Самодержавие с трудом шло на полицейские уступки, переход от реформ к репрессиям. Система высших органов власти и управления была призвана укрепить власть императора

Оживление и развитие товарно-денежных отношений, формирование рынка товаров, сырья, финансов и рабочей силы потребовали перестройки политической и государственной системы. В политической сфере выявились сторонники и противники промышленной модернизации и политических реформ (представителем первых стал С.Ю. Витте, вторых - В.К. Плеве).

Государство поощряло частное предпринимательство: в 1891 г. был установлен протекционистский таможенный тариф, в 1900 - 1903 годы предпринимателям были выделены значительные субсидии.

Правительство стремилось воздействовать на зарождавшееся рабочее и крестьянское движение. Под эгидой полиции в крупных промышленных центрах создавались общества рабочих, в 1902 г. образовалось "Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности". Эти полугосударственные организации имели целью осуществление контроля за общественным движением.

Поражение в войне с Японией способствовало нарастанию революции. После убийства эссерами В.К. Плеве, началась "Эпоха доверия", провозглашенная новым министром внутренних дел П.Д. Святополк-Мирским. События 9 января 1905 г. прервали этот период.

В феврале 1905 г. публикуются два взаимоисключающих правительственных акта: указ, разрешавший населению подавать проекты об усовершенствовании государственного устройства и манифест, утверждавший незыблемость самодержавия.

В мае 1905 г. на рассмотрение министров был внесен проект о создании законосовещательного органа ("булыгинской думы"). Правительство пыталось лавировать. Итогом этой политики стал Манифест 17 октября 1905 г., положивший начало буржуазному конституционализму в России.

Крайней реакцией на правительственные уступки стало выступление правых сил, выразившееся в погромах. В политической сфере началось формирование партий правительственного лагеря, противостоявшего демократическому и либеральному лагерям.

В декабре 1905 г. было подавлено вооруженное восстание в Москве. Правительство отказывалось от ряда уступок, сделанных в ходе революции. Манифестом 20 февраля 1906 г. Государственный Совет был превращен в законодательный орган, верхнюю палату российского парламента, в ускоренном порядке были пересмотрены Основные законы Российской империи.

,

40.Аграрная реформа П.А.Столыпина: цели, содержание, итоги историографические оценки.

41. Влияние Первой мировой войны на внутреннее и международное положение России.

«Мир во что бы то ни стало» — таков был девиз П.А. Столыпина, который ясно понимал, что Россия не готова к войне и что война погубит переустройство России. Хотя были довольно влиятельные сановники, считавшие, что война может стабилизировать внутреннее положение страны, отвлечь общество от острых социальных проблем и революционных преобразований. Немаловажным фактором в определении дальнейшего курса России была международная обстановка, которая была накалена в результате разразившегося мирового экономического кризиса.

В борьбе за передел мира начали создаваться военные союзы. В 1879—1882 гг. оформился Тройственный союз, объединивший Германию, Австро-Венгрию и Италию против Франции и России, которые создали свой блок в 1891—1893 гг. Англо-германские противоречия привели в 1904 г. к урегулированию отношений Англии и Франции по спорным вопросам в Африке, а в 1907 г. — Англии и России о сферах влияния в Азии. Все это привело к созданию коалиции трех держав — Англии, Франции и России, получившей название Антанты. Таким образом, Европа раскололась на два враждебных воинственных лагеря.

Непримиримыми были англо-германские экономические, военно-морские и колониальные противоречия. Германская экспансия на Дальнем и Ближнем Востоке, а также увеличение германского флота беспокоили и Россию. Франко-германские противоречия также затрагивали Россию, ибо Франция была одним из основных кредиторов России, к тому же Франция, как и Англия, не желала укрепления России на Балканах и в Средиземноморье.

Острейшая ситуация сложилась в 1908—1909 гг. в отношениях между Россией и Австро-Венгрией из-за Боснии и Герцеговины. Россия, Турция и Сербия заявили протест. Англия и Франция не поддержали протест, Германия же поддержала Австро-Венгрию. Россия была вынуждена признать аннексию Боснии и Герцеговины. В то время, по мнению Столыпина, «развязать войну, значило развязать силы революции».

В 1908 г. начинается реорганизация русской армии, а с 1913 г. вводится «Большая программа по усилению армии», расширению военно-морского флота, которая была рассчитана на 3—4 года. Однако Германия завершила аналогичную программу к 1914 г. Завершала военную программу и Австро-Венгрия, решившая расширить свои владения и упрочить свое положение на Балканах.

15 июня 1914 г. Австро-Венгрия организовала военные маневры в Боснии на границе с Сербией. Прибывший на маневры наследник австрийского престола Франц Фердинанд был убит членом организации «Млада Босна». Выстрел в Сараево вызвал военную истерию в милитаристских кругах Австро-Венгрии. Германия, обладавшая хорошо вооруженной и обученной пятимиллионной армией, вторым по величине флотом, развитой железнодорожной сетью, способной быстро доставлять войска и вооружение, предложила Австро-Венгрии предъявить Сербии ультиматум о введении на ее территорию австрийских войск для «защиты» находившихся там австрийских граждан, а также следователей для расследования убийства принца. Россия, стремясь предотвратить военный конфликт, предложила Австро-Венгрии продлить срок ультиматума, а Сербии советовала принять его, за исключением пункта о вводе австрийских войск на ее территорию. Николай II направил кайзеру Германии Вильгельму II телеграмму с предложением «удержать» своего союзника от военных действий против Сербии. Однако 28 июля 1914 г.

Австро-Венгрия объявила Сербии войну, обстреляв в тот же день из тяжелых орудий Белград. В ответ на это Россия объявила всеобщую мобилизацию. Германия потребовала от России к 12 час. 1 августа остановить, мобилизацию, и по истечении указанного срока заявила о «состоянии войны» с Россией. 3 августа Германия объявила войну Франции. На следующий день в войну вступила Англия. 6 августа было объявлено о состоянии войны между Россией и Австро-Венгрией. Началась мировая война.

42. Великая российская революция 1917 г. Выбор пути развития и победа Советской власти.

Осенью 1917 года еще больше ухудшилось экономическое и военное положение России. Разруха парализовала ее народное хозяйство. Страна оказалась на гране катастрофы. По всей стране происходили выступления рабочих, солдат, крестьян. Всеобщим стал лозунг «Вся власть советам!». Большевики уверено направляли революционную борьбу. Перед октябрем партия насчитывала в своих рядах около 350 тыс. человек. Революционный подъем в России совпал с нарастанием революционного кризиса в Европе. В Германии вспыхнуло восстание матросов. В Италии произошли антиправительственные выступления рабочих. На основе анализа внутреннего и международного положения страны Ленин понял, что условия для вооруженного восстания созрели. Лозунг «Вся власть советам!», - отмечал Ленин, стал призывом к восстанию. Скорейшее свержение Временного правительства являлось национальным и интернациональным долгом рабочей партии. Ленин считал необходимым немедленно приступить к организационной и военно-технической подготовке восстания. Он предлагал создать штаб восстания, организовать вооруженные силы, ударить внезапно и овладеть Петроградом: захватить телефон, Зимний дворец, телеграф, мосты арестовать членов Временного правительства. ЦК РСДРП(б) на исторических заседаниях 10 и 16 октября 1917 года принял решение о всесторонней и усиленной подготовке к восстанию. Для руководства был выделен Временный Революционный Центр. Его члены –И.В.Сталин, Свердлов, Бубнов, Дзержинский и Урицкий – вошли в состав образованного в эти дни Военно-революционного комитета при Петроградском Совете, который стал легальным штабом готовящегося восстания. В.И.Ленин, ЦК РСДРП(б), Петроградский Военно-революционный комитет, 40 тысячная организация большевиков Петрограда провели титаническую работу по подготовке восстания. В столице формировались и вооружались отряды красной гвардии. В ее рядах состояло более 20 тысяч бойцов. Приводились в боевую готовность революционные полки Петроградского гарнизона, насчитывавшего более 150 тысяч человек, и революционные корабли Балтийского Флота. В войска были назначены комиссары Военно-революционного комитета. Усиленная подготовка к установлению власти Советов шла в Москве, Минске, Баку и по всей стране. Ударным отрядом назревавшего классового сражения являлась Красная гвардия, насчитывавшая около 200 тысяч бойцов. В вооруженные силы революции входили революционные солдаты тыловых гарнизонов и тыловых частей. 6-милионная русская армия перешла на сторону трудового народа. На боевые посты вставали зарубежные интернационалисты. В рядах бойцов революции находились военнопленные-интернационалисты, в первую очередь вступившие в организации большевиков в Серпухове, Макеевке, Ростове-на-Дону, Томске и в других местах. Солидарно с российским пролетариатом выступали социалисты-интернационалисты из Румынии, США и других стран. Так, на заседании Центробалта 12 октября 1917 года Альберт Р.Вильямс от имени американских рабочих социалистов передал приветствие и выразил уверенность в успехе русской революции. А 24 октября газета ЦК большевиков “Рабочий путь” опубликовала “Открытое письмо” Центробалта, адресованное Вильямсу, в котором выражалась благодарность, за приветствие и было, заявлено, что революционные матросы будут сражаться “под красным знаменем Интернационала”. Интернациональная поддержка еще более поднимала революционный дух рабочих и крестьян России, укрепляла уверенность в победе революции. Страна вплотную подошла к историческим свершениям, которым было суждено определить будущее развитие человечества. Утром 24 октября 1917 года ЦК РСДРП(б) на заседании в Смольном принял ряд важных решений по проведению вооруженного восстания. Вслед за этим Петроградский ВРК призвал рабочих, солдат и матросов к борьбе с контрреволюцией. Отряды Красной гвардии взяли под охрану фабрики и заводы, совместно с революционными солдатами и матросами выбили юнкеров и заняли мосты через Неву, приступили к овладению средствами связи. Сопровождаемый Э.Рахья вечером в Смольный прибыл В.И.Ленин. Под его руководством восстания стремительно развивалось. Повстанцы прикрыли доступы к Петрограду

43.Первые преобразования Советской власти в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни общества (1917-1920 гг.).

Процесс становления и утверждения советской системы происходил в сложных, постоянно меняющихся условиях, которые существенно влияли на его формы, методы и темпы. В нем можно выделить несколько этапов. Важнейшие события первого этапа (1917-1920 гг.) – Октябрьская революция, которая разворачивалась в условиях продолжавшейся первой мировой войны, и последовавшая за этим кровопролитная гражданская война, длившаяся четыре года. Послевоенное восстановление и социально-экономические преобразования в 20-е годы происходили на фоне относительной стабилизации мировой экономической и политической системы. Однако завершилось десятилетие тяжелейшим мировым экономическим кризисом в 1929-1932 гг. Тридцатые годы – период форсирования социального эксперимента с целью построения социализма в нашей стране. Он проходил в условиях, когда в ряде европейских стран к власти пришли фашистские партии, провозгласившие политику национального реванша, когда резко обострилась международная обстановка, реальностью стала угроза новой мировой войны. В 1917 г. Россия пережила революционный взрыв огромной силы. По мнению ряда историков, он был не столько закономерным результатом предшествующего развития капиталистических отношений (как это традиционно считалось в советской историографии), сколько формой разрешения острейших социально-экономических и политических противоречий российского общества. Наложение и переплетение общественных противоречий, требующих решения, есть «вызов» истории, на который должна была ответить Россия. Исследователи считают, что ведущими были противоречия, обусловленные отставанием России от передовых, индустриально развитых стран в области технологии, производительности труда, вооружения армии, общей культуры населения. То есть как раз те, которые делали безотлагательным осуществление общецивилизационного рывка. Перед страной стояли задачи индустриализации, перестройки аграрного сектора экономики, повышения общего уровня культуры населения, демократизации общественной жизни, расширения прав и свобод личности. Россия уже приступила к их решению, однако реализации новых тенденций мешали традиционные общественные структуры и отношения. Другую группу противоречий составили специфические внутренние разногласия российского общества: между крестьянами и помещиками, рабочими и предпринимателями, межнациональные, между центром и окраинами и др. Определяющим в этой группе был разрыв между самодержавной формой правления и интересами большей части общества. Еще одна группа противоречий была следствием тягот мировой войны. Нарастающая экономическая разруха, угроза голода, горечь потерь и поражений, усталость и разочарование в войне рождали протест в различных слоях населения. Именно этим противоречиям суждено было сыграть роль детонатора революционного взрыва.

44. Великая Октябрьская социалистическая революция

коренным образом отличалась от всех предшествующих социальных революций тем, что последние лишь заменяли одну форму эксплуатации другой, а социалистическая революция навсегда ликвидировала эксплуатацию и эксплуататоров. Свершил ее российский рабочий класс в союзе с беднейшим крестьянством, составлявшим почти 65% сельского населения. Мощь пролетариата, во главе которого стояла партия большевиков, вооруженная знанием марксистско-ленинской теории, и слабость буржуазии, крах буржуазных партий способствовали успеху революции. Международный империализм, втянутый в мировую кровопролитную войну, не мог активно выступить против русской революции. В то же время пролетариат России, выступивший во главе трудящихся всех угнетенных наций, пользовался поддержкой международного рабочего класса. Все эти факторы обусловили победоносное завершение социалистической революции.

«Победа Октября — главное событие XX века, коренным образом изменившее ход развития всего человечества»,— говорится в постановлении ЦК КПСС «О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции» (О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 года, с. 3). В результате этой победы возникло первое в мире социалистическое государство. Великий Октябрь открыл новую эпоху — эпоху революционного обновления мира, эпоху перехода человечества от капитализма к социализму, эпоху борьбы «за освобождение народов от империализма, за прекращение войн между народами, за свержение господства капитала, за социализм» (см.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 37, с. 171). Октябрьская социалистическая революция положила начало созданию мировой системы социализма.

Великий Октябрь расковал могучие силы социального прогресса, которые за кратчайший исторический срок неузнаваемо преобразили облик всей планеты. Октябрь стал знаменем народов, строящих новое общество, вдохновляющим примером трудящихся, ведущих борьбу против ига капитала.

Великая Октябрьская социалистическая революция, решая проблемы нашей страны, затронула общие, выдвинутые ходом общественного развития всего человечества проблемы. «Всемирно-историческое значение Октябрьской революции как раз в том и состоит,— сказал на юбилейном торжественном заседании, посвященном 60-летию Октября, Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев,— что она открыла путь к решению этих проблем и тем самым — к созданию на земле нового типа цивилизации».

Октябрь доказал возможность коренного изменения политических основ общества, установления власти трудящихся. Вся история нашей страны подтвердила вывод В. И. Ленина о том, что без власти народа, без социалистической государственности, помимо нее путей к социализму не было и нет.

Победа Октября открыла возможность покончить с многовековой эксплуатацией, вырваться из плена экономической стихии на основе ликвидации частной и создания общественной собственности. Анархия производства уступила место научному, плановому управлению хозяйством.

Октябрьская революция вызвала духовное раскрепощение трудящихся. За время жизни одного поколения страна избавилась от безграмотности. Трудящиеся стали активными участниками культурной жизни, творцами духовных ценностей.

Социалистическая революция успешно разрешила национальный вопрос в нашей стране. Победа Октября была одновременно победой в борьбе за национальное освобождение.

Главным итогом Великого Октября является общество реального социализма, существующее в нашей стране и братских социалистических государствах. Оно создано трудящимися и в интересах трудящихся, оно олицетворяет собой будущее человечества. Самоотверженным трудом советского народа построено общество развитого социализма — ныне высшее достижение социального прогресса, как указывается в постановлении ЦК КПСС от 31 января 1977 года «О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции».

Октябрьская революция всесторонне раскрыла великую всемирно-историческую освободительную миссию рабочего класса.

Опыт революции подтвердил истинность ленинского положения о том, что только рабочий класс, ведомый Коммунистической партией, может руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в деле создания нового общественного строя.

Установление и упрочение Советской власти как одной из форм диктатуры пролетариата на деле обеспечило невиданную, невозможную ни в одной капиталистической стране свободу и демократию для гигантского большинства трудящихся. Всемирно-историческое значение победы Октября в том, что в нашей стране создана самая справедливая организация общества в интересах трудящихся.

Октябрь дал мощный импульс мировому революционному процессу, вдохновил революционеров всех стран. Опыт победоносных социалистических революций в Европе, Азии и Латинской Америке, при всем своеобразии каждой из них, подтверждает истинность ленинского вывода о неизбежности повторения в международном масштабе основных черт Октябрьской революции. Содружество социалистических стран, продолжая опыт Октября, стало могучим фактором социального прогресса, несокрушимым оплотом мира, демократии и социализма. Великий Октябрь открыл перед угнетенными народами перспективы национально-освободительной борьбы и крушения колониальной системы.

Все мировое общественное развитие после Октября 1917 года подтверждает правильность ленинской оценки международного значения нашей революции. «История человечества,— писал Ленин,— проделывает в наши дни один из самых великих, самых трудных поворотов, имеющих необъятное — без малейшего преувеличения можно сказать: всемирно-освободительное — значение»

45. Россия в период ГВ и иностранной интервенции

46.Осн.факторы и явления мирового развития 20-30гг 20века

47. Осн.напрвления и содержание НЭПа

48.Индустриализация страны

49.Коллективизация страны в конце 20-х — 30-х гг. XX в.: сущность, целевые установки, содержание, источники и методы проведения, итоги и историческое значение.

Началом сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР стал 1929 год. В знаменитой статье И. В. Сталина «Год великого перелома» форсированное колхозное строительство было признано главной задачей, решение которой уже через три года сделает страну «одной из самых хлебных, если не самой хлебной страной в мире». Выбор был сделан — в пользу ликвидации единоличных хозяйств, раскулачивания, разгрома хлебного рынка, фактического огосударствления деревенской экономики. Что стояло за решением о начале коллективизации?
С одной стороны, крепнувшая убежденность в том, что экономика всегда следует за политикой, а политическая целесообразность выше экономических законов. Именно эти выводы сделало руководство ВКП(б) из опыта разрешения хлебозаготовительных кризисов 1926—1929 гг. Сущность кризиса хлебозаготовок состояла в том, то крестьяне-единоличники снижали поставки рна государству и срывали намеченные показатели: твердые закупочные цены были слишком низки, а систематические нападки на «деревенских мироедов» не располагали к расширению посевных площадей, повышению урожайности. Экономические по характеру проблемы партия и государство оценивали как политические. Соответствующими были предложенные решения: запрет свободной торговли хлебом, конфискация зерновых запасов, возбуждение бедноты против зажиточной части деревни. Результаты убеждали в эффективности насильственных мер.
С другой стороны, требовала колоссальных капиталовложений начавшаяся форсированная индустриализация. Главным их источником была признана деревня, которая должна была, по замыслу разработчиков новой генеральной линии, бесперебойно снабжать промышленность сырьем, а города — практически бесплатным продовольствием.
Политика коллективизации проводилась по двум основным направлениям: объединение единоличных хозяйств в колхозы и раскулачивание.
Основной формой объединения единоличных хозяйств были признаны колхозы. В них обобществлялись земля, крупный скот, инвентарь. В постановлении ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. устанавливались поистине стремительные темпы коллективизации: в ключевых производящих зерно регионах (Поволжье, Северный Кавказ) она должна была завершиться в течение одного года; на Украине, в черноземных областях России, в Казахстане — в течение двух лет; в остальных районах — в течение трех лет. Для ускорения коллективизации в деревню были направлены «грамотные в идейном отношении» городские рабочие (сначала 25, а затем еще 35 тыс. человек). Колебания, сомнения, душевные метания крестьян-единоличников, в массе своей привязанных к собственному хозяйству, к земле, к скоту («остался в прошлом я одной ногою, скольжу и падаю другою», — писал по другому поводу Сергей Есенин), преодолевались просто — силой. Карательные органы лишали упорствовавших избирательных прав, конфисковывали имущество, запугивали, сажали под арест.
Параллельно коллективизации шла кампания раскулачивания, ликвидации кулачества как класса. На этот счет была принята секретная директива, по которой все кулачество (кого понимать под кулаком, в ней четко не определялось) делилось на три категории: участников антисоветских движений; зажиточных хозяев, имевших влияние на соседей; всех остальных. Первые подлежали аресту и передаче в руки ОГПУ; вторые — выселению в отдаленные области Урала, Казахстана, Сибири вместе с семьями; третьи — переселению на худшие земли в том же районе. Земля, имущество, денежные накопления кулаков подлежали конфискации. Трагизм ситуации усугублялся тем, что по всем категориям были установлены твердые задания для каждого региона, которые превышали реальную численность зажиточного крестьянства. Были еще так называемые подкулачники, «пособники врагов-мироедов» («самого ободранного батрака вполне можно зачислить в подкулачники», — свидетельствует А. И. Солженицын). По данным историков, зажиточных хозяйств накануне коллективизации было около 3%; раскулачиванию подлежали в некоторых районах до 10—15% единоличных хозяйств. Аресты, расстрелы, переселения в отдаленные районы — весь набор репрессивных средств был использован при проведении раскулачивания, которое коснулось не менее 1 млн хозяйств (средняя численность семей — 7—8 человек).
Ответом стали массовые волнения, убой скота, скрытое и явное сопротивление. Государству пришлось временно отступить: статья Сталина «Головокружение от успехов» (весна 1930) ответственность за насилие и принуждение возложила на местные власти. Начался обратный процесс, миллионы крестьян вышли из колхозов. Но уже с осени 1930 г. нажим вновь усилился. В 1932—1933гг. в самые хлебные районы страны, прежде всего на Украину, Ставрополье, Северный Кавказ, пришел голод. По самым осторожным подсчетам, голодной смертью умерло более 3 млн человек (по другим данным, до 8 млн). При этом неуклонно росли и экспорт зерна из страны, и объемы государственных поставок. К 1933 г. в колхозах состояло более 60% крестьян, к 1937 г. — около 93%. Коллективизация была объявлена завершенной.
Каковы ее итоги? Статистика свидетельствует о том, что она нанесла невосполнимый удар по аграрной экономике (сокращение производства зерна, поголовья скота, урожайности, посевных площадей и пр.). Вместе с тем государственные заготовки зерна выросли в 2 раза, размеры налогов с колхозов — в 3,5 раза. За этим очевидным противоречием стояла подлинная трагедия российского крестьянства. Конечно, крупные, технически оснащенные хозяйства имели известные преимущества. Но главным было не это. Колхозы, формально остававшиеся добровольными кооперативными объединениями, на деле превратились в разновидность государственных предприятий, имевших жесткие плановые задания и подлежавших директивному управлению. При проведении паспортной реформы колхозники паспортов не получили: фактически их прикрепили к колхозу и лишили свободы передвижения. Промышленность росла за счет сельского хозяйства. Коллективизация превратила колхозы в надежных и безропотных поставщиков сырья, продовольствия, капиталов, рабочей силы. Более того, она уничтожила целый социальный слой крестьян-единоличников с его культурой, нравственными ценностями, устоями. Ему на смену пришел новый класс — колхозное крестьянство.

50. Культурное строительство (культурная революция) в конце 20-х — 30-х гг. XX в.: сущность, целевые установки, содержание, источники и методы проведения, итоги и историческое значение

53.Источники и факторы победы сов.народа

54. Основные факторы и явления мирового развития в послевоенный период.

Изменения в международном положении после второй мировой войны. Начало «холодной войны». Вторая мировая война коренным образом изменила расстановку сил в мире. Германия, Италия и Япония потеряли статус великих держав и на время перестали участвовать в международной жизни. В мире доминировали интересы государств анти гитлеровской коалиции - США, СССР, Великобритании и Франции. Именно взаимоотношения между ними определяют послевоенные реалии в мире. Однако Франция и Великобритания, понеся большие материальных убытков, также потеряли статус мировых держав. Распались их колониальные империи, ослабли международные позиции.

Только США и СССР вышли из войны наиболее окрепшими в политическом плане и заняли доминирующие позиции на мировой арене. Однако, уже на завершающем этапе Второй мировой войны между СССР и США начали возникать противоречия и недоразумения, обусловленные разными подходами к послевоенного устройства мира. Постепенно происходила поляризация международных отношений, что привело к образованию во второй половине 40-х pp. двух систем, которые на протяжении сорока лет вели между собой борьбу.

После завершения работы конференции на заседаниях Совета министров иностранных дел наиболее острые проблемы мирных договоров были решены путем взаимных уступок и компромиссов. 10 февраля 1947 в Париже были подписаны мирные договоры с Италией, Финляндией, Болгарией, Венгрией и Румынией. В большинстве случаев происходило возвращение к довоенным границам. Италия лишалась всех своих колоний, уничтожала военные укрепления на границах.

Город Триест с окружающей территорией превращалось в свободную территорию Триест. Финляндия переда вала СССР на севере область Петсамо (Печенга), а в Финском заливе предоставляла права аренды на 50 лет военно-морской базы Порккала- Удд. Румыния и Финляндия платили Советскому Союзу по 300 млн долларов репараций в виде поставок товаров, Венгрия - 200 млн долларов. Предусматривались меры демократы зации и дефашизации побежденных стран, вывода оккупационных войск с их территорий, кроме Венгрии и Румынии, где оставались советские войска.

Устав провозглашал равноправие всех людей, уважение прав и свобод человека. Основное назначение ООН - обеспечение мира и безопасности в послевоенном мире. Основными рабочими структурами ООН стали Генеральная Ассамблея ООН, проводит ежегодные сессии и Совет Безопасности. Генассамблея принимает решение двумя третями голосов. Совет Безопасности состоит из 15 членов ООН. Из них 5 - США, СССР (с 1991 г. - Россия), Великобритания, Франция и Китай - постоянные члены, которые не подлежат переизбранию. Остальные 10 государств избираются на двухлетний срок Генеральной Ассамблеей. Каждый из постоянных членов Совета Безопасности имеет право «вето» - запреты решения.

Совет Безопасности - постоянно действующий орган, решения которого, обязательны к исполнению, всеми членами ООН. Руководит работой Секретариата Генеральный секретарь ООН. Только Совет Безопасности выбирает пути и средства поддержания мира на планете и имеет право прибегнуть к санкций этой и применения силы против агрессора. Для содействия экономической норм, социальном, культурном и экологическом развитии планеты ООН имеет разветвленную структуру международных институтов.

Например, ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по образованию, науки и культуры), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ЮНИСЕФ (детский фонд ООН) и другие. Финансирование ООН осуществляется за счет отчислений государств участников. Главные структуры ООН размещены в Нью-Йорке (СЕЛА), а службы - в Женеве, Париже, Вене.

55.Восстановление народного хозяйства страны после окончания Великой Отечественной войны: трудности, основные направления, источники, методы и средства, итоги.

В марте 1946 г. Верховный совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. Основная задача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергавшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти их. План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Сюда направлялись значительные финансовые средства, материальные и трудовые ресурсы. Намечались освоение новых угольных районов, расширение металлургической базы на востоке страны. Одним из условий выполнения плановых заданий выдвигалось максимальное использование научно-технического прогресса. Оказывали помощь народному хозяйству и Советские Вооруженные Силы. По решениям ГКО районам и областям, пострадавшим от войны, было передано значительное количество автомобилей. Возвращалось промышленное и энергетическое оборудование, сельскохозяйственные машины, культурные и другие ценности, вывезенные фашистскими грабителями из СССР. Трофейная служба Советской Армии производила сбор и отгрузку металлолома для нужд народного хозяйства.

1946 год явился наиболее трудным в послевоенном развитии промышленности. Для переключения предприятий на выпуск гражданской продукции менялись технология производства, создавалось новое оборудование, велась переподготовка кадров. В западных областях Украины, в республиках Прибалтики были созданы новые промышленные отрасли, в частности, газовая и автомобильная, металлообрабатывающая и электротехническая. Торфяная промышленность и электроэнергетика получили развитие в Западной Белоруссии. Возрождалась угольная промышленность Донбасса. Была восстановлена “Запорожсталь”, вступил в строй Днепрогэс. Одновременно велось строительство новых и реконструкция действующих заводов и фабрик. За пятилетие было восстановлено и вновь сооружено свыше 6,2 тыс. промышленных предприятий. Особенно большое внимание уделялось развитию металлургии, машиностроения, топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Были заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. Новые гиганты индустрии возникли на Урале, в Сибири, в республиках Закавказья и Средней Азии.

Началась добыча нефти со дна Каспийского моря, вступил в строй первый в стране дальний газопровод Саратов – Москва. Были проложены нити газопроводов. Были построены новые электростанции: на Сырдарье, на Волге, Щекинская ГРЭС в Подмосковье и Нижнетуринская на Урале.

Предприятия оснащались новой технологией. Увеличилась механизация трудоемких процессов в черной металлургии и угольной промышленности. Продолжилась электрификация производства. Электровооруженность труда в промышленности к концу пятилетки в полтора раза превзошла уровень 1940 г.

Было объявлено о снижении розничных цен на основные продукты питания и промышленные потребительские товары по сравнению со средними рыночными ценами. Следствием этих мероприятий стал устойчивый рост материального благосостояния населения, создававший уверенность у советских людей в неизменном улучшении жизни.

В феврале 1947 г. Пленум ЦК ВКП(б) рассмотрел вопрос “О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период”. Главными путями его подъема были определены: обеспечение села тракторами, сельскохозяйственными машинами и удобрениями, повышение культуры земледелия. Обращалось внимание на необходимость улучшения руководства агросферой экономики. Для осуществления намеченного плана был увеличен выпуск сельскохозяйственной техники. За пятилетку число тракторов выросло в 1,5 раза, комбайнов в 1,4 раз. Велись работы по электрификации села.

Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 г. Но на отдельных предприятиях металлургии они продолжались еще и в начале 50-х годов. Массовый производственный героизм советских людей, выразившийся в многочисленных трудовых починах (внедрение скоростных методов работы, движение за экономию металла и высокое качество продукции, движение многостаночников и др.), способствовал успешному выполнению плановых заданий. К концу пятилетки уровень промышленного производства на 73% превысил довоенный. Основные сдвиги, как и предусматривалось планом, происходили в тяжелой промышленности, продукция которой выросла в 2 раза. Производство машин, например, увеличилось в 2,3 раза. Государственные резервы на начало 1953 года выросли по сравнению с довоенным уровнем: цветных металлов – в 10 раз; нефтепродуктов – в 3,3 раза; угля – в 5,1 раз.

Развернувшаяся гонка вооружений, жесткое противостояние капитализма и социализма, восстановление разрушенного народного хозяйства СССР требовали, прежде всего, колоссальных средств на развитие индустрии, отсюда в послевоенные годы гораздо меньше средств направлялось на развитие легкой и пищевой промышленности – производство потребительских товаров росло медленно, ощущалась нехватка самого необходимого. Продукция легкой промышленности выросла по сравнению с 1940 г. лишь на 17 %.

Как и в годы первых пятилеток, основная тяжесть восстановления и дальнейшей индустриализации страны легла на деревню. Государство вынуждено было для развития индустрии изымать в виде налогов и обязательных поставок свыше 50% продукции колхозов и совхозов. Закупочные цены на сельхозпродукции не менялись с 1928 г., тогда как на промышленную продукцию выросли за это время в 20 раз. По трудодням колхозник получал в год меньше, чем рабочий зарабатывал в месяц.

В конце 40-х гг. были обложены высокими налогами приусадебные участки. Крестьяне стали избавляться от скота, вырубать фруктовые деревья, так как платить налоги им были не по карману. Сельское население в условиях ускоренного развития индустрии сокращалось – крестьяне вербовались на стройки, на заводы, на лесозаготовки. В 1950 г. сельское население сократилось по сравнению с 1940 г. вдвое.

Восстановленная промышленность позволила получить средства для развития сельского хозяйства.

56. Социально-экономическое развитие страны в 50-60-х гг. XX в.

Основные тенденции развития и реформы управления

50-е и начало 60-х гг. считаются самым успешным периодом в развитии советской экономики с точки зрения как темпов экономического роста, так и эффективности общественного производства. Советская экономика развивалась в русле общемировых тенденций: замедление темпов экономического роста и спад производства, вызванные сначала предвоенной депрессией, а затем войной и послевоенной реконструкцией, в 50-е гг. сменились в европейских странах и Японии длительной фазой экономического подъема.

Гипотеза «наверстывания», весьма популярная в исследованиях послевоенной экономики, предполагает, что законы развития мировой экономической конъюнктуры подталкивают государства, пережившие длительную стагнацию, после накопления необходимого потенциала догонять страны, вырвавшиеся за это время вперед (в послевоенном мире в роли безусловного лидера выступали США). Под влиянием общемировой тенденции «наверстывания» в 50—60-е гг. находились и Советский Союз, и другие страны восточного блока, перенявшие советскую модель экономического развития. Так что знаменитый лозунг Хрущева «Догнать и перегнать Америку!», несмотря на известную карикатурность практического воплощения, имел под собой и реальное основание.

К началу 50-х гг. восстановительный период в СССР завершился, за эти годы был создан достаточный инвестиционный и научный потенциал, позволивший в дальнейшем обеспечить высокие темпы экономического роста. Особенно успешно советская экономика развивалась во второй половине 50-х гг. На осуществление социальных программ была также направлена часть средств, полученных в результате сокращения расходов на оборону.

Как человек, прошедший большую школу партийной работы снизу доверху, Хрущев почти во всех своих начинаниях стремился действовать по-партийному. Это значит, что главный механизм реализации принятых решений представлялся ему как хорошо отлаженная система пропаганды и дисциплинарной ответственности.

Принятый порядок согласования интересов и полномочий различных ведомств создавал много проблем как для управляющих, так и для управляемых. Любое решение, относившееся к компетенции местных органов, требовало санкции вышестоящих инстанций. Приведем несколько примеров. Райисполкомы Сахалинской области обратились в исполком областного Совета с просьбой утвердить должность кочегара вместо имеющейся в их штате должности истопника. Сахалинский облисполком запросил по этому вопросу Министерство финансов СССР, а то в свою очередь не могло принять решение, не договорившись предварительно с Советом Министров РСФСР.

Чтобы исправить это положение, ЦК КПСС в январе 1954 г. принял постановление «О серьезных недостатках в работе партийного и государственного аппарата», в котором говорилось о необходимости расширения прав местных органов управления.

Следующим шагом в том же направлении стало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О существенных недостатках в структуре министерств н ведомств СССР и мерах по улучшению работы государственного аппарата» (октябрь 1954 г.). Постановлением предусматривалось упрощение структуры министерств и других звеньев управления, сокращение управленческого аппарата. Всего было упразднено около 10 тыс. главков, отделов, трестов и других организаций.

Все эти решения по децентрализации управления подготовили главную реорганизацию 50-х гг. — перестройку системы управления промышленностью и строительством по территориальному принципу и создание совнархозов (1957). Большинство общесоюзных и союзно-республиканских министерств, в ведении которых находились промышленность и строительство, были упразднены, кроме министерств электростанций, оборонной, авиационной, судостроительной, радиотехнической и химической промышленности. Страна была разделена на несколько крупных экономических районов, для управления которыми создавались Советы народного хозяйства (совнархозы).

При сохранении подобного порядка в конце концов должна была вновь возникнуть потребность в центральных координирующих и управляющих органах, напоминающих прежние министерства. Сначала такие органы были созданы в виде государственных комитетов Совета Министров СССР, в распоряжение которых были переданы ведущие научные, проектные и конструкторские институты (1962 г.). Собственно производство на том этапе оставалось по-прежнему в ведении совнархозов, однако сама система совнархозов также подверглась дальнейшей реорганизации: сначала в трех наиболее крупных республиках — в России, на Украине и в Казахстане были созданы республиканские Советы народного хозяйства (1960), затем Совет народного хозяйства СССР (1962) и Высший совет народного хозяйства СССР (1963).

57.Интенсификация экономики (1965-1982 гг.). Итоги и оценки экономической политики СССР в «предперестроечный период».Смена политического руководства. Период с 1964 - 1985 гг. вошёл в историю страны вначале как "эпоха развитого социализма", позже как "период застоя". После смещения Хрущева, первым секретарём ЦК КПСС, а с 1966 г. - Генеральным секретарём стал Л.И. Брежнев. Более полувека страна жила в чрезвычайных условиях. Новые руководители считали, что обществу нужна стабильность. Стабильности можно достичь при отказе от политического курса последних лет, от политики десталинизации и реформ. В сфере экономики ощущалась необходимость скорейших реформ. Но осуществление их шло с самого начала под воздействием административно-командного образа мышления. стали бурно создаваться министерства, причем их количество постоянно увеличивалось. В сентябре 1965 года принимается решение о начале экономической реформы. Предполагалось, что реформа позволит преодолеть недостатки, о которых уже открыто говорилось в печати (рост капиталовложений и незавершенного строительства, массовое производство изделий не находивших сбыта, несоответствие роста заработной платы росту производительности труда). Суть реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей, доводимых до предприятий; создание на предприятиях фондов материального стимулирования; введение твердой, не зависящей от прибыли, платы за использование предприятиями производственных фондов, т.е., своего рода, введение продналога в промышленности; финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а путем выдачи кредитов; недопущение изменения планов без согласования с предприятиями. Активную роль в попытке реализовать реформу сыграл Косыгин.

Первые шаги реформы вселяли надежду. Ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась выполненной по ряду важнейших экономический показателей. Но уже в ходе её осуществления начались корректировки, исправления, дополнения, в результате которых к началу 70-х гг. её сущность оказалась искажена настолько, что она фактически перестала действовать.Попытка провести реформу, при одновременном свертывании процесса демократизации в политической сфере, оказалась безуспешной. В этом основная причина неудачи реформы 1965 года. Осуществлялись меры по дальнейшей концентрации производства, создавались промышленные объединения - агропромышленные, торгово-промышленные, научно-производственные, упразднялись отдельные бюрократические надстройки. Однако эти задачи решались в основном экстенсивными методами. Министерства развивали строительство новых предприятий, вместо того, чтобы решать задачи более полного использования существующего оборудования. От предприятий постоянно требовали увеличения производственных показателей. Сохранение командного механизма лишало предприятия всякой самостоятельности. Нарастал дефицит бюджета, требовались постоянные денежные вливания в экономику. Трудовые коллективы не были заинтересованы во внедрении новой техники и технологии, так как это сказывалось отрицательно на результатах работы одного рабочего и предприятия в целом. Поэтому внедрение совершенно новой продукции затягивалось в нашей стране на десятки лет. В промышленности к началу 80-х гг. было автоматизировано только 15% предприятий. В рассматриваемый период партия и правительство прилагали много усилий для стабилизации положения в сельском хозяйстве. Попыткой разработать эффективную аграрную политику стали решения мартовского Пленума ЦК КПСС 1965 года. Намечались распределение доходов экономики в сторону сельского хозяйства, решение социальных проблем села, повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Важной частью было решение перехода от административного метода управления сельским хозяйством к экономическому, а так же интенсивное введение хозрасчета. Меры встретили поддержку крестьянства. В годы восьмой пятилетки в магазинах городов был вполне достаточный набор продуктов. Удорожание сельскохозяйственной техники и услуг привело к тому, что к началу 80-х гг. многие совхозы и колхозы вновь оказались убыточными. Массированные инвестиции в сельское хозяйство не принесли желаемых результатов (за 70-е годы и начало 80-х годов в аграрно-промышленный комплекс было вложено более 500 млрд. рублей). Установление жесткого бюрократического контроля гасило всю самостоятельность и инициативу предприятий, уничтожило заинтересованность в конечном результате своего труда.Противоречия и трудности, в том числе бесхозяйственность в сельском хозяйстве страны, руководство страны пыталось решить путем импорта продовольствия и зерна. За 20 лет импорт мяса, рыбы, масла, сахара, зерна вырос в денежном отношении более чем в 10 раз. К началу 80 годов, сельское хозяйство страны оказалось в кризисном состоянии.

58. Эволюция политической сферы жизни советского общества в 40-80-е гг. XX в. Противоречия политического развития страны.

На протяжении 40–80-х годов ориентация общества на построение коммунизма как главной цели развития сохранялась. При этом постепенно усиливалась обратная зависимость теории и практики: если раньше социальная действительность конструировалась в соответствии с идеологическими представлениями, то на последних этапах существования советской системы социально-экономическая и политическая реальности заставляли разрабатывать соответствующие им теоретические конструкции. Так, в конце 60-х годов, когда стала очевидной несостоятельность третьей партийной программы, обещавшей построить коммунизм за 20 лет, была разработана концепция «развитого социалистического общества». Она ориентировала общество на гораздо более длительное, постепенное движение к коммунизму.

Для расширения своей социальной опоры, особенно в деревне, власть сочла необходимым опереться не только на национальные традиции, но и на религиозные чувства людей. Это привело к смягчению государственной политики по отношению к церкви. И наконец, в годы войны впервые общечеловеческие, национально-государственные интересы были поставлены наравне с классовыми, была продемонстрирована возможность успешного сотрудничества государств с различным общественно-политическим строем.
Оценивая эффективность политического руководства в годы войны, некоторые историки приходят к выводу, что советская система потерпела сокрушительное поражение, оказалась неспособной своевременно найти оптимальные решения стоящих перед страной задач. Действительно, поражения 1941-1942 гг. были следствием ошибок и просчетов предвоенной политики. Однако вывод о полной несостоятельности системы вызывает сомнение. Политический режим оказал противоречивое воздействие на ситуацию в те годы. Вначале общество как бы пожинало результаты неэффективности действия системы в условиях очень сложной предвоенной ситуации, которая требовала одновременного решения сразу нескольких задач на основе взвешенного анализа, т.е. того, что было несвойственно советской политической системе. В годы войны ситуация упростилась, обозначилась единая цель общества – спасение Отечества.

Стремясь к стабилизации, советское руководство в 70-80-е годы вступило на путь свертывания критики сталинизма, полагая, что дальнейшее углубление этой темы породит сложности во внутриполитической жизни страны. Теоретическая установка партийных идеологов рассматривать советскую политическую систему полностью тождественной общественному строю, а любые попытки ее обновления трактовать как покушение на социализм не позволили осуществить изменения в политической системе в годы брежневского правления.

С завершением процесса формирования номенклатурной системы фактически утрачивает свой элитный статус коммунистическая партия, хотя формально она остается стержнем политической системы, более того – делается вывод о «возрастании руководящей роли партии». На деле реальная власть была сосредоточена в исполнительных органах партии, в руках номенклатуры. Правящая элита стала закрытой социальной группой, заинтересованной в сохранении собственной власти, а не в решении назревших общественных проблем. Система управления становилась все более громоздкой, неповоротливой, малоэффективной.

59. Эволюция духовной сферы жизни советского общества в 40-80-е гг. XX в

Духовная и культурная жизнь народов страны в первое послевоенное десятилетие(1945-1953)

Победа в Великой Отечественной войне — источник духовного подъема всего общества. Изменения в воззрени­ях народа-победителя: рост самоуваже­ния, понимание самоценности личности, критичность мышления. Ожидание пе­ремен: развитие прав и свобод личнос­ти, демократических начал в обще­ственной жизни.

Несбывшиеся надежды на смягче­ние существующего режима в услови­ях апогея культа личности Сталина. Разрыв между пробудившимся обще­ственным самосознанием и жесткими рамками авторитарно-бюрократичес­кой системы власти. Нарастание в обществе, среди части молодежи и науч­но-технической интеллигенции, крити­ческих настроений.

Начало «холодной войны, установле­ние «железного занавеса». Негативные последствия этих факторов для духов­ной культуры страны. Указ Президиу­ма Верховного Совета СССР «О воспре­щении браков между гражданами СССР и иностранцами» (1947). Возобновление репрес­сий. Последствия этих акций для духов­ной и психологической атмосферы в об­ществе 40-х гг.

Наступление на свободу творчества: Постановления ЦК ВКП(б) 1946-1948 гг. в области литературы, кино, театраль­ного дела, музыки.

Поощрение руководством страны создания произведений литературы и искусства, лакирующих советскую действительность. Формирование с по­мощью средств массовой информации и искусства личности «нового челове­ка».

Жесткая государственная регламен­тация всех сфер духовной и культурной жизни общества. Усиление цензурного гнета.

Трудный процесс восприятия общественным сознанием правды о' культе личности.

Ослабление тотального контроля над духовной культурой и образом жизни людей. «Шестидесятники» (Б.А.Ахмадулина, А.А.Вознесенский, Е.А.Евту­шенко, Б.Ш.Окуджава, Р.И.Рождест­венский и др.): их нравственные идеалы и гражданская позиция. Вечера в По­литехническом музее. Духовные поис­ки молодежи. Восприятие культурных достижений Запада (произведения Э.-М.Ремарка, Э.Хемингуэя и др.).

Позиции различных групп творчес­кой интеллигенции. «Новый мир» А.Т.Твардовского — духовный центр «шестидесятников». Создание новых литературно-художественных и исто­рических журналов («Юность», «Моло­дая гвардия», «Вопросы литературы», «История СССР» и др.). Популярность и духовное воздействие на зрителя новых московских театров — «Современника» О.Н.Ефремова, «Таганки» Ю.П.Любимо­ва. Гражданские и нравственные пробле­мы в литературе и искусстве (А.И.Солженицын, И.Г.Эренбург, Б.Л.Пастернак, Э.И.Неизвестный, Р.Р.Фальк и др.). Обра­щение киноискусства к проблемам со­временности («Высота», «Весна на За­речной улице» и др.), его воздействие на общественное сознание.

Идеалы и интересы молодежи города и деревни.

Усиление контактов с моло­дежью других стран. VI Всемирный фе­стиваль молодежи и студентов (Москва, 1957 г.). Расцвет самодеятельного искус­ства. Усиление нетерпимости к инакомыс­лию. На­чало диссидентского движения (В.К.Бу­ковский, К.Х, Галансков, А.Гинзбург и др.). Влияние конца «оттепели» на духовную и культурную жизнь общества. Крушение надежд на возможность кардинального изменения духовной жизни народа.

Ориентация в формировании духов­ного облика человека на моральный ко­декс строителя коммунизма. Несовпа­дение пропагандируемых идей и ре­альных условий жизни. Неверие в про­возглашаемые лозунги. Встречи пред­ставителей партийного руководства и правительства с творческой интелли­генцией: содержание и атмосфера.

Нарастание духовного кризиса в обществе (1964-1985)

Акцент на теорию обострения идео­логической борьбы как обоснование для запретов, ограничений в духовной и культурной жизни. Отношение власти к творческой интеллигенции. Российская духовная оппозиция (А.И.Солженицын, А.Д.Сахаров, А.А.Зиновьев, В.Е.Максимов, В.П.Аксенов и др.). Диссидентство как феномен духовной жизни советско­го общества 70-х гг. Вынужденная эмиграция из СССР (М.Л.Ростропович, Г.П.Вишневская, А.А.Тарковский, Ю.П.Любимов, В.П.Не­красов, Э.И.Неизвестный и др.). Притес­нения ученых-историков (П.В.Волобуев, М.Я.Гефтер, КН.Тарновский). Запрет на некоторые театральные постановки, эс­традные представления, показ ряда ки­нофильмов.Манипулирование массовым созна­нием. Пагубное влияние на духовную атмосферу в обществе поощрения угод­ничества и славословия, массовой раз­дачи наград, званий, премий. Нараста­ние социальной апатии среди значи­тельной части населения. Падение нра­вов: распространение пьянства, нарко­мании, проституции, рост преступности. Оскудение духовной сферы. Эрозия идеалов и двоемыслие. Усиление потре­бительских настроений. Замалчивание в средствах массовой информации ре­альных противоречий в общественной жизни страны.

Молодежная культура.

Влияние западной культуры на юно­шество: мода, нравы, стиль жизни, восприятие мира. Духовная жизнь и быт различных социальных групп и слоев: культурные увлечения, досуг, особен­ности личного восприятия обществен­но-политических и социальных процес­сов в стране.Формирование идей о путях рефор­мирования общественно-политической, социально-экономической и культурной сфер жизни общества. Распространение неформальных объединений как проти­водействие застойным явлениям в об­ществе, стремление к свободе, защите достоинства личности.

60. Курс на перестройку советского общества, её направленность и результаты.

В середине 80-х гг. в СССР произошли радикальные изменения в идеологии, общественном сознании,

политической и государственной организации, начались глубинные изменения в отношениях собственности и социальной структуре. Крушение коммунистического режима и КПСС, распад Советского Союза, образование

на его месте новых независимых государств, в том числе и самой России, становление идеологического и политического плюрализма, зарождение гражданского общества, новых классов (среди них и

капиталистического) — вот только некоторые из новых реалий современной российской истории, начало

которой можно датировать мартом — апрелем 1985 г.

В апреле 1985 г., на Пленуме ЦК КПСС, М.С. Горбачев изложил стратегический курс реформ. Речь шла о необходимости качественного преобразования советского общества, его “обновлении”, о глубоких переменах

во всех сферах жизни. Ключевым словом реформаторской стратегии стало “ ускорение ”. Предполагалось

ускорять развитие средств производства, научно-технический прогресс, социальную сферу и даже

деятельность партийных органов. Термины “ перестройка ” и “ гласност ь” появились позднее. Постепенно

акцент был перенесен с “ускорения” на “перестройку” и именно это слово стало символом курса,

производимого М.С. Горбачевым во второй половине 80-х гг. Гласность означала выявление всех недостатков, препятствующих ускорению, критику и самокритику исполнителей “сверху донизу”. А перестройка

предполагала внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные,

политические механизмы, а также в идеологию с целью достижения ускорения общественного развития.

Для обеспечения реализации новых задач была проведена смена части партийных и советских руководителей. Председателем Совета Министров СССР был назначен Н. И. Рыжков, председателем Президиума Верховного Совета СССР — Э. А. Шеварднадзе, бывший до этого первым секретарем ЦК Компартии Грузии. В декабре

1985 г. секретарем Московского городского комитета партии стал Б. Н. Ельцин. В высшую партийную

иерархию выдвинулись А. Н. Яковлев, А. И. Лукьянов. В центр экономических преобразований в 1985 г.

была поставлена задача технического перевооружения, модернизации предприятий. Для этого было необходимо ускоренное развитие машиностроения. Так формулировалась главная цель в народном

хозяйстве. Программа “ускорения” предполагала опережающее (в 1,7 раза) развитие машиностроения по отношению ко всей промышленности и достижение им мирового уровня к началу 90-х гг. Успех ускорения связывался с активным использованием достижений науки и техники, расширением прав предприятий,

улучшением кадровой работы, укреплением порядка дисциплины на предприятиях.

Курс, провозглашенный в 1985 г. на апрельском пленуме, был подкреплен в феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС. Нововведений на съезде было немного, но главным была поддержка Закона о трудовых коллективах. Закон провозглашал создание на всех предприятиях советов трудовых коллективов с широкими полномочиями, включавшими выбор руководящих работников, регулирование заработной платы в целях ликвидации

уравниловки и соблюдения социальной справедливости в оплате труда и даже определении цены выпускаемой продукции. На XXVII съезде КПСС советскому народу, были даны обещания: удвоить к 2000 г. экономический потенциал СССР, в 2,5 раза повысить производительность труда и обеспечить каждой советской семье отдельную квартиру. Большинство советских людей поверило новому Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачеву и с энтузиазмом его поддержало.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: