Организационно-правовая система управления. В результате приватизации государственных и муниципальных предприятий в России стала складываться качественно новая эконо­мическая система

В результате приватизации государственных и муниципальных предприятий в России стала складываться качественно новая эконо­мическая система, которая строится на рыночных принципах хозяй­ствования, признания свободы предпринимательства, в частности лиц, владеющих частной собственностью, а также субъектов естест­венных монополий. Однако для нормальной жизнедеятельности об­щества, кроме рыночной саморегуляции, обязательно требуется госу­дарственное вмешательство в экономическую и социальную сферы. Полной свободы рыночных отношений не было никогда и ни в одной стране мира. И в России лишь путем усиления государственного ре­гулирования можно укрепить здоровые рыночные механизмы, вклю­чая частную собственность и инициативу. Государственное вмеша­тельство необходимо, чтобы упредить, нейтрализовать стихийные про­цессы, возможные негативные последствия деятельности частных соб­ственников и монополистов. Это вмешательство выражается в осу­ществлении государством антимонопольной политики и регулирова­ния деятельности субъектов естественных монополий, в поддержке предпринимательства.

Антимонопольная политика — это политика, направленная против монополизма, т.е. против абсолютного преобладания на рынке едино­личного поставщика или продавца, против концентрации производст­ва и сбыта в руках некоего хозяйствующего субъекта при его исключи­тельных правах осуществлять экономическую деятельность в опреде­ленной сфере. Монополизм является одной из самых серьезных помех осуществлению радикальных экономических реформ в России, так как позволяет устанавливать цены независимо от себестоимости продук­ции, поскольку если нет конкуренции, нет и снижения цен. Попытки внедрения рыночного механизма при отсутствии реальной конкурен­ции усиливают кризисные явления в экономике.

Государственная программа демонополизации экономики и разви­тия конкуренции на рынках Российской Федерации (основные на­правления и первоочередные меры), утвержденная постановлением Правительства от 9 марта 1994 г.*, устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития конкуренции в общей политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонопо­лизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отрас­левом и региональном уровнях, а также ограничения деятельности в этой области. Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции является повышение эффектив­ности общественного производства на основе рыночного регулирова­ния экономических процессов.

 
 


* САПП РФ. 1994. №14. Ст. 1052.

Демонополизация экономики и развитие конкуренции взаимосвя­заны с финансовой стабилизацией, антиинфляционными мерами, а также инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Положе­ния Государственной программы используются при формировании других федеральных программ, в том числе программ структурной перестройки развития экономики в целом и отдельных ее секторов, а также программ социально-экономического развития регионов.

Прямая защита конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополизма осуществляется на основании Закона РСФСР от 24 де­кабря 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической дея­тельности на товарных рынках»*.

'СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977; 1998. № 19. Ст. 2066; 2000. № 2. Ст. 124.

В ходе экономических преобразований потребовалось создать новое законодательство, определяющее правовые основы деятельнос­ти естественных монополий. 28 февраля 1995 г. были приняты Указы Президента «О мерах по упорядочению государственного регулирова­ния цен (тарифов)»* и «О некоторых мерах по государственному регу­лированию естественных монополий в Российской Федерации»**, а 17 августа 1995 г. — Федеральный закон «О естественных монополи­ях»***. В законе естественная монополия характеризуется как такое со­стояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффек­тивно в отсутствие конкуренции. Государственному регулированию подлежит деятельность коммерческих и некоммерческих организаций, являющихся естественными монополиями. Это, в частности, транс­портировка нефти, нефтепродуктов и газа по магистральным трубо­проводам, производство электрической и тепловой энергии и предо­ставление услуг по их передаче; железнодорожные перевозки в трудно­доступные районы страны; услуги транспортных терминалов, морских и речных портов и аэродромов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

 
 


* СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 859.

** Российская газета. 1995.3 марта.

*** СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426.

Закон определяет правовые основы федеральной политики в отно­шении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естествен­ных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими то­вара для потребителя и эффективное функционирование субъектов ес­тественных монополий.

Закон предусматривает образование федеральных органов испол­нительной власти, которые вправе создавать свои территориальные ор­ганы и наделять их полномочиями в пределах принадлежащейим ком­петенции. Органы регулирования естественных монополий выполня­ют свои задачи и функции, применяя такие меры, как ценовое регули­рование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установления ми­нимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетво­рения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (регули­руемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопаснос­ти государства, охраны природы и культурных ценностей.

Одной из важнейших проблем государственного регулирования экономики является контроль за естественными монополиями, прежде всего в таких отраслях, как электроэнергетика, газовая промышлен­ность, железнодорожный транспорт. Практика показывает, что меха­низм ценового регулирования без жесткого государственного контроля малоэффективен. Необоснованный рост цен и тарифов в этих отраслях в последние годы позволял естественным монополиям (РАО «ЕЭС России», «Газпром», Министерство путей сообщения и др.) увеличи­вать издержки, не заботясь о повышении эффективности. Здесь под­держивается излишняя занятость при заработной плате, намного пре­вышающей среднюю. Не урегулированы платежно-расчетные отноше­ния с потребителями продукции и услуг естественных монополий. В результате эта сфера стала одним из основных источников неплате­жей в народном хозяйстве, а высокие цены и тарифы на услуги естест­венных монополий существенно ограничивают потенциал развития и конкурентоспособности российской промышленности. Поэтому Ука­зом Президента от 28 апреля 1997 г. были одобрены Основные положе­ния структурной реформы в сфере естественных монополий*, которая проводится в жизнь. Особенности признания несостоятельными (бан­кротами) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса и проведения процедур их банкротства определены Федеральным законом от 24 июня 1999 г.**

 
 


* СЗ РФ. 1997. № 18. Ст. 2132

** СЗ РФ. 1999. №26. Ст. 3179.

В качестве главной цели реформирования естественных монополий признается снижение издержек, повышение эффективности их функ­ционирования, обеспечение «прозрачности» их деятельности и финан­совой отчетности.

Важным направлением в деятельности органов исполнительной власти является реализация государственной политики в области содей­ствия и укрепления предпринимательского сектора экономики страны.

Федеральный закон от 14 июня 1995 г. «О государственной под­держке малого предпринимательства в Российской Федерации»* пре­дусматривает формы и методы государственного стимулирования и ре­гулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

 
 


* СЗ РФ. 1995. № 25. Ст. 2343.

Постановление Правительства от 18 декабря 1995 г. утвердило Фе­деральную программу государственной поддержки малого предприни­мательства в Российской Федерации на 1996 — 2000 годы*. В докумен­те отмечается, что малые предприятия все более последовательно вы­полняют функции накопления капитала, сглаживания острых соци­альных конфликтов, характерных для переходного состояния россий­ской экономики. Однако в развитии малого предпринимательства со­храняется ряд негативных тенденций. Особое беспокойство вызывают недостаточные темпы развития малых предприятий в промышленнос­ти, строительстве и инвестиционной сфере. Поэтому задачами Прави­тельства являются:

 
 


* СЗ РФ. 1996. № 2. Cт. 100; 2000. № 8. Ст. 959.

создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства в качестве важ­нейшего условия подъема и структурной перестройки российской эко­номики;

целенаправленное формирование системы государственной и об­щественной поддержки малого предпринимательства;

создание новых рабочих мест, открытие и поддержка малых пред­приятий в производственной, инновационной и социальной сферах для обеспечения рынка отечественными товарами и услугами, поддер­жание деловой и инновационной активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг;

инициирование финансово-кредитных и инвестиционных меха­низмов, а также новых источников финансирования предпринимательской деятельности, прежде всего за счет собственных возможнос­тей эффективно развивающихся малых предприятий.

В последние годы наше государство стало уделять особое внимание проблеме производства и продажи алкогольной продукции. Фактически оно отказалось от традиционной государственной монополии на про­изводство алкоголя и его продажу, а ограничилось государственным контролем в этой сфере. Однако несмотря на то, что в 1995— 1998 гг. был принят ряд указов Президента и постановлений Правительства по этим вопросам, органам исполнительной власти не удалось добиться суще­ственного увеличения поступлений налогов в бюджет от продажи ал­когольной продукции. Более того, на российском винно-водочном рынке сложилась парадоксальная ситуация, когда прилавки буквально ломились от спиртного, его реализация увеличилась, а поступления в бюджет становились все меньше и меньше. При этом большинство отечественных ликероводочных заводов оказалось на грани банкрот­ства. Засилье неконтролируемого импорта и подпольной продукции приняло угрожающий характер. Поэтому важнейшей мерой государст­венного контроля стало лицензирование на импорт спиртных напит­ков, а также установление жесткого контроля за изготовлением и про­дажей отечественного алкоголя. Многие меры предусмотрены Феде­ральным законом от 7 января 1999 г. «О государственном регулирова­нии производства и оборота этилового спирта и алкогольной продук­ции»*. Специальные и акцизные марки, повышение требований к ли­цензированию, сертификация, регулирование отпускных цен, изъятие из незаконного оборота спиртосодержащей продукции, установление государственного и общественного контроля и ответственности за на­рушение закона должны, по мнению Правительства, значительно уве­личить ежемесячные поступления в бюджеты всех уровней.

* СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 245 (новая редакция).

Организация управления антимонопольной деятельностью и под­держки предпринимательства представлена на схеме 22.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: