Анализ рентабельности

Рентабельность характеризует уровень прибыльности деятельности предприятия. Рассчитывается рентабельность на основе показателей прибыли. Если предприятие работает с убытками, то следует говорить об убыточности деятельности.

Основные направления анализа рентабельности:

1. Анализ динамики показателей рентабельности.

2. Факторный анализ рентабельности.

Для анализа рентабельности рассчитываются показатели:

1. Рентабельность продукции.

2. Рентабельность продаж.

3. Рентабельность капитала.

4. Рентабельность оборотного капитала.

5. Рентабельность собственного капитала.

6. Рентабельность ресурсов.

Рентабельность продукции (работ) () – это отношение прибыли от продаж к затратам на производство и реализацию продукции (работ).

Рассчитывается по формуле:

или ,

– здесь указываются строки формы № 2.

Рентабельность продукции (работ) показывает, сколько прибыли от продаж приходится на один рубль затрат на производство и реализацию продукции (работ).

Рентабельность продаж () – это отношение прибыли от продаж к выручке. Рассчитывается по формуле

или .

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли от продаж приходится на один рубль выручки.

Рентабельность капитала () – это отношение прибыли до налогообложения (или чистой прибыли) к среднегодовой стоимости имущества предприятия (актива баланса). Если рентабельность капитала рассчитывается для квартального периода, то соответственно в расчетах учитывается среднеквартальная стоимость имущества предприятия.

Рассчитывается по формуле:

или ,

где – среднегодовая стоимость имущества предприятия (актива баланса); – здесь указываются строки баланса.

Рентабельность капитала показывает, сколько прибыли до налогообложения (или чистой прибыли) приходится на один рубль капитала или имущества предприятия. В отдельных случаях допускается расчет рентабельности капитала и на основе использования прибыли от продаж (когда она составляет основную часть прибыли до налогообложения).

Рентабельность оборотного капитала – это отношение прибыли до налогообложения (или чистой прибыли) к среднегодовой стоимости оборотного капитала предприятия.

Рассчитывается по формуле:

или

,

где – среднегодовая стоимость оборотного капитала предприятия.

Рентабельность оборотного капитала показывает, сколько прибыли до налогообложения (или чистой прибыли) приходится на один рубль капитала, вложенного в оборотные активы (или в текущую деятельность).

Рентабельность собственного капитала – это отношение прибыли до налогообложения (или чистой прибыли) к среднегодовой стоимости собственного капитала предприятия.

Рассчитывается по формуле:

или .

Рентабельность собственного капитала показывает, сколько прибыли до налогообложения (или чистой прибыли) предприятие получает на один рубль собственного капитала.

Рентабельность ресурсов – это отношение прибыли до налогообложения (или чистой прибыли, прибыли от продаж) к среднегодовой стоимости основных производственных фондов ()и материальных оборотных средств ().

Рассчитывается по формуле:

;

или ;

или .

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов принимается по данным формы № 5 «Приложение к балансу».

– здесь указаны строки баланса.

Рентабельность ресурсов показывает, сколько прибыли до налогообложения (или чистой прибыли, прибыли от продаж) предприятие получает на один рубль ресурсов, занятых в производстве.

Рассчитаем показатели рентабельности (табл. 3.17) на основе данных табл. 3.1 и 3.14.

Таблица 3.17

Показатели рентабельности

  Предыдущий год Отчетный год  
 
1. Рентабельность продукции, % 10,79 13,73  
2. Рентабельность продаж, % 9,74 12,07  
3. Рентабельность капитала, % * 8,31  
4. Рентабельность оборотного капитала, % * 11,80  
5. Рентабельность собственного капитала, % * 10,10  

* – данные отсутствуют, так как в расчетах используется отчетность только за один отчетный год (баланс и форма 2). Для определения среднегодовой стоимости капитала за предыдущий год необходимо использовать баланс за предыдущий год.

По данным табл. 3.17, рис. 3.28 видно, что в отчетном году произошло увеличение рентабельности продукции и продаж. Рост показателей рентабельности вызван опережением темпов роста прибыли от продаж (145,08%), темпов роста выручки (117,0%), себестоимости реализованной продукции (115,%), коммерческих расходов (104,49%) и управленческих расходов (103,41%). Основным фактором увеличения рентабельности является увеличение прибыли, которая в свою очередь зависит от объемов производства и реализации продукции и снижения затрат.

Факторный анализ рентабельности позволяет определить степень влияния отдельных показателей-факторов на изменение рентабельности. Для проведения факторного анализа, необходимо данные отчетного года сопоставить с данными базового периода (например, предыдущего года). Поскольку нами для проведения анализа финансового состояния используется отчетность только за один год, то рассмотрим условные примеры.

Рис. 3.28. Динамика показателей рентабельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: