На современном этапе железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в развитии экономики России.
Реформирование железнодорожного транспорта направлено на обеспечение возрастающих потребностей в перевозках при соблюдении их высокого качества. В этих условиях появляются новые реальные возможности для предприятий железнодорожного транспорта, связанные с их инновационной деятельностью.
Управление инновационной деятельностью является важнейшей составляющей менеджмента на предприятиях железнодорожного транспорта, ориентированного на стратегический успех в конкурентных условиях рыночной экономики.
Этим объясняется интерес специалистов к современным концепциям и содержанию инновационного менеджмента как специфической области управления деятельностью предприятий железнодорожного транспорта. Формирование принципов инновационного менеджмента в отрасли в значительной степени связано с масштабными процессами реструктуризации железнодорожного транспорта России. Инновационный путь развития железнодорожного транспорта в настоящее время не имеет альтернатив, что предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам оценки инновационного потенциала предприятия в конкретных условиях производства работ и услуг. Методика оценки инновационного потенциала предприятия позволяет принимать квалифицированные управленческие решения при разработке инновационных проектов и при их реализации, выявлять факторы и резервы повышения эффективности работы предприятия. Оценка и планирование инновационного потенциала предприятия с помощью системы показателей, характеризующих финансовые ресурсы, уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, состояние материально-технических возможностей, организационно-технический уровень, интеллектуальные возможности персонала предприятия, а также сложность природно-экономических условий, в которых предприятие ведет работы, позволяет с высокой степенью достоверности определить рентабельность продукции, услуг и капитальных вложений, сроки их окупаемости.
|
|
Материалы, изложенные в учебном пособии, послужат руководством в управлении инновационной, финансовой и хозяйственной
деятельностью предприятия, помогут анализировать эффективность использования трудовых и материальных ресурсов и основных производственных фондов, выявить резервы снижения себестоимости продукции, услуг, усилить контроль за затратами и методами их снижения. Периодическая оценка профессиональных и деловых качеств персонала предприятия позволяет скоординировать результативность труда работников, оказывать сильное воздействие на их мотивацию к более эффективной работе. Результаты оценки способствуют оптимальному планированию карьеры конкретного работника, дают объективную информацию о профессиональной пригодности или непригодности работника к выполнению им конкретных должностных обязанностей.
|
|
Исключительно важным фактором, определяющим результативность от реализации инноваций в производство, являются психологические барьеры, когда персонал предприятия склонен сопротивляться инновациям, даже если последние значительно повышают инновационную эффективность. Проводимое реформирование железнодорожного транспорта в России является типичным случаем системного нововведения, когда необходимо учитывать и своевременно устранять возникающие психологические барьеры на пути нововведений.
Рекомендуемая литература
1. Абрамов, А.П., Галабурда, В.Г., Иванова Е.А. Маркетинг на транспорте: Учебник для вузов – М.: Желдориздат, 2000.–329 с.
2. Белов И.В., Терешина Н.П., Галабурда В.Г. Экономика железнодорожного транспорта / Под редакцией Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. – М.: УМК МПС России, 2001. – 596 с.
3. Баранчев В.П и др. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. – 126 с.
4. Барчуков А.В., Леонтьев Р.Г. Новые императивы развития транспорта Дальнего Востока РФ: Монография. – Хабаровск: ДВГУПС, 2003. – 278 с.
5. Баранчев В.П. и др. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – М.: ЗАО Финстатинформ, 2000. – 126 с.
6. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 343 с.
7. Волков В.А.Экономическая эффективность инвестиций на железнодорожном транспорте в условиях рынка. – М.: Транспорт, 1996. – 191 с.
8. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под редакцией Ильенковой С.Д. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 342 с.
9. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под редакцией Оголевой Л.Н. – М.: Инфра – М, 2002. – 238 с.
10. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технической безопасности/Рук. авт. колл. В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. – М.: Наука, 2004.
11. Инновационный менеджмент: Справ. Пособие / Под редакцией Завалина П.Н., Казанцева А.К., Миндели. – М.: Центр исследований и статистики науки, 1998. – 567 с.
12. Ишаев В.И. Концепция стратегического развития России до 2010 г. – М.: ИСЭПН, 2001. – 144 с.
13. Крылов Э.И., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика. 2001. – 382 с.
14. Методические рекомендации по экономической эффективности инвестиционных проектов.– М.: Экономика, 2000. - 421 с.
15. Методические рекомендации по обоснованию эффективности инноваций на железнодорожном транспорте. Утв. МПС России 28.04.1999 № ЦТО-11. – М. 1999. - 230 с.
16. Лосев В.С., Сабитова П.М. Управление эффективным развитием предприятий железнодорожного транспорта. – Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 2004. - 198 с.
17. Лякишева О.М. Менеджмент на железнодорожном транспорте: Учебное пособие. – М.: УМК МПС России, 2002. – 296 с.
18. Менеджмент на транспорте: Учебное пособие / Под ред. Н.Н. Громова, В.А Персианова. – М.: Академия, 2003. – 526 с.
19. Методические рекомендации по определению экономической эффективности мероприятий НТП на железнодорожном транспорте/Под ред. Седова А.П. – М.: ВНИИЖТ МПС, 1991. – 239 с.
20. Современные технологии железнодорожного транспорта и промышленности. Сборник трудов / Под ред. Ю.А. Давыдова. – Хабаровск: ДВГУПС, 2003. – 260 с.
21. Терешина Н.П., Шкурина Л.В. Конкурентоспособность железнодорожного транспорта: оценка имущественного и финансового потенциала: Учебное пособие. – М.: УМК МПС, 2002. – 127 с.
22. Шишмаков В.Т., Шишмаков С.В. Оценка эффективности труда персонала на предприятиях железнодорожного транспорта: Сборник трудов. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2000. – 43-51 с.
|
|
23. Шишмаков В.Т., Шишмаков С.В., Бакулин Ю.И. и др. Стратегия социально-экономического развития муниципальных образований и малых городов России. – Хабаровск: ЗАО «Колорит», 2004. – 100 с.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ | |
Глава 1 Основы инновационного менеджмента | |
1.1. Понятие, содержание и задачи инновационного менеджмента | |
1.2. Инновационная деятельность предприятий железнодорожного транспорта | |
1.3. Организация инновационной деятельности | |
Глава 2 Инновационная политика на железнодорожном транспорте | |
2.1. Инновационная политика | |
2.2. Инновационные программы на железнодорожном транспорте | |
Глава 3 Управление инновационной деятельностью и ее регулирование на железнодорожном транспорте | |
3. 1.Управление инновационной деятельностью | |
3.2. Регулирование и государственная поддержка инновационной деятельности | |
3.3. Правовое регулирование инновационной деятельности | |
3.4. Инновационные стратегии | |
Глава 4 Оценка инновационной деятельности и потенциала предприятий железнодорожного транспорта | |
4.1. Методические основы оценки инновационной деятельности и потенциала | |
4.2. Методические основы оценки организационно-технического уровня производства работ | |
4. 3. Классификация показателей организационно-технического уровня производства работ | |
4.4. Синтезирующие показатели организационно-технического уровня производства работ | |
4.5. Общие показатели организационно-технического уровня производства работ | |
4.6. Частные показатели организационно-технического уровня производства работ | |
4.7. Оценка профессиональных и деловых качеств персонала | |
4.8. Оценка природно-экономических условий производства работ | |
Глава 5 Сбор и обработка информации для оценки инновационного потенциала предприятия железнодорожного транспорта | |
5.1. Сбор иобработка информации | |
5.2. Планирование инновационного потенциала предприятия железнодорожного транспорта | |
Глава 6 Мотивация труда персонала при инновациях | |
6.1. Виды мотиваций персонала | |
6.2. Оценка эффективности труда персонала | |
6.3. Факторы, способствующие и препятствующие инновационной деятельности | |
6.4. Психологические барьеры при реализации инноваций | |
Глава 7 Оценка эффективности инноваций | |
7.1. Показатели эффективности инноваций | |
7.2. Стоимостная оценка результатов от реализации технических, социальных иэкологических инноваций | |
7.3. Стоимостная оценка результатов от реализации управленческих инноваций | |
Заключение | |
Рекомендуемая литература |
|
|