Публичное и частное право

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенное властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Характер поведения сторон в частноправовых отношениях определяется самими же сторонами.

Для норм, институтов и отраслей публичного права наиболее специфичен императивный метод с присущими ему запретами и позитивным обязыванием. Соответственно в сфере действия публичного права господствует разрешительный тип правового регулирования, в то время как отрасли частного права основываются на диспозитивности, связаны с действием общедозволительного типа регулирования. Отсюда, если источником публичного права главным образом является нормативно-правовой акт (статутное право), то в отраслях частного права значительный удельный вес занимает договорное право. Частное право — это область свободы, а не необходимости, децентрализации, а не централизованного регулирования. Публичное право — это сфера господства императивных начал, необходимости, а не автономии воли и частной инициативы.

К отраслям публичного права относятся: конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право

ЧАСТНОЕ ПРАВО — отрасли права, регулирующие отношения, связанные с защитой частного интереса индивидуальных собственников и объединений. Сущность частного права выражена в его принципах — независимости и автономии личности, признания защиты частной собственности, свободы договора. Частное право — это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. В сфере действия частного права индивид самостоятельно решает, использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор с иными лицами или поступать иным образом. Вмешательство государства в этих случаях минимально и вызывается главным образом интересами участников этих отношений. Принципиальное отличие частного от публичного права заключено в характере юридической защиты частных и публичных интересов.

К отраслям частного права относятся: гражданское право, семейное право, трудовое право, земельное право, международное частное право.

10. Международное публичное и частное право.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО — совокупность норм права, регулирующая гражданские, семейно-брачные и трудовые отношения, имеющие международный характер. Предмет международного частного права — отношения, которые в Российской Федерации регулируются нормами гражданского, семейного и трудового права, осложненные иностранным элементом, т.е. те, которые имеют международный характер. Особенностью правоотношений в международном частном праве является то, что в них участвуют иностранные граждане и иностранные юридические лица, их объектом является вещь, находящаяся за границей, связанны с территорией двух или нескольких государств. Международное частное право — это, таким образом, отрасль национального права, регулирующая гражданские, семейно-брачные и трудовые отношения, имеющие международный характер.

Междунаро́дное публи́чное пра́во — особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.

11. Правовые системы.

Правовая система – это группа систем права ряда государств, объединяемая общностью происхождения и эволюции права, сходством правовых источников, юридической техники, правовой культуры и других правовых институтов.

В узком смысле правовая система сводится к объективному праву и рассматривается как «целостное единство правовых актов и норм национального права, разделённых на основе внутреннего согласования на части (правовые институты и отрасли права) в соответствии с предметом и методом правового регулирования, связанные между собой иерархическими и координационными отношениями и имеющие своим центром правовые принципы, в концентрированной форме выражающие сущность, цель, основные задачи и функции права».

В широком смысле правовая система представляет собой правовую организацию общества, «совокупность внутренне согласованных и взаимосвязанных социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей»

12. Романно – германская правовая система.

Романо-германская правовая система восходит к римскому праву, которое вследствие захватнической политики Римской империи, а также торговой деятельности римских граждан было распространено за пределы этого государства. С падением как Западной, так и Восточной Римской империи римское право утратило свою прежнюю универсальность. Основной источник права в правовых системах этой семьи — нормативный акт.

Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы (в том числе и России) и противопоставляется англосаксонскому праву.

Значительный импульс для своего современного развития романо-германская система получила после Великой французской революции, с появлением основных французских кодексов XIX в.

13. Англо-саксонская правовая система.

Англосаксонская правовая система представлена следующими странами: Англия, США, Новая Зеландия, Канада, Австралия, Индия, бывшие колонии Британской империи.

В Англии периода нормандского завоевания существовало разрозненное, не связанное между собой локальное нормотворчество, основанное большей частью на местных обычаях. Начиная с X в., королевские судьи начинают формирование единого для всей страны прецедентного права. Вырабатываемые решения принимаются за основу всеми иными судьями. В отсутствие прецедента судья самостоятельно формулирует решение по делу. Таким образом, судья осуществляет нормотворческие функции. Постепенно складывается единая система судебных прецедентов - так называемое общее право. Общее право - это судебное право, вырабатываемое судьями в процессе рассмотрения конкретных правовых споров - казусов.

Одновременно существует и статутное право - система нормативно-правовых актов, и прецедентное. Но главный источник англосаксонского права - судебный прецедент. Судья здесь - субъект правотворчества. Известны аксиомы англосаксонского права: «право только там, где есть судебная защита», «закон - это то, что о нем говорят судьи», «если нет прецедента - право молчит». Сила прецедента определяется местом суда в иерархии судебной власти. Низшие суды прецедентов не создают. При этом каждый судья формально связан решениями вышестоящих и аналогичных судов.

Для англосаксонской системы права характерен не нормативный, а казуальный тип юридического сознания: факт здесь сравнивается не с нормативной моделью, а с другим аналогичным казусом, судебной и правоприменительной практикой. Поэтому такой тип права часто называют казуальным. Нормы права в англосаксонских правовых системах носят весьма детальный, казуистичный характер, поскольку формулируются в виде прецедентов при решении конкретных казусов - дел. Огромное значение придается формализованным процедурам, процессуальным нормам, средствам юридической защиты.

Отсутствует деление права на частное и публичное. Как правило, нет и отраслевого деления норм. В англосаксонской модели формальный приоритет принадлежит законодательству, но фактически все зависит от усмотрения судьи, от того, как он истолкует и применит норму закона.

Именно на судебное решение, а не на первоначальную норму закона ориентируются участники правоотношений.

Поэтому судебное решение имеет фактический приоритет перед законодательством. В США суды осуществляют конституционный контроль за соответствием законодательных актов Конституции страны, устанавливая прецедентные нормы и вырабатывая общеправовые принципы.

К достоинствам англосаксонской правовой семьи относится гибкость, оперативность, связь с повседневной жизнью, быстрое приспособление права к изменяющейся обстановке. К недостаткам - несистематизированность системы права, его казуистичность, недостаточная определенность.

14. Понятие источника права.

ИСТОЧНИКИ ПРАВА — исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы (способы) выражения и закрепления норм права, придание им юридического, общеобязательного значения. Термин «источник права» многозначен и употребляется в различных смыслах: Во-первых, в материальном — это то, что вызывает к жизни право, что влияет на его изменение, развитие, появление одних норм и отмирание других. Источником права в этом случае являются те социально-экономические и духовно-культурные условия жизнедеятельности общества, которые явились первопричиной, вызывающей его (право) к жизни и обусловливающее его действие. Во-вторых, как источник как источник познания права. Такими источниками могут выступать памятники права, действующее законодательство, судебная практика, юридическая литература и др.

В-третьих, источник права понимается в узком или собственно юридическом значении — как внешняя форма выражения права, источник права в этом смысле слова есть своего рода «юридический резервуар», в котором содержатся нормы права. В таком значении термин «источник права» использовался уже в юридической лексике Древнего Рима. Именно в этом смысле римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц (V в. до н.э.) источником всего публичного и частного права («fons omnis publici privatigue iuris»). По справедливому замечанию отечественных исследователей римского права, слово «источник» в этом значении употребляется в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права. Термином «источник» обозначено начало, от которого идет развитие римского права.

Для отнесения тех или иных внешних форм выражения права необходимо признание их таковыми со стороны государства. Специалисты считают, что такое признание может содержаться в тексте определенного закона (express verbis) или быть выраженным по смыслу, по «духу» законодательства. При этом оно может быть как явным, так и молчаливым; как прямым, так и косвенным. Сам факт признания государством обычая, акта, договора источником права одновременно означает обеспеченность их (как и нормативно-правовых актов) государственной охраной, в силу чего их нарушение предполагает использование принудительных средств государства.

В качестве источников права юридическая практика признает: нормативный правовой акт, правовой обычай, судебный (административный) прецедент, нормативный правовой договор, общие принципы права, религиозные нормы (каноны), правовую доктрину.

15. Виды источников права.

Источники права – акты компонентных органов, устанавливающие и санкционирующие нормы права.

Различают источник права в материальном, идеологическом и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле — это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества. Источник права в идеологическом смысле — это правосознание и правовая культура. Источник права в формальном (юридическом) смысле — это способ закрепления и существования норм права.

Основные источники права:

1) нормативный договор представляет собой соглашение, из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).

2) Судебный прецедент — решение определённого суда по конкретному делу, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы.

3) Правовой обычай — исторически сложившееся правило поведения, включённое государством в систему правовых норм и признаваемое источником права.

4) Нормативно-правовой акт — документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: