Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, устанавливает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 83 Конституции РФ Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ.
Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, назначает судей других федеральных судов.
Кроме того, Президент РФ представляет Государственной Думе для назначения кандидатуру Председателя Центрального банка РФ, ставит вопрос об освобождении его от должности, назначает пять членов (1/3 часть) Центральной избирательной комиссии РФ.
Президент РФ принимает участие в назначении на должность Председателя Счетной палаты РФ и заместителя Председателя. Эти кандидатуры Президент РФ представляет Государственной Думе для назначения.
Президент РФ принимает кадровые решения в сферах обороны, внутренних дел, внешней политики.
4.1. Взаимодействие Президента Российской Федерации
с Федеральным Собранием
Президент РФ осуществляет ряд полномочий, связанных с деятельностью парламента. От установления конструктивных, деловых взаимоотношений Президента РФ и парламента во многом зависит эффективность функционирования всей системы государственной власти в стране. В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом он назначает выборы в Государственную Думу. В случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Президент РФ распускает Государственную Думу.
Таких случаев предусмотрено три:
- в случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства РФ Президент РФ распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ);
- в случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ вправе отправить Правительство РФ в отставку либо распустить Государственную Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ);
- в случае отказа Государственной Думой в доверии Правительству РФ, если вопрос о доверии инициирован самим Правительством, Президент РФ принимает решение об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).
Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы. Ему принадлежит право вето. Практика свидетельствует об активном использовании Президентом РФ права вето. При этом основания его применения могут быть весьма различны: несоответствие норм принятых законов положениям Конституции РФ, нарушение прав и свобод человека и гражданина, нарушение порядка принятия законов, противоречие другим законам и т.д.
В силу ст. 104 Конституции РФ Президент РФ обладает правом законодательной инициативы. Он вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ нормативных актов.
Президент РФ назначает полномочных представителей в Государственной Думе и Совете Федерации, которые принимают участие в заседаниях палат и представляют позицию Президента РФ.
4.2. Отношения Президента Российской Федерации
с органами исполнительной власти
Наибольшим объемом полномочий Президент РФ обладает в сфере, связанной с формированием и деятельностью органов исполнительной власти.
Кроме отмеченных выше полномочий по формированию состава Правительства РФ Президент РФ вправе председательствовать на его заседаниях, принимать решения об отставке Правительства РФ. Акты Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ. Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия.
По представлению Председателя Правительства РФ Президент РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.
Президент РФ осуществляет непосредственное руководство деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти <1>. К ним относятся: Министерство внутренних дел, МЧС, Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство юстиции; федеральные службы: безопасности, внешней разведки, железнодорожных войск, по контролю за оборотом наркотиков, миграционная, охраны, исполнения наказаний, судебных приставов, по военно-техническому сотрудничеству, оборонному заказу, фельдъегерская и др.; федеральные агентства: специального строительства, Главное управление специальных программ Президента РФ, по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, по международному гуманитарному сотрудничеству; Управление делами Президента РФ.
--------------------------------
<1> См.: Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 22. Ст. 2754.
Президент РФ дает поручения Правительству РФ, а также отдельным его членам, руководителям федеральных органов исполнительной власти, регулярно проводит встречи с Председателем Правительства РФ, министрами, руководителями федеральных служб и агентств по проблемам состояния и развития соответствующих отраслей.
4.3. Отношения Президента Российской Федерации
с судебными органами
В основе отношений Президента РФ с органами судебной власти лежит принцип независимости судей. Судебная ветвь власти является независимой. Вместе с тем Президент РФ принимает участие в формировании судебных кадров.
В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ представляет для назначения Совету Федерации судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ.
В нормах федеральных конституционных законов детализируется конституционный порядок формирования судейского корпуса. Так, Президент РФ представляет Совету Федерации те кандидатуры на должности судей Верховного и Высшего Арбитражного Судов, которые представлены ему председателями соответственно Верховного и Высшего Арбитражного Судов, при наличии положительных заключений квалификационных коллегий судей названных Судов.
Правом направлять Президенту РФ предложения о кандидатурах судей Конституционного Суда РФ, в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", наделены члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, высшие судебные органы и федеральные юридические ведомства, все российские юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения.
В соответствии с ч. 2 ст. 128 Конституции РФ судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.
Судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ при наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей соответствующих Судов.
Как глава государства Президент РФ принимает меры по совершенствованию судебной системы, повышению эффективности ее деятельности, обеспечению судейского корпуса квалифицированными кадрами.
4.4. Полномочия Президента Российской Федерации
в сфере внешней политики
Помимо определения основ внешней политики Президент РФ обладает рядом важных полномочий в указанной сфере. В силу ст. 86 Конституции РФ Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой. Как глава государства Президент РФ представляет Российскую Федерацию в международных отношениях, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий. Президент РФ вправе предоставить полномочия на ведение переговоров и подписание договоров от имени Российской Федерации другим лицам.
Президент РФ принимает меры по обеспечению выполнения международных договоров Российской Федерации.
Действие международного договора, решения по которому принимались в форме федерального закона, может быть при наличии ряда обстоятельств приостановлено Президентом РФ. Это возможно в случае необходимости принятия безотлагательных мер, о которых Президент РФ незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе с внесением в Государственную Думу соответствующего проекта федерального закона.
Президент РФ назначает дипломатических представителей Российской Федерации в других государствах и международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
4.5. Полномочия Президента Российской Федерации
в области безопасности и обороны
Важнейшим направлением деятельности Президента РФ являются обеспечение безопасности и обороны государства, поддержание общественного порядка в стране. Он формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом.
Президент РФ, согласно ч. 1 ст. 87 Конституции РФ, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Он назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженными Силами РФ, присваивает высшие воинские звания.
В соответствии со ст. 83 (п. "з") Конституции РФ Президент РФ утверждает военную доктрину РФ.
Совет Безопасности является органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз.
В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президенту РФ предоставлено право вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указы о введении военного и чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации.
Режим и порядок введения военного и чрезвычайного положения определяются федеральными конституционными законами. Так, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" <1> Президенту РФ принадлежат важные полномочия в связи с обеспечением военного положения в стране либо на части ее территории. Цель введения военного положения - создание условий для отражения или предотвращения агрессии против государства. Период действия военного положения устанавливается указом Президента РФ.
--------------------------------
<1> См.: Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 5. Ст. 375.
В случае наступления обстоятельств, предусмотренных Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении", Президент РФ вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение.
В указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения определяются: обстоятельства, послужившие основанием для чрезвычайного положения, обоснование необходимости введения чрезвычайного положения, границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение, меры чрезвычайного характера, пределы их действия и другие моменты.
Президент РФ осуществляет важные задачи и полномочия в области гражданской обороны. В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" <1> Президент РФ определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны, утверждает план гражданской обороны Российской Федерации и ввод его в действие.
--------------------------------
<1> См.: Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 7. Ст. 799.
4.6. Иные полномочия Президента Российской Федерации
Президент РФ обладает и иными полномочиями, вытекающими из его статуса как главы государства. Речь идет о таких полномочиях Президента РФ, как решение вопросов гражданства, награждение государственными наградами Российской Федерации, предоставление политического убежища, присвоение почетных званий Российской Федерации, помилование.
Президент РФ издает указы об учреждении государственных наград, определяет порядок награждения ими, вручает награды.
Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" утверждено Положение о государственных наградах Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> См.: Указ Президента РФ от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 37. Ст. 4643.
Государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя РФ, ордена, знаки отличия Российской Федерации, медали, почетные звания Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 30 декабря 1995 г. N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" (с изм. и доп.) установлены почетные звания и утверждены положения о почетных званиях <1>.
--------------------------------
<1> См.: Указ Президента РФ от 30 декабря 1995 г. N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 2. Ст. 64.
Распоряжением Президента РФ от 3 апреля 1997 г. N 96-рп (в ред. от 17 декабря 2007 г. N 706-рп) утверждена Инструкция о порядке вручения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации.
Для реализации своих полномочий Президент РФ формирует Администрацию Президента РФ (п. "и" ст. 83 Конституции РФ). Статус, задачи, структура, порядок деятельности этого органа определены Указом Президента РФ <1>.
--------------------------------
<1> См.: Указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. N 490 "Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации" (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 15. Ст. 1395.
Администрация является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ.
В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ как глава государства обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ). В реализации функций Президента РФ важное значение имеют Государственный совет РФ и институт полномочных представителей Президента в федеральных округах.
Государственный совет РФ является органом, призванным обеспечить учет интересов и потребностей субъектов Федерации при осуществлении государственной политики.
Указом Президента от 1 сентября 2000 г. было утверждено Положение о Государственном совете Российской Федерации <1>. По своему статусу Государственный совет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. На его заседаниях обсуждаются проблемы, имеющие особое государственное значение, касающиеся взаимоотношений Федерации и ее субъектов, важнейших вопросов государственного строительства, укрепления основ федерализма.
--------------------------------
<1> См.: Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 г. N 1602 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 36. Ст. 3633.
В состав Государственного совета входят Председатель и члены - на общественных началах. Председателем Совета является Президент РФ. Членами Государственного совета являются Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, руководители фракций в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Государственного совета. Его состав определяется Президентом РФ. Один раз в полгода осуществляется ротация состава Совета.
В обеспечении Президентом РФ осуществления своих полномочий важная роль принадлежит полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах.
Институт полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе был учрежден Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 <1>. Этим Указом было утверждено Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе.
--------------------------------
<1> См.: Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 20. Ст. 2112.
Необходимость введения указанного института была вызвана потребностями создания необходимых условий для реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и контроля за исполнением их решений.
Образовано восемь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.
Полномочный представитель назначается и освобождается Президентом РФ и ему подчинен. По своему статусу представитель является должностным лицом, представляющим Президента РФ в федеральном округе. Полномочный представитель и его заместители - федеральные государственные служащие - входят в состав Администрации Президента РФ. Заместители назначаются и освобождаются руководителем Администрации.
В задачи полномочного представителя входит направление Президенту РФ регулярных докладов о политическом, социальном и экономическом положении, о состоянии национальной безопасности в федеральном округе.
Полномочный представитель координирует деятельность федеральных органов в округе; организует их взаимодействие с органами субъектов Федерации; анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов; осуществляет контроль за исполнением федеральных законов; согласовывает назначение кандидатов на должности, входящие в компетенцию Президента РФ.
Властными, административными полномочиями представитель не наделен. Однако он имеет право запрашивать и получать необходимые ему документы, организовывать проверки исполнения указов и распоряжений Президента РФ, ход реализации федеральных программ, имеет право беспрепятственного доступа в любые организации в федеральном округе.
Организационное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляется Администрацией Президента. Руководитель Администрации осуществляет оперативное руководство деятельностью полномочных представителей.
§ 5. Акты Президента Российской Федерации
В целях осуществления своих функций и полномочий Президент РФ издает два вида актов - указы и распоряжения (ст. 90 Конституции РФ). Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Акты Президента РФ являются подзаконными актами.
Большое значение имеют так называемые нормативные указы. К ним относятся указы, регулирующие общественные отношения. Вместе с тем указами регулируются и отдельные вопросы ненормативного характера. В силу важности для личности, общества либо государства такие акты облекаются в форму указа. Такого рода указы издаются по вопросам награждения, предоставления российского гражданства, помилования, введения военного или чрезвычайного положения, образования Правительства РФ и др.
Распоряжения Президента РФ, как правило, являются не нормативными, а правоприменительными актами. В большинстве случаев они издаются по вопросам менее значимым по сравнению с теми, которые лежат в основе издания указов.
В соответствии с ч. 2 ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" <1> акты Президента РФ подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 22. Ст. 2663.
Акты нормативного характера вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Иные акты Президента РФ вступают в силу со дня их подписания. В актах Президента РФ может быть установлен иной порядок вступления их в силу.
§ 6. Досрочное прекращение полномочий
Президента Российской Федерации
В Конституции РФ предусматриваются случаи досрочного прекращения полномочий Президента РФ (ч. ч. 2 и 3 ст. 92).
Полномочия Президента РФ прекращаются в случае: 1) его отставки; 2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) отрешения от должности. Конституция РФ устанавливает, что в указанных случаях выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. При этом исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.
Конституция РФ и федеральное законодательство не определяют процедуру прекращения полномочий в случае стойкой неспособности осуществлять полномочия по состоянию здоровья.
Отставкой является добровольное сложение своих полномочий действующим Президентом РФ.
Причины отставки могут быть различными - как личными (состояние здоровья, усталость, семейные обстоятельства и др.), так и иными (конфликтные ситуации с парламентом, судебной властью, внутрипартийные разногласия и т.п.).
Современная российская практика знает примеры временного исполнения полномочий Президента РФ Председателем Правительства РФ.
Несомненно, существует необходимость более подробного регулирования такого рода вопросов федеральным законом.
В конституциях ряда зарубежных стран урегулированы положения о том, кому и в каком порядке подается заявление об отставке Президента, о невозможности в этом случае вновь выставлять свою кандидатуру на очередных выборах Президента, ряд других вопросов.
Другим основанием досрочного прекращения полномочий Президента РФ является стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия.
Действующее законодательство также не регулирует порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ и по этому основанию.
Вместе с тем Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 июля 2000 г. N 12-П по делу о толковании ст. ст. 91 и 92 (ч. 2) Конституции РФ отметил необходимость закрепления процедуры урегулирования этих вопросов. Суд определил, что для досрочного освобождения главы государства от должности по состоянию здоровья необходимо выработать особый порядок (процедуру). Для установления стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту РФ полномочия требуется особая процедура определения фактической невозможности Президентом РФ исполнять полномочия в связи с расстройством функций организма, носящим постоянный, необратимый характер. В этом случае волеизъявление Президента РФ для досрочного прекращения полномочий Президента РФ не является обязательной предпосылкой.
Досрочное освобождение Президента РФ от должности при отсутствии его волеизъявления не нарушает установленную ст. 91 Конституции РФ неприкосновенность Президента РФ.
Определение Конституционным Судом РФ конституционных начал урегулирования процедуры установления стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия не означает отсутствия необходимости законодательного регулирования этих вопросов.
Следующим основанием досрочного прекращения полномочий является отрешение Президента РФ от должности.
Статус Президента РФ как всенародно избранного главы государства обусловливает необходимость усложненного порядка отрешения его от должности. Именно такой усложненный порядок отрешения Президента РФ от должности установлен Конституцией РФ (ст. 93).
Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
В процедуре отрешения от должности Президента РФ задействованы палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.
Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента РФ, при этом требуется инициатива не менее 1/3 депутатов. Обвинение Государственной Думы должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении от должности Президента РФ должны быть приняты 2/3 голосов от общего числа в каждой из палат.
Конституция РФ устанавливает жесткие сроки принятия решений об отречении Президента РФ от должности. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ. Если в указанный срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным.
Конституция РФ регламентирует вопрос о том, на кого возлагается временное исполнение полномочий Президента РФ в случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности. Их выполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Эти положения обусловлены тем, что решение указанных важнейших для общества и государства вопросов должно находиться только в компетенции всенародно избранного главы государства.
Выводы
Введение президентства в России обусловлено сложившейся в начале 90-х годов конкретно-исторической обстановкой и глубоким кризисным состоянием государства и общества, необходимостью формирования нового института главы государства, наделенного широкими властными полномочиями во всех сферах государственной и общественной жизни.
Юридические нормы, раскрывающие статус Президента РФ, содержатся в первую очередь в Конституции РФ, в ряде законодательных актов - Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Федеральном законе "О выборах Президента Российской Федерации", кроме того, в указах самого Президента РФ и постановлениях Конституционного Суда РФ.
Президент РФ олицетворяет собою Российское государство как целое без получения каких-то дополнительных мандатов и по должности представляет его внутри страны и в международных отношениях. Он отражает, формирует, представляет и защищает интересы всех граждан России.
Президент РФ как глава государства не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Он активно взаимодействует с органами законодательной и судебной власти, но в наиболее тесных взаимоотношениях находится с органами исполнительной власти.
Президент РФ формирует состав Правительства РФ; осуществляет непосредственное руководство деятельностью многих важнейших министерств и ведомств; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.
Функции Президента РФ закреплены в ст. 80 Конституции РФ: он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Полномочия Президента РФ можно подразделить на группы: по отношению к населению страны; по отношению к Российскому государству в целом; по отношению к органам государственной власти; по отношению к субъектам Федерации; полномочия, связанные с внешнеполитическими отношениями России; полномочия в сфере правотворчества.
Правовыми формами реализации полномочий Президента РФ являются указы и распоряжения (ст. 90 Конституции РФ). Они являются подзаконными актами и должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.
Президент РФ занимает важное место в законодательном процессе: он является субъектом права законодательной инициативы, а также наделен полномочием подписывать и обнародовать федеральные законы.
Институт президентства в Российской Федерации находится в постоянном развитии. Вместе с тем ряд вопросов остаются не полностью урегулированными. Так, требуют дальнейшей регламентации процедура прекращения полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности осуществлять полномочия по состоянию здоровья, основания для принятия решений об отставке Правительства и др.
Контрольные вопросы
1. Дайте характеристику правового статуса Президента РФ. Какое место он занимает в системе государственной власти?
2. Каковы основные функции и полномочия Президента РФ?
3. Каков порядок выборов и вступления в должность Президента РФ?
4. Охарактеризуйте особенности взаимодействия Президента РФ с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.
5. Какова юридическая природа актов Президента РФ?
6. Каковы основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ?
7. Каков правовой статус Администрации Президента РФ и Государственного совета РФ?
Литература
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
2. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. М., 2005.
3. Баглай М.В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки: роль, порядок выборов, полномочия. М., 2012.
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина "Конституционное право России" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004 (3-е издание, переработанное и дополненное).
4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 5-е изд. М., 2012.
5. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2009.
6. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.
7. Эбзеев Б.С. Введение в Конституцию России: Монография. М., 2013.