Организация проведения экспериментов в ГПС

Эксперимент в ГПС представляет собой научно обоснованный и поставленный опыт, позволяющий определить оптимальные формы и методы работы, которые могут быть затем распространены на деятельность других аналогичных органов, служб и подразделений.

Виды экспериментов: управленческие; тактические; экономические; социально-психологические; педагогические; технические; смешанные и иные.

Управленческие эксперименты проводятся в целях:

1. Совершенствования организационной структуры, определения штатных нормативов и разработки типовых штатов органов ГПС.

2. Выработки оптимальных решений по применению сил и средств, а также вариантов их перегруппировки при изменении оперативной обстановки.

3. Улучшение системы анализа, прогнозирования и планирования оперативно-служебной деятельности.

4. Выявление наиболее эффективных методов сбора, обработки, анализа и использования управленческой, а также иной информации.

5. Выработки эффективных форм и методов контроля, проверки исполнения.

6. Разработки критериев оценки деятельности органов ГПС.

Рассмотрим систему информационного обеспечения как вид управленческого эксперимента по выявлению наиболее эффективных методов работы подразделений ГПС.

Ежегодно в Российской Федерации происходит ряд достаточно масштабных чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического, природного характера. Поэтому важной государственной функцией являлось и является защита населения и национального достояния от последствий чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, аварии, катастрофы на транспорте, стихийные бедствия.

Ученые и практики различных сфер деятельности сходятся во мнении, что действующая в настоящее время система обеспечения национальной и региональной безопасности, прежде всего в природно-техногенной и экологической, недостаточно плодотворно решает проблемы защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Она не является целостной, достаточной, рационально организованной и эффективно управляемой. Исключительно важно также то, что названная составляющая общей системы безопасности функционирует преимущественно в оперативном режиме, в каком работают по существу и все органы, обеспечивающие национальную безопасность.

Факторы формирования системы обеспечения безопасности населения, защиты критически важных объектов инфраструктуры и территорий при чрезвычайных ситуациях тесно связаны с процессом выработки основных направлений региональной политики в данной области. Выработка такой политики – широкомасштабный и многоуровневый процесс. Здесь необходимо учитывать огромное число факторов и явлений, причем чем выше положение организации в государственной иерархии, тем больший спектр факторов она должна учитывать.

В связи с этим важнейшей составляющей методологии построения системы обеспечения безопасности населения и защиты критически важных объектов инфраструктуры той или иной области и территорий при чрезвычайных ситуациях является обоснование концепции управления этой системой. Основываясь на положениях общей теории управления сложными системами, управление безопасностью при чрезвычайных ситуациях следует рассматривать в рамках определенной социально-экономической сферы, объединяющей устойчивыми внутренними связями население, объекты экономики, инфраструктуры, территории, а также управленческие структуры.

В процессе управления безопасностью при чрезвычайных ситуациях можно выделить два уровня, две иерархически связанные составляющие: первый уровень включает управленческую деятельность аналитического, научно-прогностического и организационного характера. Ее результат – это прежде всего определение стратегии управления при внешних (например, техногенных) воздействиях, а также организация механизма реализации этой стратегии с учетом социальных, экономических и других факторов; второй уровень процесса управления касается организационно-технических систем. Базовые элементы – здесь функциональный контур и информационные технологии, методы и средства подготовки и принятия управленческих решений, методический аппарат анализа и оценки риска – тоже с учетом социальных, экономических и иных аспектов.

Формирование системы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях – с точки зрения как теоретической, так и практической – процесс многоплановый, объемный, состоящий из целого комплекса взаимосвязанных мероприятий. В этом процессе следует выделить организационную и функциональную стороны.

Организационная сторона включает в себя установление и совершенствование организационной структуры. Это статический (структурный) срез системы, призванный придать взаимодействию ее элементов устойчивость, определенность и последовательность. В качестве приоритетного направления здесь следует выделить установление системы постоянно действующих специально уполномоченных органов управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на всех уровнях организации государственной власти и местного самоуправления, их задачи и функции.

Функциональная сторона, или динамический (функциональный) срез системы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях, связана с реальным практическим взаимодействием, вследствие которого возникает совокупный результат всей управленческой деятельности в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Эта сторона требует неослабного внимания, корректировки, стимулирования и контроля, так как в функционировании названной системы нет автоматизма, раз и навсегда заданной предопределенности, поскольку объект управления постоянно видоизменяется, развивается. Поэтому без сильного внешнего организующего воздействия система будет все время дисфункцировать.

Строительство системы обеспечения безопасности населения и защиты критически важных объектов инфраструктуры при чрезвычайных ситуациях подчинено действию широкого круга закономерностей, тесно связанных между собой. Их целесообразно объединить в две большие группы.

Группа закономерностей социально-экономического характера отражает связь строительства системы с внешними и внутренними условиями развития общества, государства. Важнейшие из них, это: соответствие организации системы уровню развития субъекта Федерации, его экономическому потенциалу; соответствие направлений формирования системы реальным опасностям личности, обществу и государству в экономической, социальной, экологической, природно-техногенной сферах, а также целям государственной политики устойчивого развития; единство интересов всех групп населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Другая группа закономерностей имеет организационный характер и выражает то, что внутренне присуще только рассматриваемой системе, составляет особенности ее строительства по сравнению с другими государственными система (например, социального обеспечения, здравоохранения) и характеризует взаимосвязь между составными ее элементами, внутреннюю логику развития каждого из них. Основные закономерности строительства этой системы, непосредственная зависимость эффективности ее функционирования от уровня развития экономических, правовых механизмов деятельности в области обеспечения безопасности населения и защиты критически важных объектов инфраструктуры региона и территорий при чрезвычайных ситуациях; зависимость организационной структуры сил системы от решаемых задач и уровня технического оснащения этих сил; зависимость эффективности управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций от организации системы на всех уровнях; соответствие организации, состава сил и средств, финансовых и материальных ресурсов степени опасности последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, террористических актов.

Опираясь на вышеизложенное, представляется целесообразным определить структуру и основные направления деятельности системы информационного обеспечения. Ее следует рассматривать как совокупность структур в сфере государственной власти Российской Федерации и субъекта РФ, органов местного самоуправления, организаций и граждан, а также специально создаваемых органов управления, сил и средств, осуществляющих целенаправленную деятельность и непосредственно участвующих в реализации целей и задач обеспечения региональной безопасности. Эта система включает: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации; комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности области и соответствующие комиссии муниципальных образований; исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований области; государственные органы и организации, непосредственно обеспечивающие безопасность населения и защиту критически важных объектов инфраструктуры городов и населенных пунктов; контрольные и надзорные организации; организации, осуществляющие мониторинг отдельных составляющих безопасности; общественные организации и объединения, граждан.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое наука и научно-исследовательская деятельность (НИД)?

2. Какие виды научных исследований вы знаете?

3. Каковы цели НИОКР в системе ГПС?

4. Какие основные направления научных исследований в системе ГПС вы знаете?

5. Кем проводится НИОКР в системе МЧС, с какими научными организациями осуществляется взаимодействие научных подразделений МЧС?

6. Что такое эксперимент? Какие виды экспериментов бывают?

7. Для чего могут проводиться те или иные виды экспериментов?





Подборка статей по вашей теме: