Методические рекомендации и порядок проведения деловой игры

Учебная группа разбивается на подгруппы, каждая из которых не должна превышать 5—7 человек. Подгруппа выбирает руководителя проекта, выяв­ляет, анализирует проблемы и разрабатывает проект программы перестройки завода.

Участникам деловой игры можно предложить следующую примерную модель решения проблем:

1) сформулировать проблемы неустойчивой работы завода;

2) рассмотреть причины возникновения проблем;

3) вычленить основные проблемы по каждому направлению; вычленить внутренние и внешние проблемы;

4) определить цели и задачи перестройки завода по основным направле­ниям;


Деловые игры



Таблица 45. Краткая технико-экономическая характеристика моторного завода

Показатель Количество
   
Общие показатели Среднегодовая численность: ППП,чел. рабочих 5420 3520
Из них:  
в основном производстве ИТР 1815 912
Количество цехов  
в том числе основных  
Количество рабочих мест  
Количество рабочих мест, соответствующих нормативным требованиям, ед.  
Стоимость основных производственных фондов, тыс. грн  
Стоимость активной части, тыс. грн  
Количество технологического оборудования, ед.  
в том числе:  
металлорежущее термическое сварочное станки с ЧПУ 903 41 335 12
Основные технико-экономические показатели  
Выпуск товарной продукции, тыс. грн в том числе ТНП, тыс. грн 8530 250
Выполнение плана поставок по договорам, %  
Предельный уровень затрат на 1 грн продукции (коп.): плановый фактический 75 90
Фондоотдача, грн 1,12
Технический уровень выпускаемой продукции  
Обновление продукции за год, %  
Доля ВКК в общем объеме товарной продукции, % 3,5
Технический уровень производства  
Удельный вес ручных работ, % 36,5


Глава 20


Окончание табл. 45

   
Степень механизации и автоматизации труда, % Использование мощностей, % Мощность инструментального производства, % 42,8 66 2,8

5) выработать основные направления решения проблем;

6) разработать комплекс мероприятий по решению проблем, увязанных с ресурсами, исполнителями и сроками;

7) обосновать предлагаемые мероприятия;

8) определить последовательность реализации мероприятий (необходимо выделить первоочередные мероприятия, мероприятия второй очереди и пер­спективные), обосновать предлагаемую последовательность реализации меро­приятий;

9) определить эффективность предлагаемого проекта.

Опыт в области решения проблем показывает, что наиболее трудным эта­пом является определение проблем и причин их возникновения. Сначала проблемы лучше сформулировать руководителю подгруппы, затем члены команды предлагают свои формулировки проблем, а также выявляют причи­ны их возникновения. Обобщенные формулировки проблем вносятся в про­ект перестройки.

После того, как проблемы соответствующим образом сформулированы, участники игры переходят к выдвижению идей перестройки. Следует предо­стеречь руководителя подгруппы от какой-либо оценки предлагаемых члена­ми команды идей на стадии их выдачи, даже в том случае, если они покажут­ся руководителю подгруппы абсурдными. Необходимо, чтобы каждый участ­ник деловой игры имел возможность обдумать все предложенные идеи. Пос­ле рассмотрения каждой идеи руководитель подгруппы подводит итоги об­суждения. Результаты вносятся в проект перестройки. Каждый этап разра­ботки проекта перестройки обсуждается с участием всех слушателей, и в проект перестройки вносится обоснованное коллективное решение.

В качестве самостоятельной проблемы можно рассмотреть разработку плана реализации мероприятий. При подготовке проекта перестройки необходимо обеспечить тесную взаимосвязь участников подгруппы, активную работу каж­дого.

На общем занятии учебной группы каждый руководитель проекта пред­ставляет вариант своей подгруппы, рассказывая и о тех проблемах и направ­лениях, которые рассматривались, но не были приняты (необходимо указать причину их отклонения). Оппонентами являются члены другой подгруппы. На основе общего обсуждения предложенных вариантов вырабатывается оп­тимальный вариант стратегии перестройки завода в новых условиях хозяй­ствования.


Деловые игры



Результаты деловой игры оцениваются по пятибалльной системе. Крите­риями оценки являются: доклад (содержательная сторона, четкость, лако­ничность, регламент); новизна мероприятий; обоснованность мероприятий; активность членов подгруппы в обосновании и защите предлагаемых меро­приятий.

Успешная деятельность менеджера во многом определяется умением со­здания своего рода алгоритма решения управленческих проблем (АРУП), то есть путем последовательности умственных действий руководителя, приво­дящих к решению проблем организационно-управленческой деятельности. Создание АРУП поможет облегчить менеджерам нахождение решения про­блем, сократит время поиска правильных решений.

Деловая игра предполагает определение логически обоснованной последо­вательности действий менеджера при выявлении, анализе и решении управ­ленческих проблем, освоение технологии групповой работы, выделение ситу­ационного лидера. Она показывает, как хорошая самоорганизация группы повышает эффективность ее деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: