Классификация наук

Сегодня наука подразделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. Попытки классифицировать области человеческого знания по различным основаниям предпринимались ещё со времён античности.

Так, Аристотель (384-322 до н.э.) выделял три большие группы таких областей: теоретические (физика и философия), практические (этика и политика) и поэтические (эстетика).

Наибольшую известность получила классификация наук, данная Ф.Энгельсом в научном труде «Диалектике природы». Исходя из развития движущейся материи от низшего к высшему, он выделил механику, физику, химию, биологию, социальные науки.

Современная система наук имеет сложную организацию. На основании предметного единства все дисциплины объединяются в комплексы естественных, общественных, технических, гуманитарных и антропологических наук.

Естествознание – это система знаний и деятельности, объектом которых является природа как часть бытия, существующего по законам, не созданным активностью людей.

Обществознание – система наук об обществе как части бытия, постоянно воссоздающегося в деятельности людей. В процессе различного рода взаимодействий людей с природой и друг с другом возникает новая реальность – общество. Оно становится объектом научного познания, так как имеет свои особые законы и должно быть определенным образом упорядочено. В противном случае разнонаправленная активность индивидов будет малоэффективной и даже гибельной. В рамках общественных наук изучаются законы и специфика макро - и микрообъединений и общностей людей (социология, демография, этнография, история и т.д.).

Технические науки изучают законы и специфику создания и функционирования сложных технических устройств, используемых индивидами и человечеством в различных сферах жизнедеятельности. Мир техники уникален и имеет свои законы, которые необходимо профессионально изучать для достижения технического прогресса.

Гуманитарные науки своим предметом исследования имеют ценности общества: общественные идеалы, нормы и правила мышления, общения и поведения, основанные на определенном понимании полезности для индивида, группы и человечества каких-либо предметных действий. Сфера гуманитарных наук велика. Она включает философию, религиоведение, этику, эстетику, юридические науки и т.д.

Антропологические науки – это совокупность наук о человеке, единстве и различии его природных и общественных свойств. К ним относятся физическая антропология, философская антропология, педагогика, культурная антропология, медицина, криминология и т.п.

В Номенклатуре специальностей научных работников (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 11.08.2009 № 294, от 16.11.2009 № 603) представлены следующие отрасли науки: физико-математические науки, химические науки, биологические науки, технические науки, сельскохозяйственные науки, гуманитарные науки, филологические науки, философские науки, искусствоведение, культурология, социально-экономические и общественные науки, экономические науки, педагогические науки, социологические науки, юридические науки, медицинские науки, науки о земле.

Каждая из названных групп наук может быть подвергнута дальнейшему членению. Например, юридические науки, изучающие государственно-правовые явления, делят на следующие группы:

· исторические (история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений);

· отраслевые (конституционное право России, гражданское право, гражданское процессуальное право, административное право, трудовое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, международное право и др.);

· прикладные (криминалистика, криминология, правоохранительные органы, юридическая психология, прокурорский надзор, юридическая статистика, судебная медицина и др.).

В статистических сборниках обычно выделяют следующие секторы науки: академический, отраслевой, вузовский и заводской.

Обратим внимание на то, что некоторые ученые не считают философию наукой (только наукой) либо ставят ее в один ряд с естественными, техническими и общественными науками. Это объясняется тем, что она рассматривается ими как мировоззрение, знание о мире в целом, методология познания либо как наука всех наук. Философия, по их мнению, не направлена на собирание, анализ и обобщение фактов, обнаружение законов движения действительности, она лишь пользуется достижениями конкретных наук. Оставив в стороне спор о соотношении философии и науки, отметим, что философия все же является наукой, обладающей своими предметом и методами исследования всеобщих законов и характеристик всего бесконечного в пространстве и времени объективного материального мира.

Таким образом, наука как таковая, как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин.

Законодательную основу регулирования отношений между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами власти и потребителями научной и научно-технической продукции образует Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике». Согласно Закону государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:

· признания науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;

· гарантии приоритетного развития фундаментальных научных исследований;

· интеграции научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов вузов в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе вузов, научных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств и иных федеральных органов государственной власти;

· поддержки конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;

· развития научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;

· концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

· стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот.

В Российской Федерации управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления. Органы государственной власти, учреждающие государственные научные организации, утверждают их уставы, осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного им имущества, осуществляют другие функции в пределах своих полномочий. (Слайд 10)

В соответствии со ст. 7 Закона от 23 августа 1996 г. органы государственной власти России и субъектов РФ, научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы в пределах своих полномочий определяют приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, межотраслевую координацию научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.

На уровне субъектов России управление в сфере науки непосредственно организуют министерства, управления и другие структурные подразделения местных органов власти. Согласно ст. 12 Закона от 23 августа 1996 г. к ведению органов государственной власти субъектов РФ относится:

· участие в выработке и реализации государственной научно-технической политики;

· определение приоритетных направлений развития науки и техники в субъектах РФ;

· формирование научных и научно-технических программ и проектов субъектов РФ;

· финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджетов субъектов РФ;

· формирование органов управления в сфере научной и научно-технической деятельности субъектов РФ и межрегиональных органов;

· управление государственными организациями регионального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;

· контроль за деятельностью государственных научных организаций федерального значения по вопросам, относящимся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;

· формирование межрегиональных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития;

· осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными законами к ведению органов государственной власти субъектов РФ.

Основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в том числе министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры. Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, учредившие государственные научные организации, вправе устанавливать для них обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок.

Согласно ст. 114 Конституции РФ Правительство России обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» определил функциональные обязанности и права Правительства, в частности право устанавливать обязательный государственный заказ на научные исследования для учрежденных им научных организаций, ограничивать и лицензировать отдельные виды деятельности, вводить в необходимых случаях режим секретности, а также обязанность обеспечивать создание федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники, организовать исполнение федерального бюджета в части расходов на научные исследования и проведение экспериментальных разработок.

В ведении Правительства РФ находятся Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. В уставах этих фондов указано, что они являются некоммерческими организациями в форме федеральных учреждений. Они проводят отбор на конкурсной основе проектов научных исследований, поддерживаемых этими фондами, по изданию научных трудов, организации научных мероприятий (конференций, семинаров и т.п.), развитию экспериментальной базы научных исследований. Фонды финансируют отобранные проекты и мероприятия, контролируют использование выделенных средств, поддерживают международное сотрудничество в области научных исследований.

Важные управленческие функции в сфере вузовской науки выполняет Министерство образования и науки РФ. Структурным подразделением Минобрнаки России выступает Высшая аттестационная комиссия (ВАК), главными задачами которой являются:

· обеспечение единой государственной политики, осуществление контроля и координация деятельности в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;

· содействие улучшению количественного состава научных и научно-педагогических кадров, повышению эффективности их подготовки и использования с учетом потребностей общества и государства, перспектив развития науки, образования, техники и культуры.

· В соответствии с возложенными на нее задачами ВАК:

· разрабатывает в пределах своей компетенции порядок формирования и организации работы диссертационных советов, инструкции и формы документов по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий;

· контролирует деятельность диссертационных советов, а также пересматривает сеть диссертационных советов по каждой научной специальности;

· разрабатывает порядок оформления и выдачи дипломов доктора наук и кандидата наук и аттестатов профессора и доцента по специальности государственного образца;

· выполняет другие функции, перечисленные в Положении о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации.

· Федеральные органы исполнительной власти в сферах науки и образования работают во взаимодействии с Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, сотрудничают с образовательными учреждениями высшего профессионального образования, общественными научными объединениями.

Высшим научным учреждением страны является Российская академия наук (РАН). РАН проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, гуманитарных и технических наук, принимает участие в координации фундаментальных научно-исследовательских работ, выполняемых научными организациями и высшими учебными заведениями, финансируемыми из федерального бюджета. Академии наук подчинен ряд научно-исследовательских институтов. В составе академии – 9 отделений по областям и направлениям науки (кстати, на первый взгляд кажется, что стать академиком – это не для молодых, хотя Андрей Дмитриевич Сахаров стал членом-корреспондентом Академии наук СССР в 28 лет, а академиком в 32 года).

Высшим органом управления РАН является общее собрание, которое избирает ее руководство – президента (Осипов Юрий Сергеевич), вице-президентов, членов Президиума. Всей деятельностью академии в период между сессиями общего собрания руководит президент РАН.

Помимо РАН, функционируют отраслевые академии наук: Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия художеств. Эти академии имеют государственный статус: они учреждаются федеральными органами исполнительной власти, финансируются из федерального бюджета.

Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации этих научных исследований. Отраслевые академии наук имеют региональные научные центры.

Весомый вклад в развитие науки вносят отраслевые (ведомственные) научно-исследовательские институты. Так, например, для проведения исследований в сфере права, при Правительстве РФ функционирует Институт законодательства и сравнительного правоведения, при Генеральной прокуратуре РФ – Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, при МВД России - Всероссийский научно-исследовательский институт (ВНИИ МВД РФ), научно-исследовательский центр ГИБДД и другие научные учреждения, работающие в сфере юриспруденции.

Большой объем научных исследований в стране выполняется высшими учебными заведениями (университетами, академиями, институтами).

Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» одной из задач вуза является развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе. Для реализации этой задачи в вузах организуются научные подразделения – научно-исследовательские и проектные институты, лаборатории, конструкторские бюро и иные организации, деятельность которых связана с образованием.

Непосредственное руководство научными исследованиями в вузе осуществляет проректор по научной работе (заместитель начальника института, академии по научной работе), на факультете – декан или его заместитель по научной работе, на кафедре – заведующий кафедрой. Для управления НИР структурных подразделений вузов создаются специальные органы – научно-исследовательские части, сектора, отделы.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» научные работники вправе создавать на добровольной основе общественные объединения (в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном законодательством об общественных объединениях.

В последнее десятилетие в России создано более 60 общественных (негосударственных) академий наук и других общественных объединений, занимающихся научными разработками. Среди них, например, Петровская академия наук и искусств, Российская академия общественных наук, Российская академия естествознания (РАЕ), Российская академия юридических наук (РАЮН) и др.

Таким образом, управление и регулирование научной деятельностью осуществляются согласно принципам органичного единства научно-технического, экономического, социального и духовного развития общества, объединения централизации и децентрализации управления научной деятельностью; соблюдения требований национальной безопасности; признания свободы творческой, научной и научно-технической деятельности; сбалансированного развития фундаментальных и прикладных исследований; использования достижений мировой науки, возможностей международного научного сотрудничества; свободы распространения научной и научно-технической информации; открытости для международного научно-технического сотрудничества, обеспечения интеграции российской науки в мировую.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: