Вопрос 5. Производственная программа и ее показатели

Производственная программа (план производства) – это обоснованный план выпуска продукции на определенный календарный период (год, квартал, месяц).

Предметом производственного планирования выступает определение перечня изделий, которые будут выпускаться и требуемых для этого производственных ресурсов.

При разработке плана производства предприятие соблюдает следующие принципы, обеспечивающие ее эффективность и достижение главной цели работы предприятия:

1) Максимальное использование имеющегося оборудования, материальных и трудовых ресурсов.

2) Обеспеченность продукции заказами либо свободным спросом.

3) Согласованность по кооперативным поставкам комплектующих изделий.

4) Конкурентоспособность продукции на рынке.

План производства разрабатывается в натуральных, условно-натуральных, стоимостных и трудовых показателях.

Натуральные показатели – это количественное выражение продукции: штуки, комплекты, тонны, киловатт-часы, метры и др. Позволяют определить объем однородной продукции, его динамику, установить рациональные связи между предприятиями и отраслями.

Условно-натуральные показатели – это количественное выражение однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку. Одно из однородных изделий принимают за условную единицу, а все остальные приравнивают к нему по тому или иному признаку.

Условно-натуральные показатели, как и натуральные, используются для определения общего объема производства продукции или потребности в ней. Они формируют номенклатуру и ассортимент продукции.

Номенклатура продукции – это перечень всех видов продукции, производимых на предприятии.

Ассортимент продукции – это развернутый, детализированный перечень отдельных позиций номенклатуры по типам, сортам, размерам и т.д. Ассортимент используется предприятием при заключении договоров с заказчиками, внутризаводском планировании.

Стоимостные показатели отражают объем произведенной продукции в денежных единицах и используются для расчета таких показателей, как товарная продукция, валовая продукция, реализованная продукция, чистая продукция.

Товарная продукция включает:

1) Объем выпуска готовых изделий, принятых отделом технического контроля и сданных на склад готовой продукции.

2) Продукцию вспомогательных и подсобных производств, предназначенную к отпуску на сторону.

3) Полуфабрикаты для поставок по кооперации.

4) Услуги населению.

5) Специальное оборудование, изготовленное предприятием для собственных нужд и зачисленное в свои основные фонды.

6) Сдача металлолома.

7) Прочая продукция.

ТП = ГП + ПФ ст. + У + КР + ОБ.

ГП – стоимость готовой продукции, прошедшей контроль и готовой к отгрузке.

У – стоимость промышленных услуг.

КР – капитальный ремонт, осуществляемый хозяйственным способом.

ОБ – стоимость оборудования собственного изготовления.

Валовая продукция – вся продукция, произведенная предприятием за определенный период независимо от степени ее готовности. Объем валовой продукции ВП определяется как сумма объема товарной продукции ВП и изменения остатков НЗП на начало и конец планового периода.

ВП = ТП + (НЗП к.г. – НЗП н.г.) + (И к.г. – И н.г.)

ТП – товарная продукция.

НЗП - стоимость НЗП.

И – стоимость инструмента, полуфабрикатов, приспособлений, произведенных для собственных нужд.

Реализованная продукция – это продукция, отгруженная предприятием заказчику, торговым и сбытовым организациям и оплаченная ими (на р/с за продукцию поступили денежные средства).

РП = ТП + (ГП н.г. – ГП к.г.)

ГП – стоимость остатков готовой продукции.

В состав реализованной продукции включаются оплаченная продукция, входящая в состав товарной продукции по полной действующей отпускной цене, и выручка от продажи материально-технических ценностей, неиспользуемых предприятием.

Чистая продукция характеризует ту часть стоимости продукции, которая создана трудом работников данного предприятия и представляет собой стоимость товарной продукции за вычетом стоимости материальных затрат и суммы амортизации основных фондов.

ЧП = ТП – АО – М

АО – сумма амортизации.

М – материальные затраты.

Для характеристики объема производства на предприятиях могут применяться дополнительные показатели: валовой и внутризаводской обороты.

Валовый оборот – суммарная стоимость всех видов продукции предприятия независимо от того, отпущена ли она на сторону или использована для дальнейшей обработки на предприятии.

Внутризаводской оборот – это сумма продукции и услуг цехов, используемых внутри предприятия. Он определяется как разность между валовым оборотом и валовой продукцией.

Объем производства в трудовых показателях – это объем валовой продукции, рассчитанный по трудоемкости, в норма-часах.

Вопрос 6. Бизнес-план.

Бизнес план — это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект.

Бизнес-план должен:

  • показать, что продукт или услуга найдут своего потребителя, установить емкость рынка сбыта и перспективы его развития;
  • оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, предоставления на рынке работ или услуг;
  • определить прибыльность будущего производства и показать его эффективность для предприятия (инвестора), для местного, регионального и государственного бюджета.

Основные функции бизнес-плана:

  • является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;
  • может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;
  • выступает инструментом привлечения новых инвестиций;
  • является инструментом реализации стратегии предприятия.

Содержание бизнес-плана

Стандартный бизнес-план должен включать в себя следующие основные разделы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: