Структура производственного цикла

Производственный процесс во времени характеризуется структурой и длительностью производственного цикла.

Длительность производственного цикла – это промежуток времени от запуска материалов в производство, до выпуска готовых изделий. Определяется длительность производственных циклов в единицах времени (часы, сутки, смены, месяца).

Структура производственного цикла показывает, из каких частей времени состоит производственный цикл

Тц = Тоснов. + Тобсл + Тперер., час (дн.,мес.)

Тц – длительность производственного цикла изготовления изделий

Тоснов – время обработки изделия на всех стадиях производственного процесса (заготовительной, обрабатывающей, сборочной).

Тобсл – время выполнения обслуживающих процессов

Тперер. – время перерывов в работе

Каждое предприятие стремится к сокращению Тц, т.к. это обеспечивает ускорение оборачиваемости оборотных средств, улучшение показателей использования основных производственных фондов (ОПФ), таким образом, способствуя увеличению прибыли и рентабельности.

Показатели Тц используются как норматив при разработке оперативно-производственных планов предприятия.

Сокращение длительности произ. цикла достигается за счет рациональной организации произ. процесса, т. е. за счет пропорциональности (согласованность элементов процесса по производительности и производственной мощности), параллельности ( одновременность выполнения операций), прямоточности (размещение оборудования в порядке следования операций технологического процесса), непрерывности и ритмичности ( периодически повторяющийся производственный процесс).

Для сокращения Тц предприятие проводит различные организационно-технические мероприятия, к которым относятся:

а) использование прогрессивных (ресурсосберегающих) технологических процессов;

б) механизация и автоматизация производственных процессов на всех стадиях;

в) использование высокопроизводительной оснастки;

г) рациональная организация и обслуживание рабочих мест;

д) повышение квалификации производственного и управленческого персонала;

е) внедрение системы 5S.

На длительность производственного и технологического циклов изготовления изделий оказывают влияние и виды движения предметов труда в процессе производства: последовательный; параллельно-последовательный; параллельный.

Под видом движения предметов труда в процессе производства понимается способ передачи изделий с одной операции на другую в процессе их изготовления. В зависимости от типов производства применяется последовательный, параллельный и последовательно-параллельный (смешанный) виды движения

При последовательном виде движения - изделия передаются с одной операции на другую партиями. Применяется в единичном и мелкосерийном производстве. При этом Тц - наибольшая.

Тц

В крупносерийном и массовом производстве применяется параллельный вид движения, при котором изделия с одной операции на другую передаются поштучно или небольшими транспортными партиями, передаваемыми как одно изделие. (Сплошная линия – длительность наибольшей операции).

 
 


В серийном производстве применяется смешанный вид движения. При смешанном виде движения изделия или детали обрабатываются и поштучно, и партийно, в зависимости от длительности предыдущей и последующей операции. Если время последующей операции больше чем предыдущей, то изделие передаётся поштучно на последующую более продолжительную операцию, если же последующая операция меньше предыдущей, то изделия передаются партийно, с целью недопущения периодических простоев оборудования на последующие менее продолжительные операции.

 
 


59. Методология планирования на предприятии

План:

─ сущность внутрифир­менного планирования, главная цель и средства ее достижения, классификацион­ные признаки планов, принципы и методы планирования, направления совершен­ствования методологии планирования.

Планирование представляет собой процесс подготовки решений о целях, средствах и действиях работников предприятия путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных вариантов действий в ожидаемых условиях.

Планирование является одной из функций менеджмента (организация, мотивация, маркетинг и планирование).

Внутрифирменное планирование – взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

Основной целью планирования является разработка системы планов предприятия, направленной на удовлетворение спроса потребителей и получение прибыли от результатов его хозяйственной деятельности. Эта цель достигается решением комплекса задач по сбору, обработке, анализу информации для подготовки плановых документов, обоснования и принятия плановых решений.

Процесс планирования на предприятии можно разделить на следующие стадии:

1. прогнозирование (5-10 лет) - устанавливаются стратегические цели (направления) и задачи, определяются альтернативные варианты экономического и социального развития п/п.

2. перспективное планирование (среднесрочное) стратегическое планирование (2-5 лет) разрабатываются и рассчитываются основные технико-экономические показатели технического, организационного, экономического и социального развития предприятия.

3. текущее планирование (технико-экономическое) – ТЭП - выполняются плановые расчеты и устанавливаются технико-экономические показатели, на основе которых разрабатываются планы производственно-хозяйственной, социальной и фин. деятельности предприятия, рассчитанные на 1 год.

4. оперативное планирование является завершающей стадией. Оно является продолжением текущего планирования и состоит в разработке производственных программ предприятия и его подразделений на период меньше 1 года.

Также выделяют бизнес-планирование – предназначено для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия.

По сферам планирования различают планирование сбыта; планирование производства; планирование персонала; планирование инвестиций.

Планирование – это сложный процесс, основанный на определённых методологиях, т.е. на системе требований, принципов и методов, в их взаимосвязи с объектами, задачами и временными сроками планирования.

К основным принципам планирования на предприятии относятся:

Комплексность предполагает планирование деятельности во взаимосвязи всех его элементов (основного, вспомогательного производства, обслуживающих хозяйств, функциональных служб) на всех уровнях управления.

Непрерывность заключается в сопряженности плановых показателей на различных стадиях планирования (прогнозирование, перспективное планирование), а также во взаимосвязи и сопряжённости плановых показателей по уровню иерархии и функциональным направлениям деятельности предприятия.

Адаптивность означает достоверность информационной и нормативной базы планирования, на основе которого оно осуществляется (требования потребителей) к техническому уровню и качеству продукции, уровень цен, возможные объемы продаж и т.д.

Оптимальность обеспечивает наиболее целесообразное использование производственных ресурсов предприятия (материальных, трудовых, финансовых) по принятому критерию (максимизация прибыли, минимизация затрат).

На уровне государственного планирования перечисленные принципы дополняют принципом индикативности, т.е. рекомендательности государственных программ.

При этом предприятию предоставляется максимум свободы при принятии решения об участии в реализации рекомендации государства в области экономики и целей правительственных программ.

При планировании используются различные методы, представляющие собой совокупность способов и приемов разработки планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. К ним относятся: балансовый метод, нормативный, программно-целевой, пофакторный, экономико-математический.

1. Балансовый метод планирования – это метод взаимного сопоставления ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и потребности в них. Заключается в построении систем материальных и стоимостных балансов разного уровня: народно-хозяйственного, межотраслевого уровня и другие.

Планы производства отдельных видов продукции на предварительном этапе рассчитываются, с одной стороны, из оценки потребности в них, а, с другой, из мощности производства и наличных запасов.

С истема балансов:

─ Балансы по увязке объемов производимой продукции (услуг) с общественной потребностью в них.

─ Балансы по увязке объемов производства продукции с производственной мощностью предприятия и имеющимися у него ресурсами.

─ Балансы по координации объемов производства и пропорциональности в развитии различных стадий производственного процесса (заготовительный, обрабатывающий, сборочный) и его видов (основного, вспомогательного и обслуживающего).

Балансовый метод определяет систему взаимосвязанных показателей в отношении потребностей и наличия ресурсов, источников их поступления, распределения и использования, обеспечивает требование пропорциональности и условие ее соблюдения предприятием.

Балансы основных фондов, рабочей силы, финансовый, материальный балансы и др. являются основой составлении перспективных и текущих планов на предприятии

Балансовый метод обеспечивает единство планирования на всех уровнях управления предприятием, координацию и увязку разделов и показателей планов, вскрытие резервов в развитии отдельных производств.

2. Нормативный метод планирования основан на определении и использовании системы прогрессивных норм и нормативов, учитывающие мероприятия по повышению технического и организационного уровня предприятия, производительности труда.

Используемые при планировании нормы и нормативы делятся на 3 группы:

─ нормы и нормативы, отражающие целевые задачи плана (потребления товаров и услуг, использования ресурсов, расходования материалов);

─ экономические нормы и нормативы (отчисления от прибыли, платежей в бюджет);

─ технико-экономические нормы и нормативы (годовой выпуск продукции, численность работающих).

3. Программно-целевой метод планирования – метод формирования системы плановых задач и показателей для достижения определенных целей при решении проблем в области научно-технического и социально-экономического развития предприятия.

4. Факторный метод планирования отличается тем, что не опирается на заранее заданный перечень факторов, влияющих на получаемые переменные, а наоборот, при соблюдении определенных правил и предосторожностей помогает обнаружить наиболее важные из этих факторов, причем скрытые (латентные).

Факторный метод планирования позволяет выявить скрытые обобщенные факторы, которые в достаточной степени объясняют изменения изучаемого показателя.

Методы факторного анализа: индексный, цепных подстановок, интегральный и др.

5. Экономико-математические методы планирования основаны на использовании экономико-математических моделей и вычислительной техники, что обеспечивает сопоставление большого количества вариантов плана и выбор наиболее оптимального.

60. Сущность, виды, функции денег и их роль в экономике

План:

- происхождение, сущность, функции, виды;

- бумажные деньги и закономерности их обращение;

- кредитные деньги;

- роль денег в рыночной экономике.

Возникновение денег. С далекой древности известны деньги, поя­вившиеся как результат более высокого развития производства и товарных отношений. Условием обмена становится разделение тру­да, а объектом обмена выступают продукты сельского хозяйства, ремесленные изделия, орудие труда. Меновая торговля (про­дукт на продукт) между общинами, соседними племенами посте­пенно приобретает системный, товарный характер. Сложность мно­гоступенчатых обменных операций по мере развития производства привела к выделению из товарного мира одного, универсального товара, который должен служить средством обмена и использовать­ся в качестве единицы счета исредством платежа. Таким универ­сальным товаром становятся деньги.

В прошлом универсальным посредником при обмене выступали от­дельные товары (шкуры, драгоценные камни, соль), имеющие ценность. При систематическом обмене, когда товар стал перевозиться на значительное расстояние, использование таких товаров (посредников денег) вызывало большие неудобства. Роль денег пе­реходит к металлическим деньгам, которые не меняют своих свойств при хранении, являются однородными и хорошо делятся на мелкие части.

С возникновением денег:

1) создаются условия для появления, а затем и расширения рынка, поскольку денежный эквивалент позволяет преодолеть узкие рамки обмена товара на товар;

2) единый акт обмена расчленяется на две самостоятельные сделки: продажа собственного товара, покупка нужного товара

3) деньги приобретают самостоятельное, не связанное с товар­ным обменом движение; для предпринимателя возникает возмож­ность их накопления от момента продажи своего товара до момента покупки необходимых производству сырья, материалов и т.д.

С заменой действительных денег знаками стоимости и после­дующей отменой их фиксированного золотого содержания обеспе­чивался свободный выпуск этих знаков в соответствии с потребно­стями товарного оборота независимо от наличия золотого обеспе­чения.

Итак, деньги - это товар по происхождению, стихийно выделив­шийся в процессе исторического развития товарного производства и обмена. Деньги - это особый, привилегированный товар, играющий роль всеобщего эквивалента.

Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннюю основу, содержание де­нег и выполняются при участии людей.

Функция денег как меры стоимости. Эта функция предполагает приравнивание товара к определенной сумме денег, что дает коли­чественное измерение величины стоимости (ценности) товара.

Функция денег как средства обращения. Деньги в этой функции выступают как средство приобретения необходимых благ и участ­вуют в непрерывном обороте товаров, услуг и других объектов, спо­собствуя их реализации.

Функция денег как средства сбережения и накопления, и образова­ния сокровищ. Деньги, являясь всеобщим эквивалентом и обеспечи­вая их владельцу получение на рынке любого товара, представляет собой самостоятельный вид богатства. Простое сбережение денег не приносит владельцу дохода. Накопление становится непременным условием воспроизводст­венного процесса в отличие от простого товарного производства, когда деньги накапливались в виде «мертвого сокровища». В совре­менных условиях денежное богатство не просто хранится, а через кредитные операции оно работает, участвует в экономических опе­рациях.

Функция денег как средства платежа. Товаропроизводители в силу определенных обстоятельств не всегда продают товары за на­личные деньги. Это приводит к необходимости покупки-продажи товара с рассрочкой платежа.

Функция мировых денег. Эта функция проявляется во взаимоот­ношениях между странами или между юридическими и физически­ми лицами, находящимися в разных странах, в форме внешнетор­говых связей, международных займов, оказания услуг внешнему партнеру.

Деньги в своем развитии прошли долгий путь от отдельных то­варов (скота, меха, соли и др.), участвующих в обмене как деньги на короткий период, к действительным деньгам, а затем к знакам стоимости

Видв денег:

Кредитные деньги появились в связи с выполнением деньгами функции средства платежа, когда с развитием товарно-денежных отношений купля-продажа стала осуществляться с рассрочкой пла­тежа (в кредит).

- Вексель - долговое обязательство заемщика кредитору об уплате долга в определенный срок. Это ценная бумага. Должником явл-ся частное лицо. Явл-ся срочным обязательством и имеет срок погашения.

- Банкноты - денежные знаки, выпускаемые эмиссионными банками. Должником явл-ся банк. Имеет гарантию в виде хранящихся в банке ресурсов вкладчиков и гос-х ценных бумаг. Это бессрочное обязательство.

- Чек -это приказ собственника счета об уплате долга в определенный срок.

В настоящее время распространенным видом кредитных денег являются пластиковые карточки.

Квази-деньги – бессрочные вклады, срочные вклады, безчековые сберегательные счета. Это ликвидные активы, которые имеют фиксированную номинальную стоимость и которые можно обратить в наличные деньги.

Электронные деньги – система банковских расчетов с помощью ЭВМ.

Действительные деньги - это деньги, у которых обозначенная на них ценность (стоимость) соответствует ценности (стоимости) изготовленного из них металла. Металлические деньги: медные, серебреные, золотые.

Заместители действительных денег (знаки стоимости). Это деньги, у которых номинальная ценность выше реальной, т.е. рас­ходов, затраченных на их производство. К ним относятся:

1) металлические знаки стоимости - стершаяся золотая монета, билонная монета, т.е. мелкая монета, изготовленная из дешевых металлов, например меди, алюминия;

2) знаки стоимости, изготовленные из бумаги. Различают бу­мажные деньги и кредитные деньги, банкноты; чеки; векселя.

-Монеты – слитки металла определенной формы, веса, достоинства.

-Билонная монета – неполноценная разменная монета, номинальная стоимость которой превышает кол-во содержащегося в ней металла.

-Бумажные деньги- знаки стоимости, выпускаемые государством для покрытия своих расходов и наделяемые им принудительным курсом.

Бумажные деньги - замещают в обращении действительные деньги; они изготовлены из специальной бумаги и выпускаются государством (как правило, казначейством) для покрытия своих расходов.

Роль денег и их в рыночной экономике.

Деньги воздействуют на экономические процессы и развитие общества.

1. Деньги участвуют в установлении цены товаров. На рынке в зависимости от спроса и предложения, а также конкуренции складываются цены, которые могут отклоняться от стоимости.

2. С помощью денег определяется в хозяйственной деятельности предприятий величина издержек производства каждого вида продукции и совокупного их объема.

3. Усиливают заинтересованность предпринимателей в развитии и повышении эффективности производства, экономном использовании ресурсов.

4. Влияют на экономические взаимоотношения между странами.

Деньги сегодня в отличие от денег простого товарного произ­водства превращаются в денежный капитал, или самовозрастающую стоимость. Это накладывает особый отпечаток на все функции де­нег.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: