, при передаче дела из вышестоящего в нижестоящий суд. К примеру, лицу первоначальное обвинение было предъявлено по ч. 2 ст. 105 УК РФ, а в ходе предварительного слушания оно было изменено прокурором на предусмотренное ч. 1 ст. 105 УК РФ. Следовательно, в соответствии со ст. 31 УПК, дело стало подсудно не суду областного звена, а районному суду. В том же порядке дело может быть передано из районного суда на рассмотрение мировому судье.

2. Решение о возвращении уголовного дела прокурору (ст. 237 УПК). Для исправления ряда недостатков, возникающих на заключительном этапе предварительного расследования в связи с составлением обвинительного заключения или обвинительного акта, введен институт возвращения дела прокурору. Затрагивая четкость и однозначность выводов обвинения, процессуальные недостатки делают невозможным постановление правосудного приговора, а потому нуждаются в немедленном устранении. Вместе с тем устранение препятствий не должно влечь за собой проведение следственных действий, а дело, возвращаемое прокурору, не может корректироваться с точки зрения пересмотра уже собранного фактического материала. Таким образом, дело возвращается с целью исправления единичных процессуально-технических недостатков, а не с целью комплексного дополнительного расследования.

Возвращение дела прокурору может производиться не только на стадии подготовки к судебному заседанию, но и на стадии судебного разбирательства (ч. 2 ст. 256 УПК). Если по делу имеются недостатки, требующие проведения следственных действий, судья не вправе возвращать дело прокурору. Он должен назначить судебное заседание, рассмотреть дело по существу и при необходимости либо вынести оправдательный приговор, либо смягчить обвинение. Постановить решение о возвращении дела прокурору судья может как по ходатайству сторон, так и по собственной инициативе.

Закон устанавливает поводы, которые в обязательном порядке влекут возвращение дела прокурору:

1) когда обвинительное заключение или обвинительный акт составлены с нарушением требований УПК, что исключает в дальнейшем возможность вынесения судом приговора или иного решения на основе данного заключения или акта;

2) когда копия обвинительного заключения или обвинительного акта не была вручена обвиняемому;

3) когда есть необходимость составления обвинительного заключения или обвинительного акта по уголовному делу, направленному в суд с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера (ст. 237 УПК).

Перечень поводов для возвращения дела прокурору является исчерпывающим. Прокурор должен устранить имеющиеся нарушения в течение пяти суток и снова направить дело в суд.

3. Решение о приостановлении производства по делу (ст. 238 УПК). Такое решение принимается в тех случаях, когда для рассмотрения дела по существу есть объективные препятствия, без устранения которых разбирательство произведено быть не может. Дело приостанавливается до устранения препятствий, однако не позднее истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности за соответствующие преступления. После истечения сроков давности, дело должно быть прекращено. Исчерпывающим образом основания для приостановления дела в суде изложены в ч. 1 ст. 238 УПК.

Дело может быть приостановлено в следующих случаях:

1) когда обвиняемый скрывается, и место его пребывания неизвестно. В этом случае судья, приостановив производство по уголовному делу, должен возвратить дело прокурору для розыска обвиняемого, при необходимости избрав в отношении последнего меру пресечения в виде заключения под стражу;

2) в случае тяжелого заболевания обвиняемого, удостоверенного медицинским заключением. Категория "тяжелое заболевание" является оценочной, и под нее может подпадать любое заболевание, которое приводит к невозможности участия обвиняемого в судебном разбирательстве без ущерба для его здоровья. По выздоровлении обвиняемого производство по делу возобновляется;

3) в случае направления судом, рассматривающим дело, запроса в Конституционный Суд РФ или принятия Конституционным Судом к рассмотрению жалобы о соответствии закона, примененного или подлежащего применению в данном уголовном деле, Конституции РФ;

4) когда место нахождения обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в судебном разбирательстве отсутствует. Это основание подразумевает, прежде всего, длительное нахождение обвиняемого за границей, когда в выдаче этого обвиняемого отказано, либо для этого есть серьезные препятствия, а также если имеются основания полагать, что процедура экстрадиции может занять длительное время. Сюда же можно отнести и случаи, когда обвиняемый был призван в Вооруженные Силы РФ, оказался в длительной командировке и т. д., и требуется время для его возвращения.

4. Решение о прекращении уголовного дела (ст. 239 УПК). Судья обязан прекратить уголовное дело, если выяснены основания, предусмотренные п. 3–6 ч.1, ч. 2 ст. 24 и п. 3–6 ч. 1 ст. 27 УПК. Если у судьи имеются сомнения относительно наличия того или иного основания прекращения, то проверить свои сомнения он может в судебном разбирательстве и при необходимости прекратить дело в соответствии со ст. 254 УПК.

Если возникает необходимость прекращения дела вследствие отсутствия события, состава преступления или вследствие непричастности обвиняемого к совершению преступления (п. 1–2 ст. 24, п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК), то для решения этого вопроса судья обязан направить дело на судебное разбирательство. Принимать же решение о прекращении дела по этим основаниям в стадии подготовки к судебному заседанию судья не вправе.

Также дело должно быть прекращено, если прокурор отказался от обвинения. Государственный обвинитель обязан отказаться от обвинения, если придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение. Ввиду отказа прокурора от обвинения дело может быть прекращено полностью либо частично.

Судья вправе прекратить дело по ходатайству одной из сторон в связи с их примирением (ст. 25 УПК), в связи с изменением обстановки (ст. 26 УПК), а также учитывая деятельное раскаяние лица (ст. 28 УПК).

Решение о прекращении дела принимается в форме мотивированного постановления, копия которого направляется прокурору, а также обвиняемому и потерпевшему в течение пяти суток со дня вынесения.

5. Решение о назначении судебного заседания. По результатам предварительного слушания судебное разбирательство может быть назначено в общем, особом порядке (глава 40 УПК) и судом присяжных (глава 42 УПК). Порядок рассмотрения дела указывается в резолютивной части постановления о назначении судебного заседания по итогам предварительного слушания.

Сущность и значение стадии судебного разбирательства

Судебное разбирательство является центральной стадией уголовного процесса. Все остальные стадии тем или иным образом подчинены стадии судебного разбирательства. К примеру, стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования являются по отношению к стадии судебного разбирательства подготовительными, т.к. на них формируются и подкрепляются доказательствами выводы обвинения, которые затем будут поставлены на рассмотрение суда.

Также подготовительной является и стадия подготовки дела к судебному заседанию по причине того, что здесь проверяется наличие (или отсутствие) обстоятельств, препятствующих назначению судебного заседания, а также разрешаются вопросы, способствующие успешному осуществлению судебного разбирательства. Апелляционное, кассационное и надзорное производство, а также производство по новым и вновь открывшимся обстоятельствам являются проверочными стадиями, где проверяется законность и обоснованность выводов, изложенных в приговоре. Стадия исполнения приговора также подчинена судебному разбирательству и призвана обеспечить практическое воплощение принятого судом первой или апелляционной инстанции окончательного решения по уголовному делу.

Сущность судебного разбирательства заключается в разрешении судом правового спора между обвинителем и подсудимым (обвиняемым лицом), содержанием которого является вопрос о виновности подсудимого в совершении преступлении и о назначении ему определенного наказания. Только в судебном разбирательстве человек от имени государства может быть признан виновным в совершении преступления и ему может быть назначено наказание. Ни на какой другой стадии, кроме апелляционной, такое решение принято быть не может.

В то же время признать лицо невиновным, прекратить в отношении него дело можно и в других стадиях процесса. Однако процедура признания человека виновным на стадии апелляционного производства в немалой степени отличается от аналогичной процедуры, предусмотренной для судебного разбирательства. В стадии апелляционного производства исследование доказательств и принятие решения о виновности лица всегда носит вторичный характер по причине того, что всегда основывается на результатах первоначального судебного разбирательства и постановленном ранее приговоре. Помимо прочего, вынесение обвинительного приговора в стадии апелляционного производства возможно только по ограниченному кругу дел, подсудному мировым судьям, и это всегда реакция на допущенную судебную ошибку. В этом смысле такое решение является скорее исключением, чем правилом.

В стадии судебного разбирательства полно обозначена роль суда в уголовном процессе – осуществление правосудия и право суда признать человека виновным в совершении преступления, назначить наказание, применить принудительные меры медицинского характера, право применять в отношении личности и организаций правоограничительные меры, наиболее существенно затрагивающие их правовой статус. Осуществляя правосудие, суд не только проверяет и исследует имеющиеся в деле доказательства, но и при необходимости собирает их сам при помощи судебных действий.

В судебном разбирательстве должно неукоснительно соблюдаться положение о том, что уголовное преследование и назначение справедливого наказания виновным в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию (ч.2 ст. 6 УПК). Данная норма позволяет участникам процесса действовать в состязательной форме, каждому в соответствии со своей процессуальной функцией. Это же положение ориентирует суд на объективный подход к рассмотрению и разрешению дела, на то, чтобы дело было рассмотрено в точном соответствии с процессуальным законом.

Стадия судебного разбирательства имеет важнейшее процессуальное, предупредительное и воспитательное значение.

Процессуальное значение состоит в достижении определенности по поводу возможного в действительности уголовного правоотношения между преступником и государством. Решение этого вопроса порождает в свою очередь самые разнообразные последствия как для подсудимого, так и для потерпевших лиц. Последствием признания подсудимого виновным в совершении преступления, как правило, является назначение наказания. Для потерпевших такой исход дела позволяет рассчитывать на возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением. Напротив, оправдание подсудимого или прекращение в отношении него дела влечет реабилитацию лица, выплату ему денежной компенсации и восстановление в иных правах.

Судебное разбирательство имеет и предупредительное значение. Путем судебного рассмотрения и разрешения уголовных дел становится возможным обеспечивать неотвратимость уголовной ответственности для виновных лиц. Предупредительная роль судебного разбирательства проявляется также в предоставлении суду права реагирования на случаи нарушения законности по делу путем вынесения частных определений (постановлений). К примеру, частное определение может быть вынесено судом, когда при рассмотрении дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, а также нарушения прав и свобод граждан, другие нарушения закона, допущенные при производстве по делу (ч.4 ст. 29 УПК). В частном определении адресат ставится в известность об имеющихся нарушениях закона и обязывается к принятию мер по устранению нарушений или их последствий. Тем самым предотвращается проявление нарушений законности, прежде всего преступных, в дальнейшем.

Воспитательное значение судебного разбирательства проявляется двояко. С одной стороны, гражданин побуждается к законопослушному поведению, исполнению своих обязанностей перед обществом, соблюдению уголовных и уголовно-процессуальных запретов. С другой стороны, система обновленного уголовно-процессуального законодательства призвана породить уверенность граждан в надлежащей защите их прав и интересов со стороны уголовного судопроизводства, вне зависимости от того, в каком качестве гражданин или организация оказываются вовлечены в его сферу.

Стадия судебного разбирательства состоит из пяти частей: подготовительной части, судебного следствия, судебных прений, последнего слова подсудимого и постановления приговора. Каждая из этих частей имеет свои задачи, значение и особенности. Подобная структура судебного разбирательства создает условия для объективного и всестороннего исследования материалов дела и разрешения вопроса о виновности или невиновности подсудимого.







Сейчас читают про: