Учебная группа разбивается на подгруппы, каждая из которых не должна превышать 5—7 человек. Подгруппа выбирает руководителя проекта, выявляет, анализирует проблемы и разрабатывает проект программы перестройки завода.
Участникам деловой игры можно предложить следующую примерную модель решения проблем:
1) сформулировать проблемы неустойчивой работы завода;
2) рассмотреть причины возникновения проблем;
3) вычленить основные проблемы по каждому направлению; вычленить внутренние и внешние проблемы;
4) определить цели и задачи перестройки завода по основным направлениям;
Деловые игры
Таблица 45. Краткая технико-экономическая характеристика моторного завода
Показатель | Количество |
Общие показатели Среднегодовая численность: ППП,чел. рабочих | 5420 3520 |
Из них: | |
в основном производстве ИТР | 1815 912 |
Количество цехов | |
в том числе основных | |
Количество рабочих мест | |
Количество рабочих мест, соответствующих нормативным требованиям, ед. | |
Стоимость основных производственных фондов, тыс. грн | |
Стоимость активной части, тыс. грн | |
Количество технологического оборудования, ед. | |
в том числе: | |
металлорежущее термическое сварочное станки с ЧПУ | 903 41 335 12 |
Основные технико-экономические показатели | |
Выпуск товарной продукции, тыс. грн в том числе ТНП, тыс. грн | 8530 250 |
Выполнение плана поставок по договорам, % | |
Предельный уровень затрат на 1 грн продукции (коп.): плановый фактический | 75 90 |
Фондоотдача, грн | 1,12 |
Технический уровень выпускаемой продукции | |
Обновление продукции за год, % | |
Доля ВКК в общем объеме товарной продукции, % | 3,5 |
Технический уровень производства | |
Удельный вес ручных работ, % | 36,5 |
Глава 20
Окончание табл. 45
Степень механизации и автоматизации труда, % Использование мощностей, % Мощность инструментального производства, % | 42,8 66 2,8 |
5) выработать основные направления решения проблем;
6) разработать комплекс мероприятий по решению проблем, увязанных с ресурсами, исполнителями и сроками;
7) обосновать предлагаемые мероприятия;
8) определить последовательность реализации мероприятий (необходимо выделить первоочередные мероприятия, мероприятия второй очереди и перспективные), обосновать предлагаемую последовательность реализации мероприятий;
9) определить эффективность предлагаемого проекта.
Опыт в области решения проблем показывает, что наиболее трудным этапом является определение проблем и причин их возникновения. Сначала проблемы лучше сформулировать руководителю подгруппы, затем члены команды предлагают свои формулировки проблем, а также выявляют причины их возникновения. Обобщенные формулировки проблем вносятся в проект перестройки.
После того, как проблемы соответствующим образом сформулированы, участники игры переходят к выдвижению идей перестройки. Следует предостеречь руководителя подгруппы от какой-либо оценки предлагаемых членами команды идей на стадии их выдачи, даже в том случае, если они покажутся руководителю подгруппы абсурдными. Необходимо, чтобы каждый участник деловой игры имел возможность обдумать все предложенные идеи. После рассмотрения каждой идеи руководитель подгруппы подводит итоги обсуждения. Результаты вносятся в проект перестройки. Каждый этап разработки проекта перестройки обсуждается с участием всех слушателей, и в проект перестройки вносится обоснованное коллективное решение.
В качестве самостоятельной проблемы можно рассмотреть разработку плана реализации мероприятий. При подготовке проекта перестройки необходимо обеспечить тесную взаимосвязь участников подгруппы, активную работу каждого.
На общем занятии учебной группы каждый руководитель проекта представляет вариант своей подгруппы, рассказывая и о тех проблемах и направлениях, которые рассматривались, но не были приняты (необходимо указать причину их отклонения). Оппонентами являются члены другой подгруппы. На основе общего обсуждения предложенных вариантов вырабатывается оптимальный вариант стратегии перестройки завода в новых условиях хозяйствования.
Деловые игры
Результаты деловой игры оцениваются по пятибалльной системе. Критериями оценки являются: доклад (содержательная сторона, четкость, лаконичность, регламент); новизна мероприятий; обоснованность мероприятий; активность членов подгруппы в обосновании и защите предлагаемых мероприятий.
Успешная деятельность менеджера во многом определяется умением создания своего рода алгоритма решения управленческих проблем (АРУП), то есть путем последовательности умственных действий руководителя, приводящих к решению проблем организационно-управленческой деятельности. Создание АРУП поможет облегчить менеджерам нахождение решения проблем, сократит время поиска правильных решений.
Деловая игра предполагает определение логически обоснованной последовательности действий менеджера при выявлении, анализе и решении управленческих проблем, освоение технологии групповой работы, выделение ситуационного лидера. Она показывает, как хорошая самоорганизация группы повышает эффективность ее деятельности.