Материальное обеспечение производства газеты

План:

Материальное обеспечение производства газеты. Основные и оборотные средства. Рынок бумаги и типографских услуг. Источники финансирования редакционной деятельности и производства (Внутренние и внешние. Кредиты, инвестиции, государственные дотации, гранты, собственные прибыли). Собственные средства: прибыль от распространения тиража (подписка и розничная продажа), прибыль от рекламы и диверсифицированной коммерческой деятельности редакции. Финансовая устойчивость как реальная основа свободы прессы.

Материальное обеспечение производства. Основные и оборотные средства

Материальное обеспечение производства СМИ прежде всего предполагает наличие капитала. Как и в других отраслях экономики, как и в любом ином предприятии речь идет об основном капитале (основных фондах) и оборотном капитале (оборотные средства). В нашем случае, в отрасли СМИ к основному капиталу будут относиться недвижимость (помещения) и средства производства (станки, машины, компьютеры и программное обеспечение, оргтехника, типографское оборудование, транспортные средства, технические средства радио и видеозаписи, устройства обрабатывающие и передающие радио и теле сигнал).

Мы говорили уже об уставном фонде предприятия. Это сумма основных и оборотных средств для обеспечения производственной деятельности. Величина УФ отражается в балансе предприятия и зависит от наличия производственных основных фондов и товарно-материальных ценностей, которые вовлечены в производство.

Бухгалтеры анализируют экономические показатели с помощью балансов.

Баланс предприятия – система показателей, характеризующих соотношение или равновесие в разных составляющих капитала (фондов). Бухгалтерский баланс важен так как это форма отчетности, отражающая размещение средств, как собственных, так и заемных и их источников на определенную дату. Баланс подводится в денежном выражении. Он составляется в виде двусторонней таблицы: средства предприятия по составу и размещению -- актив баланса, источники средств -- пассив баланса. Актив -- основные, оборотные средства, денежные средства и прочие активы, средства на капитальное строительство, затраты на формирование основных фондов. Активы могут быть как материальными, так и нематериальными. Актив -- часть баланса, которая отражает все принадлежащие предприятию материальные ценности, деньги и его долговые обязательства.

Пассив -- источники собственных и приравненных к ним средств, кредиты банка под оборотные фонды, разные кредиты банка, расчеты и прочие пассивы, источники средств для капитального строительства, финансирование затрат на основные фонды. Средства предприятия находятся в постоянном движении, изменяется картина как в активе, так и в пассиве. Когда бухгалтеры ведут учет, запись каждой хозяйственной операции ведется дважды: выбыли фонды или наоборот куплен новый компьютер -- запись делается в активе и в пассиве. Баланс подразумевает равенство этих двух частей. Для наблюдения и учета по каждой статье баланса ведутся бухгалтерские счета, где отражаются все изменения. Данные баланса используются для оценки финансового состояния и платежеспособности предприятия, для оценки при кредитовании. Термины "дебет" и "кредит" означают лишь левую и правую стороны таблички при записи методом двойной бухгалтерии. Значение же у них может быть самое разное в зависимости от того, какой счет ведется.

Основные фонды постепенно изнашиваются. Они переносят свою стоимость на вновь созданный продукт. Есть нормы амортизации исходя из которых определяется и начисляется износ фондов, который отражается в учете. Если происходит научно-технический прогресс и стоимость фондов уменьшается при тех же свойствах, если создаются и внедряются новые, более совершенные и экономичные средства труда, то происходит моральный износ основных фондов. Их применение становится экономически невыгодно. Они утрачивают стоимость, хотя физические, технико-производственные характеристики не меняются.

Вот возникли настольные типографии, пошла компьютеризация и традиционное типографское оборудование для набора морально устарело -- линотипы, монтажные верстаки и т.п. Появились цифровые фотокамеры – устарели фотоаппараты пленочные, с автоматическими затворами, как когда-то устарели "лейки" с фотопластинками. Прогресс компакт-дисков привел к моральному старению грампластинок на виниле. Цифровая запись звука и изображения постепенно вытесняет традиционные магнитофоны и видеокамеры.

Вопросы морального износа наиболее остро стоят в электронных СМИ, где прогресс видеосистем и звукозаписи идет ускоренными темпами. Эти СМИ более зависимы от техники, позволяющей выходить в эфир и производить аудиовизуальную продукцию. Эти СМИ имеют более весомые основные фонды, неудивительно, что они поглощают больше инвестиций учредителей. Госбюджет тратит больше денег на БТ и радио уже потому, что это дорогое удовольствие. Редакция газеты может обойтись настольной типографией для производства оригинал-макета, который затем сдается в большую типографию для печати тиража. Радиостанции и телестанции необходима студия, звукозаписывающая и обрабатывающая звуки изображение техника, аренда частот, передатчики. Для оперативной работы радио и телевидения важны мобильные средства передачи звука и изображения. Передвижные теле вещательные комплексы, которые казались достижением 20 лет назад в год Московской Олимпиады сегодня уже производят впечатление устаревших громоздких монстров. Репортеры ведущих телестанций работают со спутниковыми передатчиками, которые позволяют вести репортажи. У нас же тележурналисты должны или вернуться на свою станцию, или воспользоваться на областном телецентре возможностью перегнать сюжет, чтобы попасть в эфир. Радиорепортаж можно передать по телефону, но возникает вопрос качества звука и качества сетей связи.

К оборотным фондам относится часть производственных фондов, которые полностью потребляются в течение производственного цикла. В их состав входят предметы труда, незавершенное производство, малоценные и быстроизнашивающиеся средства труда и инструменты.

Оборотные средства -- это денежные средства, которое предприятие использует для финансирования производства -- на создание запасов сырья, материалов, топлива, тары, на поддержание запаса готовой продукции, сюда относятся средства в незавершенных платежах, на расчетных счетах в банке и в кассе предприятия. Предприятия могут устанавливать нормативы оборотных средств -- сколько необходимо на само производство, на сырье, на запасы и т.п. А вот лимит кассы скажем нормируется нормами бухгалтерского учета в государстве. Итак, это постоянно возобновляемые ресурсы производства -- сырье и материалы, денежные фонды, идущие на оплату аренды и услуг, на выплату заработной платы, на внутриредакционные расходы. Эти средства циркулируют в каждом цикле оборота, затрачиваясь и вновь возобновляясь, пополняясь за счет прибыли самой редакции или внешнего финансирования от учредителей или инвесторов. То есть по источникам формирования оборотные средства делятся на собственные и заемные. Если предприятие работает в условиях коммерческого расчета (то оборотные средства у него не изымаются). Однако экономические условия могу сложиться так, что в ходе оборота предприятие теряет эти средства, идет вымывание оборотных -- оно не может возобновить, восстановить их из-за высокого уровня налоговых изъятий, из-за неблагоприятной ситуации на рынке, реже -- из-за собственных просчетов). Важное значение имеет скорость оборота. Ускорив оборачиваемость оборотных средств можно увеличить выпуск продукции с той же их суммой, или даже уменьшить потребность в оборотных. Денежные средства, отгруженная и сданная но еще неоплаченная продукция, вся дебиторская задолженность -- ненормируемые оборотные средства. Источник их образования и покрытия как правило заемные средства -- краткосрочные ссуды банков и привлеченные средства -- кредиторская задолженность.

Отметим, что редакция может не иметь своего помещения и чаще его не имеет, а арендует у местных властей или у издательства, или скажем, у белорусского "Дома прессы". В Беларуси большинство редакций также не имеют собственных типографий, что в странах Европы и США является обычной практикой. Эта особенность связана с высокой степенью концентрации и госмонополией на типографское дело, которая сохранялась в советское время и фактически сохраняется сегодня. В России часть медиа-холдингов и крупных газет сумели приватизировать издательства центральных печатных СМИ, а также создавали свои типографии или размещали заказы на печать за рубежом (особенно "глянцевые" журналы).

Рынок бумаги и типографских услуг

Всякая газета или журнал не могут существовать без бумаги, подобно тому как радио и ТВ не существуют без эфира, а интернет-издание без компьютеров и виртуальной реальности.

Контроль за рынком бумаги имеет принципиальное значение. В СССР он принадлежал Управлению делами ЦК КПСС, которое устанавливало как правило по политическим мотивам цены и диктовало снабженческую и плановую политику.

В силу разделения труда и специализации в рамках СССР, в Беларуси не было производства газетной бумаги. Поэтому сегодня ее источниками для нас могут быть либо Россия, либо мировой, европейский рынок, на котором доминируют бумажники Швеции, Финляндии и Германии. Шведская газетная бумага достаточно дешева, отличается высоким качеством и экологичностью. Она в больших количествах поставляется в страны Балтии, поступает и в Беларусь. Скажем, вы наверняка видели номера "Белорусской газеты" или "Звязды", отпечатанные на розовой или желтой бумаге.

Из российских производителей газетной бумаги отметим целлюлозно-бумажные комбинаты в Кондопоге (Карелия), Сыктывкаре (Коми) или Балахне (Нижегородская область). Это приватизированные предприятия, АО, причем Балахнинский комбинат -- реконструирован с участием германского капитала. Беларусь в основном получает газетную бумагу из Кондопоги, как и северо-западные и центральные регионы России. Сегодня поставки бумаги в Беларусь – дело ряда посреднических компаний оптовой торговли как государственных так и частных, а также Управления делами Президента Беларуси, которому принадлежит Белорусский дом печати и база бумаги при нем, предприятие «Полиграфматериалы». Годовые затраты на импорт газетной бумаги и следовательно объем ее рынка оцениваются в 14 млн. долларов. Сейчас намечен проект создания производства газетной бумаги в Беларуси, что позволит производит до 250 тысяч тонн в год: обеспечивать свои нужды и даже экспортировать ее. Но это требует капиталовложений в сумме до 25 млн. долларов.

Коммерческая деятельность ряда редакций сводится к бартерным сделкам по обмену различной белорусской промышленной продукции на газетную бумагу. Иной раз от этих сделок напрямую может зависеть судьба газеты. В экстренных ситуациях нехватки или экономических осложнений или резкого роста цен государство поддерживает свои издания из государственного резерва. Но эта бумага выделяется по распоряжению правительства как товарный кредит под проценты. Во всяком случае редакция всегда имеет выбор – покупать бумагу самостоятельно или пользоваться материалом типографии? Если купить самим, то где ее хранить и сколько платить за хранение?

Типографские услуги как правило включают не только печать издания. Но и его допечатную подготовку, подготовку оригинал-макета, производство печатных форм.

function Zoom(xlink,x,y){ x1=x+20; y1=y+40; window.open(xlink,'','toolbar=no,location=no,directories=no,status=no,menubar=no,scrollbars=no,resizable=no,height='+y1+',width='+x1); } В 2002 году в Республике Беларусь полиграфическую деятельность осуществляли 523 предприятия различных форм собственности. Основной объем производства печатной продукции приходится на долю 45 предприятий Министерство информации.
Другими субъектами хозяйствования, имеющими лицензии на полиграфическую деятельность, а это 478 предприятий различной формы собственности, выпущено 1973,6 миллиона краско - оттисков и 920,6 миллиона листов-оттисков
По структуре продукция полиграфических предприятий подразделяется на следующие виды: книжно – журнальная, красочно – изобразительная, бланочная и прочая печатная продукция.
На протяжении последних 10 лет книжно-журнальная продукция составляет основной объем в выпуске продукции полиграфическими предприятиями республики. Остальные виды продукции занимаются примерно равный объем о общем выпуске продукции:
– красочно-изобразительная, включая этикеточную, - 22,5 %;
– бланочная – 18,4 %.
Удельный вес прочей печатной продукции составил 5,9 %.
Оценивая выпуск продукции в натуральных показателях полиграфическими предприятиями республики в 2002 году необходимо отметить общее снижение объемов производства в целом на 14,6 % по сравнению с 2001 годом. Снижение объемов выпускаемой продукции предприятиями республики вызвано продолжающимся в течение последних лет уменьшением производства книжно-журнальной продукции полиграфическими предприятиями всех форм обственности.
Выпуск газетной продукции в республике увеличился по сравнению с 2001 годом на 9,8 % и составил 901, млн. экземпляров газет приведенных к 4 полосам формата А 2.
Основным производителем газет в республике является Белорусский Дом Печати, на долю которого приходится 70,8 процента выпущенных газет (638,2 млн. экземпляров).
На предприятия Министерства информации Республики Беларусь приходится 21,5 процента (193,8 млн. экземпляров) газет. Остальные предприятия выпустили 69,4 млн. экземпляров газет (7,7 %).
Выпуск товаров народного потребления является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства информации Республики Беларусь. В настоящее время ТНП производят 8 республиканских полиграфических предприятий и полиграфические предприятия 6 областей республики. Полиграфические предприятия Министерства информации обеспечивают выпуск широкого спектра товаров народного потребления: тетради, блокноты, ежедневники, еженедельники, дневники, календари, наборы бумаги и картона, альбомы для рисования, черчения и эскизов, фотообои, книжки-игрушки, папки, блоки для курсовых и дипломных работ и т.д.
На полиграфических предприятиях Министерства информации в 2002 году выпущено ТНП на 6687,2 млн. рублей.

Итак, специализированные полиграфические производства в Беларуси довольно мощные. В Минске это прежде всего типография Белорусского дома печати, специализирующаяся на выпуске ведущих ежедневных и еженедельных изданий, на печати тиражей российских газет и их региональных выпусков в Беларуси. Отметим также полиграфкомбинат имени Якуба Коласа и Минскую фабрику цветной печати (книжное, плакатное и оформительское производство, печать упаковки), а также фабрику "Красная звезда", где печатаются многотиражные газеты формата А-3. Пионер в частной типографии -- типография "Мэджик", которая способна печатать газеты и представляет собой подержанный типографский комплекс приобретенный белорусскими предпринимателями у одной из американских газет.

Книжные издательства в Беларуси – мощные предприятия с хорошей традицией производства, идущей еще с советских времен. Издательский бизнес в нашей стране развит довольно сильно. По данным министерства информации, в первом полугодии 2003 года в стране было напечатано 59400 экз массово-политических, 215900 экз научных, 3 млн. 625 тыс экз. –научно-популярных изданий. Тиражи учебной литературы составили 6 млн. 248 тысяч, учебно-методической – 1 350 тысяч. 5 млн. 763 тысячи экз. – тиражи художественно-литературных изданий, более 3 млн. экз книг выпущено для детей и молодежи и 1382 тысячи – справочных изданий. (Народная газета, «Здзейсниць продкау запавет» С.1, 9 сентября 2003 г.).

Низкий по сравнению в Россией уровень затрат на типографские услуги породил специфический бизнес по выпуску и печати изданий для российского рынка. Актуальный до кризиса, он и сейчас не сбавляет обороты, прежде всего за счет книжной продукции и массовых развлекательных изданий.

Любопытно, что некоторое время назад ряд частных изданий ("БГ", "Народная воля", "БДГ") печатались в Литве, поскольку там типографские расходы были ниже, и уравнивались с белорусскими за счет таможенных платежей при доставке тиража из Вильнюса в Минск. Это было вызвано и отказами государственных типографий печатать оппозиционную прессу. Сейчас она печатается все же в Минске.

Кроме печати изданий типографии часто предлагают услуги по экспедированию газет -- доставке тиража в торговые точки и на почту, доставку тиража в редакцию, упаковку газетных пачек. Дополнительная плата -- за цвет, за работу с иллюстрациями, за нестандартность формата.

Источники финансирования

Когда вы приступаете к изданию или выпуску средства массовой информации естественно возникает вопрос: а кто платит за всю эту музыку? Кто дает деньги и где их брать, если их никто не дает? Как и любой бизнес, тут все начинается с поиска источников финансирования. Одно дело, купив пачку бумаги за небольшую мзду попросить размножить 299 экземпляров незарегистрированного издания, которое вы будете раздавать или продавать. Другое дело -- издать общенациональную газету тиражом 25 тысяч экземпляров, печатать ее в типографии, внести в каталоги Белсоюзпечати и объявить подписку на нее и продавать в розницу. Еще более затратное дело -- открыть радиостанцию в ФМ-диапазоне, купив передатчик, арендовав частоты, обзаведясь студией, или производить свои телепрограммы. Пожалуй, самое дорогое дело -- содержать телеканал государственного масштаба.

Впрочем, во всех случаях вы будете думать о финансировании, об исходном капитале, который предстоит привлечь и вложить в дело. Это могут быть внутренние источники -- собственные средства учредителя, а при дальнейшем развитии -- средства из чистой прибыли редакции, если таковая будет иметь место. Это может быть разного рода внешнее финансирование как возвратное так и безвозмездное -- кредиты, гранты, дотации (субсидии и субвенции), инвестиционные вложения. Рассмотрим их по порядку.

Кредит есть ссуда, товар или деньги предоставленные в долг. Он безусловно возвратен, более того, за пользование им приходится платить процент. Кредитование осуществляют как правило банки, впрочем могут быть и бюджетные ссуды. Предприятие получает деньги на хозяйственные цели с обязательным возвратом в установленные сроки. Кредит в зависимости от срока может быть кратко- и долгосрочным. Долгосрочное кредитование как правило связано с проектами расширения и восстановления основных фондов на срок более года. Краткосрочные ссуды выдаются на срок до года и идут на оборотные средства. Выдача кредита часто обуславливается гарантиями банку: это может быть кредит под какие-то ликвидные активы, под залог недвижимости или других основных фондов, или под гарантию какого-либо поручителя -- скажем, правительства или облисполкома. Как раз технико-экономическим обоснованием для получения кредита чаще всего и становится бизнес-план предприятия. Выдав кредит, банк становится кредитором предприятия, а долги, сумма кредита плюс процент образуют кредиторскую задолженность, также как и суммы, неуплаченные предприятием по другим расчетам. Важна процентная ставка за кредит, и тут надо следить за уровнем процентных ставок в банковской системе, как рублевых так и валютных.

Инвестиции или капитальные вложения -- это финансовые средства, направляемые на простое и расширенное воспроизводство основных фондов. Предприятие может найти стороннего инвестора, который осуществив инвестиции становится собственником, соучредителем предприятия. Выпуск ценных бумаг -- эмиссия акций и облигаций, то же направлен на привлечение инвестиций, которые позволят расширить производство или поддержать его. Инвестор рассчитывает получить доход от своего вложения и он либо оговаривается фиксированным процентом по облигациям и привилегированным акциям, либо является предметом предпринимательского риска, если речь идет об обычных акциях или о иных правах сосбственности, которые инвестор получает в предприятии. Отмечу, что крайне высокая степень монополизации и государственного участия в нашей отрасли, а также неразвитость и неприбыльность рынка СМИ Беларуси делают его непривлекательным для прямых внешних инвестиций в газеты радио и телекомпании. Xотя число частных типографий постоянно растет в последние годы.

Государственные издания, которые не имеют прибыли, но сохранение которых государство считает политической задачей, получают дотации. Дотации -- это ассигнования из государственного бюджета предприятиям, доходы которых не покрывают плановых затрат. Дотации сегодня получает практически вся государственная система СМИ: и газеты, и телеканалы, и радиостанции, и информагентство БелТА. Есть различия по степень дотирования -- кто-то большую часть зарабатывает сам, ведет коммерческую деятельность, покрывая до двух третей затрат ("Советская Белоруссия", "Рэспублiка"), кто-то считается заведомо убыточным по определению из года в год находясь в списке дотируемых. Иногда над изданием висит долг прежних периодов, и дотации минимальны -- исключительно для поддержания издания. В такую ситуацию попало "Знамя юности". Издания выходящие на белорусском языке имеют право на дотацию, уровень которой определяется Министерством информации по соответствующей методике. Дотации могут быть предусмотрены в бюджете, выделяться до начала финансового года, а могут выплачиваться по окончании его, в зависимости от того, какую сумму потерь надо покрыть. Так налогоплательщики и государство несут бремя расходов по содержанию государственных СМИ. Надо отметить, что в России и в ряде европейских стран (Франция, Германия, Швеция), дотации могут получать и негосударственные СМИ, если они докажут свое право на это -- особая социальная роль в регионе, общенациональная значимость СМИ. Его необходимость для поддержания разнообразия мнений. Как правило в Беларуси и в России субсидирует государство – правительство или местные власти – затраты на бумагу и типографские расходы. Госбюджет практически содержит большую часть месной прессы и издания культурной тематики. Литературно-художественные и детские газеты и журналы.

Если газете ничего не светит от государства -- издание частное, или общественного движения, -- можно попробовать получить безвозмездное финансирование, подав заявку на грант. Грант -- средства, безвозмездно выделяемые какой-либо общественной организацией либо фондом, часто они имеют иностранное происхождение. Выделение грантов обусловлено участием издания в какой-либо программе, которую финансирует этот фонд. Скажем, фонд "Евразия" финансирует программу содействия рыночным преобразованиям в странах Восточной Европе. Ваша газета публикует статьи, пропагандируя рыночную экономику и получает грант, на определенный период -- полгода, год, два года. В настоящее время гранты в основном помогают свести концы с концами частной прессе, особенно деловым еженедельникам.

Собственные средства финансирования -- это прежде всего собственные оборотные средства предприятия, учитываемые в уставном фонде. Их можно увеличить за счет прибыли, внутрихозяйственных финансовых ресурсов и других доходов. Прибыль -- форма чистого дохода предприятия, обобщающий показатель его деятельности. Балансовая прибыль -- итог всей деятельности предприятия в конце отчетного периода, скажем, на 1 января. Прибыль от производства товарной продукции -- разность между объемом товарного производства в оптовых ценах и полной себестоимостью продукции. Расчетная прибыль меньше балансовой на сумму платы за ресурсы, за кредит, за фонды, за трудовые ресурсы. После того, как рассчитается предприятие с государством по налогам и с работниками по зарплате, после того, как возместит все затраты плановые, остается чистая прибыль. В АО она идет на дивиденды акционерам, в частном унитарном предприятии ее присваивает собственник. Кроме того, из прибыли формируется финансовый резерв предприятия. Не следует путать с доходом -- денежными средствами, которые приносит вся хозяйственная деятельность. Кроме того, доходом именуют разность между суммой выручки от реализации и суммой материальных затрат. Он идет на накопление -- на развитие производства, и на потребление -- на оплату труда и на социальное развитие. Финансовый резерв -- часть прибыли, которая идет на ликвидацию финансовых трудностей или в накопление с учетом возможных трудностей в будущем. Этот резерв обычно размещается на депозитных счетах в банке, в отличие от средств на текущем счету.

Редакция печатного издания имеет два основных источника прибыли: выручка от распространения тиража (как от подписки, так и от розничной продажи) и доход от рекламной деятелности. Кроме того, редакция может получить прибыль от различных диверсифицированных коммерческих проектов -- торговая и посредническая деятельность, услуги по допечатной подготовке других изданий. Источники прибыли радиокомпаний и телевидения -- исключительно доход от рекламы. Подписная плата актуальная для кабельных и спутниковых ТВ-каналов (скажем, НТВ-плюс). В Западной Европе и в США распространена абонентская плата за просмотр телепрограмм, которые передаются исключительно кабельным и спутниковым путем, поэтому там кстати упрощен вопрос определения рейтинга передач. Кстати, в Германии общественно-правовые СМИ в ТВ и Радио финансируются за счет абонентской платы владельцев телевизоров и радиоприемников. В СССР тоже была идея такой платы, но она в итоге была заложена в цену аппаратуры.

В современной белорусской ситуации изданиям помогают выжить прежде всего доходы от рекламы, хотя в советские и в дореволюционные годы основой были доходы от тиража.

Во Франции ежедневные газеты на 55 процентов формируют свой оборот за счет продажи тиража и на 44 процента за счет рекламы. Для общественно-политических журналов, которые в 80-ые годы жили за счет рекламы на 60 процентов ситуация изменилась в 90-ые годы, когда доходы от рекламы едва достигли 40 процентов. Оборот местных еженедельников во Франции и вовсе на 60 процентов стойко зависит от продаж тиража. В ежедневных французских газетах 68 процентов выручки от рекламы составляют коммерческие объявления, а 31 процент объявления частные. В местных изданиях доля выручки частных объявлений -- лишь 21 процент, а основную выручку несет реклама местных предприятий и органов власти -- 56 процентов. Германские специалисты обычно считают СМИ жизнеспособным, когда 2/3 доходов обеспечивает реклама.

Речь идет о финансировании разнообразия мнений, о финансовой основе гарантий свободы слова. Ее дает устойчивость предприятия, широкие возможности рекламной деятельности в социальной рыночной экономике. В Беларуси да и в России эти возможности еще очень сильно зависят от государства. Ситуация такова что и сумма доходов от рекламы и доходов от распространения тиража часто не в силах покрыть плановые затраты на производство и распространение издания. И тут государственные СМИ выручают дотации, а негосударственные -- гранты или подпитка со стороны инвесторов, учредителей.

"Xозяин" отнюдь не рассматривает газету или телеканал как источник прибыли, а лишь как средство воздействия на общественное мнение", полагает Ясен Засурский, декан журфака МГУ, анализируя российскую современную журналистику. Конечно, чем больше тираж, тем больше зона воздействия на общественное мнение. Но поднимать тираж владельцы СМИ предпочитают не за счет расширения спектра мнений, а за счет "пожелтения" и компроматных "выбросов". Участники конгресса 47-й генеральной ассамблеи международного института прессы в Москве в мае 1998 года пришли к неутешительному выводу: СМИ в России не являются четвертой властью. Остались считанные издания действительно независимые, а собственники СМИ ведут себя как худшие цензоры, открыто вмешиваясь в редакционную политику. На информационные войны на рубеже тысячелетий тратили огромное количество денег. Сейчас же звучат обвинения в адрес Кремля, о том, что демократия стала управляемой, а СМИ потеряли остатки самостоятельности.

Газетный рынок России сильно политизирован, считает Минпечати.

Газетный рынок России сильно политизирован, что оказывает "большое негативное воздействие на его развитие". Об этом на заседании коллегии Минпечати РФ сообщил и.о. начальника Управления периодической печати министерства Юрий Пуля. В своем докладе он посетовал на то, что значительное число газет создается для "решения ограниченных во времени политических задач, после чего интерес учредителя к ним обычно пропадает, а сами издания становятся нежизнеспособны".
По экспертным оценкам, обнародованным на заседании, количество "действительно рыночных газетных проектов" за вычетом рекламных изданий составляет сегодня лишь 10 процентов от общего количества российских газет. Преимущественно это специализированные издания, "бульварная" и развлекательная пресса, а также региональные и еженедельные газеты общей тематики. Как сообщалось на коллегии, в целом насыщенность газетного рынка страны велика, в связи с чем достичь успеха на нем новичкам, особенно серьезным ежедневным изданиям, непросто.
Без прямой финансовой поддержки со стороны бизнеса или власти, а в лучшем случае перекрестного финансирования в рамках медиахолдингов, отмечалось на заседании, сейчас не могут обойтись даже большинство "старых" российских ежедневных газет. В структуре доходов российской периодики по-прежнему велика роль так называемых "политических" и "спонсорских" бюджетов, отмечают в Минпечати. В этих условиях, по оценке представителя министерства, для "реализации конституционного права граждан на свободный доступ к информации" особое значение приобретает целевая государственная поддержка определенной группы изданий из средств федерального бюджета, передает ИТАР-ТАСС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: