Финансовая система государства

Финансы - совокупность всех экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децент­рализованных фондов денежных средств в стране. Финансы суть совокупность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов. Основными субъектами, между которыми постоянно происходит движение денежных пото­ков, являются: государство и его институты, фирмы и население.

Финансовая система - это совокупность всех взаимосвязан­ных финансовых структурных элементов. Структура финансовой системы включает в себя:

а) совокупность бюджетов всех уровней (государства, адми­нистративных единиц, местных органов власти);

б) внебюджетные фонды (социального, имущественного, лич­ного страхования);

в) валютные резервы государства;

г) денежные фонды предприятий и организаций.

Финансовую систему определяют и как взаимосвязь финансов государства, хозяйственных

субъектов и населения.

Функционирование финансовой системы предполагает два этапа:

1. Составление планов по расходованию и получению дохо­дов.

2. Организация движения самих денежных потоков.

Когда финансовая система ориентирована на достижение оп­ределенных целей на уровне государства, то речь идет о государс­твенной финансовой политике. Последняя имеет два аспекта:

а) регулирование экономики с помощью доходов и расходов - фискальная политика;

б) регулирование бюджетных процессов (достижение бюд­жетного равновесия) — бюджетная политика.

Фискальная политика - это система регулирования экономи­ки посредством изменений государственных расходов и доходов. Она делится на два вида: дискреционная фискальная политика и автоматическая. Дискреционная политика представляет собой сознательное манипулирование государством налогами и расхо­дами (например, ставками налогов, размерами пособий) в целях выравнивания экономической конъюнктуры (активная фискальная политика). Автоматическая фискальная политика проводится ав­томатически с помощью встроенных стабилизаторов (прогрессив­ной ставки подоходного налога, пособий по безработице и т.д.), это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически.

Государственный бюджет - это финансовая программа де­ятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяют­ся: на расходы по государственному управлению, на социально-экономические цели, на хозяйственную деятельность государства, осуществление им внешнеэкономической деятельности, укрепле­ние обороны и национальной безопасности.

В экономической литературе предлагается различная клас­сификация государственных расходов. Так, А. Пигу делит их на трансформационные и трансфертные. В первом случае потокам государственных средств противостоит услуга, выраженная в то­варе или труде (государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплата из бюджета заработной пла­ты)- Трансфертные расходы не предполагают встречную услугу и выступают как прямая передача средств (трансферт: субсидии, по­собия домашним хозяйствам, социальное обеспечение).

Другая классификация госрасходов связана с институциональ­ным направлением: за основу берется их распределение по минис­терствам, агентствам, ведомствам. Такая систематизация облегча­ет контроль за расходованием средств, но не позволяет судить об эффективности их использования.

На основе функционального принципа классификации расхо­ды группируются по целевому назначению (оборона, образование, промышленность и т.д.). Этот подход позволяет судить о приори­тетах экономической политики государства.

Расходы государства на хозяйственную деятельность приво­дят к мультипликационному росту чистого национального про­дукта. Мультипликатор государственных расходов определяется как отношение изменения ЧНП к изменению правительственных расходов.

Доходы государственного бюджета состоят, в первую очередь, из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, а также поступлений из так называемых, внебюджетных или целевых фондов.

В экономической литературе дается следующая классифика­ция государственных доходов:

— налоговые и неналоговые;

— обычные (постоянные) и чрезвычайные (временные, пе­риодические);

— от частного сектора и от государственного сектора.

В свою очередь, доходы, получаемые от государственного сектора, делятся на средства, полученные от национального госу­дарства и поступившие из-за рубежа (помощь, репарации). Госу­дарственные доходы от частного сектора обусловлены прямым и косвенным участием государства в рыночных процессах. Прямой вариант предполагает доходы от продажи товаров и услуг, произ­водимых государственными предприятиями. Косвенный — предус­матривает доходы в виде налогов, сборов, взносов, пошлин, штра­фов и т.п.

Известны два принципа построения финансовой системы: а) демократический централизм; б) фискальный федерализм. При демократическом централизме местные органы не могут самосто­ятельно распределять денежные средства. При фискальном феде­рализме центральные и местные финансы строго разграничены, и местные власти самостоятельно определяют направления финан­совых расходов.

Налоги — это обязательные платежи физических и юридичес­ких лиц в государственный и местный бюджеты. Налоговая систе­ма—совокупность форм и методов сбора финансовых средств.

Принципы налогообложения:

1. Система взимания налогов должна быть построена так, чтобы затраты государства на ее содержание, а также за­траты налогоплательщика, связанные с самой процедурой
выплаты, были максимально низкими.

2. Налоговое бремя не должно снижать экономическую ак­тивность налогоплательщика.

3. Процесс получения налогов должен быть организован так, чтобы в наибольшей степени способствовать реализации политики конъюнктуры и занятости.

4. Процесс налогообложения должен влиять на распределе­ние доходов в направлении обеспечения большей социаль­ной справедливости.

5. Комбинация налогов должна образовывать единую систе­му, в которой каждый налог имеет свою конкретную цель.

6. При определении «налоговой платежеспособности» част­ных лиц следует требовать предъявления лишь минимума сведений, затрагивающих личную жизнь граждан.

Основные виды налогов можно классифицировать по следую­щим пяти признакам.

1. По объектам налогообложения различают: а) налог на до­ходы, б) налог на имущество, в) налог на расходы покупателей оп­ределенных товаров и услуг.

2. По способам взимания налоги делятся на прямые (взима­ются непосредственно с получателей доходов или владельцев иму­щества: подоходный налог, налог на собственность) и косвенные (включаются в цены определенных товаров и взимаются с потре­бителей этих товаров при их продаже - акцизы и таможенные пош­лины).

3. По способу определения размера различают три основ­ные системы налогов: а) пропорциональными считаются налоги с неизменной процентной ставкой, не зависящей от суммы дохода, расхода или стоимости имущества; б) прогрессивными называют
налоги, ставка которых растет по мере роста доходов; в) регрес­сивными называют налоги, ставка которых снижается по мере рос­та доходов.

4. По уровню бюджета, в который поступают налоговые сум­мы, выделяют общегосударственные и местные налоги.

5. По порядку использования различают общие налоги — пос­тупают в единую кассу государства, и целевые или специальные, имеющие определенное назначение.

Рост чистого объема налоговых поступлений в государствен­ный бюджет расширяет возможности государственного инвес­тирования и кредитования частного бизнеса и государственных предприятий. Это приводит к мультипликационному росту чистого национального продукта. Налоговый мультипликатор определяет­ся как отношение изменения ЧНП к изменению объема налоговых поступлений.

Однако государство не должно забывать о том, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы фирм отбивает у послед­них стимулы к капиталовложениям. Наглядно это отражает на гра­фике кривая Лаффера (рис. 3).

Рис. 3. Кривая Лаффера

Первоначально с ростом налоговых ставок растут поступления в бюджет. Однако в какой-то момент чрезмерные ставки налогов начинают тормозить развитие производства, а при стопроцентной ставке налогов предприниматели сворачивают свое производство в силу отсутствия какого-либо стимула, и поступления в бюджет совершенно прекращаются.

В Казахстане действуют следующие налоги, установленные Налоговым кодексом РК:

1. Корпоративный подоходный налог.

2. Индивидуальный подоходный налог.

3. Налог на добавленную стоимость.

4. Акцизы.

5. Налоги и специальные платежи недропользователей.

6. Социальный налог.

7. Земельный налог.

8. Налог на транспортные средства,

9. Налог на имущество.

Кроме этих налогов в бюджет поступают 13 видов сборов, 9 различных плат, государственная пошлина и таможенные платежи.

Бюджетный процесс предполагает сбалансированное состоя­ние государственных доходов и расходов. Превышение государс­твенных расходов над доходами вызывает бюджетный дефицит по причинам:

а) возрастания роли государства в различных сферах жизни;

б) роста расходов на обеспечение национальной безопасности:

в) увеличения численности государственного аппарата;

г) колебаний хозяйственной конъюнктуры, периодических спадов и подъемов производства.

Способы погашения дефицита госбюджета:

1) дополнительная эмиссия денег;

2) увеличение налогов;

3) государственные займы, государственный кредит;

4) сокращение расходов.

В результате выпуска государственных займов и их размеще­ния государство привлекает временно свободные денежные средс­тва населения, банков, страховых и промышленных компаний. В результате образуется внутренний долг государства, погашаемый постепенно. В результате привлечения международного кредита образуется внешний долг государства.

Экономические последствия государственного долга можно свести к следующим четырем моментам:

1. Необходимость обслуживания внешнего долга приводит к существенному сокращению возможностей потребления для населения данной страны.

2. Долг приводит к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики.

3. Увеличение налогов для оплаты растущего государственно­го долга выступает в качестве антистимулятора экономи­ческой активности.

4. Государственный долг приводит к усилению неравенства в доходах.

Методические рекомендации к лекции

Для усвоения материала лекции необходимо обратить особое внимание на составляющие экономической политики, ее содержание, основные приоритеты развития.

Выводы

Денежная система — форма организации денежного обраще­ния в каждой стране. Социальная политика- согласованная деятельность экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества. Основным субъектом, координирующим эту деятельность, является государство. Мировое хозяйство - система национальных хозяйств, связанных между собой международным разделением труда, торгово-экономи­ческими, финансовыми, научно-техническими, политическими и дру­гими международными отношениями.

Данное хозяйство включает в себя как развитые, так и развива­ющиеся страны. Формирование мирового хозяйства началось од­новременно с возникновением товарного обмена

Тема 13. РОЛЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Цель Рассмотреть роль денежно-кредитной политики в обеспечении экономического роста.

ПЛАН

1Денежно-кредитная система

2.Виды банковской деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: