IV. Работа с родителями по профилактике детского травматизма

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.

С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в ДОУ проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:

на родительских собраниях воспитатели рассказывают родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению на улице;

ознакомление проводятся через материал, представленный на стендах «уголков безопасности»;

через проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием дошкольников в качестве пешеходов и пассажиров;

показ выставок детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности;

дискуссионные встречи за «круглым столом»;

встреч с врачом-ортопедом и инспекторами ГИБДД;

выпуск памяток для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице», «Причины дорожно-транспортного травматизма», «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта», «Правила перевозки детей в автомобиле».

в ДОУ, в рамках газеты «Ветерок», выпускаются номера отражающие данную тематику («Здоровье детей в наших руках», «Уроки безопасности для родителей» и т.д.).

35. Характеризуйте методов педагогического контроля состояния физического и психического благополучия детей.

Создание условий для физического развития и психологического комфорта в ДОУ

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

Для полноценного физического развития детей, реализации их потребности в движении создаю определенные условия. В группе оборудован уголок физической культуры, где располагаются физические пособия для развития двигательных умений и навыков, профилактики плоскостопия, формирования осанки, снятия усталости. На игровой площадке имеется гимнастическая стенка, мишень для попадания в цель, дорожка «Здоровья», «полоса препятствий».

Гибкий оздоровительный режим дня, предполагает систематическую работу по использованию здоровьесберегающих технологий. Он предусматривает вариативность всех режимных моментов, сохраняет общую продолжительность основных компонентов и носит в целом динамичный характер, включает стереотипно повторяющиеся оздоровительные и профилактические мероприятия, которые объединены игровым содержанием и названы «минутками» (минутки здоровья, минутки социально-эмоциональной направленности и т. д.). При организации «минутки здоровья» мной проводятся: пальчиковая гимнастика (во всех возрастных группах); дыхательно-звуковая гимнастика; аурикулярный массаж (с детьми 4-7 лет); гимнастика мозга П. Деннисона (проводится перед началом занятия с детьми старшей и подготовительной группы); восстановительная гимнастика (после всех занятий с детьми 5-7 лет).

Обязательным при организации регламентированной деятельности является проведение физкультминуток и гимнастики для глаз.

В детском саду осуществляется следующая целенаправленная лечебно-оздоровительная работа:

- аромотерапия (вдыхание фитонцидов,

-библиотерапия,

-музыкальная терапия,

-лечебно-профилактические игры,

-различные виды гимнастик (эмоционально-стимулирующая гимнастика, гимнастика после сна, ходьба по дорожке «здоровья»).

- закаливающие процедуры (разные виды массажа с предметами (грецкими орехами, «ёжиками», хлопушками, «палочками здоровья») и без предметов; ходьба босиком по тренажёрам; воздушные ванны и др.);

- динамические паузы;

- месячник здоровья, неделя нескучного здоровья;

- полоскание полости рта после каждого приёма пищи;

- занятия по охране безопасности жизнедеятельности детей;

- изучение вопросов правильного питания;

- антистрессовая гимнастика.

Создание системы физкультурных и коррекционно-оздоровительных мероприятий помогает сделать процесс формирования здоровья радостным: без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений гимнастики после сна воспитывает волевые качества ребёнка: волю, настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность. Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь 3.

Нетрадиционная утренняя гимнастика не только сохраняет и укрепляет здоровье детей, обеспечивает их полноценное физическое развитие, формирует интерес к занятиям физкультурой и спортом, но и поддерживает положительное эмоциональное состояние каждого воспитанника. В работе с детьми младшего дошкольного возраста использую игровые, сюжетные (например, «В лесу», «В цирке» и др., комбинированные формы построения утренней гимнастики. Игра – гимнастика увлекает детей, их физическое развитие происходит опосредованно в процессе занимательной деятельности. В старшем дошкольном возрасте гимнастику провожу в форме круговых тренировок, ритмики.

После интенсивных двигательных нагрузок выполняем дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.

Не остаётся без внимания расширение индивидуального двигательного опыта ребёнка, последовательное обучение движениям и двигательным действиям: правильной, ритмичной, лёгкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами. Дети обучаются чётко, ритмично, в определённом темпе выполняют различные физические упражнения по показу и на основе словесного описания, разученные движения выполняются под музыку.

Стараюсь обеспечивать достаточную, соответствующую возрастным особенностям двигательную активность детей в течение всего дня, использую подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

Многолетний опыт подобной работы показывает, что результат занятий физической культурой и спортом бывает высоким тогда, когда возникает взаимодействие между семьёй и детским садом. Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Совместная деятельность педагогов – детей – родителей позволяет:

• повысить эффективность работы по оздоровлению детей;

• получить необходимые знания о физическом развитии ребёнка;

• сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье;

• снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности;

• увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию детей;

• обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в детском саду.

Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Солнце, воздух и вода – факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям.

Только профессиональная компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения, любовь к своей профессии и, конечно же, к детям, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Дети – будущее нашего общества. И, следовательно, от нас зависит его благополучие.

36. Характеризуйте способов контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии ребенка в период пребывания в образовательном учреждении.

Значение профилактического контроля за здоровьем детей. Основные задачи профилактического контроля за здоровьем и развитием детей. Методы контроля за физическим и нервно-психическим развитием каждого ребенка в условиях образовательного учреждения. Современные подходы к классификации здоровья детей, критерии определения группы здоровья ребёнка.

В настоящее время при комплексной оценке состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста используют шесть основных показателей (критериев) здоровья.

Первый критерий - особенности онтогенеза (индивидуального развития), которые определяют по данным генеалогического, биологического и социального анамнеза.

Генеалогический анамнез отражает наличие заболеваний у кровных родственников ребенка, включая братьев и сестер. Биологический анамнез включает сведения о раннем периоде развития ребенка (течение беременности, родов, период новорожденности, тип вскармливания), нарушениях в состоянии здоровья ребенка за весь предшествующий период.

Основными показателями социального анамнеза являются полнота семьи, возраст родителей, их образование и профессия, психологический микроклимат в семье, отношение к ребенку, наличие вредных привычек у родителей, жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность семьи, санитарно-гигиенические условия воспитания ребенка.

Второй критерий - уровень физического развития и степень его гармоничности. Их устанавливают с помощью антропометрических исследований, опираясь на регионарны стандарты физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, используя центильные таблицы. Принято считать вариантами нормы такие показатели, которые относятся к 3—6-му интервалам, т.е. в зоне от 10 до 90 центилей. Положение результата в зоне 2-го интервала свидетельствует о «сниженном» показателе, в зоне 1-го — о «низком», соответственно в 7-м интервале — о «повышенном», а в 8-м — о «высоком» показателе.

Третий критерий — уровень нервно-психического развития ребенка (НПР). Он зависит как от состояния центральной нервной системы ребенка и его опорно-двигательного аппарата, так и, в значительной мере, от воздействия окружающей среды. Часто нарушения НПР бывают обусловлены недостаточностью и неадекватностью педагогического воздействия на ребенка. Контроль за НПР является основой воспитательной и оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Этот контроль осуществляется воспитателем при ежедневном наблюдении за детьми, а также при плановых осмотрах в установленные сроки. Контроль НПР позволяет проводить своевременную и правильную коррекцию педагогических воздействий. Сведения об уровне и динамике ПНР ребенка анализирует педагог и передает врачу ДОУ.

Четвертый критерий — уровень сопротивляемости (резистентности) организма. О нем судят по количеству острых заболеваний (в том числе обострений хронических болезней) за предыдущий год. В соответствии с этим критерием дети подразделяются на две группы:

1) имеющие хорошую сопротивляемость (не болевшие в течение года или болевшие один—три раза);

2) часто болеющие, с пониженной сопротивляемостью (четыре острых заболеваний в год и более).

Пятый критерий — уровень функционального состояния организма. Этот критерий оценивается по совокупности результатов лабораторных и инструментальных обследований ребенка (частота пульса, дыхание, содержание гемоглобина в крови и др.), анализа поведения и характеристики адаптационных возможностей ребенка.

Функциональное состояние органов определяют клиническими методами с использованием в необходимых случаях специальных проб.

Сведения о поведении воспитатель получает в процессе ежедневного наблюдения и контакта с ребенком. Оценивают его эмоциональное состояние, настроение, сон, бодрствование, аппетит, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми, для более старшего возраста — умение сосредотачиваться, внимание, утомляемость. Важно учитывать наличие индивидуальных особенностей поведения.

Шестой критерий — наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка подразумевает отнесение его к одной из пяти «групп здоровья». В соответствии с предложенной схемой дети зависимости от состояния здоровья, делятся на следующие группы:

1) здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций

2) здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;

3) дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма;

4) дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями;

5) дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

К 1-й группе относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие уродств, увечий и функционалъных отклонений.

2-ю группу составляют дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфологические изменения. Сюда же следует относить переболевших детей, особенно перенесших инфекционные заболевания, и детей с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии и со значительным дефицитом массы тела, а также часто (четыре раза в год и более) болеющих. Дети, отнесенные к этой группе, как правило, нуждаются в оздоровительных мероприятиях, так как функциональные возможности их снижены. При отсутствии своевременного врачебного контроля и адекватных лечебно-оздоровительных мероприятий функциональные отклонения могут перейти в болезнь.

Работникам дошкольных учреждений надо всегда помнить, что быстрый рост и развитие, созревание морфологических и функциональных структур в раннем и дошкольном возрасте определяют большую пластичность организма ребенка, который очень чувствителен как к положительным, так и к отрицательным воздействиям окружающей среды. даже слабые раздражители, не вызывающие видимых реакций, так называемые подпороговые, не всегда проходят бесследно. Они изменяют функциональные свойства тканей организма, и на этом фоне безвредный для него фактор среды может в отдельные критические периоды в т.ч., поствакцинальный, адаптации и т.д., стать решающим, привести к более длительному и неблагоприятному течению острых заболеваний, т. е. сказаться на состоянии ребенка не только в настоящий момент, но и определить ход его дальнейшего развития, уровня здоровья, готовность к общественно-социальным воздействиям. Уровень заболеваемости, распространенность патологических отклонений не везде одинаковы. Они зависят от организации и качества проведения санитарных и противоэпидемических мероприятий.

Здоровье (по В. В. Парину) характеризуется способностью организма сохранять адаптированность, т. е. основные параметры гомеостазиса в условиях изменений его внутренней среды, противостоять воздействиям инфекции, физических, химических и психических факторов, являясь интегральным показателем жизнедеятельности организма как в данный конкретный момент, так и на протяжении всей жизни

Функциональное напряжение адаптационных механизмов в организме отражает стадии его здоровья:

■ если функционирование организма протекает без напряжения адаптационных систем, мы можем говорить о полном здоровье (от понятия «абсолютное» здоровье стоит воздержаться, поскольку абсолютность предполагает тот «потолок» здоровья, к которому мы призваны стремиться). Это состояние не требует активного вмешательства по коррекции и нуждается лишь в контроле за протеканием физиологических процессов в организме;

■ если функционирование протекает в режиме незначительного напряжения адаптационных систем при сохранении гомеостазиса основных жизненно важных систем организма, может идти речь о донозологических проявлениях нездоровья с благоприятным прогнозом и даже о хронической патологии в компенсированном состоянии;

■ выраженное напряжение адаптационных систем и снижение функциональных возможностей организма, но ещё носящее компенсаторный характер, характеризует преморбидные состояния с благоприятным прогнозом, а также хроническую патологию в стадии субкомпенсации; или при хронической патологии в декомпенсированном состоянии) характеризует состояние болезни.

Переход от здоровья к болезни не является внезапным и справедливо рассматривается многими авторами как процесс постепенного снижения способности организма приспосабливаться (адаптироваться) к изменениям социальной и производственной среды, к окружающим условиям, что приводит к возникновению различных пограничных состояний (донозологических, преморбидных), а затем и к блезни.

Болезнь – это состояние декомпенсации функций организма (дизадаптации), не способное обеспечить гомеостазис организма в полном объёме. Очень редко болезнь приходит внезапно. Болезнь, чаще всего, накапливается постепенно в течение нескольких месяцев, и даже лет. День за днём курильщик отравляет себя никотином, пока «внезапно» при оче­редной флюорографии не обнаружится подозрительная тень в лёгком. День за днём испы­тывает свою поджелудочную железу любитель жирной или острой пищи, пока «внезапно» не обнаружится высокий уровень сахара в крови. День за днём напрягает свою печень любитель выпить, пока не заработает цирроз, не совместимый с жизнью. «Болезнь – это драма в двух актах, из которых первый разыгрывается в угрюмой тишине наших тканей при погашенных свечах, – писал французский хирург Р. Лериш. – Когда же появляется боль или другие неприятные явления, это почти всегда второй акт».

Таким образом, организм человека обладает собственными мощными систе­мами формирования и поддержания здоровья. Это, прежде всего, системы детоксикации, самоочищения, самозащиты, самовосстановления и саморегуляции. От того, насколько чётко работают эти системы, зависит состояние нашего здоровья и наша способность наилучшим образом взаимодействовать с окружающим миром, находиться в состоянии активного равновесия с окружающей средой при сохране­нии гомеостазиса внутренней среды.

Необходимо помнить, что человек – это саморегулирующаяся, самонастраивающаяся и самовосстанавливающаяся система, чётко следящая за всеми отклонениями в функционировании организма, и предпринимающая, в необходимых случаях, меры для коррекции этих отклонений. С этих позиций, наш собственный организм – это самый лучший доктор. Он лучше всех докторов, профессоров и академиков, вместе взятых, знает, что и как ему делать.Но, как всякая система, он требует тщательного ухода. Если такой уход есть, то организм работает исправно. Если ухода нет, то он начинает давать сбои и выходит из строя. Наша задача заключается только в том, чтобы создать все необходимые условия для того, чтобы он сам справился со всеми отклонениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: