Финансовая система РФ представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений. Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:
1) централизованные финансы:
-государственный бюджет;
-внебюджетные фонды;
-государственный кредит;
-фонды имущественного и личного страхования;
-фондовый рынок;
2) децентрализованные финансы:
-финансы коммерческих предприятий и организаций;
-финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);
-некоммерческих организаций;
3) финансы домашних хозяйств.
Каждое звено этой системы характеризуется особыми методами формирования и использования фондов денежных средств. Каждое звено играет различную роль в общественном воспроизводстве.
Основой организации финансов предприятий всех форм собственности является наличие финансовых ресурсов в размерах, необходимых для осуществления хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия.
|
|
Первоначальное формирование этих ресурсов происходит в период создания предприятия путем образования уставного фонда. Источниками образования уставного капитала могут быть: акционерный капитал, паевые взносы, собственные средства предпринимателя, долгосрочный кредит, бюджетные средства и др.
Предпринимателю, прежде всего, требуются финансовые ресурсы, т.е. денежный фонд, чтобы прибрести землю, орудие и предметы труда, рабочую силу. После этого на первой стадии совершается процесс производства ценности (стоимости) — ВВП и НД.
На второй стадии возникает процесс распределения. На первой ступени происходит деление созданного продукта на накопление, направляемое вновь в производство, и потребление для собственника и наемного работника. На второй ступени распределения — перераспределения ценностей — отчуждается ее часть, т.е. передача другому собственнику (например, государству в виде налогов на макроуровне либо другому владельцу на фондовом рынке в виде разных доходов на микроуровне). Возникают совершенно иные денежные фонды — бюджет, внебюджетные денежные фонды, денежные фонды у финансового капиталиста. Перераспределение может происходить у одного владельца или домохозяйства в форме целевого обособления каждой части ценности (например, деление оплаты труда семьи на части в зависимости от целевого использования).
Именно на второй стадии процесса производства совершается одностороннее движение денежных фондов без встречного эквивалента. Здесь появляется возможность взаимодействия финансов и производства ВВП и НД.
|
|
На третьей стадии процесса производства, когда товары обмениваются на деньги и совершается сделка купли-продажи, финансовые отношения как таковые отсутствуют. В то же время они предшествовали этой стадии и предопределили ее. Без финансов третья стадии не могла бы совершиться. Поэтому финансы косвенно воздействует на обменные отношения. Последняя стадия процесса производства — потребление, или использование, также происходит без финансов. Однако для использования денежные ресурсы, полученные при обмене, должны пройти через распределение на целевые фонды.
Таким образом, финансы опосредствуют весь процесс производства — начиная с формирования денежных фондов, которое предшествует первой стадии, и кончая их потреблением на последующей стадии — и влияют на каждую стадию, определяя ее масштабы, скорость движения денежных средств, и на эффективность хозяйственной системы в целом.
48. Управление финансами, финансовое планирование и контроль.
Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе.
Государственное управление финансами – одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства. Современная российская система управления финансами характеризуется тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка.
Финансовое планирование— выбор целей по реальности их достижения с имеющимися финансовыми ресурсами в зависимости от внешних условий и согласование будущих финансовых потоков, выражается в составлении и контроле за выполнением планов формирования доходов и расходов, учитывающих текущее финансовое состояние, выраженные в денежном эквиваленте цели и средства их достижения. Сводный финансовый план на определённый период называется бюджет. Для выполнения определённых проектов могут использоваться сметы или бизнес-планы.
Под финансовым контролем понимают регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
Финансовый контроль – важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Финансовый контроль предупреждает бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами – органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, в решающей мере определяется их взаимодействием, в том числе и с правоохранительными органами.