Лекция 14. Охрана труда

Тип лекции - информационная лекция.

Структура лекции (вопросы):

Основные тезисы лекции:

1. Главные направления государственной политики по охране труда. Основные понятия в области охраны труда. 2. Нормативные правовые акты об охране труда. 3. Обязанности и права работодателя и работника в области охраны труда. 4. Контроль за соблюдением правил по охране труда. 5. Расследование и квалификация правил на производстве. Разрешение разногласий.

В Конституции РФ провозглашено, что в России охраняются труд и здоровье людей (ч. 2 ст. 7), каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения (части 1 и 2 ст. 41). В ст. 210 ТК РФ названы направления государственной политики в области охраны труда, в частности указан основной принцип – обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. В свете этих основополагающих норм права и следует подходить к регулированию трудовых отношений.

Определения основным терминам в области охраны труда даны в ст. 209 ТК РФ. «Охрана труда» законодателем определяется как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Из приведённого определения видно, что данные мероприятия должны разрабатывать и реализовывать специалисты в различных областях науки. Вопросами охраны труда занимаются юристы, экономисты, социологи, психологи, медики, лица с техническим образованием и другие. Юристы занимаются осуществлением мероприятий по установлению норм права охраны труда (разработкой нормативно-правовых актов), толкованию (разъяснению работающим), контролю за соблюдением (проверки), применению норм права охраны труда (согласованием или изготовлением правоприменительных актов).

Целью проведения мероприятий по охране труда является создание таких условий труда, при которых исключается полностью или сводиться к минимуму возможность воздействия вредных и опасных производственных факторов на работника в местах его нахождения при исполнении трудовых обязанностей (как непосредственно на рабочем месте, так и в местах, где работнику приходиться быть в связи с работой: в транспорте работодателя при доставке на работу и с работы, на пешеходных дорожках при перемещении по территории работодателя, в его санитарно-бытовых помещениях и т.п.).

Термин «условия труда» законодатель определил как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Опасный производственный фактор, это производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме. Такими факторами могут быть: электрический ток, движущиеся, вращающиеся части машин и оборудования, различного вида транспорт и т. д.

Под термином «вредный производственный фактор» понимается производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. Например, повышенные: шум, вибрация, запылённость, загазованность, радиация и т. п. При определённых величинах и концентрациях вредный производственный фактор может превратиться в опасный. Так очень высокий шум может привести к травме слухового аппарата работника и даже к его смерти.

«Рабочее место», это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находиться под контролем работодателя. Последний термин не следует путать с термином «место работы», под которым понимают организацию или другого вида работодателя, с которым работник заключил трудовой договор.

2. Юридические нормы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности устанавливаются как в централизованном порядке на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, так и в децентрализованном порядке, на уровне отдельных работодателей.

Принятые в централизованном порядке нормы права по охране труда содержаться в законах и подзаконных актах Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации. В силу чего, они обязательны для всех физических и юридических лиц вступивших в трудовые отношения, и лиц, чья деятельность прямо или косвенно связана с трудовыми отношениями.

Перечень подзаконных видов актов, порядок их разработки и утверждения, а также сроки пересмотра установлены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». К таким актам относятся: межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ), разрабатываемые с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаемые Минздравсоцразвития России; отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО), разрабатываемые и утверждаемые федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России; правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ), разрабатываемые и утверждаемые Ростехнадзором по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минздравсоцразвития России и другие акты.

Принятые нормативные правовые акты направляются в Минздравсоцразвития России для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда и последующего использования их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и физическими лицами.

При разработке нормативных актов по охране труда, органы исполнительной власти субъектов РФ должны исходить из того, что включаемые в них требования не должны быть ниже государственных нормативных требований охраны труда, установленных на федеральном уровне.

Локальные нормативные акты по охране труда принимаемые работодателями обязательны для самого работодателя принявшего такой акт и для работников вступивших с ним в трудовые отношения. Если работодатель обязан соблюдать требования всех принятых им локальных нормативных правовых актов, то работник обязан соблюдать только те из них, которые непосредственно связаны с его трудовой деятельностью, то есть входят в круг его обязанностей согласно заключенного с ним трудового договора и с которыми его ознакомили под роспись (это вытекает из ст. ст. 21. 22, 56, 60, 68, 72 ТК РФ).

Обязанности по охране труда участников трудовых отношений содержаться ещё и в таких правовых актах, как соглашения различных уровней, коллективный договор (где обычно предусматривается раздел охраны труда), трудовой договор.

Локальные нормативные акты, инструкции по охране труда и другие, разрабатываются работодателем на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда, межотраслевых или отраслевых правил по охране труда, требований безопасности, содержащихся в эксплуатационной и ремонтной документации организаций - изготовителей оборудования, с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к обязанностям по профессии работника или по виду выполняемой им работы.

Инструкции по охране труда для работников утверждаются работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа, согласно ст. 212 ТК РФ и по процедуре предусмотренной в ст. 372 ТК РФ.

3. В силу закона (ст. 212 ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Он обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществления технологических процессов, а также при применении в производстве инструментов, сырья и материалов. Для этого названные средства и предметы труда вводятся в эксплуатацию только при условии их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда.

Законодатель обязывает работодателя применять сертифицированные средства индивидуальной и коллективной защиты работников. Обеспечить соблюдение режима труда и отдыха работников определённого нормами трудового права. Приобретать за счёт собственных средств и выдавать в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированную специальную одежду, обувь и другие средства индивидуальной защиты, смывающие и обеззараживающие средства защиты.

Работодатель обязан обеспечить обучение работников безопасным методам и приёмам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим на производстве. Проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

Перечисленные обязанности работодатель применительно к каждому работнику должен выполнить прежде чем допустить его к самостоятельной работе.

На работодателя возлагается обязанность организовать контроль за состоянием условий труда на рабочих местах и за соблюдением работниками требований по охране труда.

В случаях предусмотренных нормами права работодатель обязан организовать за счёт собственных средств проведение обязательных предварительных (до поступления на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований). Без прохождения работниками названных медицинских осмотров и освидетельствований, а также в случае выявленных медицинских противопоказаний, работодатель не имеет права допускать их к работе.

Работодатель обязан: информировать работников об условиях охраны труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, о полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

- принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи.

- проводить расследование и учёт несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

- обеспечивать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников.

- выполнять предписания государственных органов надзора и контроля.

- рассматривать представления органов общественного контроля.

- производить обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

- ознакамливать работников с требованиями охраны труда.

- разрабатывать и утверждать правила и инструкции по охране труда для работников с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке установленном ст. 372 ТК РФ.

В организации должен быть комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой её деятельности.

Работодатель имеет право требовать от работника требовать выполнения всех обязанностей возникших у него после заключения трудового договора, в том числе и обязанностей в области охраны труда.

Работник, согласно ст. 214 ТК РФ обязан соблюдать возложенные на него в соответствии с трудовым договором требования охраны труда; правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; проходить обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ и оказанию первой помощи, пострадавшим на производстве, инструктажи по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей; проходить обязательные предварительные (до поступления на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) и внеочередные медицинские осмотры и обследования по направлению работодателя, в случаях предусмотренных законодательством.

В соответствии со ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на рабочее место, отвечающее требованиям охраны труда; на получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и о принимаемых мерах по его защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также о полагающихся ему компенсациях за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, и средствах индивидуальной защиты.

В случае невыполнения работодателем указанных обязанностей работник имеет право, сделать запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте государственными органами соответствующего надзора и контроля или органами общественного контроля и принять личное участие или через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте.

Каждый работник имеет право в целях самозащиты отказаться от выполнения работы, которая угрожает его жизни и здоровью, предупредив работодателя об этом в письменной форме в соответствии со ст. 379 ТК РФ.

Согласно ст. ст. 220, 379, 380 ТК РФ такой отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для жизни и здоровья из-за нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжёлых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечёт за собой его привлечения к дисциплинарной, либо иной юридической ответственности. Работодатель не вправе препятствовать работнику в осуществлении им самозащиты трудовых прав.

4. Контроль за соблюдением правил по охране труда осуществляется на различных уровнях: на уровне работодателя, органов местного управления, на уровне субъектов РФ и Российской Федерации. Законодатель предусматривает как государственный, так и общественный контроль в области охраны труда.

Согласно ст. 217 ТК РФ у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создаётся служба охраны труда (структура и численность которой определяется работодателем с учётом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда) или вводиться должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. При меньшей численности работников работодатель принимает решение либо о создании службы охраны труда, введении должности специалиста по охране труда, либо работодатель лично руководит этой работой, либо привлекает к этой работе по гражданско-правовому договору организацию (имеющую аккредитацию на данный вид деятельности) или специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда.

Для совместных действий работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, по инициативе работодателя или работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии по охране труда). Их состав формируется на паритетной основе из представителей работодателя и выборного органа работников. Комитет (комиссия) работают на основании положения, разработанного в соответствии с типовым положением, утверждённым приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2006г. № 413. В частности комитет (комиссия) по охране труда организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах, информирует работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Комитеты (комиссии) по охране труда, являются составной частью системы управления охраны труда организации и одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. В крупных организациях работодатели, как правило, в пределах своих полномочий организуют систему многоступенчатого контроля на различных ступенях управления персоналом, закрепляя это в своих локальных актах.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах» работодатель, если его предприятие относиться к опасным производственным объектам, в соответствии с названным законом и приказом Минприроды РФ «Об утверждении Порядка технического расследования причин аварий на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» организует соответствующий производственный контроль.

Работники, объединившиеся в профессиональные союзы в соответствии с ТК РФ и Федеральным законом РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» организуют, прежде всего, по средствам создания своих технических и правовых инспекций, избрания уполномоченных по охране труда, общественный контроль за соблюдением работодателем требований охраны труда.

5. В ст. 227 ТК РФ несчастный случай на производстве определяется как травма. В ст. 3 ФЗ РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.98г. №125-ФЗ несчастный случай на производстве определён как событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанности по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, как на территории страхователя, так и за её пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо его смерть. По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия. События – это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли людей. Например, стихийные бедствия, ураганы, падение метеоритов и т.д., естественная смерть человека, действия непреодолимой силы. Естественно, также понятие «событие» объясняют и в отраслевых науках. Следовательно, в этих случаях не может быть вины пострадавшего и вины работодателя, устанавливаемой комиссией по расследованию и указываемой в процентах в акте о несчастном случае на производстве, что предусмотрено п. 1 ст. 14 вышеназванного закона и в ст. ст. 229.2., 230 ТК РФ. Очевидно, что в рассматриваемых нормативно-правовых актах допущена юридическая ошибка из-за неправильного использования терминов. Случай – это те обстоятельства, которые заранее нельзя предвидеть. Следовательно, в случившимся нет и не может быть вины работодателя либо работника. Точнее травму следует называть травмой, а не несчастным случаем. Комиссии по ее расследованию еще предстоит установить, был ли это несчастный случай на производстве или виновное правонарушение. В подавляющем большинстве случаев имеет место последнее, и в акте формы Н – 1 указываются лица, допустившие его, а в некоторых случаях даже принимаются решения о возбуждении уголовного дела. Акт формы Н – 1 является актом о расследовании производственной травмы.

В соответствии со ст. 227 ТК РФ расследованию и учёту в установленном порядке подлежат несчастные случаи, которые произошли с работником при исполнении им трудовых обязанностей, а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем, и повлекли за собой необходимость перевода пострадавшего на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо смерть.

Работодатель при происшествии несчастного случая обязан немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию. Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц. Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведёт к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств. Если обстановку нельзя сохранить, то следует её зафиксировать составив схемы, сфотографирофировать, произвести видеосъёмку и т.п. Для сохранения неизменным места происшествия обычно делают ограждение, вывешивают предупредительные плакаты, выставляют дежурные посты. Нарушение обстановки, при отсутствии исключительных обстоятельств указанных в законе, может расцениваться, как попытка ввести в заблуждение комиссию, проводящую расследование несчастного случая, что должно найти отражение в составляемых ею материалах расследования.

Порядок информирования о несчастном случае органов и организаций, а также порядок формирования комиссии по расследованию несчастного случая, сроки расследования несчастных случаев, определенны законодателем в ст. ст. 228.1, 229, 229.1. ТК РФ. Состав комиссии и сроки расследования зависят от вида происшествия, последствий несчастного случая, количества пострадавших, места несчастного случая, статуса работодателя и пострадавшего, времени, по прошествии которого работодателю или контролирующим органам стало известно о произошедшем несчастном случае.

По результатам расследования несчастного случая на производстве заполняется форма акта Н - 1. Для этого комиссия должна получить ответы на следующие вопросы: что случилось, с кем, где, когда, почему, кто виноват, какие меры необходимо предпринять для исключения подобного в будущем? С этой целью комиссия, проводящая расследование либо государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование осматривает место несчастного случая, выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, знакомятся с соответствующей документацией, затребуется и необходимую информацию от работодателя. По возможности получает объяснения от пострадавшего.

Своевременный (пока не изменилась обстановка) и тщательный осмотр места происшествия - один из важных моментов расследования. Он позволяет объективно разобраться в том, что произошло, при каких обстоятельствах и по каким причинам.

При первоначальном осмотре места несчастного случая выявляются очевидцы, произошедшего, намечаются версии его причин, составляется план расследования.

В акте осмотра места несчастного случая необходимо отразить наличие опасных и вредных производственных факторов, состояние средств индивидуальной и коллективной защиты, исправность оборудования, инструментов, соответствие средств и предметов труда предъявляемым к ним требованиям правил охраны труда и технической эксплуатации. Акт осмотра подписывается членами комиссии.

Комиссия, проводящая расследование должна получить письменные объяснения от очевидцев несчастного случая, представителей работодателя, ответственных за состояние охраны труда на рабочем месте, где произошёл несчастный случай, а если есть возможность, то и от травмированного. Для того, чтобы объяснения были исчерпывающими, их необходимо дополнить протоколами опросов. То есть письменными ответами на вопросы членов комиссии, с помощью которых они получают все необходимые сведения. Когда того требует ситуация, целесообразно объяснения получать непосредственно на месте происшествия несчастного случая. Подписанные объяснения и протоколы приобщаются к материалам расследования.

Комиссия внимательно изучает документы, относящиеся к произошедшему несчастному случаю. Исследуются как документы нормативного правового характера, содержащие правила поведения лиц участвующих в технологическом процессе, при осуществлении которого произошёл несчастный случай, так и документы, отражающие ход технологического процесса и условия в которых он совершался. Из исследования нормативных документов принятых работодателем делается вывод о том соблюдена ли процедура их принятия, соответствуют ли правила установленные в них, нормам права более высокого уровня, содержащимся в нормативных правовых актах принятых в централизованном порядке. Анализ документов, отражающих ход работы, при выполнении которой произошёл несчастный случай, позволяет определить соответствовали ли условия, при которых выполнялась работа, и действия работающих, правилам, установленным в этих документах.

По требованию комиссии, в необходимых для расследования случаях работодатель за свой счёт обеспечивает: выполнение технических расчётов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов. Открытый перечень материалов расследования несчастного случая приведён в ст. 229.2. ТК РФ. Конкретный же перечень определяется председателем комиссии по расследованию несчастного случая, в зависимости от характера расследуемого случая.

На основании собранных и исследованных материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц допустивших нарушения правил охраны труда. Вырабатывает предложения по их устранению и предупреждению аналогичных случаев в будущем. Она также определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем, либо участием в его производственной деятельности. Исходя из этих критериев комиссия квалифицирует травму как несчастный случай на производстве, или как несчастный случай, не связанный с производством. Такая квалификация имеет важное значение для пострадавшего, а в случае его гибели и для лиц, находившихся на его иждивении. Это обусловлено тем, что все наёмные работники подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с федеральным законом РФ от 24.07.1998г. Если правила квалифицируется как несчастный случай на производстве, то он является страховым случаем, и пострадавший, а в случае его гибели лица, находившиеся на его иждивении получают право на те виды обеспечения по страхованию, которые предусмотрены законом. Если комиссия установит, что несчастный случай не связан с производством, то ответственность для причинителя вреда наступает по нормам гражданского права.

Несчастные случаи не связанные с производством предусмотрены ст. 229. 2 ТК РФ а). смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтверждённая в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом; б). смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось, по заключению медицинской организации, алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушением технологического процесса, в котором используются вещества, приведшие к опьянению (отравлению); в). несчастный случай, произошедший при совершении пострадавшим деяний квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемые.

Несчастный случай на производстве является страховым, если он произошёл с застрахованным либо лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Если при расследовании несчастного случая с застрахованным комиссия, проводившая его расследование, приходит к выводу, что грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда его здоровью, то она с учётом заключения выборного профсоюзного органа устанавливает степень вины застрахованного в процентах. Это указывается в п. 10 акта формы Н - 1. Определения термина «грубая неосторожность» в законодательстве на сегодняшний день нет. В п. 23 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.04.1994г. № 3 О судебной практике по делам о возмещении вреда, причинённого повреждением здоровья разъяснено, что является неосторожностью потерпевшего, грубой небрежностью или простой неосмотрительностью, должен быть разрешён в каждом случае с учётом конкретных обстоятельств В частности, грубой неосторожностью признается нетрезвое состояние потерпевшею, содействовавшее возникновению или увеличению вреда. Как профсоюзному комитету при дачи заключения, так и комиссии по расследованию несчастного случая, при решении вопроса о наличии или отсутствии в действиях пострадавшего вины в виде грубой неосторожности, необходимо тщательно оценить все установленные при расследовании обстоятельства. При этом необходимо не только дать оценку, был ли допущен пострадавшим грубое нарушение технологической дисциплины труда, но и установить причинно-следственную связь между грубым дисциплинарным проступком, совершённым пострадавшим и наступившим у него повреждением здоровья. В судебной практике нередко решение комиссии, проводившей расследование несчастного случая на производстве, о наличии в действиях пострадавшего вины в виде грубой неосторожности, признаётся незаконным.

В соответствии со ст. 231 ТК РФ разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, непризнания работодателем (уполномоченным им представителем) факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, несогласия пострадавшего или его доверенного лица с содержанием этого акта рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд.

При выявлении сокрытого несчастного случая на производстве, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего в результате несчастного случая о несогласии их с выводами комиссии по расследованию, а также при поступлении от работодателя (уполномоченного им представителя) информации о последствиях несчастного случая на производстве по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего государственный инспектор труда проводит расследование несчастного случая на производстве независимо от срока давности несчастного случая, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителя другого органа государственного надзора. По результатам расследования государственный инспектор труда составляет заключение, а также выдает предписание, которые являются обязательными для исполнения работодателем (уполномоченным им представителем).

Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (уполномоченного им представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (уполномоченного им представителя) или государственного инспектора труда.

Особенности расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, например, происшедших на находящихся в плавании рыбопромысловых или иных морских, речных и других судах независимо от их отраслевой принадлежности; при эксплуатации опасных производственных объектов, поднадзорных Ростехнадзору и в других организациях предусмотрены Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73.

Расследование профессиональных заболеваний производится в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.12.2000. Разъяснения по его применению даны в Инструкции о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, введенной в действие Приказом Минздрава России от 28.05.2001 № 176.

Акты о несчастных случаях и акты о профессиональных заболеваниях устанавливают факт повреждения здоровья, причиненного работнику при исполнении ими трудовых обязанностей. Они являются основанием для возмещения работнику вреда в соответствии с процентом утраты профессиональной трудоспособности, определяемом учреждениями медико-социальной экспертизы.

Вред, причиненный работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний при исполнении ими своих трудовых обязанностей, возмещается в соответствии с Федеральным законом РФ Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 24.07.1998г. Этот вред в соответствии со ст. 8 указанного Закона возмещается в виде: пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием в размере 100% среднего заработка за весь период временной нетрудоспособности застрахованного, до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности; страховых выплат единовременной и ежемесячных - застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти; оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, согласно программы реабилитации определяемой учреждением медико-социальной экспертизы.

Возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется в соответствии ч.2 п.З ст.8 Закона Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и ст. ст. 151, 1099 - 1101 ГК РФ причинителем вреда - работодателем в денежной форме. Согласно ст. 1072 ГК РФ, непосредственно за счёт причинителя вреда (в рассматриваемом нами случае работодателя), возмещается та часть вреда, которая не покрывается страховщиком, в силу ограничений установленных законодателем по расходованию средств Фонда социального страхования РФ на одного застрахованного. В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 28.11.2009г. О бюджете Фонда социального страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов в 2010 году максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленной в соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», не может превышать 49520 рублей. Если сумма ежемесячных страховых выплат будет превышать в 2010 году 49520 рублей, то соответствующая доплата будет производиться не из средств Фонда социального страхования РФ, а из средств работодателя - причинителя вреда.

Компенсация морального вреда может быть также взыскана в судебном порядке и за нарушение работодателем, государственными органами, проводившими расследование несчастного случая на производстве. Это может иметь место при неправомерных деяниях названных субъектов права. Например, при попытке сокрытия несчастного случая, незаконного отказа в проведении расследования и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: