Вне зависимости от методической корректности расчета, выбора программных средств, используемых для расчета, квалификации и личного опыта разработчика проекта, коммерческая оценка проекта напрямую зависит от качества исходных данных и не может быть надежнее их.
Существует четыре основные группы информации, необходимой для расчета по коммерческой оценке проекта. К ним относятся:
· выручка от реализации,
· текущие затраты (эксплуатационные затраты, затраты на производство и реализацию товарной продукции),
· инвестиционные затраты, которые включают в себя инвестиции в постоянные активы и формирование оборотного капитала;
· источники и условия финансирования (увеличение собственного капитала и (или) привлечение кредитов).
Рассмотрим подробнее структуру исходной информации, используемой для оценки инвестиционных проектов.
2.1.1. Выручка от реализации (доходы проекта)
Первый блок форм подготовки исходных данных - "Выручка от реализации" - представлен, как правило, одной таблицей, отражающей состав и объем всей товарной продукции инвестиционного проекта. Иногда здесь же рассчитываются суммы акцизных и таможенных сборов, налогов с оборота или на добавленную стоимость, а также сбытовые накладные расходы [sales and distrubution (overhead) costs = издержки сбыта и распределения] и поступления от прочей реализации и внереализационной деятельности.
Само понятие "доходы проекта" не всегда настолько очевидно, как это иногда кажется. В наиболее простом случае источником дохода инвестиционного проекта является реализация некоторого вида товаров или услуг.
Эксперт, который формально относится к задаче, зная, что в методических рекомендациях предлагается рассчитать выручку от реализации продукции, производимой проектом, может учесть в проекте выручку от действующего производства, хотя она может и не иметь никакого отношения к тем инвестициям, которые будут осуществляться.
Существуют проекты, эффект от осуществления которых не выражается в натуральных объемах производимой продукции. Если инвестиционный проект направлен на снижение издержек производства в условиях действующего предприятия, объем выручки от реализации проекта при этом остается на прежнем уровне. В этом случае задачей разработчика является корректный расчет дополнительно получаемой прибыли по сравнению с исходным состоянием производства.
Цель проекта может быть направлена на повышение качества продукта. Источником дохода при этом может являться увеличение цены продаж при неизменном объеме продаж, увеличение объемов продаж при неизменной цене, а также одновременное повышение цены и увеличение объема реализации продукции. При этом "заслугой" инвестиционного проекта является только тот дополнительный доход, который не может быть получен без осуществления инвестиций.
Некоторые виды вынужденных проектов могут не иметь эффекта, выраженного в денежной форме, такие проекты не являются коммерческими и не оцениваются с точки зрения эффективности вложения средств. К ним можно отнести проекты экологической или социальной направленности. Тем не менее, построение бюджета такого проекта имеет смысл для выработки более четкой стратегии его реализации.
Иногда инвестиционный проект рассматривает часть некоторого технологического процесса, где конечным продуктом является некоторый полуфабрикат, не являющийся товаром, а требующий дальнейшей переработки.
Например, реконструкция сталеплавильного цеха металлургического комбината. Сталеплавильный цех является одним из звеньев технологической цепочки производства проката черных металлов. После реконструкции улучшится качество выплавляемой стали, что отразится, например, на цене или объемах сбыта готового проката. Это и будет фактически дополнительным доходом от реализации проектной идеи. Для коммерческой оценки такого проекта придется рассматривать изменения в доходах и затратах по всей цепочке технологического процесса.
Такой трудоемкий расчет не всегда возможен. На предварительных стадиях оценки проекта, когда информации недостаточно, доходы могут быть оценены условно, например, по рыночной цене стали такого же качества, поступающей на комбинат со стороны.
2.1.2. Текущие затраты
Самым значительным по объему и числу форм является блок "Текущие затраты" [production costs]. Для подготовки итоговой таблицы блока может потребоваться несколько вспомогательных форм, например, "Прямые материальные затраты" [direct materials and inputs (costs)], "Заработная плата" [manpower/labour costs], "Общехозяйственные накладные расходы" [factory overheads], "Административные накладные расходы" [administrative overheads]. Сюда же включаются и уже упомянутые издержки сбыта и распределения, амортизационные отчисления и данные об обслуживании внешней задолженности.
Важно, чтобы структура результирующей табличной формы позволяла проводить анализ текущих затрат. С этой целью обычно, наряду с общей суммой, подсчитываются промежуточные итоги - "Прямые затраты" или "Заводские (технологические) затраты" [factory costs], а также "Операционные (функциональные) затраты".
Нужно отметить, что последующая оценка эффективности инвестиций требует, чтобы амортизационные отчисления не включались, как то обычно практикуется, в состав административных накладных расходов, но были описаны отдельной позицией.
Обращаем внимание на то, что исходные данные по постоянным затратам готовятся в виде сметы затрат за выбранный период времени, например, за год. При использовании в расчетах себестоимости единицы продукции возникает риск некорректности, который связан с пересчетом себестоимости единицы продукции в смету затрат за некоторый период времени. Чтобы рассчитать смету затрат за период, не достаточно знать себестоимость единицы продукции, нужно еще знать объем производства, которому она соответствует.
При рассмотрении в проекте технологического процесса, использующего в качестве материальных затрат полуфабрикаты собственного производства, довольно часто возникает двойной учет производимых полуфабрикатов.
Например, завод производит аппараты для хранения молока, которые состоят из металлической емкости и электропривода. Комплекты полностью производятся на заводе. Но часть емкостей продается отдельно (без электроприводов). При производстве 20 емкостей и 15 комплектов электропривода программа производства составит 35 единиц продукции. При этом товарной продукцией являются 15 готовых аппаратов и 5 отдельных емкостей. Достаточно распространенная ошибка, когда указанные 15 емкостей рассматриваются дважды, как товарная продукция и в составе реализованных аппаратов.
2.1.3. Инвестиционные затраты
Блок "Инвестиционные затраты" должен содержать в том или ином виде смету капитальных затрат и расчет потребности в оборотном капитале. В последнем случае для этого необходимо использовать информацию о структуре текущих издержек. На основании данных о величине постоянных инвестиционных затрат здесь же может выполняться расчет сумм амортизационных отчислений.
Иногда к издержкам проекта необоснованно относят многие виды параллельно проводимых работ.
Например, завод проводит реконструкцию одного из своих цехов и одновременно осуществляет строительство нового склада. При этом, новый склад не является необходимым условием реализации инвестиционного проекта, поскольку старый склад вполне удовлетворяет требованиям технологического процесса. В этом случае эффективность реконструкции цеха должна быть определена без учета затрат на строительство склада. Вместе с тем, цель строительства склада и ее коммерческая эффективность должны быть определены отдельно, чтобы выяснить, насколько коммерчески оправдано такое вложение средств завода. И, наконец, должны быть выделены прочие планируемые производством долгосрочные вложения средств. Все они должны быть отражены при расчете денежных потоков.
Возможна также недооценка проектных затрат при определении эффективности инвестиций. Зачастую идеи коммерческих проектов сопровождаются вынужденными инвестициями. Например, недоучет необходимости строительства очистных сооружений, вызванной внедрением новой технологии, или недоучет необходимости расширения объектов инфраструктуры предприятия, вызванной расширением действующего цеха.
Оборотный капитал - позиция, требующая отдельного и достаточно трудоемкого расчета. Недооценка потребности в оборотных средствах относится к наиболее распространенным ошибкам при подготовке проектов.
Расчет потребности проекта в оборотном капитале - методическая задача, в решении которой часто встречаются расхождения. Один из способов расчета потребности в оборотных средствах предложен в "Пособии по подготовке промышленных технико-экономических исследований" (ЮНИДО). В соответствии с этим способом расчета:
· запасы материалов рассчитываются по стоимости материалов, при этом не учитывается, что материалы расходуются в производственном процессе и их запас на складе будет уменьшаться по мере их расходования;
· незавершенное производство рассчитывается по цеховой себестоимости. Причем предполагается, что цикл производства (период оборота незавершенного производства) короче продолжительности интервала планирования
· готовая продукция рассчитывается по полной себестоимости, за исключением расходов на сбыт
· дебиторская задолженность рассчитывается по полным текущим издержкам за вычетом амортизации и процентов за кредит. При таком расчете резервируются суммы денежных средств, компенсирующие затраты на производство отгруженной, но не оплаченной продукции.
· резерв денежных средств (так называемая кассовая наличность) рассчитывается по полным текущим издержкам за вычетом материальных затрат и амортизации
· величина текущих пассивов рассчитывается по минимуму - в размере ожидаемой задолженности по оплате счетов поставщикам.
· условия предоплаты производимой продукции (пассив) не рассматриваются, вероятно, как занижающие потребность в оборотных средствах
При других возможных подходах:
· в запасах материалов выделяется переменная и постоянная часть. Переменная часть запаса - это объем средней поставки материалов на склад, который в ходе производственного процесса полностью расходуется до следующей поставки. За период между двумя поставками на складе находится в среднем половина объема средней поставки материалов. Постоянная часть запаса - страховой запас, создаваемый один раз на случай перебоев в поставках. Он не участвует в производственном цикле и его величина постоянна.
· сумма дебиторской задолженности рассчитывается по выручке от реализации. При этом резервируются денежные средства, компенсирующие себестоимость отгруженной, но неоплаченной продукции, средства на уплату налогов, связанных с реализацией этой продукции, но также резервируется величина ожидаемой прибыли и амортизационные отчисления. Ожидаемая прибыль и амортизация, с одной стороны, не являются некоторым первоочередным обязательством, по которому нужно предусматривать очередные выплаты, поэтому можно считать такой резерв излишним. Но с другой стороны, ожидаемая прибыль и амортизация могут быть направлены на реинвестирование, а, следовательно, задержка в оплате счета за отгруженную продукцию может отразиться на инвестиционном процессе;
· учитываются условия предоплаты как за приобретаемые запасы, так и за производимую продукцию;
· при расчете текущих пассивов учитываются те суммы денежных средств, которые представляют собой так называемый устойчивый пассив. Это суммы задолженности, которые выплачиваются дискретно, иногда не чаще, чем раз в квартал или раз в месяц. К ним относятся налоги, проценты за кредит, заработная плата.
Предложенные подходы к расчету запасов материалов могут дать двукратное расхождение результатов.
Разница между двумя описанными расчетами дебиторской задолженности также может составлять весьма значительные суммы, особенно для высокорентабельных видов продукции.
Величина устойчивых текущих пассивов может быть так велика, что полностью покроет потребность в нормируемых текущих активах или даже превысит ее. Как наиболее существенные суммы при образовании текущего пассива можно отметить, например, расчеты по НДС.
Еще одна проблема, связанная с оценкой потребности в оборотных средствах возникает при расчете в текущих ценах. Между периодом закупки материалов и периодом их списания на себестоимость продукции существует некоторый промежуток времени, который может по-разному отразиться на удорожании запасов и затрат в зависимости от применяемого метода учета LIFO или FIFO.
Если не проводить отдельный расчет каждой статьи текущих активов и пассивов баланса, можно применять некоторые укрупнения. При этом наиболее часто встречающееся некорректное допущение - оценка потребности в оборотном капитале в виде процента от суммы инвестиций в постоянные активы. Хотя оборотный капитал, действительно, является частью инвестиционных издержек, эти элементы непрямую не зависят друг от друга.
Потребность в оборотных средствах связана с производственной деятельностью предприятия и зависит от величины текущих затрат и выручки от реализации. Общепризнанным допустимым укрупнением является предположение о том, что средний период оборота в промышленном производстве составляет 2-3 месяца. Соответственно, сумма оборотных средств составит 15-20% от годовой сметы текущих затрат.
2.1.4 Источники финансирования
Четвертый блок исходных данных должен содержать информацию об используемых в проекте источниках финансирования [sources of finance]. В рассматриваемом контексте под последними подразумеваются "внешние" (по отношению к проекту) источники: акционерный или учредительский капитал (собственные средства), ссуды и кредиты (заемные средства), гранты, субсидии и т.п. Величина накопленной нераспределенной прибыли и суммы износа постоянных активов ("внутренние" источники) будут определяться непосредственно в процессе расчетов.
В формах, включаемых в указанный блок, должны быть указаны условия выплаты процентов и дивидендов, а также определены графики погашения задолженности или выкупа облигаций.
13.Сущность дисконтирования и выбор нормы доходности (ИЗ 10+)
В Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов Минфин дает следующее определение дисконтирования: дисконтированием денежных потоков называется приведение их разновременных значений к их ценности на определенный момент времени. В рекомендациях процедура дисконтирования понимается в расширенном смысле, то есть как приведение не только к более раннему моменту времени, но и более позднему.
В экономической литературе данное понятие преимущественно определено следующим образом: дисконтирование – приведение будущих денежных потоков к текущему периоду с учетом изменения стоимости денег с течением времени.
Основное допущение при постановке проблемы дисконтирования – деньги имеют временную стоимость. Почему устанавливают цену деньгам? Первый напрашивающийся довод – инфляция, за счет которой покупательная способность денег снижается. Поэтому получение дохода в виде процентов как минимум необходимо для того, чтобы компенсировать обесценение денег. Но если бы инфляции не было, вряд ли кто-то согласился бы отдать деньги без процентов: «бесплатно они и дома полежат». То есть, говоря по-научному, мы хотим получить плату за риск. Поэтому в экономической литературе принято, что плата за деньги (ставка дисконтирования) состоит:
- из платы по безрисковому активу, которая как минимум должна возместить инфляцию;
- из платы за риск.
Соответственно, формула расчета ставки дисконтирования будет выглядеть следующим образом:
R = Rf + R1 + … + Rn
где: R - ставка дисконтирования; Rf - безрисковая ставка дохода; R1 +... + Rn - рисковые премии по различным факторам риска.
В качестве безрисковой ставки рекомендуют принимать процентную ставку по государственным ценным бумагам, по банковскому депозиту, ставку рефинансирования ЦБ, ставку LIBOR.
В качестве факторов риска (в Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов дан порядок расчета каждого из них) учитываются следующие три типа:
- страновой риск;
- риск ненадежности участников проекта;
- риск неполучения предусмотренных проектом доходов.
Ставку дисконтирования можно и не высчитывать, а взять уже реально сложившуюся в бизнесе или желаемую доходность. Например, в качестве ставки дисконтирования используется средневзвешенная стоимость капитала, которая учитывает стоимость собственного капитала и стоимость заемных средств. (То, что в экономической литературе термины «норма дохода» и «ставка дисконтирования» заменяют друг друга, лишний раз подтверждает, что их понимают в расширенном смысле.)
Уникальность ставки дисконтирования как финансового инструмента заключается в том, что она (ставка) измеряет риск и количественно определяет плату за этот риск.
Экономическая суть предпринимательской деятельности состоит в добровольном принятии на себя рисков в целях получения вознаграждения. В отношении к риску заключается одно из различий между профессиями главного бухгалтера и финансового директора. Задача главного бухгалтера снизить риски (операционные, налоговые, риски злоупотреблений). Но, как правило, задача генерации доходов на бухгалтерию не возлагается. Финансовый директор ответственен не только за управление рисками в целях снижения потенциальных убытков, но и за управление рисками в целях получения доходов. Речь идет о разумной величине риска – задача противоречивая и интересная. Риск имеет не только неблагоприятные, но и благоприятные последствия.
Исходя из вышесказанного, с помощью ставки дисконтирования решается чрезвычайно сложная задача, в определенном смысле мы видим попытку «измерить алгеброй гармонию». Поэтому в экономической литературе много подчас противоречивых мнений относительно расчета этой ставки. За вами право изучить вопрос, сформировать свою позицию, воплотить знания и умения на практике.