Семинарское занятие 2,3. Административно-правовые нормы и отношения (4 ч)

Вопросыдля обсуждения:

1. Понятие и особенности административно-правовых норм.

2. Виды (классификация) административно-правовых норм.

3. Формы (способы) реализации административно-право­вых норм.

4. Действие норм административного права во времени:
вступление в силу и прекращение действия.

5. Источники административного права

6. Понятие, особенности и виды административно-право­вых отношений.

7. Структура административно-правовых отношений.

8. Понятие, виды и общая характеристика правового ста­туса субъектов административно-правовых отношений.

Основные понятия:административно-правовая норма, структура правовой нормы, административно-правовые отношения, структура правовых отношений, субъект правовых отношений, объект правовых отношений.

Задания для СРС:

Работа с источниками:

1. Подобрать в нормативно-правовых актах соответству­ющие нормы административного права и выписать (с ука­занием источника) по два примера норм:

а) обязывающих, управомачивающих, запрещающих и
стимулирующих (поощрительных);

б) регулятивных и охранительных;

в) материальных и процессуальных;

г) общих (по конкретному содержанию и уровню обобщенности) и специальных;

д) общеобязательных (по пределу действия) и внутрисис­темных (ведомственных).

Один и тот же пример может одновременно подпадать под разные классификационные признаки.

2. Провести сравнительный анализ норм административ­ного и уголовного права и выявить в них общее и особен­ное в контексте субъектов нормотворчества, структуры, видовой классификации, действию во времени, в простран­стве и по кругу лиц, способам реализации и способам (по­рядку) защиты от нарушений. Решение желательно офор­мить в виде соответствующей таблицы.

Задачи:

Задача 1.

Главный бухгалтер ЗАО «РИТМ» подал в ИФНС нало­говую декларацию по единому социальному налогу за 2007 г. в срок до 1 апреля 2008 г. (а именно — 20 марта 2008 г.), однако, по форме, которая соответствующим нормативным приказом Министерства финансов РФ с 1 февраля 2008 г. была изменена. Получив из ИФНС соответствующее пред­писание о нарушении формы налоговой отчетности и необ­ходимости подачи в трехдневный срок налоговой деклара­ции по установленной форме, главный бухгалтер ЗАО

«РИТМ» исполнил данное предписание и повторно подал налоговую декларацию по новой форме уже 4 апреля 2008 г.

По результатам проведенной камеральной проверки уполномоченным сотрудником ИФНС было принято ре­шение о привлечении ЗАО «РИТМ» к налоговой ответ­ственности в виде штрафа по ч. 1 ст. 119 Налогового ко­декса РФ. Впоследствии юрисконсультом ЗАО «РИТМ» данное решение было обжаловано в судебном порядке. Решение ИФНС было признано судом неправомерным и подлежащим отмене.

Спрашивается: можно ли затронутые в условии данной задачи общественные отношения отнести к предмету адми­нистративного права? Если «нет», то обосновать почему. Если «да», то указать: какие формы реализации админист­ративно-правовых норм были использованы в данном при­мере всеми участниками соответствующих правоотношений?

Можно ли в данном примере рассматривать суд как субъект административного права? Если «нет», то какова юридическая природа подобного рода деятельности суда по восстановлению нарушенных неправомерными действи­ями и решениями государственных органов (их должност­ных лиц) прав граждан и юридических лиц? Входят ли они в предмет административного права?

Задача 2.

Трудовым кодексом РФ (ст. 111 ) четко регламентиро­ван порядок предоставления выходных дней. Им же (ст. 112) установлен и перечень нерабочих праздничных дней, признаваемых таковыми в Российской Федерации. Однако в, целях рационального использования работника­ми выходных и нерабочих праздничных дней Правитель­ство РФ ежегодно издает соответствующее постановление о переносе выходных дней в текущем году, совмещая их с нерабочими праздничными днями. Как правило, положе­ния соответствующего правительственного постановления дублируются локальными актами (приказами), издаваемы­ми уполномоченными на это субъектами на многих пред­приятиях и в учреждениях независимо от форм собствен­ности и ведомственной принадлежности.

Можно ли положения указанных правительственных постановлений и издаваемых на их основе локальных пра­вовых актов отнести к нормам административного права или же они являются нормами трудового права?

К какому виду норм с точки зрения их подразделения по способу воздействия на поведение субъектов можно от­нести положения такого рода постановлений Правитель­ства РФ и издаваемых на их основе локальных норматив­но-правовых актов?

Необходимо ли, на ваш взгляд, вообще дублирование положений подобного рода постановлений Правительства РФ локальными актами предприятий и учреждений? И как бы лично вы поступили в подобного рода ситуации на ме­сте руководителя той или иной организации, прочитав в газете соответствующее правительственное постановление? Ответ обосновать.

При ответе на последний вопрос ознакомиться с поло­жениями трудового законодательства относительно того — возможно ли совмещение работникам для отдыха выход­ные и праздничные дни и могут ли выходные дни быть перенесены по усмотрению руководителя организации са­мостоятельно, т. е. без издания соответствующего поста­новления Правительства РФ? Ответы на эти вопросы так­же следует отразить в решении данной задачи.

Задача 3.

Емкая характеристика административно-правовых от­ношений как властеотношений и многообразие сфер госу­дарственного управления позволяют классифицировать этот вид урегулированных правом общественных отношений по многим критериям, подразделяя их, в частности, на:

а) основные и неосновные (второстепенные);

б) внешние (внеаппаратные) и внутренние (внутриаппаратные);

в) субординационные и координационные;

г) вертикальные и горизонтальные;

д) порождаемые правомерными юридическими фактами
(регулятивные) и порождаемые неправомерными юри­дическими фактами (охранительные или деликатные). Привести по два примера административно-правовых отношений каждого вида. При этом желательно под один и тот же пример конкретных административно-правовых отношений подобрать разные критерии его видовой клас­сификации.

Задача 4.

Расположите в порядке иерархичности (по юридической силе) следующие акты, содержащие нормы административного права:

- указ Президента РФ;

- федеральный закон;

- распоряжение Правительства РФ;

- совместный приказ министра обороны РФ и министра внутренних дел РФ;

- постановление Правительства РФ;

- федеральный конституционный закон;

- закон Краснодарского края;

- распоряжение ЦБ РФ;

- постановление Собрания представителей города;

- инструкция Федеральной налоговой службы РФ;

- международный договор РФ.

Творческие задания:

1. Составьте кроссворд по теме, не менее 20 слов.

2. Подготовьте реферат (презентацию) по темам:

Источники административного права.

Особенности административно-правовых отношений.

Основная литература

Попова Л.Л. Административное право: Уч.для бакалавр./2 изд. – М.: Юрайт, 2014. – 649 с.

Агапов А.Б. Административное право. – Москва: Юрайт.- 2011. – 820 с.

Конин Н.М. Административное право России. В вопросах и ответах. – М.: ТК Велби, Изд. Проспект.- 2010. – 448 с.

Липатов Э.Г. Административное право [Электронный ресурс]: учебник/ Липатов Э.Г., Пресняков М.В., Семенова А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2014.— 456 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/15706.— ЭБС «IPRbooks»

Дополнительная литература

Административное право: практикум / Под ред. Ю.Н. Старилова. – Москва: Норма-Инфра –М. 2010. – 224 с.

Демин А.А. Административное право Российской Федерации. 2-е изд. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Демин А.А., Алехин А.П., Кордик Д.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Зерцало-М, 2011.— 256 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/4510.— ЭБС «IPRbooks»

Братановский С.Н. Административное право [Электронный ресурс]: учебник/ Братановский С.Н.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2012.— 511 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/10390.— ЭБС «IPRbooks»

Ордина О.Н. Источники административного права России и проблемы их систематизации [Электронный ресурс]: монография/ Ордина О.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 319 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/15376.— ЭБС «IPRbooks»

Максимов С.Н. Проблемы развития государственного управления в административном праве [Электронный ресурс]: монография/ Максимов С.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский психолого-социальный университет, 2012.— 49 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/21360.— ЭБС «IPRbooks»

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г. Доступ из системы ГАРАНТ.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Феде­рации» [Электронный ресурс]: с изм. и доп. на 7 мая 2013 г. Доступ из системы ГАРАНТ.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (пред­ставительных) и исполнительных органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]: с изм. и доп. на 23 июня 2014 г. Доступ из системы ГАРАНТ.

Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" [Электронный ресурс]: с изм. и доп. на 30 сентября 2013 г. Доступ из системы ГАРАНТ.

Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" [Электронный ресурс]: с изм. и доп. на 12 мая 2014 г. Доступ из системы ГАРАНТ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: