Ответ
Существует несколько подходов, на основе которых предприятия могут осуществлять свою деятельность.
Производственная концепция (концепция совершенствования производства). Производственная концепция исходит из того, что потребители предпочитают товар, который доступен по цене и имеется в наличии. Основное внимание уделяется производству и производственному процессу, а также распределению. Главная цель предприятия — максимизация прибыли. Основные задачи руководства — увеличить производительность труда, снизить издержки, повысить эффективность системы распределения.
Применение такой концепции целесообразно только в условиях дефицита товара (когда спрос превышает предложение), а также в случаях, когда себестоимость товара слишком высока и ее надо снизить. Недостаток этой концепции — фокусирование только на производственной стороне, при этом уделяется слишком мало внимания желаниям потребителей.
Концепция совершенствования товара (товарная концепция). Основная идея концепции совершенствования товара состоит в том, что потребители выбирают товары самого высокого качества, с лучшими эксплуатационными характеристиками, следовательно, основная задача предприятия — постоянное совершенствование товара.
Предприятия, придерживающиеся этой концепции, большое внимание уделяют научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, стремясь создать товар, обладающий лучшими показателями качества. Все внимание уделяется товару.
Применение этой концепции может привести к «маркетинговой близорукости». Определение «маркетинговая близорукость» относится к действиям предприятия, при которых совершенствование товара затмевает потребности клиентов, упускается из виду значение цены, каналов распределения и коммуникаций.
Концепция интенсификации коммерческих усилий (сбытовая концепция) отталкивается от убеждения, что товары, сбыт которых не стимулируется, не будут продаваться в объемах, желательных для производителя.
Предприятия, придерживающиеся этой концепции, стремятся максимизировать прибыль за счет увеличения объемов продаж, применяя агрессивные методы стимулирования сбыта. Преследуя основную цель — продажу, — предприятие не заботится о том, насколько потребитель удовлетворен товаром. Применение этой концепции может привести к трудностям с долговременным поддержанием высоких продаж.
Концепция маркетинга утверждает, что достижение предприятием поставленных целей зависит от того, насколько точно оно определило потребности и желания целевого рынка и насколько лучше товар предприятия удовлетворяет эти потребности, чем товары конкурентов.
Предприятие уделяет большое внимание изучению желаний и нужд потребителей, проводит маркетинговые исследования и использует полученную информацию при разработке товара, его позиционировании, сбыте и т. д.
Разработка маркетинговых программ нацелена на сочетание запросов потребителей и ресурсных возможностей предприятия.
Концепция социально-этического маркетинга. Придерживаясь этой концепции, предприятие стремится к сочетанию своих экономических целей, удовлетворенности потребителей и интересов всего общества.
Предприятие заботится о благополучии не только своих клиентов, но и всего общества. Основной задачей становится удовлетворение нужд потребителей при условии сохранения человеческих, материальных, энергетических, природных ресурсов. Большое внимание уделяется охране окружающей среды.
Концепция «маркетинга взаимодействия». Предприятия, осуществляя свою деятельность, принимают во внимание интересы своих партнеров по бизнесу, предоставляя всем субъектам рынка возможность реализовать их потенциал. Цель предприятия — благополучие потребителей, партнеров, всего общества и самого предприятия.
ВОПРОС 5