Прибыль является основной целью деятельности любой коммерческой организации. Она отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства и выполняет ряд функций:
-прибыль характеризует эк. эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с деятельностью предприятия;
-прибыль обладает стимулирующей функцией. Прибыль не только финансовый результат, но и основной элемент финансовых ресурсов предприятия. Она основа расширения производств. деятельности, научно-технического и соц. развития предприятия, матер. поощрения работников;
-прибыль - один из важнейших источников формирования бюджетов всех уровней (федерального, субъектов Федерации, местного).
Прибыль на предприятии м.б. получена за счет различных видов деятельности. Суммарная величина всех прибылей – балансовая (валовая) прибыль предприятия. Она включает:
-прибыль (убыток) от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
|
|
-прибыль (убыток) от реализации осн. фондов, а также иного имущества предприятия;
-фин. результат от внереализационных операций
Пб = + Пр +Пи +Пв.о.
Основным элементом прибыли является Пр (прибыль от реализации).
Пи – прибыль от реализации имущества – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия и отражает прибыль или убыток по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.
Пв.о. – прибыль от внереализационных операций – доходы от краткосрочных и долгосрочных вложений; от сдачи имущества в аренду; сальдо получения и уплаты штрафа, пени, неустойки и др; прибыль прошлых лет, выявленная в этом году; доходы от дооценки товаров; %, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия.
Основные пути увеличения прибыли на предприятии:
-увеличение выпуска продукции; -улучшение качества; -продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду; - снижение с/с за счет более рационального использования материальных ресурсов, рабочей силы, рабочего времени; - диверсификация производства; - расширение рынка продаж.
Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервных фондов либо путем непосредственного распределения чистой прибыли по отдельным направлениям. В первом случае хозяйствующий субъект должен дополнительно составить сметы расходования фондов потребления и накопления в виде дополнения к финансовому плану. Во втором случае распределение прибыли отражается в финансовом плане.
|
|
Фонд накопления используется на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции, технологических процессов, на затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией, погашение долгосрочных ссуд и уплату процентов по ним, уплату процентов по краткосрочным ссудам.
Фонд потребления используется на социальное развитие и социальные нужды. За счет него финансируются расходы по эксплуатации объектов социально-бытового назначения, находящиеся на балансе хозяйствующего субъекта, строительство объектов непроизводственного назначения.
Прибыль, как важнейший экономический показатель, еще не характеризует эффективность работы предприятия. Эффективность определяется при сопоставлении с затратами или ресурсами, обеспечивающими эти затраты, и характеризует рентабельность работы предприятия.
Рентабельность продукции = валовая (баланс.)прибыль / себестоимость продукции * 100%
Рентабельность ОПФ= валовая (баланс.)прибыль / ср. стоимость ОПФ
Рентабельность п/п = валовая (чистая) прибыль / ср. величина имущества предприятия (актив)
Рентабельность собственных средств = валовая (чистая) прибыль / ср. стоимость собственных средств
Норма баланс. прибыли = валовая (баланс.)прибыль / чистый объем продаж * 100%
Чистая норма прибыли = чистая прибыль / чистый объем продаж * 100 %
Чистый объем продаж – это чистая выручка от реализации, равная общей выручке за минусом возврата и уценки проданных товаров, а также скидок с продаж за досрочную оплату.
Цель предпринимательской деятельности — не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли рентабельность — относительный показатель и отражает степень доходности предприятия. Различают три группы показателей рентабельности: рентабельность продукции, рентабельность производственных фондов, рентабельность вложений в предприятие.
• Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее вицам. В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализованной продукции можно рассчитать и как процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции; по процентному отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции, по отношению чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.
Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.
• Рентабельность производственных фондов рассчитывается как процентное отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств. Этот показатель можно рассчитать и по чистой прибыли.
• Рентабельность вложений в предприятие определяется как процентное отношение балансовой или чистой прибыли к стоимости имущества предприятия, характеризует уровень продаж на один рубль вложений в имущество предприятия.