Рентабельность характеризует уровень прибыльности деятельности предприятия. Рассчитывается рентабельность на основе показателей прибыли. Если предприятие работает с убытками, то следует говорить об убыточности деятельности.
Основные направления анализа рентабельности:
1. Анализ динамики показателей рентабельности.
2. Факторный анализ рентабельности.
Для анализа рентабельности рассчитываются показатели:
1. Рентабельность продукции.
2. Рентабельность продаж.
3. Рентабельность капитала.
4. Рентабельность оборотного капитала.
5. Рентабельность собственного капитала.
6. Рентабельность ресурсов.
Рентабельность продукции (работ) () – это отношение прибыли от продаж к затратам на производство и реализацию продукции (работ).
Рассчитывается по формуле:
или ,
– здесь указываются строки формы № 2.
Рентабельность продукции (работ) показывает, сколько прибыли от продаж приходится на один рубль затрат на производство и реализацию продукции (работ).
Рентабельность продаж () – это отношение прибыли от продаж к выручке. Рассчитывается по формуле
|
|
или .
Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли от продаж приходится на один рубль выручки.
Рентабельность капитала () – это отношение прибыли до налогообложения (или чистой прибыли) к среднегодовой стоимости имущества предприятия (актива баланса). Если рентабельность капитала рассчитывается для квартального периода, то соответственно в расчетах учитывается среднеквартальная стоимость имущества предприятия.
Рассчитывается по формуле:
или ,
где – среднегодовая стоимость имущества предприятия (актива баланса); – здесь указываются строки баланса.
Рентабельность капитала показывает, сколько прибыли до налогообложения (или чистой прибыли) приходится на один рубль капитала или имущества предприятия. В отдельных случаях допускается расчет рентабельности капитала и на основе использования прибыли от продаж (когда она составляет основную часть прибыли до налогообложения).
Рентабельность оборотного капитала – это отношение прибыли до налогообложения (или чистой прибыли) к среднегодовой стоимости оборотного капитала предприятия.
Рассчитывается по формуле:
или
,
где – среднегодовая стоимость оборотного капитала предприятия.
Рентабельность оборотного капитала показывает, сколько прибыли до налогообложения (или чистой прибыли) приходится на один рубль капитала, вложенного в оборотные активы (или в текущую деятельность).
Рентабельность собственного капитала – это отношение прибыли до налогообложения (или чистой прибыли) к среднегодовой стоимости собственного капитала предприятия.
|
|
Рассчитывается по формуле:
или .
Рентабельность собственного капитала показывает, сколько прибыли до налогообложения (или чистой прибыли) предприятие получает на один рубль собственного капитала.
Рентабельность ресурсов – это отношение прибыли до налогообложения (или чистой прибыли, прибыли от продаж) к среднегодовой стоимости основных производственных фондов ()и материальных оборотных средств ().
Рассчитывается по формуле:
;
или ;
или .
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов принимается по данным формы № 5 «Приложение к балансу».
– здесь указаны строки баланса.
Рентабельность ресурсов показывает, сколько прибыли до налогообложения (или чистой прибыли, прибыли от продаж) предприятие получает на один рубль ресурсов, занятых в производстве.
Рассчитаем показатели рентабельности (табл. 3.17) на основе данных табл. 3.1 и 3.14.
Таблица 3.17
Показатели рентабельности
Предыдущий год | Отчетный год | ||
1. Рентабельность продукции, % | 10,79 | 13,73 | |
2. Рентабельность продаж, % | 9,74 | 12,07 | |
3. Рентабельность капитала, % | * | 8,31 | |
4. Рентабельность оборотного капитала, % | * | 11,80 | |
5. Рентабельность собственного капитала, % | * | 10,10 |
* – данные отсутствуют, так как в расчетах используется отчетность только за один отчетный год (баланс и форма 2). Для определения среднегодовой стоимости капитала за предыдущий год необходимо использовать баланс за предыдущий год.
По данным табл. 3.17, рис. 3.28 видно, что в отчетном году произошло увеличение рентабельности продукции и продаж. Рост показателей рентабельности вызван опережением темпов роста прибыли от продаж (145,08%), темпов роста выручки (117,0%), себестоимости реализованной продукции (115,%), коммерческих расходов (104,49%) и управленческих расходов (103,41%). Основным фактором увеличения рентабельности является увеличение прибыли, которая в свою очередь зависит от объемов производства и реализации продукции и снижения затрат.
Факторный анализ рентабельности позволяет определить степень влияния отдельных показателей-факторов на изменение рентабельности. Для проведения факторного анализа, необходимо данные отчетного года сопоставить с данными базового периода (например, предыдущего года). Поскольку нами для проведения анализа финансового состояния используется отчетность только за один год, то рассмотрим условные примеры.
Рис. 3.28. Динамика показателей рентабельности