Государственные финансы. Фискальная политика государства билет 5,1

Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Фискальная политика, ее цели и инструменты Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.Главная задача фискальной политики – сбалансированность макроэкономической системы. В целом, фискальная политика направлена на сбережение полной занятости и производство неинфляционного валового национального продукта.

Виды фискальной политики

1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

Классификация промышленных предприятий по характеру технологических процессов; по типу и характеру производства; по степени сложности технологического процесса изготовления продукции билет 5,2

Различные отрасли промышленного производства, как и предприятия одной отраслевой принадлежности, значительно отличаются друг от друга по характеру создаваемой продукции, используемых средств производства и применяемых технологических процессов. Эти различия порождают исключительное многообразие производственных процессов, протекающих на предприятиях. Важнейшими факторами, определяющими специфику производственных процессов в промышленном производстве, являются: состав готового продукта, характер воздействия на предметы труда (технологический процесс), степень непрерывности процесса, значение различных видов процессов в организации производства продукции, тип производства. Готовый продукт влияет на производственный процесс своей конструкцией (сложностью и размерами форм), а также требуемой точностью составных частей, физическими и химическими свойствами.

С точки зрения организации производства большое значение имеет также количество компонентов изготовляемого продукта. По этому признаку все производственные процессы разделяются на процессы производства простых и сложных продуктов. Производственный процесс изготовления сложного продукта образуется в результате сочетания ряда параллельных процессов производства простых продуктов и называется синтетическим. Процессы, в результате которых из одного вида сырья получают несколько видов готовой продукции, называются аналитическими. Чем сложнее продукт и разнообразнее методы его изготовления, тем сложнее и организация производственного процесса.

Преобладание на предприятии того или иного типа процесса производства оказывает большое влияние на его производственную структуру. Так, при синтетических процессах имеет место разветвленная система заготовительных цехов, в каждом из которых происходит начальная переработка сырья и материалов. Затем процесс переходит в более узкий круг обрабатывающих цехов и завершается одним выпускающим цехом. В этом случае весьма трудоемки работы по материально-техническому обеспечению, внешнему и внутризаводскому кооперированию, управлению заготовительным производством.При аналитическом процессе один заготовительный цех передает свои полуфабрикаты в несколько обрабатывающих и выпускающих цехов, специализирующихся на изготовлении различного рода продукции. В этом случае предприятие производит значительное число различных видов продукции, имеет большие и разветвленные связи по сбыту, на таких предприятиях обычно развиты побочные производства,

По характеру воздействия на предметы труда производственные процессы разделяются на механические, физические, химические и т.д. По степени непрерывности – на непрерывные (отсутствуют перерывы между различными операциями) и дискретные (с технологическими перерывами).

По стадии изготовления готового продукта выделяют заготовительные, обрабатывающие и отделочные производственные процессы.

По степени технической оснащенности бывают ручные, частично и комплексно-механизированные.

3. Учет национального дохода и состояния окружающей среды билет 5,3

Существует множество концепций и методов анализа воздействия экономической деятельности на природную среду и обратного влияния природной среды на экономическую деятельность, а также оценки ущерба от загрязнения окружающей среды и эффективности природоохранных мероприятий. Потребление и загрязнение энергетических, растительных и других сырьевых ресурсов в настоящее время достигли пределов возможного самовоспроизводства и самоочищения природы. Из недр земли в среднем ежегодно добывается до 100 млрд. тонн руды, топлива и различных строительных материалов, в том числе природного газа и нефти до 5 млрд. т. Ежегодно в атмосферу выбрасывается более 200 млн. тонн оксида углерода, около 150 млн. т диоксида серы. В Мировой океан попадает до 10 млн. тонн нефти. Площади почв, пригодные для земледелия, уменьшаются на 6 7 млн. га. ежегодно. Нарушение естественных экологических балансов и перегрузка экосистем являются причинами многих необратимых процессов, происходящих в природной среде. Очевидно, что такие радикальные изменения представляют; реальную угрозу для существования человечества. Прежде всего ухудшается «качество жизни», что связано главным образом с ухудшением здоровья населения, условий труда и отдыха. Потери рабочего времени в результате повышенной заболеваемости; населения из-за загрязнения окружающей среды обусловливают снижение эффективности использования трудовых ресурсов. Вследствие снижения продуктивности сельскохозяйственных и лесных угодий, рыбопродуктивности водоемов и их рекреационной ценности и т. д., многие природно-сырьевые ресурсы утрачивают свою народнохозяйственную значимость. И наконец, в результате коррозионных процессов и засорения технологического оборудования повышается износ основных фондов. Предположение о влиянии экономической деятельности на окружающую среду и необходимости обеспечения восстановления природы было высказано еще Ф. Кенэ в 1758 г., когда он попытался разработать методы оценки макроэкономических потоков. Однако после физиократов эта проблема экономистами была практически забыта и все внимание сосредоточилось на анализе законов внутреннего функционирования экономики. И только с середины XX в., когда эксплуатация природы достигла предела, возник абсолютный недостаток в природных ресурсах и загрязненная природная среда превратилась в угрозу жизни человека, стала очевидна глобальность взаимосвязей «экономика окружающая среда». При решении проблемы взаимодействия экономики и окружающей среды определились две основные точки зрения: экономическая (антропоцентрическая) и экологическая. С антропоцентрической точки зрения природная среда представляет ценность в том случае, если ее можно использовать в производственных и рекреационных целях, и совершенно безразлично, что при этом нарушается природное равновесие и создается угроза исчезновения живых организмов. По мнению сторонников этой точки зрения, назначение окружающей среды предоставление ресурсов для экономического использования и поглощение нежелательных отходов антропогенной деятельности. Следовательно, учет проводится с целью контроля за эксплуатацией природных ресурсов и принятия мер по сохранению (возобновлению) их потенциальных производственных функций. С экологической точки зрения экономика рассматривается как часть системы экологического учета, или как одна из совокупностей природы. Этой концепции было отдано предпочтение, когда экономический и демографический рост достигли своих пределов на земном шаре. При комплексном эколого-экономическом учете обеспечивается контроль за воздействием экономической деятельности на количественное и качественное состояние окружающей среды с целью определения оптимальных экологически безопасных взаимоотношений между средой и человеком. В настоящее время наблюдается тенденция синтеза экологического и антропоцентрического подходов к окружающей среде. Речь идет о концепции устойчивого развития, согласно которой сиюминутная выгода от использования природных ресурсов должна уступить место долгосрочной программе сохранения, во-первых, тех функций природной среды, которыми пользуется человек, а во-вторых, самой природы, так как именно нетронутая природа, будучи частью природного наследия, может оказаться необходимым условием жизни человека. Концепция устойчивого развития, разработанная в рамках ООН, оказала определенное влияние на характер комплексной системы экономического и экологического учета, задачей которой является информационное обеспечение. Эта задача решается путем согласования показателей экономического учета и статистики окружающей среды и природных ресурсов. При более подробном рассмотрении особенностей этой системы возникает необходимость изложения основных показателей статистики окружающей среды и природных ресурсов на национальном уровне. Статистика окружающей среды и природных ресурсов отрасль социально-экономической статистики, включающая комплексные показатели, которые характеризуют состояние окружающей среды, наличие и качество природных ресурсов, взаимодействие человека и окружающей природной среды, влияние антропогенной деятельности на состояние окружающей среды и реакцию общества на последствия этой деятельности. В настоящее время статистикой окружающей среды охвачены все компоненты природной среды, и в первую очередь такие, как воздух, вода, земля, растительный и животный мир, недра. Задачи статистического изучения загрязнения окружающей среды Основными задачами статистики окружающей среды являются: обеспечение правительственных и государственных органов управления, министерств, ведомств, научно-исследовательских учреждений, а также общественности информацией о масштабах вовлечения в производственно-хозяйственный оборот природных ресурсов; контроль за выполнением государственных заданий по охране окружающей среды и рациональным природопользованием; статистическое изучение эффективности затрат на мероприятия по охране и улучшению состояния окружающей среды; · совершенствование теоретических и методических основ экономической и неэкономической оценки воздействия человека на окружающую среду; нормативно-информационное обеспечение работ по дальнейшей разработке кадастров природных ресурсов и оценке природного потенциала; контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных международными соглашениями, например, за выполнением мероприятий по охране от загрязнения Балтийского и Черного морей. Для анализа состояния окружающей среды и решения вышеперечисленных задач разработана система статистических показателей окружающей среды и использования природных ресурсов. В ее основу положены методологические принципы, которые, во-первых, обеспечивают комплексный подход к описанию состояния соответствующих компонентов окружающей среды, отражению факторов и действий, влияющих на их изменение в количественном и качественном выражении, и наконец, к учету мер и затрат на охрану и защиту окружающей среды. Во-вторых, во всех случаях, когда это возможно, используется балансовый метод оценки объемов природных ресурсов, их использования и восстановления, что имеет особо большое значение при решении задач экономического учета в системе национальных счетов (СНС). В систему входит значительная часть показателей, традиционно используемых в экономической и социальной статистике и предназначенных для экономической характеристики, например, для учета объемов, концентрации и использования земельных, водных, лесных и иных ресурсов на эксплуатационные цели. Использование данных показателей позволило создать многомерную модель системы, в которой экономический аспект оценки различных природных ресурсов дополнен рядом специфических показателей, необходимых для анализа окружающей среды. С помощью статистической информации на основе системы выбираются технологические варианты производства, определяются очередность мероприятий, направленных на охрану природы, и способ оценки их эффективности, изучаются долговременные последствия природопреобразовательной деятельности, прогнозируется состояние окружающей среды и связанные с ним социально-демографические характеристики. В настоящее время в систему статистических показателей окружающей среды входят подсистемы показателей, применяемые при изучении тех компонентов природной среды, для охраны которых требуется осуществление природоохранной деятельности в первую очередь. К ним относятся: показатели состояния, загрязнения и охраны атмосферы; показатели состояния, использования и охраны водных ресурсов; показатели состояния, использования и охраны земельных ресурсов; показатели состояния, использования и охраны лесных ресурсов; показатели состояния и охраны заповедных территорий и лесных насаждений на территории; показатели охраны недр и рационального использования минеральных ресурсов. Однако для практической реализации результатов новых исследований систему необходимо дополнить новыми показателями. Например, в настоящее время отдельно учитываются территории с особо неблагоприятной экологической обстановкой, в частности, территории, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, регионы Аральского моря и т. д. Показатели системы имеют свою специфику, связанную с особенностями самого характеризуемого объекта. Вместе с тем система построена по единому принципу, согласно которому могут быть выделены следующие группы показателей: показатели наличия и состава компонентов среды; показатели, характеризующие деятельность человека, вызывающую те или иные изменения количества и качества компонентов среды; показатели природоохранных мероприятий и контроля за их выполнением; показатели экологических инвестиций, связанных с проведением природоохранных мероприятий; показатели, отражающие качественное состояние компонентов среды в определенных пунктах и регионах. Система статистических показателей окружающей среды основана на существующих правовых нормах, установленных российским законодательством в области окружающей среды, постановлениях правительства, а также рекомендациях международных организаций (Конференции европейских статистиков ЕЭК ООН, ЮНЕП и др.).

Предмет и метод экономической науки. Модель взаимодействия микроэкономических субъектов в рыночной среде билет 6,1 Различают две трактовки термина «экономика»: 1) совокупность хозяйственных связей в данной социально-экономической системе. 2) Наука, изучающая закономерности функционирования этих связей – экономическая теория.История взглядов на предмет.В настоящий момент общепризнанной является следующая трактовка понятия: Экономическая теория – наука о деятельности людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов.Предметом экономической теории является выбор: как люди выбирают способ использования ограниченных производственных ресурсов для производства товаров, удовлетворяющих безграничные потребности людей в обществе.Субъектом экономического выбора могут выступать 3 вида агентов: 1)Домашнее хозяйство (домохозяйство) – один или несколько человек, проживающих вместе и совместно осуществляющие часть расходов. Не всегда домохозяйство совпадает с семьей. 2)Фирма – один или несколько людей, осуществляющих производственную или иную деятельность с целью получения прибыли. НКО – не фирмы. 3)Государство – надрыночная структура, призванная регулировать экономическую деятельность.С точки зрения масштабности экономического выбора различают следующие уровни изучения экономики: 1) Микроэкономика – уровень изучения экономики, на котором происходит анализ экономических действий отдельных индивидов, домашних хозяйств, фирм.

2) Мезоэкономика – промежуточный уровень между микро и макроуровнями экономики. Изучает объекты, которые выходят за рамки отдельного товарного рынка, но национального масштаба не достигают. Это региональные рынки, а также закономерности функционирования межотраслевых комплексов. 3) Макроэкономика – уровень изучения экономики, на котором изучаются законы функционирования национальной экономики в целом через анализ основных ее агрегированных характеристик (сектор домашних хозяйств, частный сектор, правительственный сектор). Изучается закономерности государственного вмешательства в экономику. 4) Мегаэкономика (мировая экономика) – глобальный уровень изучения экономических закономерностей, предполагает выявление общепланетарных тенденций или тенденций в развитии большой группы стран.

Метод – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается объект.

Экономисты используют в своих исследованиях следующие методы:А) Общенаучные 1)Наблюдения объекта (в т.ч. и статистические) – фиксирование состояния объекта в различные периоды времени. 2)Обработка полученного материала посредством синтеза и анализа, индукции и дедукции, системного подхода. •Дедукция – способ рассуждений от общих положений к частным, логический вывод частных положений их общей мысли.•Индукция – способ рассуждения от отдельных частных фактов и положений к общим выводам, обобщениям. •

Анализ – метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы. •Синтез – метод научного исследования, состоящий в соединении (мысленном или реальном) различных элементов объекта в единое целое (систему). •Системный подход - метод исследования, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем (раскрывается целостность объекта, многообразие типов связей в нем и сведение в единую теоретическую картину). Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. 3)Разработка гипотез и их проверка 4)Проведение экспериментов 5)Создание моделей в логической и математической форме.Б) Специфические 6) Метод «при прочих равных условиях» - означает, что из всей совокупности факторов выбирается их ограниченное количество. Действие всех остальных предполагается равным нулю или постоянным. 7) Метод предельного анализа – изучение предельных величин – величин, показывающих приращение переменной вслед за малым изменением фактора. 8) Метод теории игр – метод рассуждения, при котором на основе действий одних участников (игроков) определяются возможные действия других участников.Основным методом экономической теории является сравнение выгод и издержек по каждой из имеющихся альтернатив при выборе. Расшифруем это: 1) Практически в любой ситуации экономические субъекты стоят перед выбором. 2) Выбор предоставляется в виде четко выделяемых альтернатив 3) Каждая альтернатива оценивается с двух сторон: выгоды и издержки 4) Выбирается альтернатива, дающая максимальный чистый выигрыш 5) Выгоды по невыбранным (упущенным) альтернативам учитываются как альтернативные издержки (издержки упущенных возможностей)Существует два подхода к любому экономическому объекту: 1)Позитивный подход (метод) – совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть. 2) Нормативный подход (метод) - совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: